Об итогах летней оздоровительной кампании 2010 года
- Принято
- Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, проанализировав итоги летней оздоровительной кампании 2010 года и данные формы государственного и ведомственного статистического наблюдения «Итоги летней оздоровительной кампании 2010 года в Российской Федерации», сообщает следующее.
- Генерирующей составляющей всей летней оздоровительной кампании 2010 года стало, прошедшее 8 июня 2010 года заседание Президиума Государственного совета под председательством Президента Российской Федерации.
- По итогам этого заседания был подготовлен Перечень поручений Президента Российской Федерации, основными из которых в части касающейся Роспотребнадзора были:
- - принять дополнительные меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в детских оздоровительных организациях при проведении летней оздоровительной кампании 2010 года;
- - представить предложения по совершенствованию порядка определения поставщиков продуктов питания детским оздоровительным организациям, направленные на обеспечение поставки качественных продуктов;
- - разработать комплекс мер, направленных на подготовку квалифицированных кадров, владеющих современными оздоровительными технологиями;
- - осуществить необходимые мероприятия для обеспечения комплексной безопасности во время перевозки детей к местам отдыха и обратно.
- Перечень поручений лег в основу Плана организационных и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по организации летнего отдыха детей и подростков (далее - План).
- Осуществление Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в ходе выполнения функций контроля (надзора) за организацией отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков на территории Российской Федерации было направлено на обеспечение благоприятных и безопасных условий для их отдыха и оздоровления.
- В целом во всех субъектах Российской Федерации, в период летних каникул, удалось реализовать План и тем самым сохранить и укрепить здоровье детей, а также расширить их адаптационные возможности.
- Необходимо отметить, что успешной реализации Плана способствовало поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, в соответствии с которым Роспотребнадзору было поручено провести внеплановые выездные проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность детских лагерей во время каникул, проверка которых не предусмотрена сводным планом проведения плановых проверок на 2010 год.
- По данным Роспотребнадзора (форма № 21 государственной статистической отчетности) в Российской Федерации в летнюю оздоровительную кампанию 2010 года функционировало 55 716 летних оздоровительных учреждений для детей и подростков, что на 2 384 учреждения меньше, чем в 2009 году (Воронежская область - на 556 учреждений, Свердловская область - на 353, Республика Саха - на 278, Республика Татарстан - на 212, Хабаровский край - на 201, Республик а Чувашия - на 171, московская область - на 156 и другие).
- Следует отметить ответственный и принципиальный подход к реализации поручений Президента Российской Федерации по организации летнего отдыха детей и подростков в Алтайском и Краснодарском краях, Волгоградской, Вологодской, Тверской, Ивановской и Кемеровской областях.
- Анализ представленных в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека организационно-плановых документов показал, что в большинстве субъектов Российской Федерации отсутствуют региональные целевые программы по развитию отдыха и оздоровления детей.
- Наличие таких программ было заявлено Республиками Коми, Марий Эл, Чувашия, Вологодской, Калужской, Курской, Ленинградской, Омской, Пензенской, Тульской, Ярославской областями, Забайкальским краем, Чукотским Автономным округом и другими.
- Подводя итоги летней оздоровительной кампании 2010 года, следует подчеркнуть, что основным показателем, определяющим результаты деятельности всех должностных лиц и специалистов, стал оздоровительный эффект, который получили и дети.
- Выраженный оздоровительный эффект отмечается у 83,7% детей (в 2009г. - 80,7%), слабый оздоровительный эффект получили - 14,1% детей (в 2009г. - 17,2%). Отсутствие оздоровительного эффекта отмечается у 2,2% детей (в 2009г. - 2,1%).
- По возрастным группам показатели оздоровительного эффекта составили:
- - дети младшего школьного возраста - выраженный оздоровительный эффект отмечается у 83,9% детей, слабый оздоровительный эффект получили - 14,0% детей. Отсутствие оздоровительного эффекта отмечается у 2,1% детей.
