Ярославская область
Решение Ярославского УФАС России от 18 апреля 2011 года
В отношении ОАО «МРСК Центра» по заявлению физического лица
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела № 03-03/113-10 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Балабаев С.А.,
члены Комиссии – начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля Плетнев Д.А.,
с участием:
от Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (далее – ОАО «МРСК-Центра») – , заявитель – не явился,
от Верхне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору – представитель не явился;
от ФГУ «Ярославский центр стандартизации, метрологии и сертификации» - представитель не явился; от ООО «Фирма ИНКОТЕКС» - представитель не явился.
рассмотрев на заседании 05.04.2011 дело № 03-03/113-10 о нарушении ОАО «МРСК-Центра» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
Установила:
В Ярославское УФАС России поступило заявление (далее – Заявитель) о нарушении ОАО «МРСК-Центра» антимонопольного законодательства, выразившимся в неправомерном требовании со стороны сетевой организации заключения договора, предметом которого являются действия по проведению проверки средств учета на объекте Заявителя (жилого дома по адресу: Ярославская область, Ярославский район, д. Медведково (договор технологического присоединения № 72-ЯС/09-ТП (Ф-1) от 27.01.2009)).
Ярославское УФАС России установила наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в выставлении ОАО «МРСК-Центра» заявителю технических условий (Приложение № 2 к Договору № 72-ЯС/09-ТП (Ф-1) от 27.01.2009) неправомерных требований об установке прибора учета, обладающего сложными техническими параметрами, при возможности установки прибора учета с менее сложными техническими параметрами (соответствующего всем минимально необходимым требованиям к организации учета).
Представитель ОАО «МРСК-Центра» не согласился с вменяемым нарушением, обосновывает свою позицию о правомерности указания в технических условиях требований к прибору учета (п.4.1) нормами Свода правил по Проектированию и строительству. Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий, рекомендованного к применению в качестве нормативного документа постановлением Госстроя России от 26.10.2003г. № 194.
Принимая решение по делу о нарушении ОАО «МРСК-Центра» антимонопольного законодательства, Комиссия исходит из следующего.
ОАО «МРСК-Центра» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии в Ярославской области.
Согласно статье 3 ФЗ «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии со статьей 4 ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере естественной монополии. Следовательно ОАО «МРСК-Центра» - субъект естественной монополии на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах территории, охваченной присоединенной сетью.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Таким образом, ОАО «МРСК Центра» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах Ярославской области.
Между гр. Волковым Д.А. и ОАО «МРСК Центра» заключен Договор № 72-ЯС/09-ТП (Ф-1) от 27.01.2009 об осуществлении технологического присоединения (Далее – Договор).
Согласно, п. 1.1 Договора, в целях обеспечения электроснабжения Объекта заявителя (строительной площадки жилого дома), расположенной по адресу Ярославская область, Ярославский район, д. Медведково, Исполнитель (ОАО «МРСК Центра») руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (в редакции от 21.03.2007 № 168), оказывает следующие услуги:
- Разработку технических условий присоединения электрических сетей заявителя к электрическим сетям исполнителя (далее – Технические условия);
- Подключение Объекта в точке присоединения .. (далее по тексту)
- Проведение работ, по выполнению мероприятий по технологическому присоединению до границы балансовой принадлежности с заявителем.
Заявитель, со своей стороны обеспечивает своевременную оплату услуг Исполнителю, проведение работ по выполнению мероприятий по технологическому присоединению до границы балансовой принадлежности с Исполнителем.
Договор содержит технические условия (Приложение № 2 к Договору).
Согласно п. 4.1 Технических условий гр. Волкову Д.А. для организации учета предписывалось установить трехфазный электронный микропроцессорный счетчик электрической энергии со следующими параметрами:
- номинальный ток до 100А;
- номинальное напряжение 380В;
- класс точности 0,5/1,0;
- межповерочный интервал 8 лет;
- профиль хранения мощности глубиной не менее 35 суток;
- дополнительные требования – многофункциональные, многотарифные, учет активно реактивной энергии, наличие оптопорта, интерфейс RS485, однонаправленный, наличие электронной пломбы, диапазон рабочих температур от -40 до +55oС.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям определяются «Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила).
Согласно п. 25.1 Правил в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктом 14* Правил, должны быть указаны, в том числе, требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности.
Требования к расчетным счетчикам установлены «Правилами устройства электроустановок» утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979) (ред. от 20.06.2003) (далее – ПУЭ).
Пунктами 1.5.13-1.5.15 ПУЭ установленный следующие требования к расчетным счетчикам:
- Каждый установленный расчетный счетчик должен иметь на винтах, крепящих кожух счетчика, пломбы с клеймом госповерителя, а на зажимной крышке - пломбу энергоснабжающей организации.
На вновь устанавливаемых трехфазных счетчиках должны быть пломбы государственной поверки с давностью не более 12 мес., а на однофазных счетчиках - с давностью не более 2 лет;
- Учет активной и реактивной электроэнергии трехфазного тока должен производиться с помощью трехфазных счетчиков;
- Допустимые классы точности расчетных счетчиков активной электроэнергии в быту – 2,0.
В соответствии с п. 141 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (ред. от 31.12.2010) «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» Для учета электрической энергии, потребляемой гражданами-потребителями, а также иными потребителями, присоединенными к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже, используются приборы учета класса точности 2,0 и выше. При присоединении к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже новых энергопринимающих устройств потребителей, за исключением граждан-потребителей, устанавливаются приборы учета класса точности 1,0 и выше.
Комиссией установлено, что гр. Волкова Д.А., во исполнение п. 4.1 Технических условий установил прибор учета «Меркурий 230 ART-01 CLN» № 04468411 (Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности» между ОАО «МРСК-Центра» и гр. Волковым Д.А. от 20 января 2009). Указанный прибор учета приобретен заявителем по цене 4850 рублей (товарный чек № 3750, предприниматель Кононова А.В.).
Стоимость прибора учета с менее сложными техническими параметрами (соответствующего всем минимально необходимым требованиям к организации учета электрической энергии, потребленной заявителем по Объекту Договора) – «Меркурий» 230 AM-01 составляет 1620 рублей (согласно прайс-листу ООО «Инкотекс-СК» (письмо вх. № 1364 от 24.02.2011).
С учетом вышеуказанных норм Ярославское УФАС России полагает, что у ОАО «МРСК-Центра» отсутствовали правовые основания для включения в Технические условия по Договору условий пункта 4.1, в части обязания гр. Волкова Д.А. установить прибор учета, обладающего сложными техническими параметрами, при возможности установки прибора учета с менее сложными техническими параметрами (соответствующего всем минимально необходимым требованиям к организации учета). Вышеуказанные действия ОАО «МРСК-Центра» ущемляют интересы заявителя и являются нарушением части 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Ввиду осуществления технологического присоединения объекта гр. Волкова Д.А. к сетям ОАО «МРСК-Центра» с установкой и последующем использованием приобретенного заявителем прибора учета, Комиссия считает возможным предписание ОАО «МРСК-Центра» не выдавать.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
Решила:
1.Признать открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2.Предписание открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» не выдавать.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Председатель Комиссии
С.А. Балабаев
Члены Комиссии
М.В. Гаев
Д.А. Плетнев
__________________________
* физических лиц осуществляющих технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.