» » » Закон РФ / О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации

- Распоряжения, приказы, законы администрации Костромской области -
Образцы заявлений

Закон РФ / О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации


Внимание! Данный документ утратил силу с 12.02.1997 в соответствии с Федеральным законом 27-ФЗ от 06.02.1997.
Российская Федерация
Закон Российской Федерации от 24 сентября 1992 года № 3534-1
О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации
Принят
Верховным Советом Российской Федерации
  1. Раздел I Общие положения

  2. Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации

  3. Внутренние войска входят в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации и призваны защищать интересы личности, общества и государства, конституционные права и свободы граждан от преступных и иных противоправных посягательств.
  4. Задачи внутренних войск

  5. Задачами внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - внутренние войска) являются:
  6. оказание содействия органам внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и правового режима чрезвычайного положения;
  7. охрана важных государственных объектов и специальных грузов;
  8. охрана исправительно-трудовых учреждений, конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу;
  9. участие в территориальной обороне Российской Федерации.
  10. Иные задачи на внутренние войска могут быть возложены только законом.
  11. Принципы деятельности внутренних войск

  12. Деятельность внутренних войск осуществляется на основе принципов законности, уважения прав человека, единоначалия, централизации управления, всеобщей воинской обязанности и комплектования войск в добровольном порядке по контракту, экстерриториального прохождения службы военнослужащими.
  13. Состав внутренних войск

  14. В состав внутренних войск входят:
  15. соединения и воинские части оперативного назначения;
  16. соединения и воинские части по охране важных государственных объектов и специальных грузов;
  17. соединения и воинские части по охране исправительно-трудовых учреждений и конвоированию;
  18. специальные моторизованные воинские части;
  19. авиационные и морские воинские части;
  20. органы управления, учреждения и воинские части обеспечения деятельности внутренних войск (учебные, строительные, связи и другие);
  21. военно-учебные заведения.
  22. Соединения и воинские части входят в состав округов внутренних войск.
  23. Основные фонды внутренних войск

  24. Жилые помещения и другие строения военных городков соединений, воинских частей и подразделений, военно-учебных заведений и учреждений внутренних войск, учебные объекты, находящиеся на них учебно-материальная база и технические средства обучения, а также табельные инженерные комплексы, используемые внутренними войсками для выполнения своих задач и обязанностей, являются федеральной собственностью Российской Федерации и составляют основные фонды внутренних войск. В отношении перечисленного и иного выделенного им имущества внутренние войска пользуются правом оперативного управления.
  25. Земли для размещения и постоянной деятельности соединений, воинских частей и подразделений, учреждений и военно-учебных заведений внутренних войск предоставляются им в бессрочное (постоянное), временное пользование или аренду соответствующими Советами народных депутатов в пределах их полномочий.
  26. Внутренние войска осуществляют землепользование, использование недр, воздушного и морского пространств в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
  27. Язык служебного общения и делопроизводства во внутренних войсках

  28. Служебное общение и делопроизводство во внутренних войсках осуществляются на русском языке.
  29. Правовая основа деятельности внутренних войск

  30. Правовую основу деятельности внутренних войск составляют Конституция Российской Федерации - России, настоящий Закон и иные правовые акты Российской Федерации, Конституции и иные правовые акты республик в составе Российской Федерации, правовые акты краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативные акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий.
  31. Деятельность внутренних войск и права граждан

  32. Внутренние войска защищают человека от преступных посягательств независимо от его гражданства, места жительства, социального происхождения, имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
  33. Военнослужащим внутренних войск запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство граждан.
  34. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах внутренними войсками допустимо лишь на основании и в порядке, предусмотренных законом.
  35. Раздел II Полномочия органов государственной власти и управления

  36. Полномочия Верховного Совета Российской Федерации

  37. Верховный Совет Российской Федерации:
  38. осуществляет законодательное регулирование организации и деятельности внутренних войск, устанавливает законодательные гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей;
  39. по представлению Президента Российской Федерации утверждает состав и численность внутренних войск;
  40. осуществляет контроль за правомерностью привлечения внутренних войск к выполнению задач, возложенных на них настоящим Законом;
  41. законодательно определяет общие задачи внутренних войск в системе безопасности Российской Федерации.
  42. Полномочия Президента Российской Федерации

  43. Президент Российской Федерации:
  44. определяет состав и численность внутренних войск и вносит соответствующие предложения для утверждения Верховным Советом Российской Федерации;
  45. утверждает по представлению министра внутренних дел Российской Федерации структуру и дислокацию внутренних войск;
  46. принимает решение о привлечении внутренних войск для оказания содействия органам внутренних дел в обеспечении правового режима чрезвычайного положения;
  47. назначает по представлению министра внутренних дел Российской Федерации командующего внутренними войсками, освобождает его от должности или принимает его отставку;
  48. присваивает в установленном порядке воинские звания генералов;
  49. утверждает положение о военных советах во внутренних войсках;
  50. определяет ежегодно количество граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу и сборы во внутренние войска, издает указы об очередных призывах на военную службу во внутренние войска и об увольнении в запас военнослужащих, выслуживших установленные сроки военной службы;
  51. принимает меры по обеспечению правовой и социальной защиты военнослужащих внутренних войск и членов их семей.
  52. Полномочия Правительства Российской Федерации

