Письмо Минфина РФ от 09 ноября 2010 года № 03-03-06/1/699
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос: Стратегическая организация оборонно-промышленного комплекса в октябре 2009 г. получила субсидию из федерального бюджета с целью предупреждения банкротства в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.05.2008 N 368 и Распоряжением от 15.09.2009 N 1341-р на погашение задолженности по налогам и сборам. Включается ли в налоговую базу по налогу на прибыль субсидия, полученная из федерального бюджета?
- Ответ:
- В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрен запрос по вопросу налогообложения средств в виде субсидий, выделяемых из федерального бюджета стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса с целью предупреждения банкротства, на уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей, не подлежащих реструктуризации в установленном порядке, и сообщается следующее.
- Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, поименованы в ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), их перечень является исчерпывающим.
- Подпунктом 21 п. 1 ст. 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации.
- Из положений данной нормы следует, что в целях налогообложения прибыли не учитываются доходы в виде сумм кредиторской задолженности по уплате налогов и сборов не только при их списании, но и в случаях уменьшения иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации.
- Уменьшение сумм кредиторской задолженности может быть результатом или списания сумм кредиторской задолженности вследствие прощения долга, или погашения такой задолженности путем перечисления денежных средств должником или за должника.
- Что касается уменьшения сумм кредиторской задолженности по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов иным образом, то полагаем, что данная норма распространяется на случаи погашения налогоплательщиком указанной задолженности за счет субсидий, выделенных на эти цели в соответствии с решением Правительства Российской Федерации.
- Порядок и условия предоставления в 2010 г. субсидий из федерального бюджета стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса определены в Правилах предоставления в 2010 г. из федерального бюджета субсидий стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса с целью предупреждения банкротства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2008 N 368 (далее - Правила).
- В соответствии с указанными Правилами субсидии стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса, в отношении которых арбитражным судом не возбуждено дело о банкротстве, предоставляются на погашение в порядке, установленном ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, задолженности по заработной плате, по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей, не подлежащих реструктуризации в установленном порядке, либо по уплате денежных обязательств, подтвержденных вступившими в законную силу судебными актами. Субсидии организациям, в отношении которых арбитражным судом введена процедура внешнего управления, предоставляются на погашение требований кредиторов в соответствии со ст. 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и планом внешнего управления.
- Согласно данным Правилам получателями субсидий являются стратегические организации оборонно-промышленного комплекса, включенные в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 N 1009, и (или) в перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 1226-р, при условии включения указанных организаций в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2004 N 96.
- Учитывая вышеизложенное, считаем, что стратегические организации оборонно-промышленного комплекса, включенные в вышеуказанные перечни стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, получившие субсидии из федерального бюджета на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 07.05.2008 N 368 на погашение задолженности по уплате налогов и сборов, вправе не учитывать их для целей налогообложения прибыли на основании пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ.
- При этом обращаем внимание, что согласно положению п. 33 ст. 270 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются расходы в виде сумм налогов, начисленных в бюджеты различных уровней, в случае если такие налоги ранее были включены налогоплательщиком в состав расходов, при списании кредиторской задолженности налогоплательщика по этим налогам в соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ.
- Следовательно, ранее включенные организацией в соответствии с положениями пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке налоги, сборы и иные обязательные платежи, на уплату которых в соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации выделяются субсидии, подлежат восстановлению в составе внереализационных доходов.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 09.11.2010