Ярославская область
Постановление от 15 апреля 2011 года № 245-П
О Концепции межведомственного взаимодействия в процессе сопровождения одаренных детей в Ярославской области
Принято
Правительством Ярославской области
Правительством Ярославской области
В целях реализации государственной политики в интересах одаренных детей и организации межведомственного взаимодействия в процессе сопровождения одаренных детей в Ярославской области Правительство области
Постановляет:
1.Утвердить прилагаемую Концепцию межведомственного взаимодействия в процессе сопровождения одаренных детей в Ярославской области.
2.Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Костина В.Г.
3.Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор
Ярославской области
С.А.ВАХРУКОВ
Приложение
к Постановлению от 15 апреля 2011 года № 245-П .
Концепция
к Постановлению от 15 апреля 2011 года № 245-П .
Концепция
Концепция межведомственного взаимодействия в процессе сопровождения одаренных детей в ярославской области
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года, национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", утвержденной Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. N Пр-271, материалами заседания президиумов Государственного совета Российской Федерации, Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству и Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию от 22.04.2010 одним из основных направлений работы, проводимой одновременно с реализацией федерального государственного образовательного стандарта общего образования, является развитие системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления. В национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" акцентируется внимание на необходимости многообразия форм и содержания образования в новой образовательной системе для развития потенциала разных типов одаренности и склонностей детей, а работа по развитию системы поддержки талантливых детей определяется как одна из основных составляющих развития общего образования.
Обращение к проблеме целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью на уровне государства обусловлено многими кардинальными переменами, происходящими в социально-экономическом развитии нашей страны. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Реализовать эту потребность возможно только путем сохранения и преумножения интеллектуального потенциала страны. Именно одаренные дети дают уникальную возможность российскому обществу компенсировать потребность в экстенсивном воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса. Именно они - национальное достояние, которое надо беречь и которому надо помогать. Поэтому важной задачей современного образования в России является сохранение и развитие творческого потенциала личности.
Последний период социально-экономического развития нашей страны характеризуется интеграционными процессами, позволяющими создавать новые условия для образования детей не только в отдельной школе или учреждении дополнительного образования детей, учреждении культуры, спорта, но и в рамках системы более высокого порядка - в муниципальной или региональной системах образования, муниципальном и региональном пространствах. Одаренный ребенок в процессе своего развития выходит за рамки учреждения, выбирает услуги, оказываемые другими типами образовательных учреждений системы образования, культуры и спорта.
Решение этой проблемы актуализирует необходимость формирования инновационного образовательного пространства региона на основе межведомственного взаимодействия систем образования, культуры, спорта, работы с молодежью, что позволит создать новые условия и средства, способствующие развитию одаренных и талантливых детей в регионе.
2.АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии с Законом Ярославской области от 8 октября 2009 г. N 50-з "О гарантиях прав ребенка в Ярославской области" и областной целевой программой "Семья и дети Ярославии", утвержденной постановлением Правительства области от 23.12.2010 N 1000-п "Об областной целевой программе "Семья и дети Ярославии" на оды" (далее - областная целевая программа "Семья и дети Ярославии"), управление по социальной и демографической политике Правительства области (далее - управление по социальной и демографической политике), департамент образования Ярославской области (далее - департамент образования), департамент культуры Ярославской области (далее - департамент культуры), департамент по делам молодежи, физической культуре и спорту Ярославской области (далее - департамент по делам молодежи, физической культуре и спорту) реализуют комплекс мер по созданию условий для выявления и поддержки одаренных детей и их творческого развития, повышению квалификации специалистов, работающих с одаренными детьми.