  53. Правительство Российской Федерации:
  54. обеспечивает выделение материально-технических ресурсов и ассигнований для обеспечения деятельности внутренних войск;
  55. утверждает перечень видов оружия и боеприпасов, боевой и специальной техники, специальных средств, состоящих на вооружении внутренних войск, и правила их применения;
  56. обеспечивает оснащение внутренних войск вооружением, боевой и специальной техникой, специальными средствами;
  57. устанавливает министерствам и ведомствам Российской Федерации, правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям и организациям задания по подготовке и передаче во внутренние войска средств транспорта, связи и иных материально-технических средств при объявлении мобилизации и в военное время, а также другие мобилизационные задания;
  58. утверждает перечень маршрутов конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу, объектов и специальных грузов, подлежащих войсковой охране, а также судов, в интересах которых войска выполняют возложенные на них обязанности; в соответствии с утвержденным перечнем (установленным объемом задач) вносит предложения Президенту Российской Федерации для определения состава и численности внутренних войск;
  59. определяет основания для отнесения воинских частей и подразделений к числу дислоцированных в отдаленных гарнизонах и местностях;
  60. принимает решения о создании, перепрофилировании и упразднении научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений, военно-учебных заведений внутренних войск;
  61. осуществляет мероприятия по социальной защите, материальному и бытовому обеспечению военнослужащих внутренних войск и членов их семей, а также лиц, находящихся в запасе (отставке), и членов их семей;
  62. решает другие вопросы обеспечения деятельности внутренних войск, кроме тех, которые согласно Конституции Российской Федерации и настоящему Закону отнесены к компетенции Верховного Совета Российской Федерации, Президента Российской Федерации, органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации.
  63. Полномочия высших органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления

  64. Высшие органы государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, органы государственной власти и управления краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий:
  65. участвуют в рассмотрении предложений Министерства внутренних дел Российской Федерации по формированию воинских частей и учреждений внутренних войск;
  66. создают внутренним войскам надлежащие условия для их деятельности, обеспечивают реализацию гарантий правовой и социальной защиты военнослужащих внутренних войск и членов их семей;
  67. оказывают командованию внутренних войск содействие в комплектовании воинских формирований призывниками;
  68. в случаях, не терпящих промедления, привлекают личный состав воинских частей внутренних войск по месту их постоянной дислокации для ликвидации последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий, эпидемий и эпизоотий с немедленным уведомлением министра внутренних дел Российской Федерации.
  69. Дислокация соединений, воинских частей, учреждений и военно-учебных заведений внутренних войск на территориях республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга согласовывается с соответствующими органами государственной власти и управления Российской Федерации.
  70. В случае обращения высших органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга к Президенту Российской Федерации об изменении дислокации внутренних войск, расположенных на их территориях, все расходы по перемещению и обустройству войск на новом месте производятся за счет средств бюджета соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования. Эти расходы включают в себя затраты на строительство и оборудование военных городков, жилых помещений для расквартирования личного состава, объектов связи и учебно-материальной базы, сооружений и зданий социального, культурного, бытового и иного назначения, строительство которых должно быть завершено до начала перемещения воинских частей.
  71. Обязанности государственных органов и их должностных лиц по содействию внутренним войскам

  72. Государственные органы и их должностные лица в пределах своих полномочий оказывают содействие внутренним войскам в выполнении возложенных на них задач.
  73. Министерство обороны Российской Федерации осуществляет призыв граждан на военную службу и сборы во внутренние войска, предоставляет самолеты военно-транспортной авиации для перевозки личного состава и техники внутренних войск при выполнении ими задач в условиях чрезвычайных обстоятельств, оказывает помощь в подготовке и повышении квалификации офицерских кадров внутренних войск на договорной основе.
  74. Министерства и ведомства Российской Федерации осуществляют в первоочередном порядке бесплатно на своих аэродромах посадку, стоянку, заправку и взлет воздушных судов, выполняющих специальные полетные задания для обеспечения задач, возложенных на внутренние войска.
  75. Министерство транспорта Российской Федерации для перевозки осужденных и лиц, заключенных под стражу, предоставляет внутренним войскам в аренду специальные вагоны, плавательные средства (суда), выделяет на железнодорожных станциях оборудованные места для отстоя вагонов и посадки (высадки) в специальные вагоны конвоируемых лиц.
  76. Должностные лица органов управления всех видов транспорта, военные коменданты и представители органов воинских и специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте оказывают содействие в перевозке военнослужащих внутренних войск при исполнении ими служебных обязанностей, а при чрезвычайных обстоятельствах - вне очереди.
  77. Министерство обороны, Министерство связи, Министерство транспорта, Министерство безопасности, другие министерства и ведомства Российской Федерации предоставляют бесплатно линии и каналы связи для управления соединениями, воинскими частями и подразделениями внутренних войск при исполнении ими обязанностей по обеспечению правового режима чрезвычайного положения и ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств.
  78. Механизм реализации указанных обязанностей государственных органов и их должностных лиц устанавливается Правительством Российской Федерации.
  79. Раздел III Служба во внутренних войсках

  80. Личный состав внутренних войск

  81. Личный состав внутренних войск включает военнослужащих, служащих и рабочих.
  82. Военнослужащие внутренних войск имеют воинские звания, а также установленные для них Правительством Российской Федерации знаки отличия и форму одежды. Они должны иметь необходимую профессиональную, правовую и физическую подготовку, умело владеть табельным оружием, специальными средствами и закрепленной за ними техникой.
  83. Служебная и трудовая деятельность служащих и рабочих внутренних войск регулируется законодательством Российской Федерации о труде, другими законами и иными правовыми актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
  84. Военная служба во внутренних войсках

  85. Комплектование внутренних войск осуществляется в добровольном порядке по контракту, а также на основе призыва граждан Российской Федерации на военную службу.
  86. Условия, порядок и срок прохождения военной службы военнослужащими внутренних войск, их статус, права и обязанности, порядок перемещения по службе, присвоения воинских званий, аттестования, увольнения и пенсионного обеспечения определяются законодательством Российской Федерации.
  87. Граждане, поступающие на военную службу во внутренние войска, принимают Военную присягу Российской Федерации.
  88. Военнослужащие внутренних войск пользуются правами и свободами граждан Российской Федерации с установленными законодательством Российской Федерации ограничениями, обусловленными особенностями прохождения военной службы.
  89. Отбор призывников во внутренние войска осуществляют территориальные органы внутренних дел, соединения и воинские части внутренних войск. При необходимости к этой работе могут привлекаться федеральные органы государственной безопасности Российской Федерации.
  90. Подготовка кадров внутренних войск

