» » » Об итогах летней оздоровительной кампании 2010 года

Об итогах летней оздоровительной кампании 2010 года


Российская Федерация
Письмо Роспотребнадзора от 25 ноября 2010 года № 01/16640-0-32
Об итогах летней оздоровительной кампании 2010 года
Принято
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
  1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, проанализировав итоги летней оздоровительной кампании 2010 года и данные формы государственного и ведомственного статистического наблюдения «Итоги летней оздоровительной кампании 2010 года в Российской Федерации», сообщает следующее.
  2. Генерирующей составляющей всей летней оздоровительной кампании 2010 года стало, прошедшее 8 июня 2010 года заседание Президиума Государственного совета под председательством Президента Российской Федерации.
  3. По итогам этого заседания был подготовлен Перечень поручений Президента Российской Федерации, основными из которых в части касающейся Роспотребнадзора были:
  4. - принять дополнительные меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в детских оздоровительных организациях при проведении летней оздоровительной кампании 2010 года;
  5. - представить предложения по совершенствованию порядка определения поставщиков продуктов питания детским оздоровительным организациям, направленные на обеспечение поставки качественных продуктов;
  6. - разработать комплекс мер, направленных на подготовку квалифицированных кадров, владеющих современными оздоровительными технологиями;
  7. - осуществить необходимые мероприятия для обеспечения комплексной безопасности во время перевозки детей к местам отдыха и обратно.
  8. Перечень поручений лег в основу Плана организационных и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по организации летнего отдыха детей и подростков (далее - План).
  9. Осуществление Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в ходе выполнения функций контроля (надзора) за организацией отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков на территории Российской Федерации было направлено на обеспечение благоприятных и безопасных условий для их отдыха и оздоровления.
  10. В целом во всех субъектах Российской Федерации, в период летних каникул, удалось реализовать План и тем самым сохранить и укрепить здоровье детей, а также расширить их адаптационные возможности.
  11. Необходимо отметить, что успешной реализации Плана способствовало поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, в соответствии с которым Роспотребнадзору было поручено провести внеплановые выездные проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность детских лагерей во время каникул, проверка которых не предусмотрена сводным планом проведения плановых проверок на 2010 год.
  12. По данным Роспотребнадзора (форма № 21 государственной статистической отчетности) в Российской Федерации в летнюю оздоровительную кампанию 2010 года функционировало 55 716 летних оздоровительных учреждений для детей и подростков, что на 2 384 учреждения меньше, чем в 2009 году (Воронежская область - на 556 учреждений, Свердловская область - на 353, Республика Саха - на 278, Республика Татарстан - на 212, Хабаровский край - на 201, Республик а Чувашия - на 171, московская область - на 156 и другие).
  13. Следует отметить ответственный и принципиальный подход к реализации поручений Президента Российской Федерации по организации летнего отдыха детей и подростков в Алтайском и Краснодарском краях, Волгоградской, Вологодской, Тверской, Ивановской и Кемеровской областях.
  14. Анализ представленных в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека организационно-плановых документов показал, что в большинстве субъектов Российской Федерации отсутствуют региональные целевые программы по развитию отдыха и оздоровления детей.
  15. Наличие таких программ было заявлено Республиками Коми, Марий Эл, Чувашия, Вологодской, Калужской, Курской, Ленинградской, Омской, Пензенской, Тульской, Ярославской областями, Забайкальским краем, Чукотским Автономным округом и другими.
  16. Подводя итоги летней оздоровительной кампании 2010 года, следует подчеркнуть, что основным показателем, определяющим результаты деятельности всех должностных лиц и специалистов, стал оздоровительный эффект, который получили и дети.
  17. Выраженный оздоровительный эффект отмечается у 83,7% детей (в 2009г. - 80,7%), слабый оздоровительный эффект получили - 14,1% детей (в 2009г. - 17,2%). Отсутствие оздоровительного эффекта отмечается у 2,2% детей (в 2009г. - 2,1%).
