Ярославская область
Решение Ярославского УФАС России от 21 июля 2011 года
В отношении МУП «Ростовская коммунальная энергетика» на основании жалобы ТСЖ «Пролетарская, 37»
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
(решение изготовлено в полном объеме 21 июля 2011)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
председатель Комиссии временно исполняющий обязанности руководителя управления Бай-Бородина Л. Ю.,
члены Комиссии: начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М. В, главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Завьялов М. Ф, специалист–эксперт отдела антимонопольного контроля Платин В. В., специалист 3 разряда отдела антимонопольного контроля Ганина А.А.,
рассмотрев 7 июля 2011 года дело № 03-03/73-11 о нарушении Муниципальным унитарным предприятием «Ростовская коммунальная энергетика» (далее – МУП «Ростовкомунэнерго») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
с участием:
от МУП «Ростовкомунэнерго» - <...>;
от Товарищества собственников жилья «Пролетарская, 37» (далее - ТСЖ «Пролетарская, 37», заявитель) <...> – председатель (протокол заседания Правления ТСЖ «Пролетарская, 37» № 2 от 14.02.2099), Комиссия
Установила:
В Ярославское УФАС России поступила жалоба ТСЖ «Пролетарская, 37» на действия МУП «Ростовкомунэнерго» (вх. № 1589 от 04.03.2011), выразившихся в ненадлежащем исполнении обязанности по теплоснабжению многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ «Пролетарская, 37».
Представитель МУП «Ростовкомунэнерго» нарушения антимонопольного законодательства не признал и пояснил, что общество действовало по отношению к заявителю в рамках действующего законодательства в допустимых пределах осуществления гражданских прав.
Принимая решение о признании МУП «Ростовкомунэнерго» нарушившим антимонопольное законодательство Комиссия Ярославского УФАС России исходит из следующего.
Собственниками многоквартирных домов № 33, 37, 44 города Ярославля организовано Товарищество собственников жилья «Пролетарская, 37».
Снабжение тепловой энергией указанных многоквартирных домов осуществляется в рамках договора № 7-Т от 01.01.2010 на отпуск и потребление тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде, заключенного между МУП «Ростовская коммунальная энергетика» (энергоснабжающая организация и ТСЖ «Пролетарская, 37» (абонент).
В соответствии с условиями указанного договора теплоснабжения МУП «Ростовская коммунальная энергетика» обязуется подавать тепловую энергию и теплоноситель через присоединенную сеть на отопление и горячее водоснабжение объектов ТСЖ «Пролетарская, 37».
Пунктом 2.3 указанного договора теплоснабжения установлена обязанность МУП «Ростовкомунэнерго» поддерживать параметры теплоносителя на коллекторах источника тепловой энергии в соответствии с установленным температурным графиком, не допускать его суточного отклонения более чем на +/-3%.
Приложением № 3 к договору теплоснабжения стороны согласовали температурный график тепловой энергии, показатели которого варьируются в зависимости от температуры наружного воздуха.
Определение количества потребленного коммунального ресурса по многоквартирным домам № 33, 37 по улице Пролетарская осуществляется в соответствии с приборами учета. Расчет объема потребленного ресурса в многоквартирном доме № 44 по улице Пролетарская осуществляется на основании утвержденных нормативов потребления горячего водоснабжения.
Как следует из показаний приборов учета тепловой энергии за период с декабря 2010 – по апрель 2011 с разбивкой по дням, установленных в многоквартирных домах № 33, 37 по улице Пролетарская, параметры тепловой энергии (температура) значительно ниже тех, которые согласованы договором теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 6.5 указанного договора теплоснабжения каждая из сторон по договору при обнаружении факта нарушения договорных обязательств другой стороной (нарушение режима подачи тепловой энергии, перерывы в теплоснабжении и т. д.) направляет другой стороне телефонограмму, которая обязана к моменту, указанном в телефонограмме, направить своего представителя для составления двухстороннего акта. В случае возникновения разногласий при составлении акта у одной из сторон, она обязана указать письменно о них в акте и представить свои обоснования в письменной форме в течении 3-х рабочих дней с даты получения акта.
21.12.2010 собственники жилых помещений многоквартирного дома № 33 по улице Пролетарская письменно обратились в адрес ТСЖ «Пролетарская, 37» о том, что средняя температура в жилых помещениях составляет 14-16 градусов.
27.12.2010 заявитель основываясь, в том числе на указанном выше обращении граждан обратился в адрес МУП «Ростовская коммунальная энергетика» с заявкой о создании комиссии, в том числе для выяснения отклонения температуры внутри помещений многоквартирных домов от нормативно-установленных.
Ответов на указанное обращение заявителя не последовало, тем самым ущемлены его интересы.
Игнорирование со стороны МУП «Ростовкомунэнерго» вышеуказанного обращения ТСЖ «Пролетарская, 37», в нарушении принятой по договору теплоснабжения обязанности реагировать в 3-х дневный срок на подобного рода обращения, ущемляет интересы ТСЖ «Пролетарская, 37», а также граждан, проживающих в многоквартирных домах, которые входят в состав указанного ТСЖ.
Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области № 244 от 30.12.2009 для МУП «Ростовкомунэнерго» установлен единый тариф на отпуск, передачу и сбыт тепловой энергии.
Согласно акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (приложение № 1 к договору теплоснабжения), граница эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности между ТСЖ «Пролетарская, 37» и МУП «Ростовкомунэнерго» проходит по внешним стенам многоквартирных домов, которые входят в состав ТСЖ «Пролетарская, 37».
