» » » О прогнозе социально-экономического развития Ярославской области на 2013 год и на плановый период одов

- Консультации и защита в суде по гражданским и уголовным делам, помощь при ДТП, ведение бракоразводных процессов, раздела имущества и др. -

О прогнозе социально-экономического развития Ярославской области на 2013 год и на плановый период одов


Ярославская область
Постановление от 29 октября 2012 года № 1193-П
О прогнозе социально-экономического развития Ярославской области на 2013 год и на плановый период одов
Принято
Правительством Ярославской области
В соответствии с пунктом 3 статьи 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1.Одобрить прогноз социально-экономического развития Ярославской области на 2013 год и на плановый период одов согласно приложению.
2.Структурным подразделениям аппарата Правительства области, органам исполнительной власти Ярославской области при осуществлении своей деятельности учитывать параметры прогноза социально-экономического развития Ярославской области на 2013 год и на плановый период одов.
3.Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Краснова А.С.
4.Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор
Ярославской области
С.Н.ЯСТРЕБОВ
Приложение
к Постановлению от 29 октября 2012 года № 1193-П .
Прогноз
Прогноз социально-экономического развития ярославской области на 2013 год и на плановый период одов I. уточненный прогноз социально-экономического развития ярославской области на 2013 год и на плановый период одов
Наименование показателяЕдиница измеренияОтчет за три предыдущих годаОценка на 2012 годПрогноз на три последующих года
2013 год2014 год2015 год
2009 год2010 год2011 годI вариантII вариантI вариантII вариантI вариантII вариант
123456789101112
1. Валовой региональный продукт
Валовой региональный продуктмлн. рублей212684,4234246,3269610306286,3339157342703,2372382382312406709422655,3
в сопоставимых ценах, %91,9103105,4105,6103,2105102,9104,8103104,6
2. Промышленное производство
Индекс промышленного производства% к предыдущему году83,4107,9110,5107,8105,1106,4104,3105,8104,5106,1
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - Раздел C: Добыча полезных ископаемыхмлн. руб.494644,81093,31285,91386,41403,81525,21565,21665,51723,9
Индекс производства Раздел C: Добыча полезных ископаемых% к предыдущему году71,4100,7122,9111,7103,6106,5103,2104,3103,8105,2
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - Раздел D: Обрабатывающие производствамлн. руб.1286661157899,2187509,3215098,1240292244043,3270356279214,2302656317746,6
Индекс производства Раздел D: Обрабатывающие производства% к предыдущему году80,7109,7111,4109,1105,9107,2105,1106,6105,4106,9
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - Раздел E: Производство и распределение электроэнергии, газа и водымлн. руб.24241,227282,728245,330873,832731,533650,235108,336605,537227,839741,3
Индекс производства Раздел E: Производство и распределение электроэнергии, газа и воды% к предыдущему году101,497,4104,7104,2100,3104,1100,5103,8100,7103,2
3. Сельское хозяйство
Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категориймлн. руб.16907,518567,721824,323980264002616128797284593112130929
Индекс-дефлятор продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий% к предыдущему году97,6118,5105,0106109105108105107104
Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий% к предыдущему году103,892,7112,2104,1101,0104,1101,0104,1101,0104,5
в том числе:
растениеводствомлн. руб.6180,96227,17775,48200910089311039796591150010529
индекс производства продукции растениеводства% к предыдущему году102,271,2130,710310010399103,297103,6
животноводствомлн. руб.10726,612340,614048,915780173001723018400188001962120400
индекс производства продукции животноводства% к предыдущему году104,9105,1102,8106102105103105,2104105,5
Продукция сельского хозяйства по категориям хозяйств:
продукция в сельскохозяйственных организацияхмлн. руб.10032,411189,413899,416030183201765120577193892276121289
индекс производства продукции в сельскохозяйственных организациях% к предыдущему году108,4100,7112,1105,1102,0105,8102,0105,8102,0105,8
продукция в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателеймлн. руб.324,8294,1415,4550580610620670660740
индекс производства продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей% к предыдущему году111,364,7137,8105102105102105102105
продукция в хозяйствах населениямлн. руб.6550,47084,37509,57400750079007600840077008900
индекс производства продукции в хозяйствах населения% к предыдущему году96,481,9111,4101961019610196101
4. Транспорт и связь
Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытиемкм7051,96984,17078,17082,27082,27082,27082,27084,27082,27088,4
Протяженность автомобильных дорог федерального значениякм316,5321,8321,8330330330330330330330
Удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования%58,955,854,154,154,154,154,154,154,154,1
Наличие автомобилей на конец года - всегоштук318695324395329068334036335567340265338475344910343102353069
% к предыдущему году101101,8101,4101,5100,5101,9100,9101,4101,4102,4
Наличие легковых автомобилей у индивидуальных владельцев на конец годаштук230010234005239503243575246011248447248471252174252198258478
% к предыдущему году102101,7102,3101,7101102101101,5101,5102,5
Обеспеченность населения легковыми автомобилями на конец годаштук на 1000 человек населения179,7184,1188,4191,7194,2195,9196,7199,2200,5204,8
Объем услуг связи всего, в ценах соответствующих летмлн. руб.8200,37893,48215,19091,6710290,311754,841341515590,4817938,421015,2
в сопоставимых ценах% к предыдущему году105,591,499105108109109111110112
5. Ввод в действие основных фондов по основным видам экономической деятельности
Основные фонды в экономике области по первоначальной стоимости на конец годамлн. рублей770917821370898243954791,4101836410224041080655108994711466161163865
% к предыдущему году101,8100,8x106,3106,7107,1106,1106,6106,1106,8
Коэффициент износа основных фондов%52,253,350,5949,2833551,355749,6060851,317648,9472751,227648,41263
Ввод в действие основных фондовмлн. рублей359234534910181360411,467186,671896,56598872028,169724,678713,7
% к предыдущему году99,3126,2x59,3111,2119,098,2100,2105,7109,3
Ликвидация основных фондов по полной учетной стоимости за годмлн. рублей4147354439103863361442843696,64484,83764,34796,2
Стоимость основных фондов по остаточной стоимости на конец годамлн. рублей368821383686443848484238,2495376515229,4526089556447,8559233600407,1
6. Строительство
Объем работ, выполненных организациями по виду деятельности "строительство"млн. рублей32400,236823,739816,943540,647318,248723,75621461567,368718,878535,2
в сопоставимых ценах, %97,8107,6101,1104101104110117115120
Ввод в действие жилых домовтыс. кв. м общей площади376,4291,5411,2460449479519559650700
в том числе за счет:
средств федерального бюджетатыс. кв. м общей площади36,418,716,216,513,315,69,912,45,36,6
средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местного бюджетатыс. кв. м общей площади13,85,210,39,456,25,46,72,93,6
из общего итога индивидуальные жилые дома, построенные населением за свой счет и с помощью кредитовтыс. кв. м общей площади91,873,1159,9139,7134,7143,7155,7167,7195210
Средняя обеспеченность жильем населения областикв. метров на 1 жителя24,124,524,624,824,9252525,225,125,4
% к предыдущему году101,7101,7100,4100,8100,4100,8100,4100,8100,4100,8
7. Среднее и малое предпринимательство
Число средних предприятий (на конец года)единиц229250229187189194192197197205
в том числе по отдельным видам экономической деятельности:
добыча полезных ископаемыхединиц4343333445
обрабатывающие производстваединиц51736455555656575860
производство и распределение электроэнергии, газа и водыединиц5411122334
строительствоединиц33282413141515171820
оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользованияединиц67676150505553595561
транспорт и связьединиц79688889910
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услугединиц17202320202020212122
в том числе:
научные исследования и разработкиединиц1111111222
Число малых предприятий, включая микропредприятия (на конец года)единиц23642248422611126678271782747828128283282910029228
