Ярославская область
Постановление Ярославского УФАС России от 19 мая 2011 года
О наложении административного штрафа
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области Паутов Иван Геннадьевич,
рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 03-07/39-11, возбужденного в отношении Муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания», расположенного по адресу: 152020, г. Переславль-Залесский, ул. Свободы, д. 98; ИНН 7608011866 (далее – МУП «Управляющая компания»). При рассмотрении дела присутствовал законный представитель МУП «Управляющая компания» - ,
Установил:
решением по делу № 03-03/61-10 от 09.09.2010 МУП «Управляющая компания» признано нарушившим часть 2 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ.
МУП «Управляющая компания» были заключены следующие агентские договоры с управляющими организациями многоквартирных домов города Переславль – Залесский и ИП Алебьевым А. Н.:
с ООО «Жилсервис» от 31.01.2009 № 08/09; с ООО «Белая линия» от 30.01.2009 № 09/09; с ООО «Новик» от 30.01.2009 № 10/09; с ООО «Ремкос» от 30.09.2009 № 11/09; с ООО УК «Чкаловский» от 27.02.2009 № 13/09; с ООО «Трудовик» от 01.07.2009 № 19/09; с ООО «Переславская жилищная компания» № 25/09 от 28.08.2009; с ИП Алябьевым А. Н. № 17/09 от 01.07.2009.
Предметом указанных договоров является уполномочивание Принципалом (управляющие компании города Переславль – Залесский и ИП Алябьев А. Н., в том числе ООО «Переславская жилищная компания») Агента (МУП «Управляющая компания») от имени и за счет принципала через систему сбора, обработки и перечисления платежей: производить обработку платы за коммунальные услуги; производить сбор денежных средств с населения города Переславля – Залесского на расчетный счет Агента за коммунальные услуги; предоставлять реестр поступивших от населения на расчетный счет Агента денежных средств в разрезе поставщиков услуг, а также на содержание, ремонт жилья и пользование жилыми помещениями; ежедневно в рабочие дни перечислять своевременно и в полном объеме на расчетный счет Принципала и поставщиков услуг собранные с населения денежные средства согласно реестру поступивших от населения на расчетный счет Агента денежных средств, пропорционально их оплате.
Согласно пункту 3.4.2 вышеперечисленных агентских договоров (идентичны во всех агентских договорах) принципал (управляющие компании города и ИП Алябьев А. Н., в том числе ООО «Переславская жилищная компания») обязуется не заключать аналогичных агентских договоров с другими агентами на территории города Переславля – Залесского и самостоятельно осуществлять деятельность, определенную предметом договора.
До заключения указанных агентских договоров деятельность по сбору коммунальных платежей в городе Переславле – Залесском осуществлялась управляющими компаниями самостоятельно путем заключения соответствующих договоров:
ООО «Новик» договор с ФГУП «Почта России» № 22/08 Пер от 01.04.2008 о предоставлении услуг по приему платежей от населения и договор с ОАО «Сбербанк РФ» № 61-п от 28.05.2008 о приеме платежей физических лиц; ООО «Ремкос» договор с ФГУП «Почта России» № 19/08 Пер от 01.04.2008 о предоставлении услуг по приему платежей от населения и договор с ОАО «Сбербанк РФ» № 57-п от 28.04.2008 о приеме платежей физических лиц; ООО «Белая линия» договор с ОАО «Сбербанк РФ» от 28.04.2008 № 58-п о приеме платежей физических лиц и договор с ФГУП «Почта России» № 20/08 Пер от 01.04.2008 о предоставлении услуг по приему платежей от населения; ООО «Жилсервис» договор с ФГУП «Почта России» № 23/08 Пер от 01.04.2008 о предоставлении услуг по приему платежей от населения и договор с ОАО «Сбербанк» РФ № 62-п от 28.05.2008 о приеме платежей физических лиц.
В соответствии со статьей 1005 Гражданского кодекса РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
На основании пункта 4 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
В соответствии с «Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности», принятым и введенным в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст такой вид услуг как – «услуги по сбору и обработке платежей за жилое помещение и коммунальные услуги» значится под кодом № 70.32.11.120.
Учитывая изложенное, деятельность, осуществляемую МУП «Управляющая компания» в рамках заключенных агентских договоров по сбору и обработке коммунальных платежей можно выделить в качестве самостоятельного сегмента рынка.