В Ярославской области основные направления работы с одаренными детьми и молодежью реализуют образовательные учреждения разных типов: дошкольные, общеобразовательные, учреждения дополнительного образования детей (далее - УДОД), учреждения начального и среднего профессионального образования, а также учреждения культуры, физической культуры и спорта. С одаренными детьми в системе образования работают 114 УДОД, в том числе 7 государственных и 107 муниципальных; 8 гимназий, 14 школ с углубленным изучением предметов, 4 лицея, 74 школы с обучением на профильном уровне. Система образовательных учреждений сферы культуры включает 38 муниципальных УДОД (детских музыкальных, художественных школ и школ искусств), 3 государственных образовательных учреждения среднего профессионального образования (музыкальное, художественное училища и училище культуры), 1 федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (театральный институт). В сфере физической культуры и спорта работает 65 спортивных школ.
Координацию работы с одаренными детьми в системе образования осуществляют: государственное учреждение дополнительного образования детей Ярославской области "Центр образования школьников "Олимп" (далее - Центр "Олимп"), государственное образовательное автономное учреждение Ярославской области "Центр детей и юношества" (далее - Центр детей и юношества), государственное образовательное учреждение Ярославской области "Центр детско-юношеского технического творчества", государственное образовательное учреждение Ярославской области "Центр детского и юношеского туризма и экскурсий", государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Ярославской области "Центр развития творчества детей и юношества".
В системе культуры координатором работы с одаренными детьми выступает государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области "Учебно-методический и информационный центр работников культуры и искусства Ярославской области" (далее - Учебно-методический и информационный центр работников культуры и искусства), в системе физической культуры и спорта - государственное учреждение Ярославской области "Центр спортивной подготовки "Школа высшего спортивного мастерства", государственное образовательное учреждение Ярославской области "Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва".
Осуществляется финансовая поддержка УДОД из областного бюджета на обеспечение уставной деятельности, а также целевое финансирование инновационных проектов системы дополнительного образования детей, областного конкурса педагогических проектов по работе с одаренными детьми.
Реализуется областная целевая программа "Семья и дети Ярославии", в которой предусмотрены средства на поддержку участия одаренных детей во всероссийских, межрегиональных, международных мероприятиях. Ежегодно проводится более 450 областных творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад, конференций, выставок, мастер-классов, спортивных соревнований для 52 тысяч обучающихся.
В системе художественного образования постоянно проводятся открытые областные конкурсы пианистов им. А.Д. Львовой, Алексея Наседкина, исполнителей на духовых и народных инструментах им. В.Н. Городовской, на струнно-смычковых инструментах, на ударных инструментах "Отражение в ритме", конкурсы детского творчества "Восходящие звездочки", "Кладовая радости", вокальные и хоровые конкурсы, олимпиады по музыкально-теоретическим дисциплинам, истории искусств. Реализуются комплексные проекты: летняя творческая школа "Взгляд на мир через культуру", мастер-классы "Урок дает маэстро", Ярославская летняя фортепианная академия "ЛЯ-ФА". Ежегодно на конкурсной основе формируется команда Ярославской области для участия в молодежных Дельфийских играх России.
Осуществляется олимпиадное движение, организатором и координатором которого выступает Центр "Олимп". Накоплен опыт реализации программ по развитию одаренности: программа Центра детей и юношества "Одаренные дети", Ярославская городская программа "Открытие" и другие.
Более 15000 обучающихся Ярославской области занимаются исследовательской деятельностью. Ежегодно организуются областные летние профильные лагеря для 2000 детей. Выплачивается 60 ежемесячных стипендий Губернатора области одаренным детям и 60 поощрительных премий их педагогам-наставникам, премии Губернатора области выпускникам, окончившим школу с золотой медалью, 28 ежемесячных стипендий департамента образования, 45 ежегодных областных стипендий департамента культуры для обучающихся и студентов образовательных учреждений культуры.
Создана интернет-система "Одаренные дети". Государственное учреждение Ярославской области "Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании" (далее - Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании) выполняет функции специализированного учреждения по работе с одаренными детьми в Центральном федеральном округе.