- - дети среднего школьного возраста - выраженный оздоровительный эффект отмечается у 84,4% детей, слабый оздоровительный эффект получили - 13,6% детей. Отсутствие оздоровительного эффекта отмечается у 2,0% детей.
- - дети старшего школьного возраста - выраженный оздоровительный эффект отмечается у 81,8% детей, слабый оздоровительный эффект получили - 15.4% детей. Отсутствие оздоровительного эффекта отмечается у 2,8% детей.
- За летнюю оздоровительную кампанию 2010 года отдохнуло 5 940 881 ребенок, что на 105 363 ребенка больше, чем в 2009 году.
- Вместе с тем, данный показатель на 234 261 детей меньше, чем было запланировано к работе в летнюю оздоровительную кампанию 2010 года (Республика Хакасия, Курская, Мурманская области и др.). На 1 июня 2010 года планировалось охватить в период летних каникул организованным отдыхом 6 190 937 детей.
- Качественная и количественная составляющие функционирования летних оздоровительных учреждений были обусловлены рядом причин, как организационного, так и природного характера.
- Тенденция к сокращению числа учреждений для отдыха и оздоровления детей и подростков сохранилась и в летнюю оздоровительную кампанию 2010 года. Так, по данным на 1 июня 2010 года к работе в летнюю оздоровительную кампанию 2010 года было запланировано 56 133 учреждений. Вместе с тем, отработали летнюю оздоровительную кампанию только 55 716 учреждений, что на 312 меньше, чем планировалось к работе в 2010 году (Республика Дагестан, Забайкальский край, Архангельская, Иркутская, Ивановская, Нижегородская, Владимирская, Тамбовская области, Ханты-Мансийский АО и другие).
- Безусловно, в перечне причин организационного плана несвоевременное проведение работ по подготовке лагерей к летнему сезону явилось определяющим.
- Эта причина стала основанием не только для того, чтобы оздоровительные учреждения не открылись в летнюю кампанию вообще, но вынуждала собственников переносить сроки заездов от нескольких дней до периода целой смены (Белгородская, Волгоградская, Курганская, Ленинградская, Новгородская и Саратовская области, Кабардино-Балкарская Республика, Забайкальский край).
- Эти показатели только подтверждают сохраняющуюся отрицательную тенденцию. За последние пять лет сократилось:
- - количество летних оздоровительных учреждений - на 6 тысяч;
- - число отдохнувших детей - на 1,6 млн.
- Основными причинами, ставшими основанием для этого стали:
- - своевременно не законченные ремонтные работы;
- - отсутствие достаточного финансирования у собственников;
- - смена собственника;
- - не реализованные путевки в подготовленные учреждения.
- Результаты контрольно-надзорных мероприятий, проведенных в 2010 году, свидетельствуют о том, что, не смотря на выданные всем учреждениям перед началом открытия санитарно-эпидемиологических заключений, отдельным администрациям не удалось обеспечить должное санитарно-эпидемиологическое благополучие.
- Неоднократно выявлялись факты несанкционированных открытий детских лагерей: спортивно-оздоровительный лагерь «Спартаковец» Некоммерческого партнерства «Люберецкий спортивный клуб обороны «Олимпиец» и оздоровительный лагерь ООО «Дружите.Ру» на базе ЗАО «Пансионат Дружба» (Московская область); палаточный лагерь «Живая вода», организованный МОУ ДПО «Межшкольный методический центр» с. Тюхтет Красноярского края (Республика Хакасия); палаточный лагерь «Тайгаград» (Ханты-Мансийский АО) и другие.
- В целом на весь ход летней оздоровительной кампании существенное влияние оказали и природные катаклизмы.
- Аномальная жара потребовала корректировки планов физкультурно-оздоровительной работы. Были максимально сокращены походы, спортивные занятия, другие массовые мероприятия, которые заменялись несвойственными для укрепления здоровья детей мероприятиями (ограничение пребывания на солнце, малоподвижные занятия).