в том числе по отдельным видам экономической деятельности:
добыча полезных ископаемыхединиц39323333333434353536
обрабатывающие производстваединиц2257230025202520252025232523252425242525
производство и распределение электроэнергии, газа и водыединиц9095105106106106106107107107
строительствоединиц3580358035393539353935423545354735473550
оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользованияединиц10493111141124711310114101156011800118071200012050
транспорт и связьединиц1107127513251335135013971447146714831539
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услугединиц3782402946264676480048775000501252785298
в том числе:
научные исследования и разработкиединиц123138158160165169173180185192
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) средних предприятийтыс. человек24,027,925,623,023,523,723,723,924,225,1
в том числе по отдельным видам экономической деятельности:
добыча полезных ископаемыхтыс. человек0,50,40,50,40,40,40,40,50,56,0
обрабатывающие производстватыс. человек7,010,59,19,39,39,49,49,59,59,7
производство и распределение электроэнергии, газа и водытыс. человек0,40,30,10,20,20,20,20,30,30,4
строительствотыс. человек3,53,54,03,63,53,63,63,73,73,8
оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользованиятыс. человек3,54,24,03,63,93,94,04,14,24,0
транспорт и связьтыс. человек1,11,10,90,70,70,70,70,80,80,9
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услугтыс. человек2,32,42,42,72,72,82,82,92,93,0
в том числе:
научные исследования и разработкитыс. человек0,10,10,20,20,20,20,20,30,30,4
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) малых предприятий включая микропредприятиятыс. человек103,398,489,995,195,296,496,497,197,298,6
в том числе по отдельным видам экономической деятельности:
добыча полезных ископаемыхтыс. человек0,30,50,20,20,20,30,30,30,30,4
обрабатывающие производстватыс. человек18,917,917,618,518,618,718,718,818,818,9
производство и распределение электроэнергии, газа и водытыс. человек0,60,50,70,70,70,70,70,70,70,7
строительствотыс. человек14,513,512,013,413,413,413,513,613,613,7
оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользованиятыс. человек28,929,223,425,225,525,825,826,026,226,3
транспорт и связьтыс. человек4,24,03,73,73,73,83,83,93,94,0
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услугтыс. человек18,418,316,418,218,218,318,318,418,418,5
в том числе:
научные исследования и разработкитыс. человек0,50,40,50,50,50,50,50,60,60,7
Оборот средних предприятиймлн. руб.26329,541864,148077,043194,246001,846174,648991,949574,752176,452846,6
в том числе по видам экономической деятельности:
добыча полезных ископаемыхмлн. руб.126,8139,3432,6346,1346,1361,7361,7378,3377,9395,7
обрабатывающие производствамлн. руб.5916,013441,510448,39883,69883,610328,410328,410803,510803,511322,1
производство и распределение электроэнергии, газа и водымлн. руб.220,3153,118,7115,0119,9120,2125,3125,8131,2132,1
строительствомлн. руб.3727,33407,74871,52363,82517,42519,82681,02691,12852,62868,7
оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользованиямлн. руб.12324,419618,524218,821796,923518,923613,325470,925620,427635,927849,4
транспорт и связьмлн. руб.695,8791,7653,9720,0255,6256,6272,2274,3289,6292,4
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услугмлн. руб.788,8990,33688,94164,04434,74451,34723,04749,65030,05063,0
в том числе:
научные исследования и разработкимлн. руб.60,9116,3158,2115,563,964,168,168,472,572,9
Оборот малых предприятий, включая микропредприятиямлн. руб.143009,0160887,5172794,8186618,4201547,9201921,1218679,5219084,4237923,3238802,0
в том числе по видам экономической деятельности:
добыча полезных ископаемыхмлн. руб.805,51072,2333,1353,1376,1377,5400,5402,8425,7430,0
обрабатывающие производствамлн. руб.18982,119361,719907,720305,920712,020752,621167,721271,421696,921867,0
производство и распределение электроэнергии, газа и водымлн. руб.691,0966,31170,31246,413274,21332,414137,014216,715027,615155,0
строительствомлн. руб.16916,819026,620244,321560,221560,221641,223004,723091,124500,024615,1
оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользованиямлн. руб.84881,698895,4105395,4114564,8114564,8114881,0124875,6125564,9136489,0137493,6
транспорт и связьмлн. руб.3629,23987,04142,54287,54295,84450,44459,04624,04532,94808,9
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услугмлн. руб.10946,812334,912928,113186,713490,013516,413827,313881,314200,614297,7
в том числе:
научные исследования и разработкимлн. руб.831,90682,20451,80481,20513,40514,40546,80548,90582,90585,10
8. Производство подакцизных товаров (не подлежит официальной публикации, данная информация является коммерческой тайной в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ "О коммерческой тайне")
Бензин автомобильныйтыс. тоннXXXXXXXXXX
% к предыдущему годуXXXXXXXXXX
Дизельное топливотыс. тоннXXXXXXXXXX
% к предыдущему годуXXXXXXXXXX
Топочный мазуттыс. тоннXXXXXXXXXX
% к предыдущему годуXXXXXXXXXX
Масла смазочныетыс. тоннXXXXXXXXXX
% к предыдущему годуXXXXXXXXXX
Пивотыс. далXXXXXXXXXX
% к предыдущему годуXXXXXXXXXX
Водка и ликеро водочные изделиятыс. далXXXXXXXXXX
% к предыдущему годуXXXXXXXXXX
Табачные изделия (папиросы и сигареты)млн. штукXXXXXXXXXX
% к предыдущему годуXXXXXXXXXX
9. Рынок товаров и услуг
Оборот розничной торговлимлн. руб.93207,2105411,2128070,7151894,2173410,0176171,2196130,1202232,3221204,0230631,3
% к предыдущему году в сопоставимых ценах90,4105,7111,5112,1106,2108,7106,0108,5106,3108,2
Оборот общественного питаниямлн. руб.58736194,56583,18257,59694,19693,511088,311221,712623,812930,7
% к предыдущему году в сопоставимых ценах86,899,994,6112,7108,3109,2106,6108,7106,4108,4
Объем платных услуг населениюмлн. руб.31183,632218,635406,33849842235,343119,446806,648307,151778,454021,2
% к предыдущему году в сопоставимых ценах100,195,899,9102,0101,3103,9102,9104,8103,0105,3
10. Индексы цен
Индекс потребительских цен% декабрь к декабрю109,50110,50106,10107,90108,00107,40108,80107,30109,10107,40
% год к году112,80107,70109,60105,30107,90107,70108,50107,60108,90107,20
в том числе:
на продовольственные товары% декабрь к декабрю105,80115,10101,90106,70107,10106,90107,50106,50107,90106,50
% год к году111,30108,00110,50103,00106,60106,30107,40107,00107,50106,30
на непродовольственные товары% декабрь к декабрю111,40106,50108,10107,10108,20107,50109,20106,80109,40107,20
% год к году113,80106,00107,70107,10107,30107,20108,50107,10109,30106,90
на платные услуги населению% декабрь к декабрю112,50108,40110,60111,40109,30108,30110,20109,80110,40109,10
% год к году113,90108,50110,90106,80107,00107,20110,50109,70110,60109,30
на жилищно коммунальные услуги% декабрь к декабрю123,30112,60111,20110,70110,60110,40110,50110,30111,00110,80
% год к году120,00109,10108,10111,00110,60110,40110,50110,30111,00110,80
Индекс цен строительной продукции% год к году102,50105,50106,70107,90109,09108,90110,30110,00111,50111,10
11. Индексы тарифов естественных монополий
Средние тарифы на электроэнергию, отпущенную различным категориям потребителейрублей за МВт-час1956,12360,225662745,630753116,23397,93505,83771,73961,5
% к предыдущему году125,9120,7108,7107112113,5110,5112,5111113
в том числе по группам потребителей:
бюджетные потребителирублей за МВт-час2746,63318,23806,74092,24583,34521,95064,55087,25621,65748,5
% к предыдущему году126,1120,8114,7107,5112113,5110,5112,5111113
прочие потребителирублей за МВт-час2092,32525,527492955,13309,83265,43657,33673,64059,64151,2
% к предыдущему году133,1120,7108,9107,5112113,5110,5112,5111113
Средние тарифы на тепловую энергию, отпущенную различным категориям потребителейрублей за Гкал680,8772,2882,9994,41093,31158,321202,61274,151328,91407,94
% к предыдущему году115,6113,4114,3112,6109,97116,5110110,0110,5110,5
Розничная цена на газ природный для населения:
для бытовых нуждрублей за 1000 куб. метров307036184202,54639,65335,55335,56135,86135,87056,27056,2
% к предыдущему году119,9117,9116,2110,4115115115115115115
для коммунальных нуждрублей за 1000 куб. метров204024092803,83095,43559,73559,74093,74093,74707,74707,7
% к предыдущему году123,6118,1116,4110,4115115115115115115