Развивается система подготовки и повышения квалификации кадров, работающих с одаренными детьми, на базе: государственного образовательного учреждения Ярославской области "Институт развития образования", Центра "Олимп", Центра детей и юношества, Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании, Учебно-методического и информационного центра работников культуры и искусства, федераций и союзов по видам спорта. Подготовлена и издана серия брошюр, сборников статей по работе с одаренными детьми.
На территории области проводились мероприятия федерального уровня: заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по физике и математике, Первенство России по автомодельному спорту, Всероссийский лагерь туристов-краеведов, ежегодная Российская научная конференция школьников "Открытие", международный фестиваль детского анимационного кино "Золотая рыбка", Шестые молодежные Дельфийские игры России, серия турниров и чемпионатов федерального и межрегионального уровня по видам спорта и другие.
Вместе с тем проведенный анализ позволил выявить проблемы, главной из которых является отсутствие системности и межведомственного взаимодействия в организации сопровождения развития одаренных детей на территории Ярославской области, в том числе:
- недостаточно организована межведомственная и внутриотраслевая интеграция в работе с одаренными детьми;
- недостаточно выстроены связи в структуре регион - муниципальное образование - образовательное учреждение, обеспечивающие непрерывное социально-педагогическое сопровождение одаренного ребенка в социуме и регионе;
- отсутствует система в подготовке педагогических и управленческих кадров разных ведомств к организации сопровождения развития одаренного ребенка;
- слабо ведется работа по организации взаимодействия с родителями в вопросах поддержки и сопровождения одаренности;
- недостаточно осуществляется мотивационная поддержка работы с одаренными детьми в регионе;
- не отработана система диагностических процедур и методов, направленных на выявление одаренных детей, отсутствует мониторинг их продвижения в социуме и регионе;
- не создана информационная база сопровождения одаренных детей в регионе.
По результатам проведенного анализа выявлена потребность в разработке модели процесса сопровождения одаренных детей, позволяющей отобразить региональные особенности этой деятельности, а именно:
- сформировать социальный заказ и региональную идею развития одаренных детей, направленную на получение социального и экономического эффекта в развитии Ярославской области;
- согласовать общее понимание одаренности, договориться, на каком уровне и с какими детьми будет организована работа: с одаренными, с признаками одаренности или интеллектуальной элитой;
- создать ресурсные центры на базе учреждений разных ведомств региона, имеющих возможности в обеспечении отдельных направлений работы с одаренными детьми;
- найти новые формы и методы сопровождения одаренных детей, разработать "сквозные" программы работы с одаренными детьми в регионе;
- создать экспериментальные площадки по отработке новых технологий социально-педагогического адресного сопровождения одаренных детей;
- организовать систематическую пропаганду детских достижений в социуме через средства массовой информации;
- определить критерии и показатели эффективности процесса сопровождения развития одаренных детей в регионе.
Результаты анализа с учетом возможностей и особенностей социально-экономического развития Ярославской области вошли в основу данной Концепции.
3.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В РЕГИОНЕ
Цели межведомственного взаимодействия:
- обеспечить системный подход к участию способных и одаренных детей, подростков, молодежи Ярославской области в массовых мероприятиях (олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях и других) различного уровня, направленных на выявление дарований и расширение возможностей для их самореализации и совершенствования способностей;
- разработать механизмы оценки эффективности работы с одаренными детьми в условиях взаимодействия учреждений различных ведомств;
- создать единую информационную базу выявления и сопровождения развития одаренных детей в Ярославской области;
- обеспечить доступность ресурсов Ярославской области и эффективное их использование для всех категорий одаренных детей;
- создать единую систему мотивационной поддержки одаренных детей и педагогических кадров разных ведомств, обеспечивающих сопровождение развития одаренных детей на территории Ярославской области;
- обеспечить поиск новых возможностей для финансирования сопровождения одаренных детей на территории Ярославской области из различных источников;
- обновить нормативную правовую базу, учитывающую особенности межведомственного взаимодействия в процессе сопровождения одаренных детей на территории Ярославской области.