- Стабильно высокая температура воздуха стала основанием и для внесения изменений в меню детей и подростков. Специалисты Роспотребнадзора вынуждено рекомендовали собственникам детских оздоровительных учреждений ограничить состав меню содержанием важных для детского организма скоропортящихся продуктов и, прежде всего молочных.
- В связи с пожароопасной ситуацией и прежде всего в самый критический ее период были закрыты (с эвакуацией детей) оздоровительные учреждения Воронежской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Рязанской, Саратовской областях, Республики Марий Эл.
- Из общего количества отработавших в 2010 году летних оздоровительных учреждений (55 716) по основным типам учреждения подразделялись следующим образом:
- - 43 100 учреждения с дневным пребыванием детей;
- - 2 519 загородные учреждения;
- - 365 детские санатории;
- - 473 санаторно-оздоровительные;
- - 9 259 прочие (профильные, палаточные, труда и отдыха).
- Анализ результатов контрольно-надзорных мероприятий показывает, что к началу летней оздоровительной кампании 2010 года нуждались:
- - в капитальном ремонте 328 (2009 год - 248) учреждений (в т.ч. 181 загородных, 2 санатория, 122 с дневным пребыванием, 23 прочие);
- - в косметическом ремонте 1479 (2009 год - 2 971) учреждений (в т.ч. 588 загородных, 9 санаториев, 836 с дневным пребыванием, 34 лагеря труда и отдыха, 12 лагеря семейного отдыха).
- Кроме того:
- - 2 789 - работали на привозной воде (2009 год - 2762);
- - 6538 - были оборудованы надворными туалетами (2009 год - 9 749);
- - 4 077 - не имели централизованного водоснабжения (2009 год - 4 143);
- - 4 385 - канализации (2009 год - 6 789).
- Слабая материально-техническая база ряда летних оздоровительных учреждений не позволяет решать вопросы качественной организации водоснабжения и питания детей.
- В ходе летней оздоровительной кампании в Российской Федерации специалистами Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации было обследовано 34 164 учреждение для отдыха и оздоровления детей, из которых в 5 713 (16,3%) были выявлены нарушения требований санитарного законодательства.
- Все недостатки в организации условий жизнедеятельности детей и подростков в лагерях были подтверждены данными лабораторно-инструментальных исследований.
- Так, из 74 816 исследований питьевой воды по микробиологическим показателям 2 827 (3,8%) проб не соответствовали требованиям санитарных норм и правил.
- По санитарно-химическим показателям исследовано 43 530 проб питьевой воды, из которых 3 548 (8,1%) - не соответствовали требованиям.
- Из открытых водоемов в местах купания было исследовано 6 159 проб воды по микробиологическим показателям, из которых 434 (7,0%) не соответствовала нормативам, а из бассейнов было исследовано 4 632 пробы воды по микробиологическим показателям, из которых 152 (3,3%) - не соответствовала нормативам.
- «Лидерами» по показателям неудовлетворительных результатов лабораторных исследований на объектах водоснабжения и водопользования стали: Республики Калмыкия, Коми, Тыва, Карачаево-Черкесская Республика, Владимирская, Волгоградская, Московская области, Забайкальский край и др.).
- При проведении контрольно-надзорных мероприятий за организацией питания специалистами Роспотребнадзора по Российской Федерации было отобрано 56 336 проб готовых блюд на микробиологические исследования, из которых 1 639 (2,9%) не соответствовали требованиям санитарного законодательства.
- На калорийность и соответствие химического состава блюд рецептуре было отобрано 47 133 проб, из которых 3 064 (6,5%) не соответствовало установленным требованиям
- При контроле за проводимой витаминизацией в целом было отобрано 9 085 проб, из которых 408 (4,5%) не соответствовало требованиям.