Средний тариф по области на услуги водоснабжениярублей за куб. метр8,99,5110,6911,212,2313,6713,4515,0414,8616,62
% к предыдущему году121,4106,9112,4104,8109,17122,03110110110,5110,5
Средний тариф по области на услуги водоотведения и очистки сточных водрублей за куб. метр7,518,099,239,7110,6411,7211,712,8912,9314,24
% к предыдущему году122,1107,7114,1105,2109,6120,7110110110,5110,5
Утилизация твердых бытовых отходоврублей за куб. метр65,1364,0570,9274,3384,0384,0392,4392,43102,14102,14
% к предыдущему году113,698,3110,7104,8113,05113,05110110110,5110,5
12. Финансовые результаты деятельности организаций
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) крупных и средних организациймлн. рублей-874,28209,66110,97342,528952,810339,111381,313237,911779,715592,1
% к предыдущему годуxx79,1120,2121,9140,8127,1128,0103,5117,8
Сумма убытка организациймлн. рублей11405,39958,410130,91105710015,69758,09394,28911,29770,08866,6
% к предыдущему году89,390,2107,1109,1103101,2104,2100,610499,5
Доля убыточных организаций в общем числе организаций%36,536,3343433,131,832,631,23231
Прибыль прибыльных организациймлн. рублей10531,11816816241,818399,5218968,420097,220775,522149,121549,724458,7
Амортизационные отчислениямлн. рублей11723,112653,113759,291605016586,418099,918044,92014719630,522450,3
13. Инвестиции
Объем инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансированиямлн. руб.57377,172290,569894,470403,5569755,474215,4773405,479563,257644385507,85
Индекс физического объема% к предыдущему году в сопоставимых ценах101,5119,490,695,294,1100,2100,2102,199,4102,6
Объем инвестиций в основной капитал, направляемый на реализацию федеральных целевых программ, за счет всех источников финансированиямлн. руб.7297,69553570164504664,34687,35015,65037,55234,55234,5
в том числе:
за счет федерального бюджета - всегомлн. руб.5903525569883922,9921,89
за счет бюджета субъекта Российской Федерации - всегомлн. руб.1394,6429850035611,04664,34664,35015,65015,65234,55234,5
Иностранные инвестициитыс. долл. США132835,463399,4857215,9212649208943315134160745311579134447282664,5
% к предыдущему году63,262747,7278590,24664371,6698,26148,1976,9398,8783,6490,72
14. Денежные доходы и расходы населения
Фонд начисленной заработной платы всех работников по полному кругу организациймлн. рублей81888,788798,795798,3106521,2114970116506,7124649128091,3135413141500,4
% к предыдущему году97,9108,4107,9111,2107,9109,4108,4109,9108,6110,5
Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата работников по полному кругу организацийрублей14417,616075,81811120248,122029,922232,424100,724566,826390,227220
% к предыдущему году104,5111,5112,7111,8108,8109,8001109,4110,5002109,5110,8001
Реальные располагаемые денежные доходы населения% к предыдущему году93,199,996,5110,5101,2103,7102,9104,8103105
Денежные доходы в расчете на душу населения в месяцрублей13424,614529,615605,917799,119493,520113,121843,722698,124638,425571,5
Реальный размер назначенных пенсий% к предыдущему году123,5111104,8102,1102,7103,2100,8102,2100,3101,8
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяцруб.51645075567960876739,836695,9437198,147097,77637,237445,487
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в % ко всему населению%1612,813,612,41312,812,612,512,412,2
15. Труд и занятость
Численность трудовых ресурсовтыс. человек848,3837,6797775,5756,4761,2739,3745,7721,1729,6
Численность занятых в экономике (среднегодовая)тыс. человек656,2643,9638637,2636,3638,3637,5642,8636,8641,9
Уровень безработицы (по методологии МОТ)%87,65,23,943,73,83,23,63,2
Уровень зарегистрированной безработицы%3,43,32,31,71,751,71,81,61,71,6
Численность безработных, рассчитанная по методологии МОТтыс. человек57,553,236,626,126,324,325,521,52421,3
Численность безработных, зарегистрированных в службах занятоститыс. человек24,323,115,911,211,511,311,71111,610,8
Среднесписочная численность работников организаций - всеготыс. человек473,3460,3440,8438,2434,9436,7431434,5427,6433,2
16. Демографические показатели
Численность постоянного населения (среднегодовая)тыс. человек1283,11275,512711270,71266,91268,21263,11265,712581261,9
% к предыдущему году99,599,499,699,9899,799,899,799,899,699,7
Численность постоянного городского населения (среднегодовая)тыс. человек1052,61047,41042,81042,71039,81040,61036,71038,71032,61035,6
% к предыдущему году99,699,599,699,9999,799,899,799,899,699,7
Численность постоянного сельского населения (среднегодовая)тыс. человек230,5228,1228,2228227,1227,6226,4227225,4226,3
% к предыдущему году9999100,0499,999,699,899,799,799,699,7
Ожидаемая продолжительность жизни при рождениилет68,669,37070,570,670,870,771,27171,7
Общий коэффициент рождаемостичисло родившихся на 1000 человек населения11,211,211,111,711,111,210,91110,710,8
Общий коэффициент смертностичисло умерших на 1000 человек населения16,917,215,815,915,615,215,314,91514,7
Коэффициент естественного прироста населенияна 1000 человек населения-5,7-6-4,7-4,2-4,5-4-4,4-3,9-4,3-3,9
Коэффициент миграционного приростана 10 000 человек населения24,913,247371524,314,319,314,116,8
17. Развитие социальной сферы
17.1. Образование
Численность детей в дошкольных образовательных учрежденияхтыс. человек54,856,358,659,360,660,760,96161,461,5
Численность учащихся в учреждениях:
общеобразовательныхчеловек111299111337113220114030114020115130114020115130114020115130
начального профессионального образованиячеловек11125110011027910215901590158000800080008000
среднего профессионального образованиячеловек20529209001526215262164621646216650166501615016150
высшего профессионального образованиячеловек52935519974828745650420004273039800404003880039300
Выпуск специалистов:
со средним профессиональным образованиемчеловек6137630045784350450045004845484548454845
с высшим профессиональным образованиемчеловек957810276997813450125001300011700120701110011500
Обеспеченность дошкольными образовательными учреждениямимест на 1000 детей в возрасте 1 - 6 лет699715716720720721721722722723
17.2. Здравоохранение
Число заболеваний, зарегистрированных у больных с впервые установленным диагнозомединиц на 100 тыс. населения102584,288524,489680,191680,1943139409294654943409500294579
Обеспеченность больничными койками всегокоек на 10 тыс. населения103,3100,896,295,4949393929190
в том числе:
в стационарных учреждениях социального обслуживания для престарелых и инвалидов (взрослых и детей)мест на 10 тыс. населения----------
стационаров дневного пребываниямест на 10 тыс. населения15,416,516,917,117,117,217,117,217,117,2
Обеспеченность амбулаторно поликлиническими учреждениямипосещений в смену на 10 тыс. населения237,8237,3243,9243,9245,1245,7245,7247247250,4
Обеспеченность врачами - всегочел. на 10 тыс. населения53,354,157,657,858,157,958,25858,358,1
в том числе:
врачами общей практики (семейными врачами)чел. на 10 тыс. населения0,630,830,99111,11,21,31,21,3
средним медицинским персоналомчел. на 10 тыс. населения92,19191,992,195,59695,996,496,596,4
17.3. Культура
Обеспеченность:
общедоступными библиотекамиучреждений на 100 тыс. населения24,624,824,724,724,824,824,924,82524,9
учреждениями культурно-досугового типаучреждений на 100 тыс. населения33,725,6025,6025,625,725,625,725,725,825,8
17.4. Жилищно-коммунальное хозяйство
Стоимость предоставляемых населению жилищно коммунальных услуг, рассчитанная по экономически обоснованным тарифамтыс. руб.13094315142843051543215217021000188250001879100020802000207260002309000022964000
Фактический уровень платежей населения за жилое помещение и коммунальные услуги%93,994,795,6959697,598100100100
18. Охрана окружающей среды
Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты (данные Росводресурсов)млн. куб. м183,9240,71218,56220224220225220230220
% к предыдущему году90,1130,990,8100,7101,8100100,4100102100
Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источниковтыс. тонн77,580,878,380788079807980
% к предыдущему году95,6104,296102,197,5100101,3100100100
Объем водопотребления (данные Росводресурсов)млн. куб. м295,3277,8253,94260260261261263263265
% к предыдущему году90,894,191,4102,4100100,4100,4100,8100,8100,8
