Ярославская область
Решение от 03 марта 2010 года № 06-03/57-09
В отношении УГИБДД УВД по ЯО, Департамента образования Ярославской области
По делу № 06-03/57-09
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
03 марта 2010 года
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
03 марта 2010 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
с участием:
от Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД по Ярославской области (далее – УГИБДД) – .,
от Департамента образования Ярославской области (далее – Департамент) – ,
от Негосударственного образовательного учреждения «Учебно-технический центр «Техник-Авто» (далее – НОУ «УТЦ «Техник-Авто», Заявитель) - ,
рассмотрев 17 февраля 2010 года дело № 06-03/57-09 о нарушении Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД по Ярославской областипункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Департаментом образования Ярославской области пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
Установила:
23.10.2009 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области поступило обращение Заявителя, в котором он сообщает, что незаконные действия сотрудников УГИБДД по необоснованному вменению НОУ «УТЦ «Техник-Авто» в Акте обследования материально-технической базы нарушений Требований к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств различных категорий, по их оснащению техническими средствами (утвержденных Министерством образования и науки РФ), привели к отказу Департамента данному хозяйствующему субъекту в выдаче лицензии на осуществление образовательной деятельности, вследствие чего Заявитель вынужден был остановить свою деятельность, что привело к значительным убыткам для организации.
Представитель УГИБДД нарушения антимонопольного законодательства не признал и пояснил, что обязательным условием получения лицензия на осуществляемый Заявителем вид деятельности является выполнение Требованийк образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств различных категорий, по их оснащению техническими средствами, утвержденных 12.12.2008 Министерством образования и науки РФ и согласованных с Министерством транспорта РФ и Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения РФ (далее – Требования), которые являются локальным нормативным правовым актом. Данные Требования были направлены Главным государственным инспекторам безопасности дорожного движения по субъектам РФ для руководства и исполнения с 01.07.2009. Действия УГИБДД по обследованию материально-технической базы НОУ УТЦ «Техник-Авто» на соответствие Требованиям являлись законными, так как сотрудники УГИБДД действовали во исполнение обязательных для них указаний Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения РФ по вопросу обследования материально-технической базы на соответствие Требованиям.
Представитель Департамента пояснил, что Заявителем в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 277, наряду с другими документами представлен акт обследования материально-технической базы Первым межрайонным экзаменационным отделом УГИБДД, согласно которому ни учебные помещения, ни учебная площадка, ни учебные транспортные средства не соответствуют Требованиям, что позволило в дальнейшем экспертной комиссии сделать вывод об отсутствии у НОУ УТЦ «Техник-Авто» необходимых условий для организации образовательной деятельности по заявленной им программе. В соответствии с пунктом 23 вышеуказанного Положения отрицательное заключение экспертной комиссии, установившей несоответствие условий образовательного процесса, предлагаемых соискателем лицензии, лицензионным требованиям и условиям, является основанием для отказа в выдаче лицензии.
Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.
В соответствии с положением о Департаменте, утвержденным постановлением Администрации Ярославской области от 31.01.2007 № 29, Департамент является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим управление в сфере образования, обеспечивающим проведение законодательно закрепленных принципов государственной политики и осуществляющим исполнительно-распорядительную и контрольно-надзорную деятельность в сфере дошкольного, общего, начального и среднего профессионального и дополнительного образования с учетом региональных особенностей на всей территории Ярославской области.
В соответствии с пунктом 2.5. вышеуказанного положения Департамент является уполномоченным органом, осуществляющим полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе по лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений, расположенных на территории Ярославской области, по всем реализуемым ими образовательным программам, за исключением учреждений, лицензирование и аккредитация которых отнесена к полномочиям федеральных органов государственной власти по лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений.
УГИБДД в связи с функциями и задачами, возложенными на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения, в соответствии с подпунктом «б» пункта 11 Положения о ГИБДД МВД России, утвержденным Указом Президента РФ от 15.06.1998 № 711, осуществляет выдачу заключений соискателям лицензий на осуществление образовательной деятельности при подготовке водителей автомототранспортных средств о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям.
В соответствии с частями 6,7 статьи 33 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии.
Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 277 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности, устанавливающее порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений, образовательных организаций, созданных в иных организационно-правовых формах, реализующих в соответствии с законодательством Российской Федерации основные и (или) дополнительные образовательные программы, а также программы профессиональной подготовки. Пунктом 10 данного Положения установлен перечень документов, представляемых соискателем для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности.
Согласно подпункту «д» пункта 10 при подготовке (переподготовке) водителей автотранспортных средств представляется заключение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации о соответствии учебно-материальной базы соискателя лицензии установленным требованиям.
Соответствующие Требования утверждены Минобрнауки России, согласованы с Минтрансом России, МВД России и направлены для использования в практической деятельности руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования и Главным государственным инспекторам безопасности дорожного движения по субъектам РФ письмом от 30.12.2008. В данном письме предписана необходимость довести Требования до сведения руководителей образовательных учреждений и организаций, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей транспортных средств, и выдачу соответствующих заключений осуществлять с 01.07.2009 года с учетом указанных Требований.
