Ярославская область
Закон от 08 мая 2003 года № 21-З
О социальном партнерстве в Ярославской области
Принят
29 апреля 2003 года
Государственной Думой Ярославской области
29 апреля 2003 года
Государственной Думой Ярославской области
- В редакциях
- Закона
- № 27-з от 13.06.2007;
- № 23-з от 29.06.2012.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Закона
1.Настоящий Закон определяет правовые основы организации, функционирования и развития системы социального партнерства в Ярославской области с целью регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, предупреждения коллективных трудовых споров и содействия согласованию интересов работников, работодателей, органов государственной власти Ярославской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области.
2.Действие настоящего Закона распространяется на работодателей и их представителей, работников и их представителей, а также органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Основные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в значениях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Статья 3. Правовая основа социального партнерства
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами правовую основу социального партнерства в Ярославской области составляют трудовое законодательство, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также коллективные договоры, соглашения и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.
Статья 4. Цели и основные принципы социального партнерства
1.Целями социального партнерства в Ярославской области являются:
- создание условий для обеспечения занятости населения и развития рынка труда;
- предупреждение, смягчение и преодоление негативных явлений в социально-трудовой сфере;
- совершенствование организации и функционирования системы взаимоотношений между сторонами социального партнерства в Ярославской области;
- согласование интересов работников и работодателей.
2.Социальное партнерство в Ярославской области строится на основных принципах социального партнерства, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Статья 5. Стороны социального партнерства
1.Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице представителей, уполномоченных в установленном порядке.
Органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в иных случаях, предусмотренных трудовым законодательством.
2.Представители работников и работодателей в социальном партнерстве определяются в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.
Статья 6. Права и обязанности сторон социального партнерства
1.Стороны социального партнерства имеют равные права на ведение переговоров по заключению соглашений, коллективных договоров.
2.Стороны социального партнерства имеют право:
- выступать инициатором коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению соглашения, коллективного договора;
- вносить в соответствующие органы в установленном порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения;
- наделять своих представителей необходимыми полномочиями для ведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, коллективных договоров;
- принимать участие в образовании и деятельности соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;
- безвозмездно предоставлять другим сторонам социального партнерства полную и достоверную информацию по социально-трудовым и связанным с ними вопросам, необходимую для ведения переговоров и консультаций, заключения соглашений и коллективных договоров, контроля за ходом их выполнения;
- посещать организации, на которые распространяется сфера действия соглашения, коллективного договора.
3.Стороны социального партнерства обязаны:
- при получении предложения в письменной форме о начале коллективных переговоров вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий;
- предоставлять друг другу необходимую информацию при осуществлении контроля за выполнением коллективного договора, соглашения;
- выполнять принятые на себя обязательства.
4.Стороны осуществляют иные права и исполняют иные обязанности, предусмотренные федеральным законодательством, настоящим Законом и законодательством Ярославской области.
Глава 2. Органы социального партнерства
Статья 7. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
1.Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров и соглашений, заключения коллективных договоров и соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.
2.В Ярославской области образуется Региональная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, действующая на основании настоящего Закона.
На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с настоящим Законом, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.
На отраслевом уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения.
На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.
Статья 7<1>. Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда в Ярославской области
1.Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда в Ярославской области осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Проекты законов Ярославской области, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти Ярославской области в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются принимающими их органами государственной власти Ярославской области на рассмотрение в региональную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.
Проекты нормативных правовых и иных актов органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области направляются принимающими их органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области на рассмотрение в соответствующие территориальные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (в случаях, когда такие комиссии не образованы, - в соответствующие профсоюзы (объединения профсоюзов) и объединения работодателей).
2.Мотивированные решения по проектам актов, указанных в части 1 настоящей статьи, направляются соответствующими комиссиями органам государственной власти Ярославской области или органам местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области в течение двух недель со дня их получения.
Статья 8. Региональная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
1.Региональная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия) является постоянно действующим органом социального партнерства в Ярославской области.
2.Комиссия руководствуется в своей деятельности федеральным законодательством, настоящим Законом и законодательством Ярославской области.
Статья 9. Цели и задачи Комиссии
1.Основными целями Комиссия являются:
- согласование интересов органов государственной власти Ярославской области, объединений организаций профсоюзов Ярославской области и объединений работодателей Ярославской области при выработке общих принципов регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений;
- содействие выработке и осуществлению основных направлений государственной социально-экономической политики Ярославской области;
- содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними экономических отношений на региональном уровне.
