Ярославская область
Решение Ярославского УФАС России от 16 сентября 2011 года № 04-01/43-11
О признании ненадлежащей рекламы, размещенной в эфире телеканала в день траура и без предварительного сообщения о последующей трансляции рекламы
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Управления Балабаев С.А.,
члены Комиссии - начальник отдела естественных монополий и рекламы Бай-Бородина Л.Ю., ведущий специалист-эксперт Студенова А.В., специалист 2 разряда Орлова М.И.,
рассмотрев дело N 04-01/43-11 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы в эфире телеканала "Н" в день траура 12 июля 2011 г., объявленного на территории Российской Федерации, а также без предварения сообщением о последующей трансляции рекламы, в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "Н" в лице представителя А.Е.С. (по доверенности от 15.09.2011),
Установила:
12 июля 2011 г. на телеканале "Н" в телепрограмме "П" размещалась рекламная информация следующего содержания: "Свежий выпуск "В" поможет не затеряться в море товаров и услуг. Еженедельник "В" представляет рубрику "В", где вы можете найти информацию по подработке или основную работу для себя, а также интересную работу на лето для своих детей-школьников. Свежая телепрограмма, анонсы телепередач, справочник и частные объявления, подборка материалов для дома и офиса. Все это и многое другое в рекламном еженедельнике "В".
В этот же день в рубрике "Завтра в Ярославле" была размещена рекламная информация следующего содержания.
Заставка с надписью: "Завтра в Ярославле... Искусство XX века... Кэмерон Диаз в главной роли... Звени, златая Русь... Российская комедия". Далее в указанной очередности появляются соответствующие четыре заставки:
- "Искусство XX века... В Г. посетите экспозиционно-выставочный проект "Искусство XX века". Рядом с надписью изображение Г.;
- "Кэмерон Диаз в главной роли... Завтра в кинотеатре "С" посмотрите комедию "Очень плохая училка". Сеансы: 12.20, 17.10, 19.00, 20.50";
- "Звени, златая Русь!... 15 июля в ГКЗ "С" состоится концерт с участием Игоря Балакирева (Санкт-Петербург) и Станислава Бертенева (Москва). Начало в 18:00 Тел. <...>". Рядом с надписью изображение мужчины;
- "Российская комедия... Завтра в кинотеатре "С" посмотрите российскую комедию "Варенье из сакуры. Эпизод первый: Японский городовой". Сеансы: 12.00, 17.20".
Рассматриваемая реклама размещена в день траура 12 июля 2011 г., объявленного на территории Российской Федерации, а также без предварения сообщением о последующей трансляции рекламы.
Представитель ООО "Н" с вменяемым правонарушением не согласился и пояснил следующее.
Размещение материалов "Пресс-обзор" и "Завтра в Ярославле" осуществляется на телеканале "Н" с целью информирования телезрителей о полезной и интересной информации завтрашних печатных СМИ и о событиях культурной жизни Ярославля и области. ООО "Н" разместило в эфире указанные материалы, учитывая, что законодательством установлен запрет на размещение в дни траура только в отношении рекламы, в то время как указанные материалы не являются рекламой и размещены в эфире в качестве редакционного материала. Договоры на размещение рекламы с редакцией газеты "В", кинотеатром "С", ГКЗ "С" и выставочным залом Г. телекомпанией не заключались. Информацию, указанную в материале "Завтра в Ярославле", сотрудники телекомпании получают самостоятельно из Интернет-ресурсов, а также других источников. В материале "Пресс-обзор" размещается информация, предоставленная газетами.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лица, участвующего в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе", Закон) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Информация о газете "В", размещенная в материале "Пресс-обзор", вышедшая в эфир 12 июля 2011 г., адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к этой газете и ее содержанию, а также на формирование интереса к ней и продвижение ее на рынке, следовательно, является рекламой.
Информация о мероприятиях экспозиционно-выставочного проекта "Искусство XX века" в Г., концерте с участием Игоря Балакирева (Санкт-Петербург) и Станислава Бертенева (Москва), художественных фильмах "Очень плохая училка" и "Варенье из сакуры. Эпизод первый: Японский городовой" в кинотеатре "С", размещенная в материале "Завтра в Ярославле", вышедший в эфире телеканала "Н" 12 июля 2011 г. адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к этим мероприятиям, а также на формирование интереса к ним и продвижение их на рынке, следовательно, является рекламой.
В связи с вышеизложенным, Комиссия отклоняет доводы представителя ООО "Н" о том, что рассматриваемая информация не является рекламной.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе") прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.
Рассматриваемая реклама размещена в эфире телеканала "Н" без предварения сообщением о последующей трансляции рекламы, что нарушает требования части 1 статьи 14 Федерального закона "О рекламе".
Согласно части 14 статьи 14 Федерального закона "О рекламе" в телепрограммах не допускается распространение рекламы в дни траура, объявленные в Российской Федерации.
Рассматриваемая реклама размещена в эфире телеканала "Н" 12 июля 2011 г., в день, когда Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2011 N 918 "Об объявлении траура в связи с гибелью теплохода "Булгария" на территории Российской Федерации был объявлен траур, что является нарушением части 14 статьи 14 Федерального закона "О рекламе".
Таким образом, рассматриваемая реклама газеты "В", размещенная в материале "Пресс-обзор", а также реклама экспозиционно-выставочного проекта "Искусство XX века", концерта с участием Игоря Балакирева (Санкт-Петербург) и Станислава Бертенева (Москва), художественных фильмов "Очень плохая училка" и "Варенье из сакуры. Эпизод первый: Японский городовой" в кинотеатре "С", размещенная в материале "Завтра в Ярославле" и вышедшая в эфире телеканала "Н" 12 июля 2011 г., в нарушение требований части 1 статьи 14 ФЗ "О рекламе" не предварялась сообщением о последующей трансляции рекламы, в нарушение части 14 статьи 14 ФЗ "О рекламе" распространялась в день траура, объявленного в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение частей 1 и 14 статьи 14 несет рекламораспространитель.
Пункт 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" определяет рекламораспространителя как лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Держателем лицензии на осуществление телевизионного вещания на телеканале "Н" серия <...> от 11.05.2011 является ООО "Н".
Таким образом, рекламораспространителем является ООО "Н".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
Решила:
1.Признать ненадлежащей рекламу газеты "В", размещенную в материале "Пресс-обзор", а также рекламу экспозиционно-выставочного проекта "Искусство XX века", концерта с участием И. Балакирева и С. Бертенева, художественных фильмов "Очень плохая училка" и "Варенье из сакуры. Эпизод первый: Японский городовой" в кинотеатре "С", размещенную в материале "Завтра в Ярославле" в эфире телеканала "Н" 12 июля 2011 года, поскольку нарушены требования части 1 и части 14 статьи 14 Федерального закона "О рекламе".
2.Выдать ООО "Н" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 21 сентября 2011 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
С.А.БАЛАБАЕВ
Члены Комиссии:
Л.Ю.БАЙ-БОРОДИНА
А.В.СТУДЕНОВА
М.И.ОРЛОВА