О законодательной инициативе Костромской областной Думы по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона «О внесении изменений в статью 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
- Принято
- 18 декабря 2001 года
Костромской областной Думой
- В соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации Костромская областная Дума постановляет:
- 1. Внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (прилагается).
- 2. Направить настоящее постановление и указанный законопроект в законодательные (представительные) органы государственной власти Российской Федерации с просьбой о поддержке.
- 3. Поручить председателю комитета Костромской областной Думы по государственному и муниципальному строительству И.В.Прудникову представлять Костромскую областную Думу при рассмотрении указанного проекта закона в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
- 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на руководителя аппарата Костромской областной Думы Н.И.Бутареву.
- 5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
- Председатель Костромской
- областной Думы
- А.И.БЫЧКОВ
- Проект
- Внесен Костромской
- областной Думой
- РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
- О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 30 УГОЛОВНО
- ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Внести в часть вторую статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; N 30, ст. 3020, 3029; N 44, ст. 4298; 2003, N 27, ст. 2700, 2706; N 50, ст. 4847; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 1, ст. 13; 2006, N 28, ст. 2975, 2976; N 31, ст. 3452) следующие изменения:
- 1) пункт 1 изложить в следующей редакции:
- "1) судья Федерального суда общей юрисдикции - уголовные дела обо всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2-5 настоящей части;";
- 2) пункт 3 изложить в следующей редакции:
- "3) коллегия из трех судей Верховного Суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа - уголовные дела о преступлениях, указанных в части третьей статьи 31 настоящего Кодекса, при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со статьей 231 настоящего Кодекса;";
- 3) дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:
- "3.1) коллегия из трех судей Верховного Суда Российской Федерации -уголовные дела о преступлениях, указанных в части четвертой статьи 31 настоящего Кодекса, при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со статьей 231 настоящего Кодекса;".
- Президент
- Российской Федерации
- В.В.ПУТИН
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- к проекту Федерального закона "О внесении
- изменений в статью 30 Уголовно-процессуального
- кодекса Российской Федерации"
- В пункте 3 части 2 статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена новая для российского уголовного судопроизводства норма, устанавливающая, что уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания, рассматриваются коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции. Данная норма была призвана обеспечить дальнейшую демократизацию уголовного процесса, и заменить существовавший прежде порядок рассмотрения отдельных категорий дел судьей с участием двух народных заседателей.
- В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 18 декабря 2001 г. N 177-ФЗ "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", пункт 3 части 2 статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации введен в действие с 1 января 2004 года. В этой связи была увеличена штатная численность федеральных районных и городских судов (из расчета не менее трех судей в каждом суде данного уровня), позволяющая обеспечить рассмотрение уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, при наличии ходатайства обвиняемого, коллегиями из трех судей.
- Однако практика работы районных и городских судов Костромской области за 2004-2006 гг. показала, что данная норма оказалась невостребованной, а содержание в штате ряда районных судов трех единиц федеральных судей - неоправданным.
- Так, за 2006 год правом на заявление ходатайства о коллегиальном рассмотрении дела воспользовались лишь 4 обвиняемых, что составляет 0,09% от числа привлеченных к уголовной ответственности. А всего за весь указанный период времени правом на заявление ходатайства о коллегиальном рассмотрении дела воспользовались 10 обвиняемых, что составляет 0,08% от общего числа привлеченных к уголовной ответственности за три года. В большинстве городских и районных судов Костромской области такие ходатайства вообще не заявлялись. Как видно из публикуемых Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации статистических данных, аналогичная ситуация имеет место и в других регионах страны.
- Таким образом, для рассмотрения уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях вполне достаточным является состав суда в виде федерального судьи городского, районного суда единолично.
- В этой связи предлагается внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации изменения, устраняющие обязанность рассмотрения уголовных дел в городских, районных и приравненных к ним судах коллегией из трех судей, что позволит использовать высвободившуюся штатную численность федеральных судей для укрепления кадрового состава федеральных районных судов областного центра и федеральных судов крупных городов и районов области, в которых нагрузка на судей превышает установленные нормы.
- В то же время, возможность рассмотрения дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, подсудных вышестоящим судам, коллегией из трех судей следует сохранить в судах субъектов Российской Федерации, приравненных им судах, и в Верховном Суде Российской Федерации.
- Председатель Костромской
- областной Думы
- А.И.БЫЧКОВ
- ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
- к проекту Федерального закона "О внесении
- изменений в статью 30 Уголовно-процессуального
- кодекса Российской Федерации"
- Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
- ПЕРЕЧЕНЬ
- актов федерального законодательства, подлежащих признанию
- утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению
- либо принятию в связи с принятием Федерального закона
- "О внесении изменений в статью 30 Уголовно
- процессуального кодекса Российской Федерации"
- Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов федерального законодательства.