  91. Внутренние войска имеют военно-учебные заведения, осуществляющие подготовку и повышение квалификации кадров. Курсанты военно-учебных заведений внутренних войск наряду с военно-учетной специальностью получают высшее образование по одной из гражданских специальностей. Соответствующее высшее военное образование офицеры внутренних войск получают в Военной академии внутренних войск, а также в военных академиях Вооруженных Сил Российской Федерации.
  92. Подготовка прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин) и младших специалистов осуществляется в школах прапорщиков и учебных частях (центрах) внутренних войск.
  93. Исполнение военнослужащими внутренних войск обязанностей военной службы

  94. Военнослужащие внутренних войск находятся при исполнении обязанностей военной службы в расположении воинской части, подразделения, учреждения, военно-учебного заведения или вне их, в том числе при следовании к месту службы и со службы.
  95. Должностные обязанности военнослужащих внутренних войск и порядок исполнения этих обязанностей определяются настоящим Законом, Уставом внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации, общевойсковыми уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и нормативными актами Министерства внутренних дел Российской Федерации.
  96. Исполнение обязанностей, возложенных на внутренние войска, осуществляется посредством боевой службы личного состава караулов и войсковых нарядов.
  97. Порядок и условия несения боевой службы военнослужащими внутренних войск, а также размеры ее оплаты устанавливаются законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации и решениями Правительства Российской Федерации.
  98. Продолжительность исполнения обязанностей военнослужащими внутренних войск на боевой службе определяется фактическим временем нахождения военнослужащего в составе караула, войскового наряда, назначаемых для охраны порученных объектов, общественного порядка и исполнения других обязанностей, предусмотренных настоящим Законом.
  99. Раздел IV Обязанности и права внутренних войск

  100. Обязанности специальных моторизованных воинских частей, соединений и воинских частей оперативного назначения

  101. На специальные моторизованные воинские части, соединения и воинские части оперативного назначения возлагаются:
  102. участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка посредством несения патрульно-постовой службы в городах и населенных пунктах, а также в обеспечении общественной безопасности при проведении массовых мероприятий;
  103. оказание содействия органам внутренних дел в принятии неотложных мер по спасению людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, обеспечении охраны общественного порядка при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах, а также в обеспечении правового режима чрезвычайного положения;
  104. участие в пресечении массовых беспорядков в населенных пунктах, а при необходимости и в исправительно-трудовых учреждениях;
  105. осуществление мероприятий разведывательного характера в районах исполнения внутренними войсками обязанностей, предусмотренных настоящей статьей.
  106. Запрещается привлекать внутренние войска для пресечения несанкционированных митингов, собраний, уличных шествий и демонстраций ненасильственного характера.
  107. Обязанности соединений и воинских частей по охране исправительно-трудовых учреждений и конвоированию

  108. На соединения и воинские части по охране исправительно-трудовых учреждений и конвоированию возлагаются:
  109. охрана исправительно-трудовых учреждений, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации;
  110. конвоирование осужденных из охраняемых войсками исправительно-трудовых учреждений на производственные объекты и обратно, охрана этих объектов во время работы на них осужденных;
  111. конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, из следственных изоляторов в исправительно-трудовые учреждения по установленным плановым маршрутам, а подсудимых - на судебные заседания Верховного Суда Российской Федерации, Верховных Судов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных, Московского и Санкт-Петербургского городских судов и других судов согласно перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, охрана этих лиц во время судебных заседаний;
  112. участие в розыске осужденных и лиц, заключенных под стражу, бежавших из-под охраны караулов внутренних войск;
  113. охрана складов и военных баз окружных управлений материально-технического и военного снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации;
  114. участие в пресечении массовых беспорядков в исправительно-трудовых учреждениях.
  115. Обязанности соединений и воинских частей по охране важных государственных объектов и специальных грузов

  116. На соединения и воинские части по охране важных государственных объектов и специальных грузов возлагаются:
  117. охрана важных государственных объектов, сооружений на коммуникациях и специальных грузов, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации;
  118. участие в ликвидации последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств на охраняемых объектах и сооружениях;
  119. участие в поиске и задержании лиц, проникших на охраняемую территорию.
  120. Обязанности морских воинских частей

  121. На морские воинские части возлагаются:
  122. обеспечение охраны важных государственных объектов и сооружений на коммуникациях, расположенных в прибрежной части морей, на реках, озерах и других водных путях;
  123. участие в ликвидации последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств на охраняемых объектах и сооружениях;
  124. участие в поиске и задержании лиц, проникших на охраняемые объекты и сооружения со стороны акватории.
  125. Обязанности авиационных воинских частей

  126. На авиационные воинские части возлагаются:
  127. перевозка личного состава, вооружений, боевой и специальной техники, других материальных средств;
  128. боевое обеспечение действий внутренних войск и подразделений органов внутренних дел при исполнении ими обязанностей в условиях правового режима чрезвычайного положения и при ликвидации последствий других чрезвычайных обстоятельств.
  129. В целях получения дополнительных средств для улучшения технического обслуживания авиационных средств и социально-бытового обеспечения военнослужащих командующему внутренними войсками разрешается использовать войсковую авиацию для перевозок грузов других министерств и ведомств в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
  130. Права военнослужащих внутренних войск при исполнении возложенных на них обязанностей