Объем оборотного и повторно последовательного использования воды (данные Росводресурсов)млн. куб. м518,5259,9256,49260260264260267260270
% к предыдущему году84,650,198,7101,4100101,5100101,1100101,1
19. Основные социально значимые государственные услуги, предоставляемые населению (по данным органов исполнительной власти, курирующих предоставление указанных услуг)
19.1. Здравоохранение
Амбулаторно поликлиническая помощьколичество посещений11421270114396161106946612236526111942901199564411537126121829831153712612182983
Скорая медицинская помощьколичество вызовов475857462364454877403808447600413321447600413321447600413321
Стационарная медицинская помощьколичество пролеченных больных291850276696274225255063249912246325245724242857240688232505
Стационарозамещающая медицинская помощьпациентодней687830770060789219833405834850842651846140856141912676923567
Санаторно-курортная помощьчеловек-132712172604327835443278354432783544
Полное государственное обеспечение (содержание, уход, воспитание, оздоровление, лечение) детей в специализированных домах ребенкакойкодней0526675042553900490005390049000539004900053900
19.2. Образование
Реализация основных общеобразовательных программ начального, основного, среднего (полного) общего образования, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровьятыс. человек111,299111,337113,22114,03114,02115,13114,02115,13114,02115,13
Реализация общеобразовательных программ специальных (коррекционных) учреждений (классов) 8-го видатыс. человек1,5861,5311,5631,561,561,571,561,571,561,57
Услуги по содержанию и воспитанию в образовательных учрежденияхтыс. человек1,9661,8991,8911,891,891,881,881,871,871,86
Реализация основных профессиональных образовательных программ, программ начального профессионального образования и программ профессиональной подготовкитыс. человек11,86711,69411,63611,76811,711,711,511,511,511,5
Реализация основных профессиональных образовательных программ; программ среднего профессионального образования базовой и углубленной подготовкитыс. человек19,51220,17714,55113,90113,913,914,114,114,114,1
Реализация дополнительных образовательных программтыс. человек86,65383,61286,11486,186,186,386,186,386,186,3
Оказание психолого педагогической и медико-социальной помощи детямтыс. человек5,255,255,255,255,25,255,25,255,25,25
Реализация дополнительных профессиональных образовательных программ (программ повышения квалификации)тыс. человек10,510,510,510,510,610,710,610,710,610,7
19.3. Социальная защита
Социальное обслуживание несовершеннолетних и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуациичеловек33135336742457725000250002550025000255002500025500
Социальное обслуживание женщин, находящихся в трудной жизненной ситуациичеловек947632628700600700624724624724
Предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам стационарного обслуживаниячеловек4985510048474900490051004900510049005100
II. Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Ярославской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов
Введение
Прогноз социально-экономического развития Ярославской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (далее - прогноз) разработан в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с постановлениями Правительства области от 09.06.2010 N 410-п "О Порядке разработки прогноза социально-экономического развития Ярославской области на очередной финансовый год и плановый период и признании утратившим силу постановления Правительства области от 21.01.2009 N 23-п" и от 25.05.2012 N 496-п "Об утверждении Плана-графика разработки проекта областного бюджета и образовании Бюджетной комиссии".
При подготовке прогноза были использованы данные государственной и ведомственной статистики, структурных подразделений аппарата Правительства области и органов исполнительной власти Ярославской области.
В прогнозных расчетах учтены оперативные данные и предварительные итоги финансовой и хозяйственной деятельности предприятий и организаций различных секторов экономики региона, а также социально-демографических процессов, тенденции их развития, условия и особенности функционирования экономики и социальной сферы в Ярославской области.
Также была учтена сложившаяся на текущий момент социально-экономическая ситуация в России (без учета эффекта от возможных кризисных шоков в мировой экономике и российской экономике) и приняты во внимание следующие факторы:
- стабильность политической ситуации;
- высокие цены на основную номенклатуру экспортной продукции;
- сохранение текущей ситуации в сфере ценообразования на топливно-энергетическую продукцию и услуги;
- стабильный рост доходов населения (особенно в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики").
Валовой региональный продукт
В 2010 году параллельно выходу экономики Российской Федерации из кризиса одов валовой региональный продукт (далее - ВРП) Ярославской области показал умеренные темпы прироста. Основными факторами возобновления роста ВРП Ярославской области послужили осуществление больших объемов строительных работ в рамках подготовки празднования 1000-летия города Ярославля, процесс восстановительного роста промышленного производства, а также привлечение инвестиций. Вместе с тем в сельском хозяйстве области наблюдался спад, вызванный сильнейшей засухой лета 2010 года. Под влиянием предшествующих кризисных явлений сократилась предоставление платных услуг населению. Совокупное влияние этих разнонаправленных позитивных и негативных факторов обусловило по итогам 2010 года умеренный темп прироста ВРП в 3 процента.
В 2011 году продолжалось интенсивное восстановление экономики области как за счет повышения эффективности малого и среднего бизнеса, так и за счет увеличения банковского кредитования предприятий области, стимулирования экономического роста путем развития кредитования населения, модернизации ряда производств. Однако наиболее важным фактором, повлиявшим на рост ВРП, послужило восстановление объемов промышленного производства, существенно понизившихся в одах. Заметное влияние оказали реализация ряда крупных инвестиционных проектов и последующий ввод в действие нескольких новых производств в промышленности и сельском хозяйстве области. В совокупности воздействие этих факторов обеспечивает прирост ВРП по итогам 2011 года на 5,4 процента.
Основным вариантом прогноза социально-экономического развития Ярославской области на период с 2012 до 2015 года является благоприятный, при реализации которого начиная с 2012 года ожидаются стабильные темпы прироста экономики области на уровне 5 процентов в среднем за год (прогноз разработан без учета эффекта от возможных кризисных шоков в мировой экономике и российской экономике), при этом в 2012 году ВРП области вырастет на 5,6 процента. Постепенно к 2015 году возрастет роль инвестиционного спроса в обеспечении прироста ВРП.
Данные темпы прироста ВРП области достигаются за счет сохранения тенденции повышения эффективности бизнеса при одновременном вводе ряда новых крупных производств в фармацевтике, электроэнергетике, машиностроении, интенсификации сельского хозяйства. Важную роль сыграет также увеличение банковского кредитования населения и внедрения новых прогрессивных форм расчетов, стимулирования экономического роста и модернизации, в том числе путем развития человеческого капитала.
В случае реализации второго - неблагоприятного варианта прогноза - ВРП Ярославской области также будет стабильно возрастать на протяжении всего периода за счет более умеренных темпов роста в сфере промышленного производства области и сельскохозяйственном секторе, а также обеспечения положительной динамики в сфере услуг, достигаемой за счет кредитования со стороны коммерческих банков. В неблагоприятном варианте прогноза рост ВРП достигнет 5,6 процента в 2012 году, а в среднем за весь период составит 3,7 процента. Как и в первом, благоприятном, варианте прогноза, постепенно будет возрастать значение инвестиционного спроса в обеспечении прироста ВРП.
Промышленное производство
В 2010 году возобновился рост промышленного производства после кризиса одов, который имел восстановительный характер. По итогам этого года показатель прироста индекса промышленного производства составил 7,9 процента.
