» » » По делу 06-03/02-10. Ярославская область. В отношении Главы Брейтовского МР в связи с добровольным устранением нарушения

- Консультации и защита в суде по гражданским и уголовным делам, помощь при ДТП, ведение бракоразводных процессов, раздела имущества и др. -

По делу 06-03/02-10. Ярославская область. В отношении Главы Брейтовского МР в связи с добровольным устранением нарушения


Ярославская область
Решение от 10 марта 2010 года № 06-03/02-10
В отношении Главы Брейтовского МР в связи с добровольным устранением нарушения
По делу № 06-03/02-10
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
10 марта 2010 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
., при участии:
- от Главы Брейтовского муниципального района Ярославской области – (по доверенности);
- от заинтересованного лица - Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Брейтовское» (далее - МУП ЖКХ «Брейтовское») - представитель не явился, надлежащее уведомление о времени и месте рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства имеется в материалах дела, рассмотрев на заседании 03.03.2010 дело № 06-03/02-10, возбужденное по признакам нарушения Главой Брейтовского муниципального района Ярославской области пунктов 2, 5 части 1 статьи 15, части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
Установила:
дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по инициативе Ярославского УФАС России на основании фактов, содержащих признаки нарушения пунктов 2, 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, установленных в ходе исполнения поручения ФАС России № ИА/33111 от 10.12.2008, выразившихся в принятии ПостановленияГлавы Брейтовского муниципального районаот 17.09.2007 № 504 «Об утверждении Положения о специализированной службе по вопросам похоронного дела Брейтовского муниципального района» (Приложение № 1 «Положение о специализированной службе по вопросам похоронного дела Брейтовского муниципального района»), которое приводит или может привести к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному препятствованию осуществления деятельности хозяйствующими субъектами, установлению для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, а также в наделении хозяйствующего субъекта функциями и правами органов местного самоуправления.
Представитель Главы на заседании Комиссии, а также в письменном отзыве исх. № 186 от 25.02.2010 представил следующие пояснения по предмету рассматриваемого дела.
В представлении прокурора района, поступившего в Администрацию Брейтовского муниципального района в августе 2007 года, содержалось требование о создании специализированной службы. В связи с тем, что в районе не было финансовых средств для создания отдельной специализированной службы, специализированная служба по вопросам похоронного дела была создана на базе МУП ЖКХ «Брейтовское» без образования юридического лица. Согласно пункту 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к компетенции сельских поселений. Постановлением Главы Брейтовского муниципального района от 24.02.2010 № 79 Положение о специализированной службе по вопросам похоронного дела, утвержденное постановлением Главы Брейтовского муниципального района от 17.09.2007 № 504, отменено.
Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.
В соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения, городского округа, муниципального района относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Как установлено Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами государственной власти, а также органами местного самоуправления с учетом соблюдения гарантий, сформулированных в главе 2 Закона о погребении. Так, одной из гарантий является создание специализированных служб, которые уполномочены оказывать услуги по погребению, включенные в гарантированный перечень услуг, на безвозмездной основе (статья 25 Закона о погребении).
Институт специализированных служб был введен федеральным законодательством (статьями 9 и 25 Закона о погребении, Указом Президента Российской Федерации от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших») в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказания близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.
При этом специализированной службе возмещаются расходы по факту каждого захоронения из бюджета за счет сумм не выплачиваемого социального пособия на погребение. Статья 10 Закона о погребении предусматривает, что родственники умершего, осуществившие погребение за счет собственных средств, вправе получить социальное пособие на погребение. Гражданам, пользовавшимся услугами на безвозмездной основе, социальное пособие на погребение не выплачивается. Следовательно, Закон о погребении предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой, так и осуществление погребения за свой счет с последующим получением социального пособия. В последнем случае лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут быть оказаны ритуальные услуги (в том числе иуслуги по погребению) любым лицом, оказывающим данного рода услуги и организующим свою деятельность в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения согласно статье 17 Закона о погребении. Иначе следовало бы признать, что у родственников умершего отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги, т. е. ограничиваются гражданские права последних.
Статьей 25 Закона о погребении закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, заключающиеся в создании органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Вместе с тем, данная норма не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, и что иные лица лишены права заниматься деятельностью по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг.
Понятие иных лиц Законом о погребении не определяется. В соответствии с подразделом 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации под лицами подразумеваются как физические, так и юридические лица. Услуги по погребению, в том числе, осуществление захоронения умерших и изготовление могил, могут оказывать как частные лица (юридические и физические), так и специально созданные организации - специализированные службы по вопросам похоронного дела.
