Ярославская область
Постановление от 24 августа 2011 года № 620-П
Об утверждении концепции областной целевой программы «Стимулирование инвестиционной деятельности в Ярославской области» на оды
Принято
Правительством Ярославской области
Правительством Ярославской области
В целях создания благоприятных правовых, экономических и организационных условий для инвестиционной деятельности в Ярославской области Правительство области
Постановляет:
1.Утвердить прилагаемую концепцию областной целевой программы "Стимулирование инвестиционной деятельности в Ярославской области" на оды.
2.Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Елфимова И.С.
3.Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор
Ярославской области
С.А.ВАХРУКОВ
Приложение
к Постановлению от 24 августа 2011 года № 620-П .
Концепция
к Постановлению от 24 августа 2011 года № 620-П .
Концепция
Концепция областной целевой программы «Стимулирование инвестиционной деятельности в ярославской области» на оды
I. Общие положения
Заказчик Программы | Правительство Ярославской области |
Краткое описание ситуации | За последнее десятилетие в Ярославской области отмечалось увеличение объемов капитальных вложений в экономику и социальную сферу, о чем свидетельствовал реальный рост объемов инвестиций в основной капитал (за период одов объем инвестиций в реальном выражении увеличился в 2,2 раза). Однако достаточно интенсивный рост инвестиций происходил лишь до 2006 года. Затем последовал период спада и относительной стабильности объемов инвестиций, который сменился ростом лишь в 2010 году. Сложившаяся в настоящее время в Ярославской области ситуация характеризуется невысоким уровнем инвестиционной активности. У хозяйствующих субъектов отмечается явная недостаточность имеющихся инвестиционных ресурсов, необходимых для обеспечения надлежащих темпов технического перевооружения, модернизации производства, выпуска конкурентоспособной продукции и создания инновационной среды. Так, в период одов реальный объем инвестиций крупных и средних организаций области, финансировавших капитальные вложения за счет собственных и заемных средств, сократился почти на 10 процентов. Возможности дальнейшего увеличения объемов инвестиций за счет бюджетных источников финансирования в условиях дефицита бюджетов весьма ограничены, поэтому приоритетным вариантом обеспечения роста инвестиционной активности в области является увеличение объема частных инвестиций в экономику Ярославской области за счет привлечения внешних инвесторов и стимулирования инвестиционной активности организаций, действующих на территории области. Обеспечение увеличения доходной части бюджета Ярославской области возможно только при условии дальнейшего развития экономики Ярославской области, осуществления ее структурных сдвигов, перехода на инновационное кластерное развитие, модернизации существующих промышленных предприятий и организации новых производств. Активный приток внешних инвестиций сдерживается отсутствием должного количества подготовленных инвестиционных площадок, обеспеченных необходимой инфраструктурой. Комплексный план действия органов исполнительной власти области и местного самоуправления муниципальных образований области, ряда заинтересованных ресурсоснабжающих организаций по развитию инвестиционной инфраструктуры предусмотрен программой развития инвестиционных площадок в Ярославской области на оды, утвержденной постановлением Правительства области от 30.06.2011 N 505-п "О программе развития инвестиционных площадок в Ярославской области на оды". Программа строится на максимальном использовании сильных сторон и возможностей с учетом существующих угроз и сведении влияния неблагоприятных предпосылок к минимуму посредством принятия необходимых мер в отношении изменяемых факторов (SWOT-анализ представлен в разделе 6 Концепции) |
Возможные варианты решения задач | Задачи Программы направлены на создание правовых, экономических и организационных условий, максимально способствующих притоку финансовых ресурсов для решения стратегических задач региона. На текущий момент единственным вариантом решения задач Программы является осуществление действий, определяемых требованиями инвесторов в рамках действующего законодательства Ярославской области, в том числе создания условий для формирования инвестиционных площадок на территории Ярославской области. Предлагаемые Программой меры основаны на нормах законодательства области в сфере государственного регулирования инвестиционной деятельности и государственно-частного партнерства, в том числе предусматриваются меры стимулирующего характера, а также ряд организационных и маркетинговых мероприятий, исследовательских и проектно-изыскательских работ в отношении освоения земельных участков, отводимых под создание инвестиционных площадок. В рамках Программы предполагается работа по следующим направлениям: - реализация отдельных мероприятий программы развития инвестиционных площадок в Ярославской области на оды, утвержденной постановлением Правительства области от 30.06.2011 N 505-п "О программе развития инвестиционных площадок в Ярославской области на оды", в том числе разработка концепций и (или) планов освоения земельных участков, проведение комплекса проектно изыскательских работ по обеспечению земельных участков, отводимых под создание инвестиционных площадок, необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой (включая разработку проектной и сметной документации и проведение ее государственной экспертизы); - оказание государственной поддержки приоритетным инвестиционным проектам Ярославской области, в том числе проектам создания и развития инфраструктуры инвестиционных площадок; - организация участия Ярославской области в выставочно-конгрессных и имиджевых мероприятиях; - сопровождение реализации инвестиционных проектов в рамках государственного задания государственному бюджетному учреждению Ярославской области "Агентство по сопровождению инвестиций"; - обеспечение разработки и сопровождения проектов государственно-частного партнерства. Экономический эффект от реализации Программы определяется комплексным показателем объема инвестиций в основной капитал (за исключением инвестиций за счет бюджетных средств) в ценах 2003 года в расчете на 1 жителя Ярославской области и составляет 21624 рубля в 2014 году |