  131. Военнослужащим внутренних войск при исполнении возложенных на них обязанностей боевой службы предоставляется право:
  132. а) требовать от граждан и должностных лиц соблюдения общественного порядка, пресекать преступления, административные правонарушения и действия, препятствующие исполнению их обязанностей;
  133. б) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;
  134. в) задерживать и доставлять в органы милиции лиц, совершивших правонарушение или покушающихся на его совершение, либо с целью установления личности;
  135. г) задерживать на срок до трех часов и содержать в служебных помещениях внутренних войск до передачи органам милиции лиц, посягавших на охраняемые объекты, производить их личный досмотр, досмотр их вещей, изъятие их вещей и документов;
  136. д) производить досмотр транспортных средств, плавательных средств (судов), нарушивших правила, установленные на охраняемых внутренними войсками объектах;
  137. е) входить беспрепятственно в любое время суток на территорию и в помещения охраняемых предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, за исключением имеющих дипломатический иммунитет, и осматривать их в целях пресечения правонарушений, угрожающих общественному порядку и безопасности граждан, поиска и задержания лиц, проникших на охраняемую территорию, розыска бежавших осужденных и лиц, заключенных под стражу;
  138. ж) производить по решению старшего оперативного начальника, а в исключительных случаях - командира воинской части или подразделения, оцепление (блокирование) участков местности, отдельных строений и других объектов при розыске бежавших осужденных и лиц, заключенных под стражу, преследовании лиц, проникших на охраняемую территорию, пресечении массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка, а также при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, эпидемий и эпизоотий, других чрезвычайных обстоятельств, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств и плавательных средств (судов);
  139. з) производить обыск осужденных и лиц, заключенных под стражу, при их конвоировании или задержании в ходе розыска;
  140. и) поощрять граждан, отличившихся в оказании содействия внутренним войскам при исполнении возложенных на эти войска обязанностей.
  141. При исполнении обязанностей в условиях правового режима чрезвычайного положения внутренним войскам предоставляются следующие дополнительные права:
  142. а) входить беспрепятственно в жилые и иные занимаемые гражданами помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, за исключением имеющих дипломатический иммунитет, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных, что там совершено или совершается преступление либо произошел несчастный случай. Обо всех случаях проникновения в жилище без согласия проживающих в нем граждан командование воинской части уведомляет прокурора в течение 24 часов;
  143. б) временно запрещать или ограничивать движение транспорта и пешеходов, осуществлять их досмотр на улицах и дорогах в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан;
  144. в) использовать транспортные средства предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, общественных объединений или граждан (кроме средств, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям, и транспортных средств специального назначения) для проезда к месту чрезвычайных обстоятельств, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в органы милиции;
  145. г) не допускать граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывать их остаться там или покинуть эти участки и объекты в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан;
  146. д) пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими предприятиям, учреждениям, организациям независимо от форм собственности (за исключением имеющих дипломатический иммунитет) и общественным объединениям;
  147. е) получать безвозмездно от предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для исполнения служебных обязанностей, за исключением случаев, когда законом установлен иной порядок получения соответствующей информации;
  148. ж) осуществлять при необходимости проверку у граждан документов, а в исключительных случаях при имеющихся данных о наличии у них оружия производить их личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств;
  149. з) задерживать граждан, нарушивших режим комендантского часа, до его окончания, а лиц, не имеющих при себе документов, - до установления их личности, но не более чем на трое суток.
  150. Раздел V Применение внутренними войсками физической силы, специальных средств, оружия и боевой техники

  151. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств, оружия и боевой техники

  152. Внутренние войска имеют право применять физическую силу, хранить и применять специальные средства, табельное оружие и штатную боевую технику только в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом.
  153. Военнослужащие внутренних войск обязаны проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств, оружия и боевой техники, а также на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим.
  154. При применении физической силы, специальных средств, оружия или боевой техники военнослужащий внутренних войск обязан:
  155. предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств, оружия или боевой техники создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан, военнослужащих или сотрудников органов внутренних дел, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным;
  156. обеспечить оказание доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения;
  157. доложить по команде о каждом случае применения физической силы, специальных средств, оружия и боевой техники.
  158. Соответствующие командиры и начальники внутренних войск обязаны незамедлительно уведомить прокурора обо всех случаях ранения или смерти при применении физической силы, специальных средств, оружия и боевой техники.
  159. Применение физической силы, специальных средств, оружия или боевой техники с превышением полномочий влечет ответственность военнослужащих, установленную законом.
  160. Применение физической силы

  161. Военнослужащие внутренних войск имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям военнослужащих внутренних войск, если иные способы не обеспечивают исполнения возложенных на них обязанностей.
  162. Применение специальных средств