- Проведено 223 129 микробиологических исследований смывов на наличие санитарно-показательной микрофлоры (БГКП), из которых 7 801 (3,5%) дали положительные результаты.
- По показателям неудовлетворительных лабораторных исследований на объектах питания тоже есть свои «лидеры»: Карачаево-Черкесская Республика, Республика Тыва, Красноярский и Пермский края, Смоленская, Архангельская, Владимирская и др. области).
- Основные нарушения в период эксплуатации летних оздоровительных учреждений для отдыха и оздоровления детей и подростков связаны с организацией питания, водоснабжения и отсутствием должного контроля за работой летних оздоровительных учреждений со стороны и администрации данных учреждений и медицинского персонала.
- Формальный подход должностных лиц всех уровней к организации работы по сохранению и укреплению здоровья детей, отсутствие достаточной подготовки, а порой откровенная безответственность стали катализатором возникновения острых кишечных инфекций в летних оздоровительных учреждениях.
- За период с 2007 года по 2010 год число случаев массовых инфекционных заболеваний составило: 2007 - 8, 2008 - 14, 2009 - 6, 2010 - 12, количество пострадавших детей - 2007 - 412, 2008 - 532, 2009 - 157, 2010 - 186 и среднее количество пострадавших детей в одной вспышке - 2007 - 52, 2008 - 38, 2009 - 26, 2010-16.
- Основными причинами групповой и вспышечной заболеваемости из года в год являются:
- - нарушение сроков реализации пищевых продуктов;
- - не соблюдение питьевого режима;
- - использование в детском меню запрещенных продуктов (сметана для заправки салатов и майонез, сложные блюда, многокомпонентные салаты);
- - несвоевременная изоляция и госпитализация заболевших;
- - аварийные ситуации в сети энергоснабжения и как следствие несоблюдение технологии приготовления пищи;
- - аварии на канализационных и водопроводных сетях.
- За период летней оздоровительной кампании в 2010 году в детских оздоровительных учреждениях Российской Федерации зарегистрировано 12 очагов инфекционных болезней с общим числом пострадавших 188 человек, в том числе 186 детей. Если по среднему количеству пострадавших детей в одной вспышке (16 человек) 2010 год отмечается относительным благополучием, то по количеству очагов инфекционных болезней показатели нынешнего года в 1,8 раза превышают аналогичные показатели 2009 года.
- Из 12-ти групповых очагов в 2010 году (Республика Тыва, Рязанская, Тульская, Псковская, Омская, Астраханская области, Красноярский край, в том числе в лагерях ОАО «РЖД», расположенных на территории Иркутской и Амурской областей): 8 очагов острой кишечной инфекции (пищевые токсикоинфекции стафилококковой и энтеробактериальной этиологии, дизентерия, ротавирусные инфекции), 1 очаг гриппа и ОРВИ, 2 очага ветряной оспы, 1 очаг энтеровирусной инфекции.
- Особое место занимает случай групповой заболеваемости в п. Вардоне г. Сочи Краснодарского края среди детей «Специализированной детско-юношеской спортивной школы Олимпийского резерва» Белгородской области, в результате расследования которой выявлены грубейшие нарушения действующих нормативно-правовых документов.
- Ответственность за возникновение данной вспышки полностью лежит на Межведомственной комиссии и исполнительных органах образования Белгородской области.
- Управление Роспотребнадзора по Белгородской области и Департамент здравоохранения и социальной защиты Белгородской области о выезде группы проинформированы не были, так же не была направлена информация в Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю.
- Выезд детей на учебно-оздоровительный сбор осуществлялся на основании приказа Департамента образования Правительства Белгородской области.
- Группа детей в сопровождении взрослых в количестве 47 человек (в том числе 34 ребенка в возрасте от 5 до 14 лет и 13 взрослых, из них 15 детей - «Специализированной детско-юношеской спортивной школы Олимпийского резерва» Белгородской области под руководством тренера, остальные - 19 детей с родственниками) разместилась в частном домовладении с цементными полами и керамзитовыми стенами, покрытыми плесенью.