Письмом УГИБДД от 07.02.2009 года № 91/358 Заявителю были направлены Требования, а также разъяснено, что с 01.07.2009 года выдача соответствующих заключений о соответствии учебно-материальной базы для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности, связанной с подготовкой водителей транспортных средств, будет осуществляться с учетом данных Требований. Заявитель данные документы получил 17.02.2009 года.
Как установлено материалами дела, Заявитель в связи с истечением срока действия лицензии обратился в Департамент с заявлением о выдаче лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам подготовки водителей автотранспортных средств категории «В». К необходимым документам также был приложен акт комиссионного обследования 1 МЭО УГИБДД материально-технической базы Заявителя от 23.07.2009 которым установлено несоответствие учебных помещений, учебной площадки и учебных транспортных средств Требованиям (а именно – отсутствует аппаратно-программный комплекс тестирования и развития психофизических качеств; отсутствует перекресток, пешеходный переход, железнодорожный переезд, дорожные знаки, светофор и иные технические средства организации дорожного движения, дорожная разметка; отсутствуют аппаратно-программные комплексы, обеспечивающие аудио-видео наблюдение за проезжей частью, контрольно-измерительными приборами, основными и дополнительными органами управления автомобилем, действиями кандидата в водители и мастера производственного обучения (экзаменатора), регистрацию и хранение полученной информации).
Заключением комиссии по экспертизе условий осуществления образовательной деятельности от 18.09.2009 года, утвержденным 22.09.2009 года директором ГУ ЯО «Центр лицензирования образовательной деятельности» Кургузовым С.Л., на основании представленных для экспертизы документов обследования материальной базы и средств обеспечения образовательного процесса установлено, что НОУ УТЦ «Техни-Авто» не имеет необходимых условий для организации образовательной деятельности по заявленной программе.
На основании указанного заключения комиссии пунктом 7 приказа Департамента от 25.09.2009 года № 383/01-03 Заявителю отказано в выдаче лицензии на право ведения образовательной деятельности.
Таким образом, очевидно, что отказ Департамента в выдаче лицензии был основан на несоблюдении Заявителем Требований к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств различных категорий, по их оснащению техническими средствами.
В соответствии с пунктом 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Спорные Требования государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ не проходили, в официальных изданиях опубликованы не были.
В настоящее время на основании письма Министерства юстиции РФ от 10.07.2009 г. № 01/7697-ДК, а также в связи с представлением Генеральной прокуратуры РФ от 29.08.2009 № 72/1-640-2009 Приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2009 № 680 Требования отменены. Таким образом, отменяя указанные Требования, министерство образования и науки РФ признало нарушение порядка их установления.
Учитывая вышеизложенное, комиссия приходит к выводу о том, что сотрудники УГИБДД при составлении акта обследования материально-технической базы НОУ УТЦ «Техник-Авто» не могли использовать Требования в качестве нормативно правового документа, устанавливающего обязательные для исполнения требования к хозяйствующим субъектам, занимающимся определенным видом деятельности.
Каких-либо иных нарушений, кроме нарушений Требований, ни актом обследования, ни заключением комиссии по экспертизе условий осуществления образовательной деятельности от 18.09.2009 года в действиях Заявителя не установлено, поэтому указанное обстоятельство (нарушение Требований) и явилось единственным основанием для выдачи отрицательных заключений как 1 МЭО УГИБДД, так и комиссией по экспертизе условий осуществления образовательной деятельности.
На основании решения комиссии по экспертизе условий осуществления образовательной деятельности Департаментом принят приказ от 25.09.2009 № 383/01-03, пунктом 7 которого НОУ УТЦ «Техник-Авто» отказано в выдаче лицензии на право ведения образовательной деятельности.
Органам власти, перечисленным в статье 15 Закона о защите конкуренции, пунктом 2 части 1 этой статьи запрещено необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов. В качестве такого препятствования Комиссия расценивает необоснованное применение УГИБДД к НОУ УТЦ «Техник-Авто» требований к его материально-технической базе, которые не предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации, и необоснованный отказ Департамента в выдаче лицензии НОУ УТЦ «Техник-Авто» на право ведения образовательной деятельности.
Таким образом, необоснованное применение УГИБДД к НОУ УТЦ «Техник-Авто» требований к его материально-технической базе, а также отказ Департаментом данному хозяйствующему субъекту в выдаче лицензии на право ведения образовательной деятельности привели к невозможности осуществления НОУ УТЦ «Техник-Авто» своей хозяйственной деятельности.
Исследовав материалы дела, Комиссия пришла к выводу о том, что основания для выдачи предписаний в адрес УГИБДД и Департамента отсутствуют, поскольку спорные Требования в настоящее время отменены.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
Решила:
1.Признать Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД по Ярославской области нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2.Признать Департамент образования по Ярославской области нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.