  163. Военнослужащие внутренних войск имеют право лично или составом подразделения применять специальные средства в следующих случаях:
  164. а) для отражения нападения на граждан, работников исправительно-трудовых учреждений, военнослужащих или сотрудников органов внутренних дел;
  165. б) для пресечения незаконного сопротивления, оказываемого военнослужащему внутренних войск;
  166. в) для задержания лиц, застигнутых при совершении преступления против жизни, здоровья или собственности граждан и пытающихся скрыться;
  167. г) для задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление;
  168. д) для доставления задержанных лиц в органы милиции, конвоирования и охраны задержанных и лиц, подвергнутых административному аресту и заключенных под стражу, когда они своим поведением дают основания полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе, или оказывают противодействие военнослужащему внутренних войск;
  169. е) для отражения нападения на военные городки, воинские эшелоны и колонны, охраняемые объекты, сооружения и грузы;
  170. ж) для освобождения заложников, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и участков местности;
  171. з) для пресечения массовых беспорядков и действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций, а также дезорганизующих работу исправительно-трудовых учреждений;
  172. и) в условиях правового режима чрезвычайного положения для остановки транспортных средств, водители которых не выполнили их законных требований остановиться, а также при задержании осужденных или лиц, заключенных под стражу, совершивших побег на транспортном средстве;
  173. к) для розыска и задержания осужденных и лиц, заключенных под стражу, бежавших из-под охраны.
  174. В качестве специальных средств, используемых военнослужащими внутренних войск, могут применяться:
  175. резиновые палки - в случаях, предусмотренных пунктами "а", "б", "е", "ж", "з", "к" части первой настоящей статьи;
  176. слезоточивый газ - в случаях, предусмотренных пунктами "а", "б", "г", "е", "ж", "з", "к" части первой настоящей статьи;
  177. наручники - в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "в", "д", "к" части первой настоящей статьи. При отсутствии наручников военнослужащий вправе использовать подручные средства для связывания;
  178. светозвуковые средства отвлекающего воздействия - в случаях, предусмотренных пунктами "а", "г", "е", "ж", "з", "к" части первой настоящей статьи;
  179. средства разрушения преград - в случаях, предусмотренных пунктами "г", "ж", "к" части первой настоящей статьи;
  180. средства принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных пунктами "и", "к" части первой настоящей статьи;
  181. водометы и бронемашины - в случаях, предусмотренных пунктами "г", "е", "ж", "з", "к" части первой настоящей статьи, и только по указанию командира воинской части или заместителя командира воинской части с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов с момента применения;
  182. служебные собаки - в случаях, предусмотренных пунктами "а", "б", "в", "г", "д", "е", "ж", "з", "к" части первой настоящей статьи.
  183. Все виды специальных средств могут применяться также в случаях, предусмотренных частью первой статьи 27 настоящего Закона.
  184. Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью людей.
  185. В состоянии необходимой обороны или при крайней необходимости военнослужащий внутренних войск при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства.
  186. Применение оружия

  187. Военнослужащие внутренних войск имеют право применять оружие лично или составом подразделения в следующих случаях:
  188. а) для защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни или здоровью;
  189. б) для отражения нападения на военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и работников исправительно-трудовых учреждений, когда их жизни или здоровью угрожает опасность, а также для пресечения попытки завладеть их оружием;
  190. в) для освобождения заложников, захваченных охраняемых объектов, сооружений, грузов и боевой техники;
  191. г) для задержания лиц, застигнутых при совершении преступления против жизни, здоровья и собственности граждан и пытающихся скрыться, а также оказывающих вооруженное сопротивление;
  192. д) для пресечения побега из-под стражи лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления; лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу; лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попыток насильственного освобождения указанных в настоящем пункте лиц;
  193. е) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель в условиях правового режима чрезвычайного положения отказывается остановиться, несмотря на законное требование сотрудника милиции или военнослужащего;
  194. ж) для отражения группового или вооруженного нападения на военные городки, воинские эшелоны и колонны, охраняемые объекты, сооружения и грузы, жилища граждан, помещения государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, в том числе с использованием транспортных средств;
  195. з) для подавления противодействия вооруженных групп, отказывающихся выполнить законные требования о прекращении противоправных действий и сдаче имеющихся у них оружия и боевой техники;
  196. и) для предупреждения граждан о намерении применить оружие, подачи сигнала тревоги и вызова помощи.
  197. Без предупреждения оружие применяется при отражении нападения с использованием оружия, боевой техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских и речных судов, при побеге из-под охраны с оружием либо при помощи транспортных средств, летательных аппаратов, морских и речных судов, а также при побеге в условиях ограниченной видимости и при побеге из транспортных средств, с морских или речных судов во время движения.
  198. Оружие запрещается применять в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда возраст очевиден, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления либо группового нападения, угрожающего жизни людей.
  199. Применение боевой техники

  200. Штатная боевая техника, состоящая на вооружении внутренних войск, применяется в следующих случаях:
  201. а) для освобождения заложников, захваченных охраняемых объектов, сооружений, грузов и боевой техники;
  202. б) для задержания лиц, оказывающих вооруженное сопротивление;
  203. в) для остановки транспортного средства в условиях правового режима чрезвычайного положения;
  204. г) для отражения группового или вооруженного нападения на военные городки, воинские эшелоны и колонны, охраняемые объекты, сооружения и грузы, жилища граждан, помещения государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, в том числе с использованием транспортных средств;
  205. д) для подавления противодействия вооруженных групп, отказывающихся выполнить законные требования военнослужащих внутренних войск о прекращении противоправных действий и сдаче имеющихся у них оружия и боевой техники.
  206. Гарантии личной безопасности военнослужащего внутренних войск

  207. Военнослужащий внутренних войск имеет право обнажить оружие и привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 27 настоящего Закона.
  208. Попытки задерживаемого лица приблизиться к военнослужащему внутренних войск с обнаженным холодным или огнестрельным оружием либо предметами, с помощью которых может быть нанесено телесное повреждение, сократив при этом указанное военнослужащим расстояние, а также попытки прикоснуться к оружию военнослужащего предоставляют право последнему применить оружие в соответствии с пунктом "б" части первой статьи 27 настоящего Закона.
  209. В интересах обеспечения безопасности военнослужащих и членов их семей не допускается обнародование в средствах массовой информации сведений о местах дислокации (передислокации) воинских частей, прохождения службы и жительства военнослужащих внутренних войск, принимавших участие в столкновениях с вооруженными преступными группами. Информация о служебно-боевой деятельности внутренних войск может предоставляться только с разрешения командира воинской части, начальника учреждения или военно-учебного заведения внутренних войск.
  210. Раздел VI Руководство внутренними войсками