2.Основными задачами Комиссии являются:
- обеспечение равноправного сотрудничества органов государственной власти Ярославской области, объединений организаций профсоюзов Ярославской области, объединений работодателей Ярославской области по установлению и реализации общих принципов регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними экономических отношений на территории Ярославской области;
- ведение трехсторонних переговоров и консультаций, подготовка проекта регионального соглашения между Правительством Ярославской области, объединениями организаций профсоюзов Ярославской области, объединениями работодателей Ярославской области, осуществление контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений всех уровней;
- развитие системы социального партнерства в Ярославской области;
- оказание содействия урегулированию разногласий, возникающих при заключении территориальных соглашений в муниципальных образованиях Ярославской области;
- оказание практического, методического содействия по заключению коллективных договоров, городских отраслевых (межотраслевых) профессиональных соглашений.
Статья 10. Основные права Комиссии
1.Комиссия вправе:
- рассматривать, готовить и вносить в органы государственной власти Ярославской области предложения по проектам законов и иных нормативных правовых актов Ярославской области по вопросам социально-экономической политики, регулирования трудовых отношений, установления социальных гарантий;
- координировать совместные действия сторон социального партнерства при разработке и реализации регионального соглашения;
- вносить предложения о привлечении в установленном законом порядке к ответственности лиц, не выполнивших обязательств, предусмотренных региональным соглашением;
- запрашивать и получать информацию о социально-экономическом положении в Ярославской области, иные информационные материалы по вопросам социально-трудовых отношений, необходимые для ведения переговоров по заключению регионального соглашения и рассмотрения хода его выполнения;
- принимать по результатам контроля, осуществляемого сторонами регионального соглашения, решения, обеспечивающие реализацию положений соглашения;
- вносить предложения в соответствующие органы о приостановлении или отмене решений органов государственной власти Ярославской области, организаций объединений профсоюзов Ярославской области, объединений работодателей Ярославской области, связанных с возможностью возникновения коллективных трудовых споров;
- приглашать к участию в работе Комиссии представителей органов государственной власти Ярославской области, организаций объединений профсоюзов Ярославской области, объединений работодателей Ярославской области, а также ученых и специалистов;
- вносить предложения по рассмотрению Губернатором Ярославской области и Правительством Ярославской области вопросов, входящих в компетенцию Комиссии;
- направлять (по согласованию) своих представителей для участия в заседаниях органов государственной власти Ярославской области, органов организаций объединений профсоюзов Ярославской области, а также в работе руководящих органов объединений работодателей Ярославской области;
- принимать решение о создании при комиссии постоянно действующего трудового арбитража для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров и утверждать положение о нем.
2.Комиссия разрабатывает и утверждает регламент Региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, определяет порядок подготовки проекта и заключения регионального соглашения.
Статья 11. Формирование Комиссии и ее рабочих органов
1.Состав Комиссии формируется из представителей Правительства Ярославской области, представителей организации объединений профсоюзов Ярославской области, представителей организации объединений работодателей Ярославской области на основе соблюдения принципов паритетности и равноправия сторон, полномочности их представителей.
2.Персональный состав членов Комиссии и порядок их ротации стороны социального партнерства определяют самостоятельно.
Персональный состав представителей Правительства Ярославской области утверждается Губернатором Ярославской области.
3.Численный состав Комиссии определяется решением каждой из сторон, но не может превышать девяти полномочных представителей с каждой стороны. Представители сторон являются членами Комиссии.
Для подготовки материалов, предложений, проектов решений к рассмотрению на заседаниях Комиссии, подготовки экспертных заключений по проектам законов и других нормативных актов, относящихся к сфере трудовых отношений и социально-экономической политики, обсуждения информации о ходе и итогах выполнения мер, выработанных сторонами по реализации регионального соглашения, могут создаваться постоянные и временные рабочие группы из представителей сторон.
Состав рабочих групп, их руководители и сопредседатели утверждаются Комиссией.
По решению Комиссии для организации ее работы может быть образован секретариат Комиссии.
Статья 12. Организация деятельности Комиссии
1.Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с целями и задачами, определенными настоящим Законом, на основании ее регламента и планов работы.
2.В заседаниях Комиссии имеют право участвовать с правом совещательного голоса Губернатор Ярославской области, полномочные представители объединений профсоюзов и объединений работодателей, не входящих в ее состав.
3.Комиссия оказывает сторонам социального партнерства организационную помощь в проведении совещаний, конференций и семинаров по вопросам регулирования социально-трудовых отношений.