Дата начала Программы | 2012 год |
Дата окончания Программы | 2014 год |
Ответственный исполнитель Программы | департамент экономического развития Ярославской области |
Исполнители Программы | органы местного самоуправления Ярославской области |
Участники Программы | консалтинговые компании; организации, выполняющие проектно-изыскательские работы; ресурсоснабжающие организации; ГБУ Ярославской области "Агентство по сопровождению инвестиционных проектов"; ГБУ Ярославской области "Государственная экспертиза в строительстве" |
Куратор Программы | заместитель Губернатора области Елфимов Игорь Станиславович |
Ответственные лица для контактов | Шутов Александр Валентинович - директор департамента экономического развития Ярославской области, телефон 40-01-46, 40-19-03 |
II. Объемы финансирования программы
Источники финансирования | Предельный объем финансирования, тыс. руб. | |||
всего | 2012 год | 2013 год | 2014 год | |
Областной бюджет | 659800 | 202000 | 262600 | 195200 |
Внебюджетные источники | 140000 | 55000 | 75000 | 10000 |
Справочно: | ||||
Федеральный бюджет | - | - | - | - |
Местные бюджеты | 38000 | 11000 | 26000 | 1000 |
ИТОГО по Программе | 837800 | 268000 | 363600 | 206200 |
Требуемые денежные средства определены расчетным путем и методом экспертных оценок. Затраты на проведение комплекса исследовательских и проектно-изыскательских работ по обеспечению земельных участков, отводимых под создание инвестиционных площадок, необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой (включая разработку проектно-сметной документации и проведение ее государственной экспертизы), разработку проектов планировок земельных участков, включающих эскизные и рабочие проекты комплексного инфраструктурного обеспечения земельных участков, комплектов документов по геологическим, геодезическим, топографическим изысканиям и экологическим исследованиям на земельном участке, определены исходя из сложившихся рыночных цен на выполнение аналогичных работ.
Затраты на сопровождение реализации инвестиционных проектов ГБУ Ярославской области "Агентство по сопровождению инвестиционных проектов" определены с учетом фактических расходов на осуществление его деятельности и предусматривают сопровождение таких проектов, как промышленный парк "Тутаев", проект "Строительство нового моста через р. Волгу в г. Ярославле", проекты "Аэропорт Туношна" и "Региональная агломерация Ростов - Ярославль - Тутаев - Рыбинск" и ряда других.
Расходы на сопровождение проектов государственно-частного партнерства определены исходя из сложившейся практики расходов на консультационное сопровождение подготовки проектов государственно-частного партнерства, оцениваемых в размере 2 - 3 процентов от инвестиционной емкости проекта.
Для реализации мероприятий Программы по формированию инвестиционных площадок планируется привлечение в установленном порядке средств местных бюджетов и внебюджетных источников.
III. Цель программы
Наименование цели | Показатель | Обоснование плановых значений индикатора | |||||
наименование | единица измерения | весовой коэффициент | значение | ||||
базовое | планируемое значение | ||||||
2012 год | 2013 год | 2014 год | |||||
Увеличение объема частных инвестиций в экономику Ярославской области | объем инвестиций в основной капитал (за исключением инвестиций за счет бюджетных средств) в ценах 2003 года в расчете на 1 жителя Ярославской области | рублей | 18019 | 19493 | 20893 | 21624 | значение показателя определено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", значение показателя определено на основе прогнозных оценок реализации инвестиционных проектов и предложений, включенных в реестр региональной информационной аналитической системы |
IV. Задачи программы
N п/п | Наименование задачи | Весовой коэффициент | Наименование результата | Единица измерения | Значение | |||
базовое | планируемое по годам реализации | |||||||
2012 | 2013 | 2014 | ||||||
1 | Создание условий для развития инвестиционных площадок | 0,3 | общая площадь земельных участков, отведенных под создание инвестиционных площадок, по которым подготовлена проектная документация по обеспечению земельных участков необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой | тыс. кв. м | 0 | 1500 | 3000 | 4500 |
2 | Повышение инвестиционной привлекательности Ярославской области | 0,2 | количество новых соглашений о сотрудничестве | единиц | 0 | 2 | 2 | 2 |
3 | Оказание государственной поддержки инвестиционной деятельности | 0,2 | количество получателей субсидий | субъектов | 0 | 1 | 2 | 3 |
4 | Обеспечение сопровождения инвестиционных проектов | 0,2 | количество проектов | единиц | 0 | 6 | 5 | 5 |
5 | Обеспечение разработки и сопровождения проектов государственно частного партнерства | 0,1 | количество инвестиционных проектов, включенных в программу проектов государственно-частного партнерства Ярославской области | единиц | 0 | 2 | 2 | 2 |
