Ярославская область
Постановление от 30 июня 2011 года № 504-П
Об утверждении Порядка обучения детей на дому и признании утратившим силу постановления Администрации области от 22.12.2004 N 192-а
Принято
Правительством Ярославской области
Правительством Ярославской области
В соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 года N 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий", Положением о семейном образовании, утвержденным постановлением Администрации области от 01.03.2005 N 40 "Об утверждении Положения о семейном образовании", и с целью удовлетворения потребностей детей, нуждающихся в обучении на дому, в получении общедоступного и бесплатного общего образования Правительство области
Постановляет:
1.Утвердить прилагаемый Порядок обучения детей на дому.
2.Признать утратившим силу постановление Администрации области от 22.12.2004 N 192-а "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому".
3.Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Костина В.Г.
4.Постановление вступает в силу с момента подписания и распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2011 года.
Губернатор
Ярославской области
С.А.ВАХРУКОВ
Приложение
к Постановлению от 30 июня 2011 года № 504-П .
Порядок
к Постановлению от 30 июня 2011 года № 504-П .
Порядок
Порядок обучения детей на дому
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.Данный Порядок разработан в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 года N 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий", Положением о семейном образовании, утвержденным постановлением Администрации области от 01.03.2005 N 40 "Об утверждении Положения о семейном образовании", и с целью удовлетворения потребностей детей, нуждающихся в обучении на дому, в получении общедоступного и бесплатного общего образования.
1.2.Для детей (в том числе детей-инвалидов), нуждающихся в длительном лечении, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать образовательное учреждение, органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные учреждения организуют с согласия родителей (законных представителей) обучение на дому по общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, образовательным программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
1.3.Основанием для организации обучения на дому ребенка-инвалида является заключение лечебно-профилактического учреждения. Для детей-инвалидов обучение организуется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
1.4.В данном Порядке используются следующие понятия:
- индивидуальное обучение на дому - это форма организации образовательного процесса образовательным учреждением на дому в объеме часов, установленном постановлением Администрации области от 25.09.2002 N 150-а "О переходе на нормативное бюджетное финансирование общеобразовательных учреждений области";
- дистанционные образовательные технологии - это образовательные технологии, реализуемые с применением информационных и телекоммуникационных технологий и сети Интернет при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающегося и педагогов;
- дистанционное образование детей-инвалидов на дому - это форма организации образовательного процесса, при которой все предметы учебного плана изучаются ребенком-инвалидом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- индивидуальное обучение детей-инвалидов на дому с использованием дистанционных образовательных технологий - это форма организации образовательного процесса, при которой часть предметов учебного плана изучается ребенком-инвалидом индивидуально на дому с использованием дистанционных образовательных технологий. Остальные предметы учебного плана изучаются ребенком-инвалидом индивидуально на дому без использования дистанционных образовательных технологий.
1.5.Финансирование расходов на обучение на дому осуществляется в размерах нормативов бюджетного финансирования на реализацию государственного образовательного стандарта (программы) общего образования в общеобразовательных учреждениях, утверждаемых законом Ярославской области о нормативах бюджетного финансирования образовательных учреждений (далее - Закон).
2.ПОРЯДОК ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ
2.1.Индивидуальное обучение на дому осуществляет государственное или муниципальное образовательное учреждение, как правило, ближайшее к месту жительства обучающегося.
2.2.Зачисление обучающихся, нуждающихся в индивидуальном обучении на дому, в образовательное учреждение осуществляется на общих основаниях.
2.3.Организация образовательного процесса при индивидуальном обучении на дому регламентируется индивидуальным учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно.
2.4.Осуществляя образовательный процесс, образовательное учреждение:
- предоставляет на время обучения бесплатно имеющиеся в библиотеке образовательного учреждения учебники в соответствии с федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, и учебные пособия, допущенные к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, а также учебную, справочную и другую литературу;
- осуществляет промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию;
- выдает лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документ государственного образца о соответствующем уровне образования.
2.5.Финансирование расходов на индивидуальное обучение на дому, включая обучение по образовательным программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется в размерах нормативов бюджетного финансирования на реализацию государственного образовательного стандарта (программы) общего образования в общеобразовательных учреждениях, утверждаемых Законом.
3.ПОРЯДОК ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ В ФОРМЕ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1.Индивидуальное обучение на дому может осуществляться родителями (законными представителями) в форме семейного образования.
3.2.Порядок индивидуального обучения детей на дому в форме семейного образования и размеры возмещения затрат родителей определяются Правительством Ярославской области.
3.3.Финансирование расходов на индивидуальное обучение на дому в форме семейного образования в образовательных учреждениях осуществляется из областного бюджета в размерах нормативов бюджетного финансирования на реализацию государственного образовательного стандарта (программы) общего образования, установленных для индивидуального обучения на дому, утверждаемых Законом.
4.ПОРЯДОК ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
4.1.Дети-инвалиды, обучающиеся на дому, при отсутствии медицинских противопоказаний для работы с компьютером могут получать образование с использованием дистанционных образовательных технологий.
4.2.Обучение на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий осуществляется с согласия родителей (законных представителей), при наличии заключения об установлении инвалидности, заключения лечебно-профилактического учреждения о необходимости обучения на дому, с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, разрабатываемой федеральным учреждением медико-социальной экспертизы (далее - рекомендации специалистов).