  211. Полномочия министра внутренних дел Российской Федерации

  212. Министр внутренних дел Российской Федерации осуществляет руководство внутренними войсками и несет ответственность за правомерность исполнения возложенных на них обязанностей.
  213. Министр внутренних дел Российской Федерации:
  214. издает нормативные акты по вопросам организации деятельности внутренних войск во исполнение законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации и решений Правительства Российской Федерации, а также контролирует их выполнение;
  215. утверждает структуру и штаты Главного управления командующего внутренними войсками, округов, соединений, воинских частей, учреждений и военно-учебных заведений внутренних войск, а также состав военных советов;
  216. представляет к назначению командующего внутренними войсками и офицеров к присвоению воинских званий высшего офицерского состава;
  217. назначает по ходатайству командующего внутренними войсками офицеров на должности от командира дивизии и выше;
  218. присваивает первичные офицерские звания, а также воинские звания офицерам до полковника (капитана 1 ранга) включительно;
  219. увольняет с военной службы офицеров в соответствии с действующим законодательством;
  220. организует изучение и отбор пополнения, призываемого во внутренние войска на основании указов Президента Российской Федерации, через командующего внутренними войсками, территориальные органы внутренних дел, а при необходимости и через органы государственной безопасности Российской Федерации;
  221. оказывает семьям погибших (умерших) военнослужащих внутренних войск содействие в трудоустройстве, материальном и бытовом обеспечении в соответствии с действующим законодательством.
  222. Полномочия командующего внутренними войсками

  223. Командующий внутренними войсками является одновременно заместителем министра внутренних дел Российской Федерации и осуществляет непосредственное управление внутренними войсками.
  224. Командующий внутренними войсками в мирное и военное время несет персональную ответственность за поддержание боевой и мобилизационной готовности внутренних войск и успешное выполнение возложенных на них задач.
  225. Командующий внутренними войсками:
  226. является прямым начальником всего личного состава внутренних войск;
  227. в соответствии с приказами Министра внутренних дел Российской Федерации готовит и вносит предложения по совершенствованию деятельности и структуры внутренних войск, проведению организационных мероприятий;
  228. организует разработку планов комплектования внутренних войск военнослужащими срочной службы по призыву, производит их увольнение с военной службы в соответствии с указами Президента Российской Федерации и приказами министра внутренних дел Российской Федерации;
  229. издает приказы, директивы, инструкции, положения; утверждает планы и программы боевой и мобилизационной подготовки внутренних войск, а также планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; переиздает и вносит изменения в штаты воинских частей, учреждений и военно-учебных заведений в пределах установленной для внутренних войск численности;
  230. решает вопросы прохождения военной службы офицерами, прапорщиками (мичманами), военнослужащими сверхсрочной службы, лицами, проходящими службу по контракту, в соответствии с действующим законодательством;
  231. назначает офицеров на должности до командира отдельной бригады, заместителя начальника управления Главного управления командующего внутренними войсками и заместителя командующего внутренними войсками округа;
  232. присваивает воинские звания офицерам и увольняет с военной службы офицеров до подполковника (капитана 2 ранга) включительно;
  233. обеспечивает развитие материальной базы и создание необходимых социально-бытовых условий для личного состава;
  234. представляет военнослужащих, служащих и рабочих внутренних войск к награждению государственными наградами Российской Федерации;
  235. принимает по решению Правительства Российской Федерации на вооружение (снабжение) войск боевую и иную технику и имущество;
  236. списывает пришедшее в негодное состояние имущество или утраченные материальные ценности и денежные средства войскового (бюджетного) учета в порядке, устанавливаемом министром внутренних дел Российской Федерации;
  237. в объеме предоставленных министром внутренних дел Российской Федерации полномочий в условиях введения правового режима чрезвычайного положения координирует действия внутренних войск, соответствующих территориальных органов внутренних дел, привлекаемых для обеспечения правового режима чрезвычайного положения.
  238. Главное управление командующего внутренними войсками

  239. Главное управление командующего внутренними войсками является структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации.
  240. Организация и порядок деятельности Главного управления командующего внутренними войсками устанавливаются положением, утверждаемым министром внутренних дел Российской Федерации.
  241. Округа внутренних войск

  242. Округа внутренних войск являются оперативно-территориальными объединениями внутренних войск.
  243. Командующий внутренними войсками округа является прямым начальником для всего личного состава соединений и воинских частей, входящих в состав округа. В его оперативное подчинение приказом министра внутренних дел Российской Федерации могут передаваться соединения и воинские части непосредственного подчинения Главного управления командующего внутренними войсками, а также военно-учебные заведения внутренних войск, дислоцирующиеся в границах округа.
  244. Организация и порядок деятельности управления округа внутренних войск устанавливаются положением, утверждаемым министром внутренних дел Российской Федерации.
  245. Командующий внутренними войсками округа организует свою работу в тесном взаимодействии с министрами внутренних дел республик в составе Российской Федерации, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а при подготовке войск и в ходе выполнения задач в области обороны - с командованием военных округов Вооруженных Сил Российской Федерации.
  246. Военные советы внутренних войск

  247. В Главном управлении командующего внутренними войсками и округах внутренних войск образуются военные советы, деятельность которых осуществляется в соответствии с положением, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
  248. В состав военного совета Главного управления командующего внутренними войсками по должности входят командующий внутренними войсками - председатель военного совета, начальник штаба внутренних войск, который одновременно является первым заместителем командующего внутренними войсками, первый заместитель командующего внутренними войсками, а также другие должностные лица в соответствии с приказом министра внутренних дел Российской Федерации.
  249. В состав военного совета округа внутренних войск по должности входят командующий внутренними войсками округа - председатель военного совета, начальник штаба округа внутренних войск, заместители командующего внутренними войсками округа, а также другие должностные лица в соответствии с приказом министра внутренних дел Российской Федерации.
  250. Полномочия министров внутренних дел республик в составе Российской Федерации, начальников управлений (главных управлений) внутренних дел краев, областей, автономной области и автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга

