Письмо Минфина РФ от 22 ноября 2010 года № 03-11-06/2/178
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос:
- 1. Бюджетное учреждение в середине года преобразуется путем изменения его типа в автономное. В пятидневный срок со дня создания автономным учреждением подано заявление в налоговый орган о переходе на УСН.
- Вправе ли налоговый орган отказать в переходе на УСН на основании того, что автономное учреждение не является вновь созданным?
- Вправе ли автономное учреждение применять УСН с даты его преобразования, руководствуясь нормой п. 2 ст. 346.13 НК РФ, действующей в отношении вновь созданных учреждений?
- 2. Бюджетное учреждение преобразуется путем изменения его типа на автономное с 1 января 2011 г. и планирует применять УСН. Для этих целей учреждением в период с 1 октября по 30 ноября 2010 г. подано заявление в налоговый орган с указанием сведений о размере дохода за 9 месяцев 2010 г., об остаточной стоимости основных средств и о среднесписочной численности работников.
- Правомерен ли отказ налогового органа в применении УСН с 1 января 2011 г. на том основании, что на момент подачи заявления учреждение является бюджетным? Вправе ли преобразованное автономное учреждение применять УСН с 1 января 2011 г.?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письма по вопросам, связанным с порядком применения автономными учреждениями упрощенной системы налогообложения, и на основании информации, изложенной в письмах, сообщает следующее.
- Согласно пп. 17 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не вправе применять упрощенную систему налогообложения бюджетные учреждения.
- При этом институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом (п. 1 ст. 11 Кодекса).
- В соответствии с п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ.
- Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
- Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.
- Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных учредителем средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон об автономных учреждениях)).
- Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.
- Так, в силу положений ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
- Автономное учреждение представляет собой некоммерческую организацию, созданную Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 2 Закона об автономных учреждениях). В соответствии со ст. 6 Закона об автономных учреждениях учредителем автономного учреждения является государство (в лице Российской Федерации или субъекта Российской Федерации) или муниципальное образование.
- Переход на упрощенную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 Кодекса (п. 1 ст. 346.11 Кодекса).
- Вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 346.13 Кодекса).
- В этом случае организация может применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки ее на учет в налоговом органе, обозначенной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. Данный порядок перехода на упрощенную систему налогообложения распространяется также на организации, созданные путем реорганизации.
- Реорганизация юридического лица возможна в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (п. 4 ст. 57 ГК РФ).
- С учетом того, что при реорганизации юридического лица в форме слияния, разделения, выделения и преобразования возникают новые юридические лица, они могут перейти на упрощенную систему налогообложения с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
- Одновременно следует отметить, что согласно п. 14 ст. 5 Закона об автономных учреждениях создание автономного учреждения путем изменения типа существующего бюджетного учреждения не является его реорганизацией. В таком случае вносятся соответствующие изменения в устав. Устав должен отвечать требованиям, установленным ст. 7 Закона об автономных учреждениях.
- Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, в регистрирующий орган представляется в том числе заявление по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 N 212.
- В связи с этим при изменении типа государственного учреждения в налоговый орган представляется Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
- Таким образом, при изменении типа бюджетного учреждения на автономное осуществляется государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, при этом государственная регистрация нового юридического лица не осуществляется, соответственно, новое юридическое лицо не возникает.
- Учитывая изложенное, автономное учреждение, созданное путем изменения типа бюджетного учреждения, не вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на основании п. 2 ст. 346.13 Кодекса.
- Кроме того, сообщаем, что согласно гл. 26.2 Кодекса переход на упрощенную систему налогообложения осуществляется в заявительном порядке, не требующем письменного подтверждения налогового органа.
- При этом автономное учреждение, созданное в течение года путем изменения типа бюджетного учреждения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения и перейти на нее с начала календарного года в установленном гл. 26.2 Кодекса порядке.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 22.11.2010