Задачи межведомственного взаимодействия:
- формирование единой региональной политики на основе межведомственного взаимодействия, способствующей полноценному развитию личности каждого ребенка (одаренного и с признаками одаренности), его самоопределению и самореализации, формированию его индивидуального дарования, достижению успеха в жизни, а также созданию условий для одаренных детей, имеющих особо выдающиеся достижения в разных предметных областях и сферах жизнедеятельности региона;
- рассмотрение личностного развития как основополагающей цели обучения и воспитания одаренных детей, при этом отбор целей, содержания и форм работы с одаренными детьми должен производиться на основе принципов индивидуализации и дифференциации и обеспечивать непрерывность развития одаренного ребенка как по вертикали (соответствие и взаимосвязь содержания образования и методов работы специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов учреждений, обеспечивающая повышенный уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка);
- рассмотрение межведомственного взаимодействия в регионе как механизма интеграции всех видов образования, учреждений разных ведомств, работающих с одаренными детьми, ведущего к целостности этой системы, что позволит создать благоприятные условия для педагогического сопровождения развития одаренных детей;
- определение информационного пространства важнейшим компонентом образовательной среды, нахождение в котором позволит ребенку осуществить выбор вида деятельности, ее содержания, способа своего участия в ней;
- поддержка традиционно эффективной деятельности на уровне образовательных учреждений, муниципальных образований, региона и разработка эффективных форм работы, позволяющих создать новый опыт работы с одаренными детьми и талантливой молодежью.
4.НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ПРОЦЕССЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Направления работы | Департамент образования | Департамент культуры | Департамент по делам молодежи, физической культуре и спорту | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Создание комплекса методов, направленных на раннее выявление и отслеживание развития одаренных детей региона | создание ресурсных центров: - по разработке системы диагностики одаренности детей и консультационной помощи детям, их родителям, педагогам и специалистам разных ведомств; - по ведению адресного мониторинга достижений детей; - по консультированию детей по вопросам трудоустройства и самоопределения. Создание условий для выявления одаренных детей через систему конкурсов, фестивалей и других мероприятий в рамках системы образования Ярославской области. Формирование единого календаря областных массовых мероприятий для детей | создание условий для выявления одаренных детей через систему конкурсов, фестивалей и других мероприятий в рамках системы культуры Ярославской области. Ведение адресного мониторинга достижений одаренных детей в сфере культуры и искусства. Участие в формировании единого календаря областных массовых мероприятий для детей | создание условий для выявления одаренных детей через систему конкурсов, соревнований и других мероприятий в рамках системы физической культуры и спорта Ярославской области. Ведение адресного мониторинга достижений одаренных детей в сфере физической культуры и спорта. Участие в формировании единого календаря областных массовых мероприятий для детей |
2 | Интеграция различных субъектов образовательной деятельности в рамках региональной системы образования, создание педагогических комплексов для работы с одаренными детьми | организация работы инновационного учреждения дополнительного образования детей Ярославской области "Новая школа". Организация взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований области, осуществляющими управление в сфере образования, и инициирование межведомственных инновационных проектов по работе с одаренными детьми. Организация и проведение областных межведомственных научно практических конференций по проблемам сопровождения одаренных детей в региональном образовательном пространстве (совместно с вузами Ярославской области). Организация взаимодействия с вузами и научно-исследовательскими организациями в вопросах сопровождения одаренных детей в сфере образования (обобщение опыта, ведение научных исследований и другое). Развитие форм реабилитации, поддержания и восстановления здоровья одаренных детей: санаториев, профилакториев и других | организация взаимодействия с органами местного самоуправления (органами управления культурой муниципальных районов и городских округов области) и инициирование межведомственных инновационных проектов по работе с одаренными детьми. Организация взаимодействия с вузами и научно