Ярославская область
Решение Ярославского УФАС России от 12 августа 2011 года № 04-01/35-11
О признании ненадлежащей рекламы лекарственного средства, размещенной на передних и задних бортах автобусов без предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов, на левых боковых бортах автобусов, с площадью такого предупреждения менее чем 5 процентов рекламного пространства
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Балабаев С.А.,
члены Комиссии - ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы Студенова А.В., специалист-эксперт Самсонов А.Н., специалист 2 разряда Орлова М.И.,
рассмотрев дело N 04-01/35-11 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения лекарственных средств на внешних сторонах автобусов, в присутствии лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - ООО "Б" в лице генерального директора Т.Р.Е. и представителя Л.Я.В. (по доверенности от 12.08.2011), ЗАО "Ф" в лице представителей Л.И.И. (по доверенности от 11.08.2011), В.М.Г. (по доверенности от 11.08.2011),
Установила:
МУП "П" г. Ярославля (<...>) на заседание Комиссии не явилось, представителя не направило, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом. В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, принято решение о рассмотрении дела в отсутствие МУП "П" г. Ярославля.
На бортах автобусов, принадлежащих МУП "П", с государственными номерами <...> и <...> (модели ЛиАЗ) размещена реклама следующего содержания:
- "А эффективно устранит головную боль... Современный обезболивающий препарат... Новые технологии и оболочка... Разрешен к безрецептурному отпуску, цена ниже зарубежных аналогов... Предупреждаем о наличии противопоказаний... Перед применением прочтите инструкцию" - правый борт автобуса;
- "А" - передний и задний борта автобусов.
Кроме того, на задних и боковых бортах имеются изображения упаковок с таблетками с надписью: "А...". По данному факту составлен акт проверки от 03.05.2011 с приложением фотофиксации на 2 листах.
Реклама лекарственного средства "А", размещенная на передних и задних бортах автобусов, не соответствует требованиям части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", так как отсутствует сопровождение предупреждением о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов.
Реклама лекарственного средства "А", размещенная на левых боковых бортах автобусов, не соответствует требованиям части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", так как площадь предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов составляет менее чем 5 процентов рекламного пространства.
ЗАО "Ф" не согласилось с вменяемым правонарушением. На заседании Комиссии представитель пояснил следующее.
С учетом особенностей рассматриваемого рекламного носителя (автобус) законом не определено, что в данном случае считать рекламной площадью. Таким образом, рассчитать пять процентов площади рекламного пространства, отведенного законодательством для предупреждающей надписи, не представляется возможным. Согласованные макеты были выполнены в полном соответствии с ФЗ "О рекламе". ООО "Б" принял макет рекламы без замечаний, ответственность за соответствие рекламного изображения нормам действующего законодательства о рекламе лежит на Исполнителе. В настоящее время в рекламу внесены исправления, начиная с 8 августа 2011 г., замечания Управления ФАС по Ярославской области устранены.
ООО "Б" также не согласилось с вменяемым правонарушением. На заседании Комиссии представитель пояснил следующее.
Расчет площади предупреждения был проконтролирован и сверен. Расчет проводился из суммарной площади размещаемого рекламного макета - 13,72 кв. м, при этом площадь предупреждения составила 0,69 кв. м. На переднем и заднем бортах предупреждающих надписей не было предусмотрено в связи с особенностью рекламоносителя. Транспорт не является стационарной рекламной конструкцией, и всегда существует возможность одновременного наблюдения торцевой и одной из боковых поверхностей. Также автобус является единым рекламоносителем, не разделенным на отдельные поверхности. В настоящее время на автобусах размещены дополнительные предупреждающие надписи.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе (далее - ФЗ "О рекламе", Закон) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация, размещенная на бортах автобусов, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к лекарственному средству "А", следовательно, является рекламой.
Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе является лекарственное средство "А".
В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники, должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Данное предупреждение должно составлять не менее пяти процентов рекламной площади.
В рекламе лекарственного средства "А", размещенной на левых бортах указанных автобусов, предупреждение о наличии противопоказаний к применению и необходимости ознакомления с инструкцией по применению составляет менее 5 процентов (2,2 процента). При измерении площади рекламного пространства учитывалась площадь нанесения рекламы на всей поверхности одного борта автобуса без учета окон.
В рекламе лекарственного средства "А", размещенной на передних и задних бортах указанных автобусов, предупреждение о наличии противопоказаний к применению и необходимости ознакомления с инструкцией по применению полностью отсутствует. Доводы ООО "Б" о том, что площадь рекламного пространства и площадь предупреждения необходимо измерять с учетом всех бортов в совокупности, Комиссией отклонены по следующим основаниям.
В связи с особенностью рекламного носителя - транспортного средства рекламная информация может восприниматься потребителем с любой стороны автобуса, в том числе восприятие рекламы возможно и исключительно с одной стороны. Кроме того, каждый борт автобуса может иметь самостоятельное значение в качестве носителя рекламы. В данном случае рекламная информация может восприниматься с каждой стороны автобуса самостоятельно в зависимости от местоположения потребителя рекламы.
Таким образом, реклама лекарственного средства "А" размещена на бортах указанных автобусов без соблюдения требований части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", а именно в отсутствие сопровождения предупреждением о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов, а также с площадью такого предупреждения менее чем 5 процентов рекламного пространства.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно пункту 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с договором N 102-1011 на размещение рекламы на бортах транспортных средств от 17.11.2010, приложением-спецификацией N 1 от 22.12.2010, платежным поручением N 468 от 03.03.2011 рекламодателем и рассматриваемой рекламы является ЗАО "Ф".
В соответствии с договором N 24 о предоставлении права на размещение информации на внешних поверхностях бортов по периметру транспортного средства (автобуса) от 16.09.2009, дополнительным соглашением от 06.08.2010, приложением N 99 от 05.03.2011, актом на оказание услуг от 30.04.2011, актом на оказание услуг от 31.03.2011 рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является МУП "П" г. Ярославля.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Ответственность рекламодателя и рекламораспространителя за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
Решила:
1.Признать ненадлежащей рекламу лекарственного средства "А", размещенную на бортах автобусов, принадлежащих МУП "П", с государственными номерами <...> и <...> (модели ЛиАЗ), поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
2.Не выдавать МУП "П" г. Ярославля, ООО "Б", ЗАО "Ф" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе в связи с добровольным устранением нарушения.
3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 22 августа 2011 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
С.А.БАЛАБАЕВ
Члены Комиссии:
А.В.СТУДЕНОВА
А.Н.САМСОНОВ
М.И.ОРЛОВА