В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Агентские договоры, заключенные МУП «Управляющая компания» с управляющими компаниями города Переславля – Залесского и ИП Алябьевым А. Н., в том числе с ООО «Переславская жилищная компания» и ООО «Ремкос» полностью соответствуют определению соглашения в рамках статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции».
Пунктом 17 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ определены признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Установив в агентских договорах № 25/09 от 28.08.2009 и № 11/09 от 30.09.2009 обязанности по не заключению аналогичных агентских договоров с другими агентами на территории города Переславля – Залесского, и отказавшись самостоятельно осуществлять деятельность, определенную предметом договора, МУП «Управляющая компания», ООО «Переславская жилищная компания» и ООО «Ремкос» ограничили доступ на рынок оказания услуг по сбору и обработке платежей за коммунальные услуги в географических границах города Переславля – Залесского другим хозяйствующим субъектам, тем самым ограничили конкуренцию на указанном товарном рынке.
Частью 2 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, действиями МУП «Управляющая компания», выразившимися в согласовании в агентских договорах от 28.08.2009 № 25/09 и от 30.09.2009 № 11/09 условий, согласно которым ООО «Переславская жилищная компания» и ООО «Ремкос» обязуются не заключать аналогичных агентских договоров, а также отказываются от самостоятельного осуществления деятельности по сбору и обработке коммунальных платежей в городе Переславле – Залеском в нарушении запрета, установленного частью 2 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ, совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.
Законный представитель МУП «Управляющая компания» вменяемого нарушения не признал, пояснил, что в действиях МУП «Управляющая компания» отсутствует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, на том основании, что в соответствии с пунктом 1 статьи 1007 Гражданского кодекса РФ агентским договором может быть предусмотрено обязательство принципала не заключать аналогичных агентских договоров с другими агентами, действующими на определенной в договоре территории, либо воздержаться от осуществления на этой территории самостоятельной деятельности, аналогичной деятельности, составляющей предмет агентского договора.
Как установлено и подтверждается материалами дела у МУП «Управляющая компания» имелась возможность для соблюдения части 2 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ, но указанным хозяйствующим субъектом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 14.32 КоАП РФзаключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
Под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) понимается выручка от реализации товара (работы, услуги), определяемая в соответствии со статьями 248, 249 Налогового кодекса Российской Федерации. Совокупный размер выручки, полученной МУП «Управляющая компания» от реализации всех товаров за 2009 год составил 15990000 рублей. Размер выручки, полученной МУП «Управляющая компания» на рынке оказания услуг по сбору и обработке платежей за коммунальные услуги (рынок на котором совершено правонарушение) за 2009 год составил 4633430 руб.
При назначении административного наказания учитывается характер совершенного МУП «Управляющая компания» административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.
Руководствуясь статьями 23.48, п. 1 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ, а также статьями 4.1, ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ заместитель руководителя Ярославского УФАС России Паутов Иван Геннадьевич,
Постановил:
привлечь МУП «Управляющая компания» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, выразившееся в согласовании в агентских договорах от 28.08.2009 № 25/09 и от 30.09.2009 № 11/09 условий, согласно которым ООО «Переславская жилищная компания» и ООО «Ремкос» обязуются не заключать аналогичных агентских договоров, а также отказываются от самостоятельного осуществления деятельности по сбору и обработке коммунальных платежей в городе Переславле – Залеском к административной ответственности в виде штрафа в размере три сотых шестьдесят восемь десятитысячных сотых размера суммы выручки, которая составляет 4 633 430 руб., полученной МУП «Управляющая компания» от оказания услуг по сбору и обработке платежей за коммунальные услуги за 2009 год в размере 170510,22 рублей.
Штраф за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации должен быть перечислен в доход федерального бюджета по коду 16111602010010000140
Получатель: ИНН 7604009440 КПП 760401001
ОКАТО 78401000000
УФК МФ РФ по Ярославской области
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Ярославской области
БИК 047888001
р/сч 40101810700000010010
в полях 104, 105 платежного документа необходимо указать код бюджетной классификации и ОКАТО.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс 32-93-71).
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Срок предъявления постановления к исполнению – 1 (один) год со дня вступления постановления в законную силу.
Заместитель руководителя Ярославского УФАС России
И.Г. Паутов