Статья 13. Координатор Комиссии
1.Координатор Комиссии назначается Губернатором Ярославской области и не является ее членом.
2.Координатор Комиссии:
- обеспечивает взаимодействие сторон и достижение согласия между ними при выработке решений Комиссии и их реализации;
- организует деятельность Комиссии в соответствии с ее регламентом и планом работы;
- председательствует на заседаниях Комиссии, организует обсуждение и согласование вопросов, оглашает решения Комиссии с учетом результатов рассмотрения и голосования;
- регулярно информирует Губернатора Ярославской области о деятельности Комиссии;
- утверждает по представлению Комиссии регламент и планы ее работы;
- проводит в период между заседаниями Комиссии консультации по вопросам, требующим принятия оперативного решения;
- решает вопросы материально-технического обеспечения заседаний Комиссии;
- приглашает, в случае необходимости, для участия в работе Комиссии представителей органов государственной власти Ярославской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, профсоюзов и работодателей, не входящих в состав Комиссии, а также представителей науки, общественных организаций и других заинтересованных лиц.
3.Координатор Комиссии не вмешивается в деятельность сторон и не принимает участие в голосовании.
Статья 14. Координаторы сторон
1.Каждая из сторон для обеспечения оперативного взаимодействия с другими сторонами избирает Координатора стороны и его заместителя.
Координаторы сторон и их заместители являются членами Комиссии.
2.Координаторы сторон:
- вырабатывают с представителями своей стороны согласованную позицию по рассматриваемым вопросам и проводят предварительные консультации с координаторами других сторон с целью ускорения принятия согласованного решения на заседании Комиссии;
- представляют Комиссии решение своей стороны по изменению ее персонального состава.
Статья 15. Члены Комиссии
1.Члены Комиссии участвуют в заседаниях Комиссии и ее рабочих групп, в подготовке проектов их решений.
2.Члены Комиссии имеют право:
- по поручению Комиссии обращаться в органы государственной власти Ярославской области, профессиональные союзы, объединения работодателей и получать письменный ответ по существу поставленных вопросов в сроки, установленные законодательством;
- знакомиться с соответствующими нормативными, информационными и справочными материалами;
- вносить предложения по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии, для рассмотрения на заседаниях Комиссии и ее рабочих групп.
3.Член Комиссии может (по согласованию) принимать участие с правом совещательного голоса в заседаниях органов государственной власти Ярославской области, других организаций при обсуждении вопросов, входящих в компетенцию Комиссии.
Статья 16. Порядок принятия и исполнения решений Комиссии
1.Порядок принятия и исполнения решений Комиссии определяется ее регламентом.
2.Стороны информируют Комиссию о деятельности по рассмотрению принятых Комиссией решений.
Статья 17. Обеспечение деятельности Комиссии
Материально-техническое и организационное обеспечение Комиссии определяется в порядке, установленном ее регламентом.
Статья 18. Областные отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
Областные отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений могут быть образованы для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения.
Областные отраслевые (межотраслевые) комиссии формируются областными отраслевыми объединениями профсоюзов, представителями работодателей (их объединений), органами государственной власти Ярославской области, осуществляющими координацию деятельности соответствующей отрасли.
Деятельность областных отраслевых (межотраслевых) комиссий осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом, законодательством Ярославской области и положениями об этих комиссиях.
Статья 19. Территориальные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с настоящим Законом, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области.
Глава 3. Формы осуществления социального партнерства в Ярославской области
Статья 20. Формы осуществления социального партнерства
Формы социального партнерства, а также условия и порядок их осуществления устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации.
Статьи 21 - 24. Утратили силу
Глава 4. Виды соглашений и механизм осуществления социального партнерства в Ярославской области
Статья 25. Ярославское региональное трехстороннее соглашение
1.Ярославское региональное трехстороннее соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в Ярославской области.
2.В процессе переговоров в Ярославское региональное трехстороннее соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по вопросам оплаты труда, условий и охраны труда, режима труда и отдыха, развития социального партнерства, иные вопросы, определенные сторонами.
3.Ярославское региональное трехстороннее соглашение заключается Правительством Ярославской области, объединением профсоюзов Ярославской области (объединениями профсоюзов Ярославской области), объединением работодателей Ярославской области (объединениями работодателей Ярославской области).
Статья 26. Областные отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения
1.Областные отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения - правовые акты, определяющие общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей).
2.Областные отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются объединениями профсоюзов отрасли (отраслей), представителями работодателей (их объединений) отрасли (отраслей) и органами исполнительной власти Ярославской области, осуществляющими координацию деятельности соответствующей отрасли (отраслей).
