Ярославская область
Решение Ярославского УФАС России от 25 мая 2011 года № 04-01/20-11
О признании ненадлежащей рекламы банковских услуг, размещенной в печатном издании, не содержащей наименования лица, оказывающего данные услуги
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Управления Балабаев С.А.,
члены Комиссии: главный специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы Правдина С.Н., ведущий специалист-эксперт Студенова А.В., специалист 2 разряда Орлова М.И.,
рассмотрев дело N 04-01/20-11 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по факту размещения в "Е" <...> на странице 9 телепрограммы рекламы банковских услуг ОАО "Б" без указания наименования лица, предоставляющего такие услуги, в присутствии:
лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- ОАО "Б" в лице представителя С.С.К. (доверенность <...>);
- ЗАО "И" в лице представителя Т.М.А. (доверенность <...>);
заинтересованных лиц:
- ООО "И" в лице представителя Т.М.А. (доверенность <...>);
- П.М.М. (<...> г.р., паспорт <...>);
- Ш.(М.) О.И. (<...> г.р., паспорт <...>),
Установила:
в "Е" <...> на странице 9 телепрограммы размещена следующая информация: "Б" расширяет предложение по банковским переводам в иностранной валюте. С 1 ноября 2010 года "Б" расширяет предложение по банковским переводам в иностранной валюте. Теперь отправитель может перевести средства не только за свой счет, но и за счет получателя... Помимо банковских переводов, клиенты "Б" также могут воспользоваться услугами банка по переводу денежных средств по системе Western Union и Contact. Генеральная лицензия <...> "Б" www.<...>.ru".
Данная реклама размещена с нарушением части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), поскольку не содержит наименования лица, оказывающего банковские услуги, включающего указание на его организационно-правовую форму.
ОАО "Б" с вменяемым нарушением не согласно. Представитель ОАО "Б" пояснил, что со стороны ОАО "Б" отсутствует вина в распространении некорректной рекламы, поскольку подготовленный ОАО "И" макет был опубликован в печатном издании без согласования с уполномоченным лицом Банка.
ЗАО "И" также не согласно с вменяемым нарушением, поскольку в тексте рекламы неоднократно указано наименование лица, оказывающего банковские услуги, - "Б". При этом на территории Российской Федерации существует лишь одна организация с наименованием "Б".
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация "Б" расширяет предложение по банковским переводам в иностранной валюте..." обладает всеми вышеперечисленными признаками рекламы и, следовательно, является рекламой, в которой в качестве объекта рекламирования выступают ОАО "Б" и оказываемые им банковские услуги.
Согласно части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" реклама банковских, страховых или иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридических лиц - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование юридического лица включает указание на его организационно-правовую форму и указывается в учредительных документах.
Согласно уставу полным фирменным наименованием Банка является открытое акционерное общество "Б", сокращенным - ОАО "Б".
Рассматриваемая реклама не содержит указанного в учредительных документах наименования лица, оказывающего банковские услуги, что является нарушением части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель и рекламораспространитель.
Пункт 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" определяет рекламодателя как изготовителя или продавца товара, либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Согласно пункту 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рассматриваемая реклама размещена на основании договора возмездного оказания услуг (публикация рекламы в печатном издании) N 44 от 6 октября 2010 г., заключенного между ОАО "Б" и ООО "И". Оказанные по договору услуги приняты и оплачены ОАО "Б", что подтверждается актом об оказании услуг N 3006 от 11.11.2010, платежным поручением N 839 от 25.10.2010. В соответствии с приложением N 1 к договору ООО "И" не позднее дня, следующего за днем выхода газеты, предоставляет ОАО "Б" экземпляр газеты. Претензий со стороны ОАО "Б" в адрес ООО "И" по поводу ненадлежащего исполнения договора не поступало. Договором возмездного оказания услуг N 44 от 06.10.2010 порядок согласования макета рекламы не установлен.
В соответствии со свидетельством о регистрации СМИ от <...> учредителем "Е" является ЗАО "И".
Таким образом, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ОАО "Б", рекламораспространителем - ЗАО "И".
Доводы ОАО "Б" и ЗАО "И" Комиссией не приняты.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
Решила:
1.Признать рекламу "Б" расширяет предложение по банковским переводам в иностранной валюте...", размещенную в "Е" <...> на странице 9 телепрограммы, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
2.Выдать ОАО "Б" и ЗАО "И" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 31 мая 2011 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
С.А.БАЛАБАЕВ
Члены Комиссии:
С.Н.ПРАВДИНА
А.В.СТУДЕНОВА
М.И.ОРЛОВА