  18. По возрастным группам показатели оздоровительного эффекта составили:
  19. - дети младшего школьного возраста - выраженный оздоровительный эффект отмечается у 83,9% детей, слабый оздоровительный эффект получили - 14,0% детей. Отсутствие оздоровительного эффекта отмечается у 2,1% детей.
  20. - дети среднего школьного возраста - выраженный оздоровительный эффект отмечается у 84,4% детей, слабый оздоровительный эффект получили - 13,6% детей. Отсутствие оздоровительного эффекта отмечается у 2,0% детей.
  21. - дети старшего школьного возраста - выраженный оздоровительный эффект отмечается у 81,8% детей, слабый оздоровительный эффект получили - 15.4% детей. Отсутствие оздоровительного эффекта отмечается у 2,8% детей.
  22. За летнюю оздоровительную кампанию 2010 года отдохнуло 5 940 881 ребенок, что на 105 363 ребенка больше, чем в 2009 году.
  23. Вместе с тем, данный показатель на 234 261 детей меньше, чем было запланировано к работе в летнюю оздоровительную кампанию 2010 года (Республика Хакасия, Курская, Мурманская области и др.). На 1 июня 2010 года планировалось охватить в период летних каникул организованным отдыхом 6 190 937 детей.
  24. Качественная и количественная составляющие функционирования летних оздоровительных учреждений были обусловлены рядом причин, как организационного, так и природного характера.
  25. Тенденция к сокращению числа учреждений для отдыха и оздоровления детей и подростков сохранилась и в летнюю оздоровительную кампанию 2010 года. Так, по данным на 1 июня 2010 года к работе в летнюю оздоровительную кампанию 2010 года было запланировано 56 133 учреждений. Вместе с тем, отработали летнюю оздоровительную кампанию только 55 716 учреждений, что на 312 меньше, чем планировалось к работе в 2010 году (Республика Дагестан, Забайкальский край, Архангельская, Иркутская, Ивановская, Нижегородская, Владимирская, Тамбовская области, Ханты-Мансийский АО и другие).
  26. Безусловно, в перечне причин организационного плана несвоевременное проведение работ по подготовке лагерей к летнему сезону явилось определяющим.
  27. Эта причина стала основанием не только для того, чтобы оздоровительные учреждения не открылись в летнюю кампанию вообще, но вынуждала собственников переносить сроки заездов от нескольких дней до периода целой смены (Белгородская, Волгоградская, Курганская, Ленинградская, Новгородская и Саратовская области, Кабардино-Балкарская Республика, Забайкальский край).
  28. Эти показатели только подтверждают сохраняющуюся отрицательную тенденцию. За последние пять лет сократилось:
  29. - количество летних оздоровительных учреждений - на 6 тысяч;
  30. - число отдохнувших детей - на 1,6 млн.
  31. Основными причинами, ставшими основанием для этого стали:
  32. - своевременно не законченные ремонтные работы;
  33. - отсутствие достаточного финансирования у собственников;
  34. - смена собственника;
  35. - не реализованные путевки в подготовленные учреждения.
  36. Результаты контрольно-надзорных мероприятий, проведенных в 2010 году, свидетельствуют о том, что, не смотря на выданные всем учреждениям перед началом открытия санитарно-эпидемиологических заключений, отдельным администрациям не удалось обеспечить должное санитарно-эпидемиологическое благополучие.
  37. Неоднократно выявлялись факты несанкционированных открытий детских лагерей: спортивно-оздоровительный лагерь «Спартаковец» Некоммерческого партнерства «Люберецкий спортивный клуб обороны «Олимпиец» и оздоровительный лагерь ООО «Дружите.Ру» на базе ЗАО «Пансионат Дружба» (Московская область); палаточный лагерь «Живая вода», организованный МОУ ДПО «Межшкольный методический центр» с. Тюхтет Красноярского края (Республика Хакасия); палаточный лагерь «Тайгаград» (Ханты-Мансийский АО) и другие.
  38. В целом на весь ход летней оздоровительной кампании существенное влияние оказали и природные катаклизмы.
