Письмо Минфина РФ от 30 ноября 2010 года № 03-03-06/1/745
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос: Одним из основных видов деятельности организации является разработка программного обеспечения и последующее предоставление на регулярной основе неисключительных прав его использования различным организациям по долгосрочным договорам (от трех до десяти лет) на передачу неисключительных прав с условием единовременного платежа и выставлением акта на весь срок использования программного обеспечения.
- В соответствии с учетной политикой организация учитывает доходы по методу начисления и квалифицирует получаемые по таким договорам доходы как доходы от реализации согласно п. 1 ст. 249 НК РФ.
- Учитывая то, что договоры предоставления неисключительных прав являются долгосрочными, вправе ли организация на основании п. 2 ст. 271 НК РФ равномерно распределить полученный доход от реализации неисключительных прав в течение срока действия лицензионного договора и в соответствующей доле учитывать его в целях налога на прибыль на последний день отчетного (налогового) периода?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли единовременно полученных доходов от передачи на срок от трех до десяти лет неисключительных прав на использование программы для ЭВМ и сообщает следующее.
- Сумма вознаграждения по лицензионному договору, по которому передаются неисключительные права на использование программы для ЭВМ, в целях налогообложения прибыли учитывается либо в составе внереализационных доходов (п. 5 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)), либо как доходы от реализации в том случае, если предоставление в пользование неисключительных прав на объекты интеллектуальной собственности является для налогоплательщика одним из видов деятельности (п. 1 ст. 249 Кодекса).
- В соответствии с п. 1 ст. 271 Кодекса в целях гл. 25 Кодекса при методе начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.
- Пунктом 3 ст. 271 Кодекса установлено, что для доходов от реализации, если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса, датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с п. 1 ст. 39 Кодекса, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату.
- Для внереализационных доходов в виде лицензионных платежей (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности датой получения дохода признается дата осуществления расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 4 ст. 271 Кодекса).
- Исходя из положений ст. ст. 271 и 272 Кодекса распределение доходов с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов предусмотрено Кодексом в следующих случаях:
- - по доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам;
- - если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем;
- - по производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг).
- Каждое из указанных обстоятельств является самостоятельным основанием для распределения налогоплательщиком в налоговом учете доходов с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
- При этом, как это предусмотрено ст. 318 Кодекса, принципы и методы, в соответствии с которыми распределяется доход от реализации, должны быть утверждены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.
- Одновременно сообщаем, что в соответствии со ст. 34.2 Кодекса Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Консультирование указанных лиц по выбору наиболее оптимального для налогоплательщика порядка уплаты налога, проведение экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, методик оценки показателей хозяйственной деятельности этих лиц, а также оценка конкретных хозяйственных операций к обязанностям Минфина России не относятся.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 30.11.2010