Ярославская область
Постановление Ярославского УФАС России от 29 апреля 2011 года
В отношении ОАО «Русь-Банк»
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее – Ярославское УФАС России) Балабаев С.А.,
рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 04-04/47А-10, возбужденного в отношении открытого акционерного общества «Русь-Банк» (далее – ОАО «Русь-Банк») место нахождения: г. Москва, ул. Мясницкая, д. 43, стр. 2, в присутствии представителя ОАО «Русь-Банк» ,
Установил:
Проверкой, проведенной 13.07.2010 г. специалистами Ярославского УФАС России, установлено следующее.
На рекламной конструкции, расположенной вдоль внешней стороны Восточной трибуны стадиона «Шинник» по адресу: г. Ярославль, пл. Труда, д. 3 (по ул. Победы), размещен баннер с информацией следующего содержания: «РусьБанк Близкий Вам Банк! Расчетно-кассовое обслуживание. Депозиты юридических лиц. Кредитование среднего и малого бизнеса. Пластиковые карты. Вклады. Автокредитование. Потребительское кредитование. Денежные переводы. Прием коммунальных платежей. Ул. Рыбинская, д. 46, тел.: 58-27-85…»
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Указанная информация обладает всеми вышеперечисленными признаками и, следовательно, является рекламой, в которой в качестве объекта рекламирования выступает банк и оказываемые им услуги.
Рассматриваемая реклама была изготовлена и размещена на внешней стороне Восточной трибуны стадиона «Шинник» на основании договора № 1 от 11.01.2010 г., заключенного между ОАО «Русь-Банк» и НП «Футбольный клуб «Шинник». Согласно условиям данного договора НП «Футбольный клуб «Шинник» обязалось изготавливать и размещать рекламу ОАО «Русь-Банк» на указанных в приложении к договору носителях и мероприятиях. Подлежащий размещению рекламный баннер был изготовлен в соответствии с представленным ОАО «Русь-Банк» макетом рекламы.
Оказанные по договору № 1 от 11.01.2010 г. услуги были приняты и оплачены ОАО «Русь-Банк», что подтверждается актами выполненных работ № 60 от 30.04.2010 г., № 94 от 31.05.2010 г., № 119 от 30.06.2010 г., № 147 от 31.07.2010 г., № 167 от 31.08.2010 г. платежным поручениям № 125173 от 11.02.2010 г., № 68244 от 02.04.2010 г. № 75174 от 13.07.2010 г.
Согласно части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых или иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридических лиц – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование юридического лица включает указание на его организационно-правовую форму и указывается в учредительных документах юридического лица. Согласно уставу полным фирменным наименованием банка является открытое акционерное общество «Русь-Банк», сокращенным – ОАО «Русь-Банк».
В макете рассматриваемой рекламы информация о наименовании лица, оказывающего рекламируемые услуги, расположена в правом нижнем углу баннера и изложена мелким шрифтом.
Указанная информация на рекламном баннере является нечитаемой по причине указания ее мелким шрифтом и подлежит прочтению лишь с применением специальных технических средств.
При принятии решения должностным учитывалась совокупность обстоятельств размещения рекламы. А именно: место расположения рекламной конструкции, на которой размещена реклама (около проезжей части), высота ее расположения над уровнем поверхности земли и удаленность от проезжей части и пешеходной зоны по ул. Победы, размер шрифта, которым написано наименование банка, по сравнению со шрифтом остальной информации.
Исходя из смысла ФЗ «О рекламе» содержащаяся в рекламе информация должна восприниматься потенциальным потребителем и быть читаемой. Нечитаемая и невоспринимаемая информация должна признаваться отсутствующей. Формальное наличие в рекламе информации, которая не может быть воспринята потребителем, не свидетельствует о соблюдении требований части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
Таким образом, рассматриваемая реклама не содержит наименования лица, оказывающего банковские услуги, что является нарушением части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
Пункт 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определяет рекламодателя как изготовителя или продавца товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно заключенному договору № 1 от 11.01.2010 г., актам выполненных работ и платежным поручениям по договору рекламодателем является ОАО «Русь-Банк».
ОАО «Русь-Банк» с вменяемым правонарушением не согласно и считает, что требование части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы им соблюдено.
Частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за нарушение рекламодателем, рекламораспространителем или рекламопроизводителем законодательства о рекламе предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельства дела позволяют сделать вывод о том, что ОАО «Русь-Банк» имело возможность предотвратить совершение административного правонарушения. ОАО «Русь-Банк» могло и должно было предпринять все необходимые меры для того, чтобы информация о наименовании банка на рекламном баннере была изложена читаемым и воспринимаемым для потребителями рекламы шрифтом.
Учитывая изложенное, должностное лицо Ярославского УФАС России Балабаев С.А. приходит к выводу о совершении ОАО «Русь-Банк» виновного действия, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Согласно статье 4.1 КоАП РФ при назначении ОАО «Русь-Банк» административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.
Руководствуясь статьями 4.1, 23.48, 29.9, а также частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, заместитель руководителя Ярославского УФАС России Балабаев С.А.
Постановил:
Наложить наоткрытое акционерное общество «Русь-Банк» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, административный штраф в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Сумма штрафа, уплачиваемого за нарушения законодательства о рекламе, в полном объеме подлежит зачислению на единый счет по учету доходов Управления федерального казначейства по Ярославской области. При оформлении платежного документа необходимо указать следующие реквизиты:
Получатель: ИНН 7604009440, КПП 760401001
УФК МФ РФ по Ярославской области (администратор Ярославское УФАС России)
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Ярославской области г. Ярославль
БИК 047888001
Счет № 40101810700000010010
Кроме того, на полях 104, 105 платежного документа необходимо указать код бюджетной классификации 16111626000010000140 и код ОКАТО 78401000000.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс (4852) 32-93-71).
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно пункту 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение одного года со дня его вступления в законную силу.
Постановление вступает в законную силу «___» ______________2011г.
Срок предъявления к исполнению 1 (один) год со дня вступления постановления в законную силу.
Заместитель руководителя Ярославского УФАС России
С.А. Балабаев
Дата выдачи постановления «___»______________2011 г. __________________________________________________________________ (подпись) (расшифровка подписи)