  39. Аномальная жара потребовала корректировки планов физкультурно-оздоровительной работы. Были максимально сокращены походы, спортивные занятия, другие массовые мероприятия, которые заменялись несвойственными для укрепления здоровья детей мероприятиями (ограничение пребывания на солнце, малоподвижные занятия).
  40. Стабильно высокая температура воздуха стала основанием и для внесения изменений в меню детей и подростков. Специалисты Роспотребнадзора вынуждено рекомендовали собственникам детских оздоровительных учреждений ограничить состав меню содержанием важных для детского организма скоропортящихся продуктов и, прежде всего молочных.
  41. В связи с пожароопасной ситуацией и прежде всего в самый критический ее период были закрыты (с эвакуацией детей) оздоровительные учреждения Воронежской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Рязанской, Саратовской областях, Республики Марий Эл.
  42. Из общего количества отработавших в 2010 году летних оздоровительных учреждений (55 716) по основным типам учреждения подразделялись следующим образом:
  43. - 43 100 учреждения с дневным пребыванием детей;
  44. - 2 519 загородные учреждения;
  45. - 365 детские санатории;
  46. - 473 санаторно-оздоровительные;
  47. - 9 259 прочие (профильные, палаточные, труда и отдыха).
  48. Анализ результатов контрольно-надзорных мероприятий показывает, что к началу летней оздоровительной кампании 2010 года нуждались:
  49. - в капитальном ремонте 328 (2009 год - 248) учреждений (в т.ч. 181 загородных, 2 санатория, 122 с дневным пребыванием, 23 прочие);
  50. - в косметическом ремонте 1479 (2009 год - 2 971) учреждений (в т.ч. 588 загородных, 9 санаториев, 836 с дневным пребыванием, 34 лагеря труда и отдыха, 12 лагеря семейного отдыха).
  51. Кроме того:
  52. - 2 789 - работали на привозной воде (2009 год - 2762);
  53. - 6538 - были оборудованы надворными туалетами (2009 год - 9 749);
  54. - 4 077 - не имели централизованного водоснабжения (2009 год - 4 143);
  55. - 4 385 - канализации (2009 год - 6 789).
  56. Слабая материально-техническая база ряда летних оздоровительных учреждений не позволяет решать вопросы качественной организации водоснабжения и питания детей.
  57. В ходе летней оздоровительной кампании в Российской Федерации специалистами Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации было обследовано 34 164 учреждение для отдыха и оздоровления детей, из которых в 5 713 (16,3%) были выявлены нарушения требований санитарного законодательства.
  58. Все недостатки в организации условий жизнедеятельности детей и подростков в лагерях были подтверждены данными лабораторно-инструментальных исследований.
  59. Так, из 74 816 исследований питьевой воды по микробиологическим показателям 2 827 (3,8%) проб не соответствовали требованиям санитарных норм и правил.
  60. По санитарно-химическим показателям исследовано 43 530 проб питьевой воды, из которых 3 548 (8,1%) - не соответствовали требованиям.
  61. Из открытых водоемов в местах купания было исследовано 6 159 проб воды по микробиологическим показателям, из которых 434 (7,0%) не соответствовала нормативам, а из бассейнов было исследовано 4 632 пробы воды по микробиологическим показателям, из которых 152 (3,3%) - не соответствовала нормативам.
  62. «Лидерами» по показателям неудовлетворительных результатов лабораторных исследований на объектах водоснабжения и водопользования стали: Республики Калмыкия, Коми, Тыва, Карачаево-Черкесская Республика, Владимирская, Волгоградская, Московская области, Забайкальский край и др.).
  63. При проведении контрольно-надзорных мероприятий за организацией питания специалистами Роспотребнадзора по Российской Федерации было отобрано 56 336 проб готовых блюд на микробиологические исследования, из которых 1 639 (2,9%) не соответствовали требованиям санитарного законодательства.
  64. На калорийность и соответствие химического состава блюд рецептуре было отобрано 47 133 проб, из которых 3 064 (6,5%) не соответствовало установленным требованиям
  65. При контроле за проводимой витаминизацией в целом было отобрано 9 085 проб, из которых 408 (4,5%) не соответствовало требованиям.