4.3.Отказ в организации обучения на дому с использованием дистанционных образовательных технологий производится в случае:
- наличия противопоказаний по состоянию здоровья ребенка-инвалида;
- отсутствия линий связи, необходимых для подключения автоматизированного рабочего места к сети Интернет, в месте проживания ребенка-инвалида.
4.4.Организацию обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий в Ярославской области осуществляет государственное образовательное учреждение Ярославской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи: центр психолого-медико-социального сопровождения "Центр помощи детям" (далее - Центр).
4.4.1.Основные функции Центра при обучении с использованием дистанционных образовательных технологий:
- организация образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий;
- координация деятельности по организации предоставления образования с использованием дистанционных образовательных технологий;
- обеспечение доступа обучающихся и педагогических работников, непосредственно осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов (далее - учителя), к учебно-методическому комплексу, позволяющему обеспечить освоение и реализацию образовательной программы, и другим электронным образовательным ресурсам;
- организация учебно-методической помощи обучающимся, учителям, родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам использования дистанционных образовательных технологий;
- ведение учета детей-инвалидов (обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий и нуждающихся в организации обучения);
- осуществление мониторинга деятельности по организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
4.4.2.Для организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий Центр обеспечивает подключение мест проживания детей-инвалидов к сети Интернет, а также оснащение их комплектами компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения, адаптированными с учетом специфики нарушений развития детей-инвалидов (далее - комплект оборудования). В отношении комплекта оборудования, передаваемого несовершеннолетним обучающимся, соответствующий договор заключается с их родителями (законными представителями). При этом обучающимся комплект оборудования предоставляется до завершения обучения в связи с получением общего образования или по иным основаниям. Центр обеспечивает обучающихся бесплатным доступом в сеть Интернет.
4.4.3.Обучение детей-инвалидов на дому с использованием дистанционных образовательных технологий осуществляется индивидуально или в малых группах (до 5 человек). При этом состав обучающихся в классах (группах) может варьироваться в зависимости от учебного предмета.
4.4.4.Обучение осуществляют педагогические работники, обладающие необходимыми знаниями в области особенностей психофизического развития детей-инвалидов, а также в области методик и технологий организации образовательного процесса для таких детей, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
4.5.Модели организации обучения детей-инвалидов на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.
4.5.1.Дистанционное образование детей-инвалидов на дому может осуществляться Центром.
Центр:
- обеспечивает предоставление всех предметов учебного плана в дистанционном режиме;
- предоставляет на время обучения бесплатно имеющиеся в библиотеке Центра учебники в соответствии с федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, и учебные пособия, допущенные к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, а также учебную, справочную и другую литературу;
- оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
- осуществляет промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию;
- выдает лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документ государственного образца о соответствующем уровне образования.
Формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся могут варьироваться в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей.
Для детей, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими Центра, наряду с дистанционным образованием организовываются занятия в помещениях Центра (индивидуально или в малых группах).
Особенности организации образовательного процесса для каждого обучающегося, включая объем его учебной нагрузки, объем занятий с использованием дистанционных образовательных технологий, определяются индивидуально на основании рекомендаций специалистов.
При наличии возможности Центр обеспечивает участие детей-инвалидов в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.
Финансирование расходов на дистанционное образование детей-инвалидов на дому осуществляется в размерах нормативов бюджетного финансирования на реализацию государственного образовательного стандарта (программы) общего образования в общеобразовательных учреждениях, утвержденных Законом. Расходы на финансирование дистанционного образования детей-инвалидов на дому включаются в смету расходов Центра.
4.5.2.Индивидуальное обучение детей-инвалидов на дому с использованием дистанционных образовательных технологий может быть организовано образовательным учреждением (далее - школа), в контингенте которого числится ребенок-инвалид.
Школа заключает с Центром договор на предоставление образовательных услуг начального (общего), основного (общего), среднего (полного) общего образования по отдельным предметам индивидуального учебного плана с использованием дистанционных образовательных технологий.
Школа:
- обеспечивает предоставление части предметов учебного плана на дому в соответствии с договором;
- предоставляет на время обучения бесплатно имеющиеся в библиотеке образовательного учреждения учебники в соответствии с федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, и учебные пособия, допущенные к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях, а также учебную, справочную и другую литературу;
- осуществляет промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию;
- выдает прошедшим государственную (итоговую) аттестацию документ государственного образца о соответствующем уровне образования.
Центр:
- обеспечивает предоставление части предметов учебного плана с использованием дистанционных образовательных технологий в соответствии с договором;
- осуществляет промежуточную аттестацию в соответствии с договором.
Для детей, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения школы и Центра, наряду с обучением с использованием дистанционных образовательных технологий и занятиями на дому организуются занятия в помещениях школы или Центра.
При наличии возможности обеспечивается участие детей-инвалидов вместе с другими детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.
4.6.Финансирование расходов на индивидуальное обучение детей-инвалидов на дому с использованием дистанционных образовательных технологий осуществляется в размерах нормативов бюджетного финансирования на реализацию государственного образовательного стандарта (программы) общего образования в общеобразовательных учреждениях, утвержденных Законом. Расходы на индивидуальное обучение детей-инвалидов на дому с использованием дистанционных образовательных технологий включаются в смету расходов Центра.