  251. Министры внутренних дел республик в составе Российской Федерации, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел краев, областей, автономной области и автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга являются старшими оперативными начальниками в отношении командиров воинских частей по охране исправительно-трудовых учреждений и специальных моторизованных воинских частей внутренних войск, дислоцированных на соответствующих территориях (республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области и автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга), и полномочны:
  252. привлекать силы и средства специальных моторизованных воинских частей для оказания содействия органам внутренних дел в охране общественного порядка в пределах соответствующей территории, а воинских частей по охране исправительно-трудовых учреждений - для пресечения массовых беспорядков среди осужденных в порядке, предусмотренном настоящим Законом и Уставом внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации;
  253. совместно с командирами соединений и воинских частей определять объем служебных задач для воинских частей и подразделений по охране исправительно-трудовых учреждений и специальных моторизованных воинских частей;
  254. осуществлять контроль за деятельностью воинских частей по охране исправительно-трудовых учреждений и специальных моторизованных воинских частей, несением службы караулами и войсковыми нарядами;
  255. участвовать в проведении совместных учений и тренировок подразделений органов внутренних дел и воинских частей внутренних войск;
  256. заслушивать информацию командиров воинских частей по охране исправительно-трудовых учреждений и специальных моторизованных воинских частей о результатах служебно-боевой деятельности;
  257. оказывать содействие командирам в создании надлежащих условий для деятельности воинских частей и подразделений внутренних войск, в том числе прибывающих для выполнения задач из других регионов Российской Федерации, а также в соблюдении гарантий правовой и социальной защиты военнослужащих внутренних войск и членов их семей;
  258. организовывать оборудование охраняемых внутренними войсками объектов исправительно-трудовых учреждений инженерно-техническими средствами, строительство и обустройство караульных помещений, военных городков, а также их ремонт.
  259. Раздел VII Привлечение внутренних войск к исполнению возложенных на них обязанностей

  260. Порядок исполнения соединениями, воинскими частями и подразделениями внутренних войск возложенных на них обязанностей

  261. Порядок исполнения соединениями, воинскими частями и подразделениями внутренних войск возложенных на них обязанностей определяется настоящим Законом, Уставом внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и нормативными актами Министерства внутренних дел Российской Федерации.
  262. Продолжительность привлечения соединений, воинских частей и подразделений к исполнению обязанностей в условиях правового режима чрезвычайного положения не должна превышать трех месяцев. При этом офицерам, прапорщикам (мичманам), военнослужащим сверхсрочной службы и военнослужащим, проходящим службу по контракту, срок службы исчисляется из расчета один месяц за три в выслугу лет, дающую право на пенсию, а военнослужащим срочной службы - один месяц за три в трудовой стаж для назначения пенсии, а также выплачивается повышенное денежное содержание в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
  263. Привлечение соединений, воинских частей и подразделений внутренних войск к исполнению обязанностей за пределами районов их дислокации

  264. Привлечение соединений и воинских частей внутренних войск к исполнению обязанностей за пределами районов их дислокации осуществляется министром внутренних дел Российской Федерации.
  265. Старшим оперативным начальникам предоставляется право привлекать подразделения специальных моторизованных воинских частей на срок до одного месяца для оказания содействия органам внутренних дел в охране общественного порядка в пределах соответствующих территорий (республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области и автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга) с обязательным уведомлением о принятом решении командующего внутренними войсками.
  266. Раздел VIII Гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих внутренних войск

  267. Обязательность исполнения законных требований военнослужащих внутренних войск

  268. Законные требования военнослужащего внутренних войск обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами Российской Федерации.
  269. Неисполнение законных требований военнослужащего внутренних войск и действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
  270. Необходимая оборона и крайняя необходимость применительно к деятельности военнослужащего внутренних войск

  271. На деятельность военнослужащего внутренних войск распространяется законодательство Российской Федерации о необходимой обороне и крайней необходимости.
  272. Недопустимость вмешательства в действия военнослужащего внутренних войск

  273. Военнослужащий внутренних войск при несении службы, исполняя возложенные на него обязанности, руководствуется только законом, является представителем власти и находится под защитой государства.
  274. Никто не вправе вмешиваться в законные действия военнослужащего внутренних войск, кроме лиц, прямо уполномоченных на то настоящим Законом. Никто не имеет права принуждать военнослужащего внутренних войск исполнять обязанности, которые не возложены настоящим Законом на внутренние войска.
  275. Показания военнослужащего внутренних войск

  276. Показания военнослужащего внутренних войск по делу о преступлении или административном правонарушении, потерпевшим или свидетелем по которому он является, оцениваются наравне с иными доказательствами, полученными в установленном законом порядке.
  277. Право военнослужащего внутренних войск на судебную защиту

  278. Военнослужащие внутренних войск имеют право на судебную защиту своих прав и законных интересов, в том числе на обжалование в военный суд приказа об увольнении с военной службы.
  279. Государственное страхование и возмещение ущерба в случае гибели (смерти) или увечья военнослужащего внутренних войск

  280. Все военнослужащие внутренних войск подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации.
  281. В случае гибели (смерти) военнослужащего внутренних войск в связи с осуществлением им служебной деятельности либо его смерти до истечения одного года после увольнения со службы вследствие травмы, ранения, заболевания, полученных в период прохождения службы, семье погибшего (умершего) и его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания этого военнослужащего из средств республиканского бюджета Российской Федерации с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
  282. При получении военнослужащим внутренних войск в связи с осуществлением им служебной деятельности травмы, ранения, заболевания, исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы, ему выплачивается единовременное пособие в размере его пятилетнего денежного содержания из средств республиканского бюджета Российской Федерации с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
  283. Ущерб, причиненный имуществу военнослужащего внутренних войск или его семье в связи с осуществлением им служебной деятельности, возмещается в полном объеме из средств республиканского бюджета Российской Федерации с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
  284. Обеспечение военнослужащих внутренних войск жилой площадью