- Итогом санитарно-эпидемиологического расследования данной групповой инфекционной заболеваемости стали факты, свидетельствующие о нарушении всех существующих санитарно-эпидемиологических требований к организации размещения детей, их питания, а также организации режима тренировок, которые проводились в наиболее неблагоприятное время солнечной активности, что привело к резкому снижению адаптивных возможностей организма.
- В период летней оздоровительной кампании 2010 года ОАО «Федеральная пассажирская компания» перевезено 10 958 детских групп, 512 840 детей (за аналогичный период 2009г. - 12 453 группы, 585 206 детей). Для перевозки детей использовались 164 специально назначенных детских поезда (за аналогичный период 2009г. - 120 поездов). Управлением Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту совместно с ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» организован мониторинг перевозок детских групп.
- От общего количества перевезённых детей горячим питанием охвачено 58,0%, (за аналогичный период 2009г. - 55,0%), сухим пайком - 42,0% (за аналогичный период 2009г. - 45,0%).
- При мониторинге перевозок организованных детских коллективов выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологических правил по перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов:
- - по организации медицинского сопровождения (22 группы общей численностью 1016 детей не имели медицинского сопровождения или 0,2% от общего количества перевезённых детей - МО Управление Культуры Прокопьевского района, Прокопьевск, Кемеровская обл., Департамент образования УГСЗН МУ «Ледовый дворец» г. Салехард Ямало-Ненецкий автономный округу, Комитет образования г. Хантымансийск, Ханты-Мансийский автономный округ (в 2009 году - 0,2%);
- - по организации горячего питания для 93 групп, 3612 детей или 0,7% от количества перевезенных детей - Туристическая фирма «МД С-Тур», г. Ижевск, Республика Удмуртия, Школа для инвалидов (СКОШИ - 6 ВИД) г. Оренбург, (8 групп, 484 ребёнка), Республиканский центр туризма и отдыха Удмуртской Республики, санаторий объединения «Радуга», г. Москва, плавательный клуб «Аквамарин» г. Челябинск (в 2009 году - 0,5%).
- Неудовлетворительное санитарно-техническое состояние вагонов выявлено в пассажирских поездах формирования Северо-Западного, Северо-Кавказского, Приволжского, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского филиалов ОАО «ФПК».
- Среди детей в пути следования зарегистрировано 64 случая инфекционных болезней (за аналогичный период 2009г. - 79 случаев): 30 случаев ОРВИ, 5 случаев ротавирусной инфекции, 10 случаев острых респираторных заболеваний ВДП и НДП (тонзиллиты, ларингиты, пневмонии), 2 случая отита, 1 случай чесотки, 2 случая ПТИ, 1 случай гастроэнтерита, 1 случай ветряной оспы, 12 случаев стрептодермии. 88% случаев зарегистрировано при следовании из оздоровительных учреждений, 12% - при следовании к местам отдыха.
- По итогам обследования 36 541 детского оздоровительного учреждения и выявленным нарушениям было проведено 10 880 административных расследований, из которых передано в суды для принятия решения 382 дела. По 22 делам производство прекращено (Республика Башкортостан - 4, Республика Калмыкия - 4, Брянская область - 1, Сахалинская область - 5, Тамбовская область - 2, управление Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту -2).
- С ходатайством об административном приостановлении деятельности в суды было передано 54 материала, на основании которых работа 32 объектов была приостановлена (Приморский, Пермский, Забайкальский, Ставропольский края, Республики: Дагестан, Кабардино-Балкарская, Тыва; Брянская, Воронежская, Московская, Камчатская Новосибирская, Оренбургская, Пензенская, Саратовская, Свердловская области).