Статья 27. Территориальные соглашения
1.Территориальные соглашения - правовые акты, устанавливающие общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования Ярославской области.
2.Территориальные соглашения заключаются территориальными объединениями профсоюзов, объединениями работодателей и органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области.
Статья 28. Отраслевые (межотраслевые) территориальные соглашения
1.Отраслевые (межотраслевые) территориальные соглашения - правовые акты, определяющие общие условия оплаты труда, а также гарантии, компенсации и льготы для работников отрасли (отраслей) соответствующей территории.
2.Отраслевые (межотраслевые) территориальные соглашения заключаются отраслевыми (межотраслевыми) территориальными объединениями профсоюзов, территориальными объединениями работодателей и органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области.
Статья 29. Порядок разработки проектов соглашений и их заключения
1.Стороны социального партнерства на основе действующего федерального законодательства, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Ярославской области с учетом социально-экономической ситуации в Российской Федерации и Ярославской области формируют взаимные обязательства по решению социально-экономических проблем в сфере труда.
2.Соглашения подписываются полномочными представителями сторон до принятия закона Ярославской области об областном бюджете на очередной финансовый год и подлежат опубликованию в средствах массовой информации.
Статья 30. Действие соглашений и порядок их подписания
1 - 3.Утратили силу
4.Вступление в силу и срок действия Ярославского регионального трехстороннего соглашения, отраслевых (межотраслевых), территориальных и иных соглашений определяется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. Действие указанных соглашений распространяется на работодателей, работников, органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и настоящим Законом.
5.По предложению сторон заключенного на уровне Ярославской области, муниципальных образований Ярославской области соответственно Ярославского регионального трехстороннего соглашения, областного отраслевого (межотраслевого), территориального или отраслевого (межотраслевого) территориального соглашений руководитель соответствующего органа по труду имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие свою деятельность в соответствующей отрасли и не участвующие в заключении Ярославского регионального трехстороннего соглашения, областного отраслевого (межотраслевого), территориального или отраслевого (межотраслевого) территориального соглашений, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к нему не представили в соответствующий орган по труду мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу о присоединении к данному соглашению должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель соответствующего органа по труду приглашает представителей работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.
6.Порядок опубликования соглашений и предложений о присоединении к соглашениям определяется их сторонами.
Статья 31. Порядок разработки проекта коллективного договора и его заключения
Порядок разработки проекта коллективного договора и его заключения определяется сторонами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Статья 32. Уведомительная регистрация соглашений, коллективных договоров
Уведомительная регистрация соглашений, коллективных договоров производится в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации.
Статья 33. Разработка мероприятий по реализации соглашений, коллективных договоров
1.Каждая из сторон социального партнерства разрабатывает мероприятия по реализации соглашения, коллективного договора.
2.Ход выполнения соглашения, коллективного договора и мероприятий рассматривается сторонами социального партнерства ежеквартально, если иное не установлено сторонами.
3.Изменения и дополнения в соглашение, коллективный договор вносятся в порядке, определенном Трудовым кодексом Российской Федерации.
Глава 5. Контроль, ответственность сторон социального партнерства и порядок разрешения споров
Статья 34. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения
Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Статья 35. Ответственность сторон социального партнерства
Ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения, неправомерный отказ от подписания коллективного договора, соглашения, нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения, непредставление информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, наступает в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 36. Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров
1.Коллективные трудовые споры разрешаются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
2.Правительство Ярославской области в соответствии со статьей 412 Трудового кодекса Российской Федерации разрабатывает и утверждает региональные перечни минимума необходимых работ (услуг).
3.Орган исполнительной власти Ярославской области, участвующий в урегулировании коллективных трудовых споров, утверждает порядок проведения уведомительной регистрации коллективных трудовых споров, возникающих на территории области.
4.В целях содействия урегулированию трудовых споров орган, указанный в части 3 настоящей статьи, ежегодно составляет списки лиц, рекомендуемых к привлечению в качестве трудовых арбитров при рассмотрении коллективных трудовых споров, с учетом предложений представителей работников и работодателей по согласованию с лицами, рекомендуемыми в качестве трудовых арбитров.
Глава 6. Заключительные положения
Статья 37. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
Статья 38. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом
Органам государственной власти Ярославской области и органам местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в трехмесячный срок со дня его вступления в силу.
Губернатор
Ярославской области
А.И.ЛИСИЦЫН
г. Ярославль
08.05.2003
N 21-з