В 2011 году рост промышленного производства стимулировался восстановлением экономической активности в стране и на территории области, обеспечивался ростом конечного внутреннего спроса на продукцию реального сектора экономики. Кроме того, улучшавшаяся во второй половине 2009 года и 2010 году внешнеэкономическая конъюнктура также способствовала сохранению высоких темпов роста в промышленности области. По уточненным статистическим данным, за 2011 год показатель роста индекса промышленного производства составил 110,5 процента.
В текущем году в области также сохраняются высокие темпы прироста промышленного производства. Исключением является вид деятельности "производство и распределение электроэнергии, газа и воды", индекс производства в котором снижается, что обусловлено конкретными причинами, действие которых ограничено во времени.
В частности на предприятиях открытого акционерного общества "ТГК-2" ведется производство в соответствии с установленными на год планами. В то же время филиал открытого акционерного общества РусГидроКаскад Верхневолжских ГЭС проводит в текущем году замену гидроагрегата в рамках плановой реконструкции. Кроме того, в бассейне Верхневолжских ГЭС сложилась маловодная гидрологическая обстановка, что также привело к снижению производства электроэнергии.
Согласно прогнозу до 2015 года промышленный рост, стимулируемый в текущем десятилетии вводом новых предприятий (закрытого акционерного общества "Р-Фарм", новой теплоэлектроцентрали, производства средних дизельных двигателей ЯМЗ-530 и др.), а также дальнейшим развитием на территории региона производств с высокой добавленной стоимостью продукции и высокой производительностью труда, будет продолжаться в течение всего периода одов. По благоприятному варианту прогноза средние темпы прироста будут достигать 6,5 процента, в том числе в 2012 году - 7,8 процента, в 2013 году - 6,4 процента, 2014 году - 5,8 процента и в 2015 году - 6,1 процента.
На протяжении всего прогнозного периода уверенный промышленный рост в регионе ожидается благодаря сохранению относительно благоприятных внешнеэкономических условий развития экономики страны. Важнейшим стимулом прироста объемов производства в промышленности области послужит растущий конечный потребительский спрос (в частности на продукцию таких новых производств, как фармацевтические предприятия). Реализация программ энергосбережения, внедрение новых прогрессивных технологий производства позволят заметно повысить экономическую эффективность действующих промышленных предприятий области. Например, уже в текущем 2012 году открытое акционерное общество "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" планирует полностью прекратить производство моторных топлив, не соответствующих экологическим стандартам Евро-4 и Евро-5. Существенным вкладом в промышленный рост региона послужит ввод в эксплуатацию новых производств в машиностроении и электроэнергетике, например, крупной ТЭЦ - ПГУ-450 в районе Тенино и др.
Благодаря этим факторам темпы прироста индекса промышленного производства, рассчитанные по неблагоприятному варианту прогноза, также останутся в зоне стабильного роста: в 2013 году - 5,1 процента, в 2014 году - 4,3 процента, а в 2015 году - 4,5 процента.
В случае сохранения текущих экономических условий и тенденций развития в мировой экономке и экономике страны, реализации программ энергосбережения, которые позволят заметно повысить экономическую эффективность промышленных предприятий области, в прогнозном периоде одов средние темпы роста индекса промышленного производства по неблагоприятному варианту будут превышать 5,4 процента в год.
Сельское хозяйство
В результате действия объективных природных причин в 2010 году индекс физического объема производства продукции сельского хозяйства Ярославской области во всех категориях хозяйств снизился до 92,7 процента к уровню 2009 года. На спад выпуска сельскохозяйственной продукции повлиял большой недобор основных видов продукции растениеводства в связи с аномальной засухой лета 2010 года. По объему производства продукции сельского хозяйства агропромышленный комплекс области в 2011 году в основном преодолел последствия засухи 2010 года и заметно превысил уровень 2009 года, достигнув прироста в 12,2 процента к уровню предыдущего года.
В 2012 году основной (благоприятный) вариант прогноза построен исходя из возможности сохранения позитивных тенденций развития внешних и внутренних условий. Этот вариант ориентирован на дальнейшее улучшение экономической ситуации в стране и области при отсутствии значимых форс-мажорных обстоятельств. При этом рост индекса производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий составит в одах в среднем 4,2 процента (в 2015 году прирост достигнет уровня в 4,5 процента).
На период одов также прогнозируется стабильный рост производства продукции сельского хозяйства в области. В этот период более высокие показатели роста производства ожидаются в сельскохозяйственных организациях, более низкие - в хозяйствах населения. Это связано с тем, что происходит старение сельских жителей (увеличивается средний возраст сельских жителей), которые постепенно сокращают масштабы личного подсобного хозяйства.
Рост производства продукции сельского хозяйства предусматривается в основном за счет увеличения продуктивности сельскохозяйственных животных и птицы, повышения урожайности сельскохозяйственных культур. Для этого запланированы мероприятия по улучшению племенных качеств всех видов животных и птицы, созданию прочной кормовой базы, внедрению прогрессивных технологий производства. Прогноз построен исходя из основных мероприятий областной целевой программы на оды, утвержденной постановлением Правительства области от 05.04.2010 N 187-п "Об утверждении областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий Ярославской области" на оды и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области".
По неблагоприятному варианту прогноза на период одов также прогнозируется рост производства продукции сельского хозяйства в области. В этот период более высокий показатель роста производства предусматривается в сельскохозяйственных организациях, более низкий - в хозяйствах населения. Этот фактор связан с тем, что происходит снижение численности и увеличение среднего возраста сельских жителей. Неблагоприятный прогноз на три последующих года (оды) предусматривает ежегодный прирост производства продукции сельского хозяйства в целом по области в среднем на 1 процент.
Транспорт и связь
Оценка протяженности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на 2012 год и в прогнозный период одов осуществлялась на основе данных, предоставленных департаментом дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области, и данных Ярославльстата. Данные Ярославльстата являются базовыми для прогноза.
Расхождение между данными по протяженности дорог общего пользования обусловлено тем, что Ярославльстат не учитывает в своих расчетах протяженность улично-дорожной сети населенных пунктов области.
Оценка автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на 2012 год произведена с учетом планируемого ввода в эксплуатацию вновь построенных объектов:
- 3,453 км автомобильной дороги Селифонтово - Прохоровское в рамках реализации подпрограммы "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (оды)";
- 0,6 км улицы Суркова в г. Рыбинске за счет субсидий, выделяемых на финансирование дорожного хозяйства.
На увеличение протяженности автомобильных дорог федерального значения повлияла процедура передачи части дорог регионального значения из областной собственности в федеральную собственность - 8,2 км "Обход города Переславля-Залесского".
Первый вариант прогноза на оды обусловлен отсутствием финансирования строительства новых дорог и реконструкции имеющихся.
Второй вариант прогноза разработан в соответствии с Областной целевой программой развития сети автомобильных дорог Ярославской области на оды, утвержденной постановлением Правительства области от 24.12.2008 N 708-п "Об утверждении Областной целевой программы развития сети автомобильных дорог Ярославской области на оды". Прирост дорог с твердым покрытием в соответствии с указанной программой составит в 2013 году 0 км, 2014 году - 2,0 км, 2015 году - 4,22 км, в том числе строительство автомобильной дороги "Обход г. Углича" в Угличском муниципальном районе - 5,0 км, реконструкция автомобильной дороги 195 км "Москва - Архангельск" - Поречье - Лазарцево" в Ростовском муниципальном образовании - 1,22 км.
В одах темпы роста автомобилизации жителей области и организаций, находящихся на территории области, сильно замедлились по сравнению с докризисными годами, что, возможно, обусловлено следующими причинами:
удовлетворение потребностей платежеспособной части населения и организаций в автотранспорте;
низкие темпы роста денежных доходов населения в рассматриваемый период;
ухудшающееся состояние дорог области, приводящее к удорожанию содержания автомобиля.
Также в 2012 году и прогнозный период ожидаются невысокие темпы прироста автопарка - в среднем на 1,7 процента по благоприятному варианту прогноза и на 1 процент по неблагоприятному варианту прогноза.
Ввод в действие основных фондов
В марте 2012 года Росстатом была утверждена новая методика расчета ввода основных фондов, в которой произошли существенные изменения: если ранее вклад малых предприятий оценивался по выборочному обследованию, то с 2011 года учитываются данные сплошного обследования малого и среднего бизнеса. Соответственно, значения показателей за оды не сопоставимы со значениями 2011 года.