исследовательскими организациями в вопросах сопровождения одаренных детей в сфере культуры и искусства. Организация взаимодействия с организациями культуры и искусства региона в вопросах сопровождения одаренных детей | организация взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований области (органами управления физической культурой и спортом муниципальных районов и городских округов области) и инициирование межведомственных инновационных проектов по работе с одаренными детьми. Организация взаимодействия с вузами и научно исследовательскими организациями в вопросах сопровождения одаренных детей в сфере физической культуры и спорта. Организация взаимодействия с организациями физической культуры и спорта региона в вопросах сопровождения одаренных детей. Развитие форм реабилитации, поддержания и восстановления здоровья одаренных детей средствами физической культуры и спорта |
3 | Непрерывное социально педагогическое сопровождение одаренных детей в рамках региональной системы образования | создание ресурсного центра организационной поддержки олимпиад школьников. Создание ресурсных центров организационной поддержки детского творчества в сфере технического творчества, туризма, экологии и др. направлений, реализуемых в системе образования региона. Формирование календаря массовых мероприятий с одаренными детьми в регионе. Создание системы конкурсов, олимпиад и других мероприятий по творческим видам деятельности, согласованных на уровне региона, муниципального образования области, образовательных учреждений. Обеспечение каникулярного отдыха одаренных детей, организация образовательного досуга. Проведение конкурсов исследовательских работ и проектов обучающихся. Организация исследований по вопросам социально педагогического сопровождения одаренных детей в рамках региона и поддержки одаренности. Создание областных экспериментальных площадок по апробации новых технологий сопровождения одаренных детей в сфере образования | создание ресурсных центров организационной поддержки детского творчества в сфере культуры и искусства. Создание системы конкурсов, выставок и других мероприятий творческой деятельности детей в сфере искусства и культуры, согласованных на уровне региона, муниципального образования области, образовательных учреждений. Создание областных инновационных площадок по апробации новых технологий сопровождения одаренных детей в сфере культуры | создание ресурсных центров организационной поддержки детского спорта. Создание ресурсного центра поддержки одаренных детей. Создание системы спортивных мероприятий, согласованных на уровне региона, муниципального образования, образовательных учреждений. Развитие здоровьесберегающих технологий для детей с признаками одаренности, помощь в формировании образовательного и развивающего спорта. Создание областных экспериментальных площадок по апробации новых технологий сопровождения одаренных детей в сфере физической культуры и спорта |
4 | Подготовка педагогических кадров к работе с одаренными детьми | создание ресурсного центра по подготовке, повышению квалификации педагогических кадров разных ведомств в вопросах сопровождения одаренного ребенка. Разработка и апробация новой позиции педагога в работе с одаренными детьми: позиции тьютора, модератора, фасилитатора и других. Организация обучения руководителей и специалистов органов управления, руководителей образовательных учреждений разных ведомств по организации сопровождения развития одаренных детей. Организация стажерских площадок для учреждений разных ведомств по направлениям детского творчества в сфере образования. Методическая поддержка педагогов, руководителей образовательных учреждений в вопросах сопровождения одаренных детей. Обобщение и распространение опыта работы учреждений образования по данному направлению | организация и проведение семинаров, "круглых столов" для педагогических кадров разных ведомств по проблемам сопровождения одаренных детей в сфере культуры и искусства. Методическая поддержка педагогов, руководителей учреждений культуры в вопросах сопровождения одаренных детей. Обобщение и распространение опыта работы учреждений культуры по данному направлению. Организация стажерских площадок для учреждений разных ведомств по направлениям детского творчества в сфере культуры | организация и проведение семинаров для педагогических кадров разных ведомств по проблемам сопровождения одаренных детей в сфере физической культуры и спорта. Методическая поддержка педагогов, руководителей учреждений физической культуры и спорта в вопросах сопровождения одаренных детей. Обобщение и распространение опыта работы учреждений физической культуры и спорта по данному направлению. Организация стажерских площадок для учреждений разных ведомств по направлениям детского творчества в сфере физической культуры и спорта |