  66. Проведено 223 129 микробиологических исследований смывов на наличие санитарно-показательной микрофлоры (БГКП), из которых 7 801 (3,5%) дали положительные результаты.
  67. По показателям неудовлетворительных лабораторных исследований на объектах питания тоже есть свои «лидеры»: Карачаево-Черкесская Республика, Республика Тыва, Красноярский и Пермский края, Смоленская, Архангельская, Владимирская и др. области).
  68. Основные нарушения в период эксплуатации летних оздоровительных учреждений для отдыха и оздоровления детей и подростков связаны с организацией питания, водоснабжения и отсутствием должного контроля за работой летних оздоровительных учреждений со стороны и администрации данных учреждений и медицинского персонала.
  69. Формальный подход должностных лиц всех уровней к организации работы по сохранению и укреплению здоровья детей, отсутствие достаточной подготовки, а порой откровенная безответственность стали катализатором возникновения острых кишечных инфекций в летних оздоровительных учреждениях.
  70. За период с 2007 года по 2010 год число случаев массовых инфекционных заболеваний составило: 2007 - 8, 2008 - 14, 2009 - 6, 2010 - 12, количество пострадавших детей - 2007 - 412, 2008 - 532, 2009 - 157, 2010 - 186 и среднее количество пострадавших детей в одной вспышке - 2007 - 52, 2008 - 38, 2009 - 26, 2010-16.
  71. Основными причинами групповой и вспышечной заболеваемости из года в год являются:
  72. - нарушение сроков реализации пищевых продуктов;
  73. - не соблюдение питьевого режима;
  74. - использование в детском меню запрещенных продуктов (сметана для заправки салатов и майонез, сложные блюда, многокомпонентные салаты);
  75. - несвоевременная изоляция и госпитализация заболевших;
  76. - аварийные ситуации в сети энергоснабжения и как следствие несоблюдение технологии приготовления пищи;
  77. - аварии на канализационных и водопроводных сетях.
  78. За период летней оздоровительной кампании в 2010 году в детских оздоровительных учреждениях Российской Федерации зарегистрировано 12 очагов инфекционных болезней с общим числом пострадавших 188 человек, в том числе 186 детей. Если по среднему количеству пострадавших детей в одной вспышке (16 человек) 2010 год отмечается относительным благополучием, то по количеству очагов инфекционных болезней показатели нынешнего года в 1,8 раза превышают аналогичные показатели 2009 года.
  79. Из 12-ти групповых очагов в 2010 году (Республика Тыва, Рязанская, Тульская, Псковская, Омская, Астраханская области, Красноярский край, в том числе в лагерях ОАО «РЖД», расположенных на территории Иркутской и Амурской областей): 8 очагов острой кишечной инфекции (пищевые токсикоинфекции стафилококковой и энтеробактериальной этиологии, дизентерия, ротавирусные инфекции), 1 очаг гриппа и ОРВИ, 2 очага ветряной оспы, 1 очаг энтеровирусной инфекции.
  80. Особое место занимает случай групповой заболеваемости в п. Вардоне г. Сочи Краснодарского края среди детей «Специализированной детско-юношеской спортивной школы Олимпийского резерва» Белгородской области, в результате расследования которой выявлены грубейшие нарушения действующих нормативно-правовых документов.
  81. Ответственность за возникновение данной вспышки полностью лежит на Межведомственной комиссии и исполнительных органах образования Белгородской области.
  82. Управление Роспотребнадзора по Белгородской области и Департамент здравоохранения и социальной защиты Белгородской области о выезде группы проинформированы не были, так же не была направлена информация в Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю.
  83. Выезд детей на учебно-оздоровительный сбор осуществлялся на основании приказа Департамента образования Правительства Белгородской области.
  84. Группа детей в сопровождении взрослых в количестве 47 человек (в том числе 34 ребенка в возрасте от 5 до 14 лет и 13 взрослых, из них 15 детей - «Специализированной детско-юношеской спортивной школы Олимпийского резерва» Белгородской области под руководством тренера, остальные - 19 детей с родственниками) разместилась в частном домовладении с цементными полами и керамзитовыми стенами, покрытыми плесенью.