- В целом по выявленным нарушениям требований санитарного законодательства составлено 21 524 протокола об административных правонарушениях, из которых принято 21 126 решений о назначении административного наказания в виде штрафа на общую сумму штрафов, которая составила более 33 млн. рублей. В целом было отстранено от работы 760 сотрудников учреждений для отдыха и оздоровления детей.
- Итоги санитарно-эпидемиологического обеспечения летней оздоровительной кампании 2010 года очередной раз показали исключительно важную роль симбиоза основных организационных постулатов: анализа, прогнозирования санитарно-эпидемиологической обстановки и планирования санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
- Планирование профилактической работы мер по охране здоровья детей и подростков должно полностью увязываться с общими направлениями социальной политики государства.
- В этой связи, результатом планирования должно быть проведение профилактических и оздоровительных мероприятий с учетом поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания об организации летнего отдыха детей и подростков в 2010 году и Плана организационных и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
- Крайне необходима обоснованность планов, основой которой должен стать анализ не столько реализованных в 2010 году мероприятий, сколько не реализованных.
- Предлагаемые должностным лицам, отвечающим за организацию летнего отдыха и оздоровления детей и подростков мероприятия должны носить комплексный характер и быть направлены на нейтрализацию основных причин и условий, возникновения и распространения заболеваний, связанных, в первую очередь, с загрязнением воды, территории, несоблюдением санитарных правил на объектах питания. Выполнение контрольных функций специалистами Роспотребнадзора должно быть требовательным и обоснованно жестким.
- В целях совершенствования профилактической составляющей, определяющей безопасный отдых детей, их оздоровление и занятость, а также подготовку детских оздоровительных учреждений к работе в летнюю оздоровительную кампанию 2011 года необходимо:
- 1. Управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту:
- 1.1. Обеспечить системный подход к планированию санитарно-противоэпидемиологической деятельности на основе анализа исходных материалов, прогнозирования, формирования мероприятий текущего (первоочередного) и перспективного планирования.
- 1.2. Совместно с управлениями образованием подготовить предложения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по разработке и реализации региональных целевых программ, направленных на сохранение материально-технической базы детских оздоровительных учреждений ее совершенствование, а также строительство новых учреждений.
- 1.3. Провести ревизию всех ранее выданных предписаний и принять меры по своевременной и обязательной реализации мероприятий, предусмотренных этими предписаниями.
- 2. Управлению Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту:
- 2.1. Принять меры по соблюдению санитарного законодательства при подготовке железнодорожного подвижного состава для перевозки детей, обратив особое внимание на:
- - санитарно-техническое состояние вагонов (вагонов-ресторанов),
- - качество гигиенической подготовки проводников, опыт их работы по сопровождению детских коллективов.
- 3. Главным врачам ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту оптимизировать работу по гигиеническому воспитанию и обучению специалистов, предназначенных для работы в детских оздоровительных учреждениях, с целью максимального их охвата в подготовительный перио.
- 3. Рекомендовать руководителям организаций и летних оздоровительных учреждений, независимо от их организационно-правовой формы и имеющих на балансе детские оздоровительные учреждения:
- - обеспечить в каждом оздоровительном учреждении соблюдение требований санитарного законодательства и создание благоприятных и безопасных условий для отдыха детей;
- - разработать по каждому оздоровительному учреждению перспективный план по развитию материально-технической базы, обеспечению их качественной питьевой водой, необходимым оборудованием и инвентарем в достаточном количестве и обеспечить 100% выполнение запланированных мероприятий;
- - принять дополнительные меры, направленные на соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания детей;
- - провести подготовительную работу по комплектованию каждого оздоровительного учреждения квалифицированными специалистами, имеющими специальное образование и опыт работы в детских учреждениях, прошедших предварительные медицинские осмотры и профессиональную гигиеническую подготовку;
- - обеспечить эффективный контроль за выполнением должностных обязанностей сотрудниками детских оздоровительных учреждений и повышение их исполнительской дисциплины.
- Руководитель
- Г.Г. Онищенко