5 | Мотивационная поддержка работы с одаренными детьми в регионе | проведение межведомственных конкурсов инновационных проектов по работе с одаренными детьми. Разработка системы доплат педагогам образовательных учреждений за работу с одаренными детьми. Разработка системы грантовой поддержки педагогов и учреждений образования | разработка системы доплат педагогам учреждений культуры за работу с одаренными детьми. Разработка системы грантовой поддержки педагогов и учреждений культуры | разработка системы доплат педагогам учреждений физической культуры и спорта за работу с одаренными детьми. Разработка системы грантовой поддержки педагогов и учреждений физической культуры и спорта |
6 | Информационное обеспечение процесса выявления, поддержки и развития одаренных детей в региональной системе образования | создание ресурсного центра информационной поддержки и организации работы интернет-портала "Одаренные дети", в том числе предоставление информации по системе образования региона. Размещение на сайте департамента образования документов и материалов по вопросам сопровождения одаренных детей. Издание информационных буклетов, брошюр о мероприятиях с одаренными детьми в сфере образования. Поддержка специального телекоммуникационного проекта "Молодые таланты" совместно со средствами массовой информации, Молодежным правительством Ярославской области. Издание на CD-дисках методических материалов, творческих работ обучающихся и других материалов по направлениям работы с одаренными детьми | участие в работе информационного интернет-портала "Одаренные дети": предоставление информации, ее анализ, применение в системе культуры региона. Размещение на сайте департамента культуры документов и материалов по вопросам сопровождения одаренных детей. Издание информационных буклетов, брошюр о мероприятиях с одаренными детьми в сфере культуры и искусства. Освещение работы с одаренными детьми в средствах массовой информации | участие в работе информационного интернет-портала "Одаренные дети": предоставление информации, ее анализ, применение в системе физической культуры и спорта региона. Размещение на странице департамента по делам молодежи, физической культуре и спорту на официальном портале органов государственной власти Ярославской области документов и материалов по вопросам сопровождения одаренных детей. Издание информационных буклетов, брошюр о спортивных и молодежных мероприятиях с одаренными детьми. Освещение работы с одаренными детьми в средствах массовой информации |
5.УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ КОНЦЕПЦИИ
Направления работы | Управление по социальной и демографической политике | Департамент образования | Департамент культуры | Департамент по делам молодежи, физической культуре и спорту | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Координация работы с одаренными детьми в региональном образовательном пространстве | подготовка заданий на изучение и формирование государственного и социального заказов на работу с одаренными детьми, изучение потребностей экономики региона в талантливых специалистах. Издание ежегодного сборника "Одаренные дети Ярославской области" | структурирование и организация межведомственного взаимодействия в вопросах сопровождения одаренных детей в Ярославской области. Обеспечение участия в реализации Концепции и координация деятельности учреждений, подведомственных департаменту образования | обеспечение участия в реализации Концепции и координация деятельности учреждений, подведомственных департаменту культуры | организация участия в реализации Концепции и координация деятельности учреждений, подведомственных департаменту по делам молодежи, физической культуре и спорту |
2 | Нормативное обеспечение сопровождения одаренных детей в региональном образовательном пространстве | совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей работу с одаренными детьми в регионе. Осуществление общего руководства по разработке и реализации программ межведомственного взаимодействия в работе с одаренными детьми в регионе | разработка комплекса положений о конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях для детей разного возраста, организуемых департаментом образования. Подготовка и утверждение нормативных правовых документов (в т.ч. положений о региональном ресурсном центре, тьюторе одаренного ребенка, порядке межведомственного взаимодействия, о стимулировании работы с одаренными детьми в регионе и других). Внесение изменений в действующие нормативные документы с целью активизации работы с одаренными детьми | разработка комплекса положений о конкурсах, фестивалях и других мероприятиях для детей разного возраста, организуемых департаментом культуры, согласованных на уровне региона, муниципального образования области, образовательных учреждений. Внесение изменений в действующие нормативные документы с целью активизации работы с одаренными детьми | разработка комплекса положений о конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях для детей разного возраста, организуемых департаментом по делам молодежи, физической культуре и спорту, согласованных на уровне региона, муниципального образования области, образовательных учреждений. Внесение изменений в действующие нормативные документы с целью активизации работы с одаренными детьми |