Также в 2011 году на показатели ввода основных фондов заметное влияние оказала реконструкция, проводимая открытым акционерным обществом "ГАЗПРОМ" и открытым акционерным обществом "Славнефть" на территории Ярославской области.
Прогноз ввода в действие основных фондов взаимоувязан с капитальными вложениями в области. По первому варианту прогноза инвестиций прогнозируется снижение инвестиционной активности, поэтому в прогнозе не учтен ряд проектов с низкой вероятностью реализации по таким видам экономической деятельности, как оптовая и розничная торговля, операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг, транспорт и связь, предоставление прочих коммунальных и персональных услуг. Однако данные эффекты скажутся на динамике ввода в действие основных фондов не сразу, так как в предстоящем году будет сохраняться инерционность процесса ввода в действие основных фондов в результате капитальных вложений, осуществленных за ряд предыдущих лет.
На период одов по первому варианту прогноза прогнозируется умеренный рост объемов вводимых основных фондов в силу стабилизации объемов инвестиций в пределах 70 - 76 млрд. рублей в год. По второму варианту - прогнозируется увеличение ввода в действие основных фондов. Нарастание в прогнозном периоде ввода в действие основных фондов обусловлено увеличением по второму варианту прогноза объемов инвестиций в основной капитал.
Строительство
В 2010 году наблюдался активный рост производства в строительной отрасли - объем выполненных работ по виду деятельности "строительство" составил 107,6 процента к предыдущему году в сопоставимых ценах. Это было обусловлено как общим посткризисным восстановлением экономики региона, так и вводом в действие различных объектов, связанных с празднованием тысячелетия города Ярославля. В 2011 году темпы роста отрасли замедлились до 101,1 процента в связи с эффектом базы и отсутствием новых источников значительного роста.
В обоих вариантах прогноза заложено увеличение темпов роста выполненных работ в сопоставимых ценах. Такие темпы будут достигнуты как за счет активизации жилищного строительства, так и за счет строительства новых промышленных и сельскохозяйственных предприятий на территории региона.
Максимальный ввод жилья в области за период с 1994 года был достигнут в 2007 году - 420,3 тыс. кв. метров. Далее началось снижение объемов ввода: в 2008 году было введено 396,9 тыс. кв. метров, в 2009 - 376,4 тыс. кв. метров, в 2010 произошло резкое падение до 291,5 тыс. кв. метров. Необходимо учитывать, что строительство - это отрасль с длительным циклом производства, в среднем на строительство жилого дома уходит около 2 лет, поэтому падение объемов ввода жилья в 2010 году связано с недостаточными объемами закладки новых домов в кризисных 2008 и 2009 годах.
В 2011 году объемы ввода жилья (411,2 тыс. кв. метров) почти приблизились к докризисному уровню, в том числе за счет активного ввода индивидуальных жилых домов, построенных населением (159,9 тыс. кв. метров).
Прогнозируется, что ввод жилья в 2012 году составит 460 тыс. кв. метров. В одах по всем вариантам прогноза прогнозируется последовательное увеличение объемов ввода жилья. Таким образом, в 2015 году в области будет введено 700 тыс. кв. метров жилья по благоприятному варианту прогноза.
Отчетные данные по вводу жилья за счет средств федерального бюджета и государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а также средств областного и местных бюджетов приведены по данным департамента строительства Ярославской области с учетом количества приобретенного жилья для следующих категорий граждан:
- ветераны Великой Отечественной войны;
- граждане, нуждающиеся в специальной социальной защите;
- граждане, переселяемые из жилищного фонда, признанного ветхим и аварийным.
Прогноз предполагает, что работа Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства будет продлена до 2015 года.
Рынок товаров и услуг
По итогам 2011 года прирост оборота розничной торговли составил в сопоставимых ценах 9,7 процента к уровню 2010 года. Рост объема оборота розничной торговли базировался прежде всего на повышении потребительских расходов за счет уменьшения сбережений и увеличения кредитования населения. В структуре оборота розничной торговли возобновляется докризисная тенденция роста доли продажи непродовольственных товаров.
Основными предпосылками позитивных перемен в розничной торговле станут снижение инфляционного давления, рост денежных доходов населения области, увеличение выпуска российскими предприятиями конкурентоспособной продукции, расширение потребительского кредитования банками, дальнейшее развитие эффективной товаропроводящей инфраструктуры.
В прогнозный период сохранится тенденция увеличения доли организованной розничной торговли в структуре оборота розничной торговли. Вместе с тем в настоящее время в среднем по области суммарная обеспеченность торговыми площадями составляет 968 кв. м торговой площади в расчете на 1 тысячу жителей, что в 2 раза выше нормативного стандарта, утвержденного постановлением Правительства области от 31.01.2011 N 39-п "Об установлении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов". Практически во всех городских округах и муниципальных районах области суммарная фактическая обеспеченность торговыми площадями превышает нормативный стандарт.
Снижение темпов роста розничного товарооборота в основном будет обусловлено постепенным удовлетворением потребностей жителей области в товарах как первой необходимости, так и товаров длительного пользования.
Изменения в предпочтениях населения по использованию денежных доходов повлияли на сохранение стабильности рынка платных услуг населению области.
Несмотря на различные тенденции развития отдельных видов платных услуг, не произошло существенного изменения их структуры: по-прежнему более половины от общего объема расходов населения на услуги приходится на услуги обязательного характера, неэластичные к доходам населения - жилищно-коммунальные услуги, отдельные виды услуг пассажирского транспорта и услуг связи.
В прогнозном периоде спрос на бытовые услуги будет обусловлен, главным образом, стремлением населения к улучшению качества жизни и экономии времени на осуществление повседневных дел, в условиях стабильного роста реальных денежных доходов. Прогнозируется ежегодное увеличение объема бытовых услуг в реальном выражении, превышающее темп роста розничного товарооборота.
Индексы цен
Разработка прогноза индекса потребительских цен производилась с учетом неизменности факторов:
- смещение структуры расходов населения области в сторону увеличения расходов на непродовольственные товары;
- стабильность уровня цен на топливо;
- применение поэтапного роста тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства.
Кроме того, в расчете была использована прогнозная социально-демографическая структура населения области (для оценки структуры расходов населения).
Согласно благоприятному варианту прогноза индекс потребительских цен (год к году в процентах) в регионе сложится в размере: 2012 год - 105,3 процента, 2013 год - 107,7 процента, 2015 год - 107,2 процента.
Вместе с тем в период с 2012 года по 2015 год инфляция в регионе будет более высокой, чем по России, что в большей степени обусловлено структурой расходов жителей области, более высоким уровнем цен и ожидаемым некоторым ослаблением обменного курса рубля в среднесрочной перспективе.
Индексы тарифов естественных монополий
Согласно прогнозу темпы роста тарифов и цен на товары и услуги инфраструктурных секторов (электроэнергия) в одах превысят темпы инфляции и рост цен производителей. Это превышение связано с необходимостью финансирования масштабных инвестиционных программ в инфраструктурных секторах, уменьшения накопившихся дисбалансов между разными видами энергии и инфраструктурных услуг и стимулирования энергосбережения в области.
В то же время в течение прогнозного периода предполагается принятие комплекса мер по настройке регулирования как монопольных, так и либерализованных конкурентных видов деятельности таким образом, чтобы ограничить рост издержек потребителей.
При реализации данных мер предполагается также сблизить в среднесрочной перспективе динамику цен в инфраструктурных и в конечных секторах экономики. Прогноз роста тарифов предусмотрен в пределах, установленных Российской Федерацией.
Инвестиции в основной капитал
По предварительным данным статистики, объем инвестиций в основной капитал по итогам 2011 года по полному кругу предприятий достиг 69,9 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составило 90,6 процента к уровню 2010 года. Основной объем инвестиций (81,3 процента) осуществлен крупными и средними организациями.
В структуре источников финансирования инвестиций крупных и средних организаций в 2011 году незначительно преобладали привлеченные средства (51,3 процента от общего объема). Собственные средства (удельный вес которых составил 48,7 процента от общего объема инвестиций) на 61,7 процента были сформированы за счет амортизационных отчислений и на 37 процентов за счет прибыли.
