Вопрос: ...ООО осуществляет деятельность по распространению наружной рекламы. ООО считает необоснованное завышение корректирующего коэффициента К2 нарушением п. 3 ст. 3 НК РФ. При установлении коэффициента К2 представительные органы муниципальных районов зачастую не исследуют особенности ведения предпринимательской деятельности. Некоторые органы местного самоуправления и суды при рассмотрении дел об оспаривании экономически необоснованно установленного коэффициента К2 исходят из того, что п. 3 ст. 3 НК РФ относится к налогу, а не к его составляющей. Применяется ли п. 3 ст. 3 НК РФ исключительно в отношении налога или распространяется в том числе на коэффициент К2, установленный в целях применения системы налогообложения в виде ЕНВД? (Письмо Минфина РФ от 02.11.2010 N 03-11-06/3/152)
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос: Согласно п. 3 ст. 346.26 НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга устанавливаются виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится ЕНВД, и значения коэффициента К2.
- Система налогообложения в виде ЕНВД обязательна для применения налогоплательщиками, осуществляющими виды деятельности, установленные в п. 2 ст. 346.26 НК РФ, к которым, в частности, относится распространение наружной рекламы.
- ООО осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере распространения наружной рекламы на территории РФ. Значение корректирующего коэффициента К2 напрямую влияет на интересы ООО в сфере распространения наружной рекламы. Необоснованно завышенный корректирующий коэффициент К2 снижает прибыль, получаемую ООО от его деятельности, увеличивая расходы, которые несет ООО по исполнению заключенных им договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, делает экономически нецелесообразным дальнейшее капиталовложение в развитие рынка распространения наружной рекламы.
- В связи с изложенным ООО считает необоснованное завышение корректирующего коэффициента К2 нарушением п. 3 ст. 3 НК РФ, которым установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
- Однако при установлении вышеуказанного корректирующего коэффициента К2 представительными органами муниципальных районов зачастую не исследуется совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности по распространению рекламы, в том числе величина доходов, особенности места размещения средств наружной рекламы, площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения и др.
- Как отмечается в Письме Минэкономразвития России от 14.04.2010 N Д05-1093, развитие малого и среднего предпринимательства в РФ является одним из ключевых элементов современной рыночной системы хозяйствования, частью общей политики государства в сфере экономики.
- Правительство РФ, стараясь создать все необходимые условия для развития малого и среднего предпринимательства в России, включило развитие малого и среднего предпринимательства в Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 года.
- Введение дополнительных и необоснованных обременений, ухудшающих материально-финансовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства, является неприемлемым. Увеличение К2 должно быть мотивировано и иметь исключительное экономическое основание. Учитывая изложенное, Минэкономразвития России отмечает возможность урегулирования данного вопроса в судебном порядке.
- При этом согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определениях от 09.04.2001 N 82-О и от 16.11.2006 N 475-О, по своей правовой природе ЕНВД представляет собой специальный налоговый режим в сфере малого и среднего предпринимательства, при котором уплата большинства федеральных, региональных и местных налогов и сборов заменяется единым платежом; такое законодательное регулирование не направлено на ухудшение положения налогоплательщиков и не должно приводить к этому, поскольку при установлении и исчислении единого налога обеспечивается такой принцип налогового законодательства, как учет фактической способности налогоплательщика к уплате налога.
- Учитывая изложенное, определение размера корректирующего коэффициента К2 в пределах, установленных п. 7 ст. 346.29 НК РФ, не может быть осуществлено произвольно, без учета совокупности особенностей ведения предпринимательской деятельности, что обусловлено требованиями п. 3 ст. 3 НК РФ о необходимости проведения соответствующего экономического обоснования.
- Данное обоснование имеет существенное значение для правильного разрешения спора в суде, поскольку установление коэффициента К2 в отсутствие экономического обоснования может не выполнять своего корректирующего назначения, а исчисленный таким образом ЕНВД не будет отвечать требованиям ст. 3 НК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.07.2009 N 3703/09).
- Проблема заключается в том, что некоторые органы местного самоуправления и суды при рассмотрении дел об оспаривании экономически необоснованно установленного коэффициента К2 исходят из того, что требование п. 3 ст. 3 НК РФ относится к налогу, а не к его составляющей. Согласно этой позиции корректирующий коэффициент К2 является составляющей величиной ЕНВД и поэтому п. 3 ст. 3 НК РФ применению в отношении установления К2 не подлежит.
- Применяется ли п. 3 ст. 3 НК РФ исключительно в отношении налога или распространяется в том числе и на коэффициенты, его составляющие, в частности К2?
- Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 2 ноября 2010 г. N 03-11-06/3/152
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросам, изложенным в нем, сообщает следующее.
- В соответствии с п. 1 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
- Исходя из ст. 17 Кодекса налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
- Обращаем внимание, что согласно ст. 18 Кодекса специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных ст. ст. 13 - 15 Кодекса.
- Так, ст. 346.29 Кодекса установлено, что объектом налогообложения для применения единого налога на вмененный доход признается вмененный доход налогоплательщика.
- Налоговой базой для исчисления суммы единого налога на вмененный доход признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
- При этом базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1 и К2.
- С 1 января 2006 г. в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2004 N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
- В соответствии с указанным Законом значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и на календарный год могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно.
- Согласно п. 6 ст. 346.29 Кодекса корректирующий коэффициент К2 определяется как произведение установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности факторов, предусмотренных ст. 346.27 Кодекса.
- При установлении нормативными правовыми актами значения коэффициента К2 могут быть учтены такие особенности ведения предпринимательской деятельности, например, как сезонность, режим работы, место осуществления деятельности и другие особенности на соответствующих территориях.
- Учитывая изложенное, по вопросу о возможности понижения значений корректирующего коэффициента базовой доходности К2 следует обращаться в представительный орган муниципального образования, на территории которого осуществляется предпринимательская деятельность, подлежащая налогообложению единым налогом на вмененный доход.