3 | Финансовое обеспечение сопровождения одаренных детей в региональном образовательном пространстве | участие в финансировании мероприятий с одаренными детьми (в рамках областной целевой программы "Семья и дети Ярославии") | укрепление материально-технической базы учреждений образования, приобретение материалов и инструментов для обеспечения сопровождения одаренных детей. Поддержка социально значимых проектов. Разработка системы грантов, целевых проектов. Привлечение внебюджетных средств в качестве спонсорской поддержки работы с детьми | укрепление материально-технической базы учреждений культуры, приобретение материалов и инструментов для обеспечения сопровождения одаренных детей. Поддержка социально значимых проектов. Разработка системы грантов, целевых проектов. Привлечение внебюджетных средств в качестве спонсорской поддержки работы с детьми | укрепление материально технической базы физической культуры и спорта, приобретение материалов и инструментов для обеспечения сопровождения одаренных детей. Поддержка социально значимых проектов. Разработка системы грантов, целевых проектов. Привлечение внебюджетных средств в качестве спонсорской поддержки работы с детьми |
6.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ
Ожидаемые результаты:
- создание механизма скоординированного и оперативного межведомственного взаимодействия научных, образовательных учреждений, учреждений культуры и спорта, других организаций в вопросах сопровождения одаренных детей на территории Ярославской области;
- сохранение и развитие сложившейся сети образовательных учреждений, учреждений культуры и спорта, делающих ставку на развитие талантливой молодежи Ярославской области. Формирование государственного и социального заказов на работу с одаренными детьми в регионе (муниципальном образовании области);
- совершенствование и укрепление региональной межведомственной системы диагностики, выявления, развития и поддержки одаренных детей;
- появление новых педагогических комплексов по работе с одаренными детьми (лицея, центра дистанционного обучения и др.);
- открытие региональных (муниципальных) инновационных площадок по отработке диагностики одаренности и технологий социально-педагогического сопровождения одаренных детей;
- создание сети ресурсных центров по работе с одаренными детьми, поддерживающей деятельность образовательных учреждений всех типов, учреждений культуры, спорта на территории Ярославской области;
- создание единого регионального информационного банка данных, интернет-портала о талантливых и одаренных детях дошкольного и школьного возраста Ярославской области;
- совершенствование нормативно-правовой базы сопровождения одаренных детей в регионе;
- формирование политики научно-методического, социально-педагогического сопровождения развития одаренных детей в условиях межведомственного взаимодействия;
- материально-техническое оснащение учреждений, работающих с одаренными детьми, соответствующее современным требованиям;
- отработка механизмов оценки эффективности, мониторинг работы с одаренными детьми в условиях взаимодействия учреждений различных ведомств региона;
- создание комплексной межведомственной системы повышения квалификации и переподготовки кадров, осуществляющих работу с одаренными детьми, с учетом реальных потребностей общества, новых тенденций в развитии российской культуры, спорта, образования, а также мирового опыта;
- создание региональной (муниципальной) системы мотивационной поддержки работы с одаренными детьми.
Показатели оценки эффективности работы:
- удовлетворенность детей и родителей состоянием работы с одаренными детьми в регионе;
- доля детей, имеющих признаки одаренности, от общего числа детей региона;
- доля одаренных детей, проживающих в сельской местности;
- доля детей региона, охваченных программами для одаренных детей;
- доля участия детей региона в олимпиадах, конкурсах одаренных детей;
- доля детей, реализующих индивидуальные образовательные маршруты;
- доля образовательных учреждений региона (муниципального образования области), реализующих программы для одаренных детей, участвующих в олимпиадах, конкурсах.