Статьей 6 Закона о погребении установлено, что в случае мотивированного отказа кого-либо из указанных в статье 5 Закона о погребении лиц от исполнения волеизъявления умершего, оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Системное толкование норм законодательства, а также Постановления Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 23.09.2008 № 120027/27 позволяет сделать вывод о том, что статус специализированных служб, создаваемых с целью оказания гарантированного перечня услуг, не может служить основанием предоставления предприятию исключительного права на оказание всего комплекса ритуальных услуг, а также передачи полномочий органа местного самоуправления.
Согласно положениям статьи 20 Устава Брейтовского муниципального района Глава Брейтовского муниципального района является органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения.
Как установлено статьей 31 Устава Любимского муниципального района систему муниципальных правовых актов Любимского муниципального района образуют:
а) Устав Любимского муниципального района;
б) правовые акты, принятые на местном референдуме;
в) нормативные и иные правовые акты Собрания представителей Любимского муниципального района;
г) правовые акты, подписываемые председателем Собрания представителей Любимского муниципального района;
д) правовые акты Главы Любимского муниципального района (постановления и распоряжения (статья 36 Устава)).
ПостановлениемГлавы Брейтовского муниципального районаот 17.09.2007 № 504 «Об утверждении Положения о специализированной службе по вопросам похоронного дела Брейтовского муниципального района» утверждено Приложение № 1 Положение о специализированной службе по вопросам похоронного дела Брейтовского муниципального района, (далее - Положение о специализированной службе).
В соответствии с пунктами 1, 2 Положения о специализированной службе, специализированная служба по вопросам похоронного дела Брейтовского муниципального района не является юридическим лицом, а входит в структуру МУП ЖКХ «Брейтовское».
Согласно пункту 4 Положения о специализированной службе исключительную компетенцию специализированной службы составляют:
- захоронение и перезахоронение тел умерших (погибших);
- захоронение невостребованных тел умерших (погибших);
- предоставление услуг по погребению на безвозмездной основе в соответствии с гарантированным перечнем, установленным Законом о погребении;
- предоставление участков для погребения;
- организация похоронного обслуживания и ведение соответствующей документации;
- своевременная подготовка могил и регистрационных знаков;
- соблюдение установленных санитарных норм и порядка погребения;
- содержание в надлежащем порядке воинских и мемориальных захоронений;
- выполнение иных действий, предусмотренных действующим законодательством.
Таким образом, вышеуказанную деятельность на территории Брейтовского муниципального района Ярославской области может осуществлять только МУП ЖКХ «Брейтовское», имеющее структурное подразделение - специализированную службу.Предприятие, наделенное административно-властными полномочиями (предоставление участков для погребения, организация похоронного обслуживания и ведение соответствующей документации), имеет возможность регулировать процесс оказания ритуальных услуг по своему усмотрению. Следовательно, иные хозяйствующие субъекты, действующие на рынке оказания ритуальных услуг, имеют ограниченную возможность самостоятельно оказывать полный перечень ритуальных услуг, а родственники умершего ограничены в своем праве на выбор организации, оказывающей такие услуги.
Таким образом, своими действиями в части принятия Положения о специализированной службе, Глава Брейтовского муниципального района нарушил требования части 1 статьи 15, части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещающей федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, устанавливать для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, а также наделять хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.
В ходе рассмотрения дела, Комиссией установлено, что Главой Брейтовского муниципального района предприняты действия по устранению нарушения в добровольном порядке, а именно:
- 24.02.2010 изданопостановление главы Брейтовского муниципального района от 24.02.2010 № 79 «Об отмене Положения о специализированной службе по вопросам похоронного дела, утвержденного постановлением главы Брейтовского муниципального района от 17.09.2007 № 504».
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктом 1 частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
Решила:
1.Признать Главу Брейтовского муниципального района нарушившим пункты 2, 5 части 1 статьи 15, часть 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2.Рассмотрение дела № 06-03/02-10 о нарушении Главой Брейтовского муниципального района пунктов 2, 5 части 1 статьи 15, части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства лицом, совершившим такое нарушение.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Предыдущая новость - По делу 05-02/29Ж-10. Ярославская область. О признании жалобы ЗАО «Р-Фарм» на действия ГУЗ ЯО «Областная клиническая больница», уполномоченного органа — ДГЗ ЯО и аукционной комиссии при проведении отк ...

Следующая новость - Постановление от 10 марта 2010 года. Ярославская область. Об учреждении премий Губернатора области для победителей регионального конкурса «Школа года»


Свежие новости в Законодательстве РФ

Обобщена практика прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов власти в 2013 году
Так, прокурорами оспорено более 2,6 тыс. противоречащих федеральному законодательству региональных нормативных правовых актов и около 122 тыс. муниципальных нормативных правовых актов....подробнее

При Минэкономразвития России создан Экспертный совет по контрактным отношениям
Он призван усовершенствовать систему госзакупок....подробнее

С 1 апреля 2014 года увеличатся размеры социальных пенсий
Средний размер пенсий будет обеспечен на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в целом по России....подробнее

Букмекеров могут обязать направлять часть выручки на финансирование физической культуры и спорта
Предлагается установить целевые отчисления в размере до 10% от выручки организатора азартных игр в букмекерской конторе и тотализаторе....подробнее

Недельная инфляция в России составила 0,2%
Такие данные обнародованы Росстатом....подробнее

Разработаны требования к антитеррористической защищенности общественных мест
В частности, предлагается оборудовать все общественные места системой видеомониторинга и инженерными средствами, препятствующими несанкционированному въезду на их территорию транспортных средств....подробнее