  85. Итогом санитарно-эпидемиологического расследования данной групповой инфекционной заболеваемости стали факты, свидетельствующие о нарушении всех существующих санитарно-эпидемиологических требований к организации размещения детей, их питания, а также организации режима тренировок, которые проводились в наиболее неблагоприятное время солнечной активности, что привело к резкому снижению адаптивных возможностей организма.
  86. В период летней оздоровительной кампании 2010 года ОАО «Федеральная пассажирская компания» перевезено 10 958 детских групп, 512 840 детей (за аналогичный период 2009г. - 12 453 группы, 585 206 детей). Для перевозки детей использовались 164 специально назначенных детских поезда (за аналогичный период 2009г. - 120 поездов). Управлением Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту совместно с ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» организован мониторинг перевозок детских групп.
  87. От общего количества перевезённых детей горячим питанием охвачено 58,0%, (за аналогичный период 2009г. - 55,0%), сухим пайком - 42,0% (за аналогичный период 2009г. - 45,0%).
  88. При мониторинге перевозок организованных детских коллективов выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологических правил по перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов:
  89. - по организации медицинского сопровождения (22 группы общей численностью 1016 детей не имели медицинского сопровождения или 0,2% от общего количества перевезённых детей - МО Управление Культуры Прокопьевского района, Прокопьевск, Кемеровская обл., Департамент образования УГСЗН МУ «Ледовый дворец» г. Салехард Ямало-Ненецкий автономный округу, Комитет образования г. Хантымансийск, Ханты-Мансийский автономный округ (в 2009 году - 0,2%);
  90. - по организации горячего питания для 93 групп, 3612 детей или 0,7% от количества перевезенных детей - Туристическая фирма «МД С-Тур», г. Ижевск, Республика Удмуртия, Школа для инвалидов (СКОШИ - 6 ВИД) г. Оренбург, (8 групп, 484 ребёнка), Республиканский центр туризма и отдыха Удмуртской Республики, санаторий объединения «Радуга», г. Москва, плавательный клуб «Аквамарин» г. Челябинск (в 2009 году - 0,5%).
  91. Неудовлетворительное санитарно-техническое состояние вагонов выявлено в пассажирских поездах формирования Северо-Западного, Северо-Кавказского, Приволжского, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского филиалов ОАО «ФПК».
  92. Среди детей в пути следования зарегистрировано 64 случая инфекционных болезней (за аналогичный период 2009г. - 79 случаев): 30 случаев ОРВИ, 5 случаев ротавирусной инфекции, 10 случаев острых респираторных заболеваний ВДП и НДП (тонзиллиты, ларингиты, пневмонии), 2 случая отита, 1 случай чесотки, 2 случая ПТИ, 1 случай гастроэнтерита, 1 случай ветряной оспы, 12 случаев стрептодермии. 88% случаев зарегистрировано при следовании из оздоровительных учреждений, 12% - при следовании к местам отдыха.
  93. По итогам обследования 36 541 детского оздоровительного учреждения и выявленным нарушениям было проведено 10 880 административных расследований, из которых передано в суды для принятия решения 382 дела. По 22 делам производство прекращено (Республика Башкортостан - 4, Республика Калмыкия - 4, Брянская область - 1, Сахалинская область - 5, Тамбовская область - 2, управление Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту -2).
  94. С ходатайством об административном приостановлении деятельности в суды было передано 54 материала, на основании которых работа 32 объектов была приостановлена (Приморский, Пермский, Забайкальский, Ставропольский края, Республики: Дагестан, Кабардино-Балкарская, Тыва; Брянская, Воронежская, Московская, Камчатская Новосибирская, Оренбургская, Пензенская, Саратовская, Свердловская области).
  95. В целом по выявленным нарушениям требований санитарного законодательства составлено 21 524 протокола об административных правонарушениях, из которых принято 21 126 решений о назначении административного наказания в виде штрафа на общую сумму штрафов, которая составила более 33 млн. рублей. В целом было отстранено от работы 760 сотрудников учреждений для отдыха и оздоровления детей.