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере естественной монополии. МУП «Ростовкомунэнерго» осуществляет транспортировку тепловой энергии, следовательно, является субъектом естественной монополии.
В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии, находящемся в состоянии естественной монополии на товарном рынке.
Теплоснабжение многоквартирных домов № 33, 37, 44 осуществляется от котельной «Аронап», принадлежащей МУП «Ростовкомунэнерго»
Исходя из вышеизложенного МУП «Ростовкомунэнерго» занимает доминирующее положение на рынке снабжения тепловой энергии в границах присоединенной сети.
Согласно пункту 3 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства № 307 от 23.05.2006 ТСЖ «Пролетарская, 37» является исполнителем, то есть юридическим лицом, предоставляющим коммунальные услуги, приобретающим коммунальные ресурсы и отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Следовательно, Договор теплоснабжения, заключенный между ТСЖ «Пролетарская, 37» и МУП «Ростовкомунэнерго» был заключен и исполнялся в целях обеспечения потребителей – граждан, проживающих в многоквартирных домах, которые обслуживает ТСЖ «Пролетарская, 37», коммунальными ресурсами (тепловая энергия, горячее водоснабжение)
В силу данного положения ТРСЖ «Пролетарская, 37» не может являться потребителем коммунальных ресурсов, поставляемых МУП «Ростовкомунэнерго» (ресурсоснабжающей организацией), однако как исполнитель, в соответствии с Правилами № 307 обязано предоставить потребителям (гражданам) услугу по теплоснабжению надлежащего качества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами – императивным нормам.
В соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса РФ предусмотренные статьями 539 – 547 Гражданского кодекса РФ правила применяются к отношениям ресурсоснабжения, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 3 Гражданского кодекса РФ к иным правовым актам относится «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденные Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006.
Согласно пункту 8 Правил № 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов (Договор энергоснабжения), заключаемого (а соответственно и исполняемого) с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Пунктом 15 Приложения № 1 к Правилам № 307 установлены минимальный размер температуры в жилых помещениях, который составляет 18 градусов.
Таким образом, МУП «Ростовкомунэнерго» в отопительный период 2010-2011 отпускало тепловую энергию в адрес ТСЖ «Пролетарская, 37», параметры (температура) которой не соответствовали, установленным в договоре теплоснабжения, в результате чего в ноябре-декабре 2010 температура в жилых помещениях многоквартирного дома № 33 составляла ниже нормативно установленного.
МУП «Ростовкомунэнерго», отпуская тепловую энергию для ТСЖ «Пролетарская, 37», параметры которой не соответствовали согласованным в договоре теплоснабжения, тем самым ненадлежащим образом исполняло принятые на себя обязательства по договору снабжения тепловой энергией, заключенного с МУП «Ростовкомунэнерго», в результате чего были ущемлены интересы заявителя.
В части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ установлен запрет на действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.
Учитывая изложенное, действиями МУП «Ростовкомунэнерго» по ненадлежащему исполнению в отопительный период 2010-2011 обязательств по договору теплоснабжения № 7-Т от 01.01.2010, в части поставки тепловой энергии, параметры которой не соответствуют согласованным в договоре теплоснабжения, заключенного с ТСЖ «Пролетарская, 37», а также бездействием по игнорированию обращения ТСЖ «Пролетарская, 37» от 27.12.2010, нарушен запрет, установленный частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ.
Руководствуясь статьей частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
Решила:
1.Признать Муниципальное унитарное предприятие «Ростовская коммунальная энергетика» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2.Выдать Муниципальному унитарному предприятию «Ростовская коммунальная энергетика» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3.Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Л.Ю. Бай-Бородина
Члены Комиссии
М. В. Гаев
М. Ф. Завьялов
В. В. Платин
А. А. Ганина
Приложение
к Решению от 21 июля 2011 года № Б/Н
к Решению от 21 июля 2011 года № Б/Н
Предписание по делу № 03-03/73-11
(изготовлено в полном объеме 21 июля 2011)
Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии временно исполняющий обязанности руководителя Ярославского УФАС России Бай-Бородина Л. Ю;
члены Комиссии: начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М. В., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Завьялов М. Ф., специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Платин В. В., специалист 3 разряда отдела антимонопольного контроля Ганина А. А.
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьи 50 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ на основании своего решения от 07.07.2011 по делу № 03-03/73-11 о нарушении Муниципальным унитарным предприятием «Ростовская коммунальная энергетика» (152151, г. Ростов, ул. Бебеля, д. 29а) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
Предписывает:
Муниципальному унитарному предприятию «Ростовская коммунальная энергетика» в срок до 05.08.2011 прекратить нарушение антимонопольного законодательства - части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ, выразившееся в ненадлежащем исполнении в отопительный период 2010-2011 обязательств по договору теплоснабжения № 7-Т от 01.01.2010, в части поставки тепловой энергии, параметры которой не соответствуют согласованным в договоре теплоснабжения, заключенного с ТСЖ «Пролетарская, 37», а также бездействием по игнорированию обращения ТСЖ «Пролетарская, 37» от 27.12.2010, а именно совершить действия, предусмотренные пунктом 60 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006.
О выполнении предписания сообщить в Ярославское УФАС России не позднее 10.08.2011.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Председатель Комиссии
Л.Ю. Бай-Бородина
Члены Комиссии:
М. В. Гаев
М. Ф. Завьялов
В. В. Платин
А. А. Ганина