V. Риски программы
N п/п | Наименование риска | Величина риска (в баллах) | Предупредительные меры (предупреждающие действия) | Меры по исправлению (корректирующие действия) |
1 | Невыполнение объемов финансирования | 20 | ранжирование задач и мероприятий Программы по степени их значимости для достижения цели Программы | первоочередное финансирование наиболее значимых мероприятий. Внесение изменений в утвержденные нормативные правовые акты |
2 | Срыв крайних сроков реализации мероприятий Программы | 15 | составление плана-графика работ. Выявление мероприятий, выполнение которых тесно связано с соблюдением сроков, а также мониторинг данных мероприятий | выполнение части мероприятий Программы сторонними организациями посредством проведения процедуры государственных закупок. Внесение изменений в утвержденные нормативные правовые акты |
VI. Swot-анализ
Сильные стороны | Слабые стороны |
- благоприятное инвестиционное законодательство, - наличие эффективных механизмов госрегулирования и господдержки инвестиционной деятельности, - выгодное экономико-географическое расположение области, близость к Москве, - значительный промышленный и транспортный потенциал (автомобильные, водные и воздушные пути, магистральные нефте- и газопроводы), - значительный научно-образовательный потенциал, - наличие значительных водных ресурсов, - высокий научно-технический потенциал, - высокая интенсивность внешнеэкономических связей, - историко-культурное наследие | - отсутствие достаточного количества межмуниципальных инвестиционных проектов, - отсутствие достаточного количества подготовленных промышленных зон и инвестиционных площадок, - низкая активность органов муниципальной власти в сфере привлечения инвестиций, - незначительные запасы минерально-сырьевых ресурсов, - инфраструктурные ограничения, - неразвитость инженерной инфраструктуры |
Возможности | Угрозы |
- развитие инновационного потенциала, - совершенствование инфраструктуры, в том числе развитие транспортно распределительных узлов, - развитие конкурентных преимуществ региона, - создание условий для формирования инвестиционных площадок, - использование механизмов государственно-частного партнерства, - разработка межрегиональных, межмуниципальных и стратегических проектов с привлечением к их реализации крупных финансово-кредитных институтов и организаций, - совершенствование межрегиональных связей и внешнеэкономической деятельности | - неопределенность в источниках финансирования комплексного структурного освоения новых территорий и площадок, - отсутствие размежеванных земельных участков и идентификации собственников земельных участков под создание индустриальных парков, - непредсказуемость рыночной конъюнктуры |
VII. Механизм финансирования программных мероприятий
Финансирование мероприятий Программы будет производиться за счет:
- средств областного бюджета на разработку проектов планировок земельных участков, отводимых под создание инвестиционных площадок, включающих эскизные и рабочие проекты комплексного инфраструктурного обеспечения земельных участков с указанием перечня основных мероприятий и расчета стоимости затрат на их реализацию; на разработку концепций и (или) планов освоения земельных участков; разработку маркетинговых стратегий и (или) планов привлечения организаций-резидентов (инвесторов) для инвестиционных площадок; на проведение комплекса проектно-изыскательских работ по обеспечению земельных участков, отводимых под создание инвестиционных площадок, необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой (включая разработку проектной и сметной документации и проведение ее государственной экспертизы); на размещение заказов и оплату работ и услуг, связанных с организацией участия Ярославской области в конгрессно-выставочных мероприятиях и изготовление презентационной продукции; на сопровождение реализации инвестиционных проектов; на обеспечение подготовки проектов государственно-частного партнерства; на предоставление субсидий уполномоченным организациям в сфере создания и развития инфраструктуры инвестиционных площадок, выделяемых в порядке и на условиях, определенных законодательством области;
- а также на предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований области на финансирование указанных мероприятий;
- средств местных бюджетов, направляемых на реализацию мероприятий, относящихся к полномочиям органов местного самоуправления;
- средств уполномоченных организаций в сфере создания и развития инвестиционных площадок;
- средств частных инвесторов, являющихся резидентами инвестиционных площадок.
Исполнители Программы в пределах установленных бюджетных ассигнований осуществляют прямое финансирование мероприятий Программы или предоставляют субсидии в соответствии с утвержденными порядками.
Определение поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в рамках реализации мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Взаимодействие с государственными бюджетными учреждениями, созданными на базе имущества, находящегося в областной собственности, осуществляется на основании государственных заданий (утверждаемых приказами соответствующих органов исполнительной власти Ярославской области) после принятия закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Субсидии на государственную поддержку приоритетных инвестиционных проектов предоставляются на основании заключенных соглашений между органами исполнительной власти Ярославской области и получателями субсидий в порядке, определенном действующим законодательством.