  96. Итоги санитарно-эпидемиологического обеспечения летней оздоровительной кампании 2010 года очередной раз показали исключительно важную роль симбиоза основных организационных постулатов: анализа, прогнозирования санитарно-эпидемиологической обстановки и планирования санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
  97. Планирование профилактической работы мер по охране здоровья детей и подростков должно полностью увязываться с общими направле­ниями социальной политики государства.
  98. В этой связи, результатом планирования должно быть проведение профилактических и оздоровитель­ных мероприятий с учетом поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания об организации летнего отдыха детей и подростков в 2010 году и Плана организационных и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
  99. Крайне необходима обоснованность планов, основой которой должен стать анализ не столько реализованных в 2010 году мероприятий, сколько не реализованных.
  100. Предлагаемые должностным лицам, отвечающим за организацию летнего отдыха и оздоровления детей и подростков мероприятия должны носить комплексный характер и быть направлены на нейтрализацию основных причин и условий, возникновения и распространения заболеваний, связанных, в первую очередь, с загрязне­нием воды, территории, несоблюдением санитарных правил на объектах питания. Выполнение контрольных функций специалистами Роспотребнадзора должно быть требовательным и обоснованно жестким.
  101. В целях совершенствования профилактической составляющей, определяющей безопасный отдых детей, их оздоровление и занятость, а также подготовку детских оздоровительных учреждений к работе в летнюю оздоровительную кампанию 2011 года необходимо:
  102. 1. Управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту:
  103. 1.1. Обеспечить системный подход к планированию санитарно-противоэпидемиологической деятельности на основе анализа исходных материалов, прогнозирования, формирования мероприятий текущего (первоочередного) и перспективного планирования.
  104. 1.2. Совместно с управлениями образованием подготовить предложения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по разработке и реализации региональных целевых программ, направленных на сохранение материально-технической базы детских оздоровительных учреждений ее совершенствование, а также строительство новых учреждений.
  105. 1.3. Провести ревизию всех ранее выданных предписаний и принять меры по своевременной и обязательной реализации мероприятий, предусмотренных этими предписаниями.
  106. 2. Управлению Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту:
  107. 2.1. Принять меры по соблюдению санитарного законодательства при подготовке железнодорожного подвижного состава для перевозки детей, обратив особое внимание на:
  108. - санитарно-техническое состояние вагонов (вагонов-ресторанов),
  109. - качество гигиенической подготовки проводников, опыт их работы по сопровождению детских коллективов.
  110. 3. Главным врачам ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту оптимизировать работу по гигиеническому воспитанию и обучению специалистов, предназначенных для работы в детских оздоровительных учреждениях, с целью максимального их охвата в подготовительный перио.
  111. 3. Рекомендовать руководителям организаций и летних оздоровительных учреждений, независимо от их организационно-правовой формы и имеющих на балансе детские оздоровительные учреждения:
  112. - обеспечить в каждом оздоровительном учреждении соблюдение требований санитарного законодательства и создание благоприятных и безопасных условий для отдыха детей;
  113. - разработать по каждому оздоровительному учреждению перспективный план по развитию материально-технической базы, обеспечению их качественной питьевой водой, необходимым оборудованием и инвентарем в достаточном количестве и обеспечить 100% выполнение запланированных мероприятий;
  114. - принять дополнительные меры, направленные на соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания детей;
  115. - провести подготовительную работу по комплектованию каждого оздоровительного учреждения квалифицированными специалистами, имеющими специальное образование и опыт работы в детских учреждениях, прошедших предварительные медицинские осмотры и профессиональную гигиеническую подготовку;
  116. - обеспечить эффективный контроль за выполнением должностных обязанностей сотрудниками детских оздоровительных учреждений и повышение их исполнительской дисциплины.
  117. Руководитель
  118. Г.Г. Онищенко

Предыдущая новость - Письмо ВС РФ от 08 ноября 2010 года № 2

Следующая новость - О направлении памятки