В одах реализовывались такие крупные проекты, как создание и организация производства нового семейства двигателей ЯМЗ-530 (открытое акционерное общество "Автодизель"), организация производства карьерных грузовиков на базе завода по производству строительной техники (общество с ограниченной ответственностью "Комацу Мэнуфэкчуринг Рус"), строительство и эксплуатация второй очереди завода по производству кабельно-проводниковой продукции (общество с ограниченной ответственностью "Нексанс Рус"), строительство завода по производству лекарственных средств (корпорация "Никомед"), организация производства готовых лекарственных форм (закрытое акционерное общество "Р-Фарм"), строительство завода по производству нановакцин и нанолекарств (общество с ограниченной ответственностью "НТ-Фарма"), строительство гостиничных комплексов (общество с ограниченной ответственностью "Стройинвест", общество с ограниченной ответственностью "Ярославль Отель Инвест"), создание курорта международного уровня "Золотое кольцо" (закрытое акционерное общество "Курорт Девелопмент"), создание рекреационной санаторно-курортной зоны на берегу Рыбинского водохранилища "Ярославское взморье" (группа компаний "Агранта"), строительство малоэтажного жилого комплекса "Зеленый бор", создание высокоэффективного агропромышленного предприятия в Борисоглебском муниципальном районе на базе открытого акционерного общества сельскохозяйственного кооператива "Вощажниково", строительство теплоэлектростанции "Хуадянь-Тенинская ПГУ-ТЭЦ".
На 2012 год объем инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций оценивается в 70,4 млрд. рублей, что в сопоставимой оценке на 4,8 процента ниже уровня 2011 года. Сокращение объемов инвестиций обуславливается ожидаемым завершением крупных проектов в сфере транспорта (завершение строительства магистральных газопроводов на территории Ярославской области), здравоохранения, ряда обрабатывающих производств (производство нефтепродуктов, резиновых и пластмассовых изделий, транспортных средств).
В среднесрочной перспективе одов по второму варианту прогнозируется стабилизация объемов инвестиций на достигнутом уровне в 2013 году и несущественный рост в последующие годы (около 2 процентов за год). Согласно оптимистическому сценарию инвестиционная активность в области будет нарастать и особый вклад в прирост инвестиций будут вносить предприятия обрабатывающих производств, транспорта и связи, также на достаточно высоком уровне будут сохраняться капитальные вложения в сельское хозяйство, операции с недвижимостью, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
В эти годы продолжится реализация инвестиционных проектов в сфере производства фармацевтической продукции и лекарственных форм, в сфере производства электрооборудования и кабельной продукции, изделий из металла, транспортных средств и оборудования, в сфере развития транспортной системы области, телекоммуникаций и передачи данных. Начнется реализация проекта создания технопарка по совершенствованию процесса переработки углеводородного сырья, а также проекта по созданию комплекса детских оздоровительных лагерей. Внесут вклад в увеличение объемов инвестиций проекты по созданию туристских рекреационных комплексов, строительству гостиниц, объектов социальной и коммунальной инфраструктуры, жилищного строительства, а также реализация инвестиционных проектов в рамках комплексных инвестиционных планов модернизации г. Ростова, г. Тутаева, г. Гаврилов-Яма.
Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в Ярославскую область в 2011 году, составил 57,2 млн. долларов США, снизившись по отношению к 2010 году на 9,8 процента. В структуре иностранных инвестиций наибольший удельный вес приходился на прочие инвестиции - 63,6 процента (торговые кредиты, кредиты правительств иностранных государств под гарантии Правительства Российской Федерации и другие), на прямые инвестиции приходилось 26,5 процента удельного веса (взносы в капитал, кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций), 9,9 процента - на портфельные инвестиции (акции и паи).
На 2012 год объем иностранных инвестиций оценивается в размере 212,6 млн. долларов США (увеличение в 3,7 раза). Основной вклад в рост иностранных инвестиций внесут прямые и портфельные инвестиции за счет реализации проектов по строительству в г. Ярославле торгово-развлекательного комплекса "Золотое Кольцо" (Турция, Германия), строительству теплоэлектростанции "Хуадянь-Тенинская ПГУ-ТЭЦ" мощностью 440 - 490 МВт (Китай), а также начало реализации проекта израильской фармацевтической компании "Teva" по строительству завода по производству твердых лекарственных форм и проекта корпорации General Electric по организации сборочно-испытательного производства высокоэффективных индустриальных газовых установок.
В среднесрочной перспективе по оптимистическому варианту прогнозируется рост иностранных инвестиций, преимущественно обеспечиваемый проектами, реализация которых начинается в 2012 году. Кроме того, в среднесрочной перспективе намечается реализация таких проектов, как "Строительство завода по производству литейных изделий на основе современных технологий с участием компании "ИЛМ АГ" (Германия)", "Строительство многофункционального гостинично-рекреационного комплекса "Парк-отель "Петровский" (корпорация "ALT Development")", "Проектирование и строительство моста "Южный" через реку Волгу в г. Ярославле (China Road and Bridge Corporation)". В результате реализации этих и ряда других проектов объем иностранных инвестиций в период одов может составить около 300 млн. долларов США в год.
Денежные доходы и расходы населения
По предварительным данным в 2011 году темп роста номинальных денежных доходов населения Ярославской области составил 107 процентов, однако из-за высоких темпов среднегодового индекса потребительских цен (109,6 процента) реальные располагаемые денежные доходы понизились и составили 96,5 процента по отношению к 2010 году. Денежные доходы в расчете на душу населения в месяц составили 15605,9 рубля.
В 2012 году наблюдается значительный рост номинальных денежных доходов. Так, в январе - июле объем денежных доходов населения увеличился на 15,8 процента. Население израсходовало на покупку товаров и услуг на 15,2 процента больше, чем в январе - июле 2011 года. Обязательные платежи и разнообразные сборы увеличились на 6,8 процента. Сбережения населения, представленные во вкладах, расходах на приобретение недвижимости, валюты и т.д., выросли на 9,8 процента.
С учетом снизившихся темпов роста индекса потребительских цен реальные располагаемые доходы в январе - июле 2012 года увеличились на 12,6 процента.
К концу года в связи с эффектом высокой базы ожидается замедление темпов роста денежных доходов населения до 114 процентов в целом за год при ускорении темпов роста потребительских цен, поэтому реальные располагаемые доходы в 2012 году составят 110,5 процента. Таким образом, темп роста реальных располагаемых денежных доходов впервые с 2009 года превысит стопроцентный рубеж.
Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата работников по полному кругу организаций в 2011 году составила 18111 руб. и увеличилась на 12,7 процента в номинальном выражении и на 4,2 процента в реальном. В 2012 году ожидается рост среднемесячной заработной платы до 20248,1 тыс. руб., что составит 111,8 процента к уровню 2011 года.
В прогнозный период наиболее сильное влияние на рост зарплаты в регионе будет иметь увеличение заработной платы работников бюджетной сферы, а также начало работы новых производств с более высоким уровнем зарплаты.
В то же время сохранится тенденция к уменьшению численности занятых в организациях области, следовательно, темпы роста фонда начисленной заработной платы будут ниже темпов роста среднемесячной начисленной заработной платы.
В 2013 году ожидается рост величины прожиточного минимума населения области. Это связано с намерениями Правительства Российской Федерации перейти с 2013 года на новый метод расчета потребительской корзины, что приведет к увеличению величины прожиточного минимума ориентировочно на 4 процента. Таким образом, темпы роста величины прожиточного минимума в 2013 году значительно превысят темпы роста инфляции. В последующие годы темпы роста величины прожиточного минимума будут близки к темпам роста инфляции.
Прогнозируется дальнейшее снижение доли населения, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, и доведение ее до 12,2 процента в 2015 году (по базовому варианту прогноза).
Труд и занятость
При разработке прогноза учитывались тенденции, наблюдаемые специалистами департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области. В прогнозном периоде одов будет продолжаться структурная перестройка всего спектра предприятий и организаций, вызванная уменьшением предложения трудовых ресурсов, что обусловит постепенное снижение численности лиц, занятых в реальном секторе экономики области (промышленная деятельность, строительство, сельское хозяйство). Однако данная общая тенденция будет сдерживаться вводом ряда новых промышленных и аграрных производств. В целом прирост ВРП будет обеспечен за счет роста производительности труда при снижении численности лиц, занятых в экономике области. Одновременно в ходе прогнозного периода будет возрастать занятость в секторе услуг.
Растущий спрос на работников в сфере услуг (особенно в крупных городах области), несмотря на снижение доступных трудовых ресурсов, будет поддерживаться за счет притока работников из-за пределов региона и снижения уровня безработицы. В итоге это позволит ограничить общее снижение численности лиц, занятых в экономике области, минимальными значениями. Так, согласно благоприятному варианту прогноза сочетание интенсивных и экстенсивных факторов развития экономики области (с преобладанием интенсивных факторов роста экономики) позволит компенсировать снижение трудовых ресурсов за счет существенного роста производительности труда и расширения занятости лиц, исключенных из трудовой деятельности, а также трудовых мигрантов.
На протяжении всего прогнозного периода до 2015 года будет иметь место активная структурная перестройка на крупных предприятиях в обрабатывающих производствах, а также появление новых современных производств с малым числом работающих, замещающих старые производства, требующие большого числа работающих. В то же время много новых рабочих мест будет создано в сфере услуг, в частности, в туризме. Благодаря совокупному влиянию этих факторов за оды по благоприятному варианту прогноза численность занятых в экономике поднимется до 642 тыс. человек. По неблагоприятному варианту будет иметь место небольшое снижение общей численности занятых - до 637 тыс. человек. При этом занятость по полному кругу организаций снизится до 433 тыс. человек. По неблагоприятному варианту прогноза численность занятых по полному кругу организаций - до 428 тыс. человек.
При нарастании дефицита трудовых ресурсов ожидается сокращение безработицы, как рассчитываемой по методике МОТ, так и официально регистрируемой безработицы. Как и в настоящее время оставшаяся безработица в основном будет обусловлена несовпадением спроса и предложения рабочей силы, при этом ее уровень будет выше в периферийных районах области. По благоприятному варианту уровень официальной безработицы снизится с 1,7 процента в 2012 году до 1,6 процента в 2015 году от общей численности экономически активного населения области. Согласно неблагоприятному варианту прогноза уровень официальной безработицы останется на уровне 1,7 процента от общей численности экономически активного населения области.
Демография
Статистические данные о народонаселении за последние годы свидетельствуют об улучшении демографической ситуации на территории области. Эти позитивные сдвиги выражаются в продолжении тенденции снижения смертности при стабилизации уровня рождаемости, который в дальнейшем несколько понизится в связи со вступлением в репродуктивный возраст малочисленных женских поколений рождения 90-х годов прошлого века. На протяжении всего прогнозного периода до 2015 года будет расти средняя продолжительность жизни населения области.
Эти относительно благоприятные факторы в совокупности обусловят постепенное снижение естественной убыли населения, которое с учетом наблюдаемого заметного прироста положительного сальдо миграции приведет к существенному понижению естественной убыли населения. Дальнейшее развитие данных положительных тенденций обусловит по благоприятному варианту прогноза минимальные средние темпы снижения численности населения области - 0,2 процента за прогнозный период одов и 0,3 процента за прогнозный период одов по неблагоприятному варианту прогноза.
Благоприятный вариант прогноза предусматривает, что более интенсивное преодоление влияния экономического кризиса на экономику области приведет к последовательному повышению миграционного прироста. При этом в 2015 году численность населения области составит около 1262 тыс. человек по благоприятному варианту и 1258 тыс. человек по неблагоприятному варианту прогноза.
Позитивное развитие социально-экономической ситуации и активная государственная демографическая политика снизят естественную убыль населения. Эти причины (с учетом роста миграции) приведут к понижению убыли населения до минимальных значений за последние 20 лет.
Охрана окружающей среды
Фактическое значение показателя "Объем водопотребления" за 2011 год представлено, по данным отдела водных ресурсов Верхне-Волжского бассейнового водного управления по Ярославской области, в соответствии с данными отчета по статистической форме "2 ТП (водхоз)". В связи с увеличением индекса промышленного производства (данные Ярославльстата) значение показателя "объем водопотребления" в прогнозе на оды будет увеличиваться к уровню 2011 года.
Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников за последние годы стабилизировались. Появление новых производств на территории Ярославской области с дополнительным объемом вредных выбросов в нормативных параметрах компенсируется снижением выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в соответствии с мероприятиями, проводимыми на действующих предприятиях с целью снижения антропогенной нагрузки на атмосферный воздух.
Фактическое значение показателя "выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников" за 2011 год уменьшилось по сравнению с 2010 годом, в то время как значение показателя увеличилось в 2010 году по сравнению с 2009 годом. В прогнозе до 2015 года оценка на 2012 год дана с незначительным увеличением показателя, на последующие годы прогнозируется незначительное снижение показателя к уровню 2012 года по неблагоприятному варианту развития экономики, а по базовому варианту - сохранение показателя на уровне 2012 года.
Фактическое значение показателя "объем оборотного и повторно-последовательного использования воды" за 2011 год, по данным отдела водных ресурсов Верхне-Волжского бассейнового водного управления по Ярославской области, остался практически на уровне 2010 года. В прогнозе на оды значение показателя "объем оборотного и повторно-последовательного использования воды" будет увеличиваться к уровню 2011 года в связи с тем, что в целях рационального использования воды предприятиями и организациями области принимаются меры:
- по обеспечению приборного учета водопотребления (в том числе и населением);
- по сокращению фактического водопотребления за счет увеличения повторного и оборотного водоснабжения, ликвидации потерь воды при транспортировке.
С внедрением в 2010 году отделом водных ресурсов Верхне-Волжского бассейнового водного управления по Ярославской области информационно-аналитической программы для учета показателей водопользования в объемы сброса загрязненных сточных вод включены дополнительно объемы сброса ливневых сточных вод, поэтому фактическое значение показателя "сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты" за 2010 год выше этого показателя за 2009 год на 30,9 процента. В целом значение показателя имеет тенденцию к стабилизации.
В прогнозе на оды значение показателя "сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты" останется примерно на уровне 2011 года в связи с тем, что предприятиями и организациями области принимаются меры:
- по обеспечению приборного учета водоотведения (в том числе населением);
- по сокращению фактического водоотведения за счет увеличения повторного и оборотного водоснабжения, перехода на водосберегающие технологии.
Учет показателей "объем оборотного и повторно-последовательного использования воды", "объем водопотребления", "сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты" ведется в информационно-аналитической системе отделом водных ресурсов Верхне-Волжского бассейнового водного управления по Ярославской области.

Предыдущая новость - О внесении изменений в приказ департамента образования Ярославской области от 27.02.2009 N 78/01-03

Следующая новость - О внесении изменений в постановление Правительства области от 29.12.2011 N 1195-п


Свежие новости в Законодательстве РФ

Общественников не устраивают предлагаемые Правительством РФ поправки в закон об ОСАГО
Напомним, законопроект о внесении этих поправок находится на рассмотрении Госдумы с декабря 2012 года....подробнее

В 2014 году в России планируется ввести в эксплуатацию 115 км скоростных платных автодорог
Об этом заявил представитель Государственной компании "Автодор" Владимир Потапов....подробнее

Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд могут уточнить
В частности, предлагается закрепить механизм отчуждения такого участка в пользу другого лица....подробнее

В Совете Федерации обсудили вопросы развития государственной системы изготовления, оформления и контроля загранпаспортов нового поколения
По итогам обсуждения будет подготовлен законопроект, направленный на устранение выявленных недостатков в законодательстве....подробнее

Бюджетам Республики Крым и г. Севастополя будут предоставлены дотации в размере более 13 млрд руб.
Такая мера предусмотрена в целях обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов РФ....подробнее

Подведены итоги кампании 2013 года по переводу пенсионных накоплений в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды
Так, около 10 млн россиян изъявили желание сменить страховщика....подробнее