  285. Офицерам, прапорщикам (мичманам) и военнослужащим сверхсрочной службы жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным нормам предоставляется местными органами исполнительной власти, а также соответствующими министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, объекты которых охраняются внутренними войсками, в порядке, установленном законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации в отношении военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
  286. Для строительства жилья в отдельных гарнизонах и обособленных военных городках внутренним войскам Правительством Российской Федерации выделяются средства из республиканского бюджета Российской Федерации, а также централизованные государственные материально-технические ресурсы и разрешается создание соответствующих структурных подразделений с финансированием административно-технического персонала и военных строителей за счет ассигнований из средств республиканского бюджета Российской Федерации.
  287. Неприватизированные жилые помещения, занимаемые лицами офицерского состава, прапорщиками (мичманами) и военнослужащими сверхсрочной службы в домах муниципального жилищного фонда, жилищного фонда министерств, предприятий, учреждений и организаций, закрепляются за внутренними войсками. При освобождении этих жилых помещений они заселяются военнослужащими внутренних войск. В случае передислокации воинской части и отсутствия в данной местности других воинских частей внутренних войск жилые помещения, занимаемые военнослужащими этой воинской части, возвращаются органам местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
  288. Военнослужащие внутренних войск (кроме военнослужащих срочной службы) имеют право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы, приобретение и строительство индивидуальных жилых домов по месту службы в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством, а проходящие службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в местностях с тяжелыми климатическими условиями, в которых для военнослужащих установлены предельные сроки службы, в отдельных гарнизонах и обособленных военных городках при выслуге 15 календарных лет и более независимо от места прохождения службы - в избранных ими городах и населенных пунктах. При этом военнослужащим, безупречно проходящим военную службу непрерывно в течение 10 и более календарных лет и не обеспеченным жилой площадью или нуждающимся в улучшении жилищных условий, вступившим в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы или осуществляющим строительство индивидуальных жилых домов, оказывается по месту их службы безвозмездная финансовая помощь в размере 75 процентов стоимости кооперативного жилья или кредита банка, полученного на строительство индивидуального жилого дома.
  289. Лица офицерского состава в звании полковника, ему равного по званию и выше, состоящие на военной службе или уволенные с военной службы, командиры отдельных воинских частей, военнослужащие преподаватели военно-учебных заведений и научные работники, имеющие ученые степени или ученые звания, имеют право на дополнительную жилую площадь или дополнительную комнату в размере не менее 10 квадратных метров.
  290. Военнослужащим внутренних войск (кроме военнослужащих срочной службы) и проживающим совместно с ними членам их семей предоставляются отвечающие требованиям жилищного законодательства Российской Федерации и санитарным нормам квартиры не позднее чем в шестимесячный срок со дня прибытия к месту службы. До получения постоянного жилого помещения указанным лицам должны быть предоставлены временные жилые помещения или общежития.
  291. До предоставления жилой площади в установленный срок военнослужащему выплачивается денежная компенсация за поднаем (наем) временного жилого помещения в размерах, оговоренных договором по поднайму (найму) жилья.
  292. Местные органы исполнительной власти могут продавать на льготных условиях жилье военнослужащим внутренних войск (кроме военнослужащих срочной службы) за 50 процентов его стоимости.
  293. Офицерам, прапорщикам (мичманам) и военнослужащим сверхсрочной службы внутренних войск, имеющим выслугу 20 и более календарных лет, и лицам, уволенным с военной службы по возрасту, болезни, сокращению численности войск и штатов или ограниченному состоянию здоровья и имеющим выслугу 20 и более календарных лет, участникам войны, воинам - интернационалистам, а также членам семей погибших военнослужащих или военнослужащих, умерших вследствие ранения, контузии, увечья и заболевания, связанных с исполнением обязанностей военной службы, занимаемые ими жилые помещения в домах муниципального и ведомственного жилищного фонда передаются в собственность безвозмездно.
  294. Порядок предоставления указанным лицам льгот по налогам, связанных с приватизацией жилых помещений, устанавливается законодательством Российской Федерации.
  295. Лица офицерского состава, прапорщики (мичманы), военнослужащие сверхсрочной службы, уволенные с военной службы в запас или отставку, а также их семьи обеспечиваются жильем по избранному месту жительства в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок. При невозможности предоставить жилую площадь в установленный срок с согласия военнослужащего запаса или в отставке до получения жилой площади ему выплачивается денежная компенсация в размере, оговоренном договором найма (поднайма) жилого помещения. Обязанность по осуществлению этого права военнослужащих внутренних войск возлагается на местные органы исполнительной власти.
  296. В случае гибели (смерти) военнослужащего внутренних войск в связи с исполнением обязанностей военной службы за семьей погибшего (умершего) сохраняется право на получение жилой площади на тех основаниях, которые существовали при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом жилая площадь предоставляется ей не позднее одного года со дня гибели (смерти) военнослужащего.
  297. Обеспечение военнослужащих внутренних войск телефоном и предоставление их детям мест в детских дошкольных учреждениях

  298. Офицеры внутренних войск имеют право на внеочередное установление квартирных телефонов.
  299. Места в детских дошкольных учреждениях детям военнослужащих внутренних войск предоставляются местными органами исполнительной власти, соответствующими министерствами, ведомствами, государственными и муниципальными предприятиями, организациями и учреждениями в течение шести месяцев со дня подачи заявления с оплатой на льготных условиях, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
  300. Медицинское обеспечение военнослужащих внутренних войск и членов их семей

  301. Право военнослужащих внутренних войск на медицинское обеспечение реализуется путем проведения в войсках санитарно-гигиенических, профилактических и лечебных мероприятий, осуществления постоянного контроля за состоянием здоровья военнослужащих, оказания им медицинской помощи в случае ранения или болезни, бесплатного предоставления им лекарств, медикаментов и различных медицинских услуг в медицинских учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации.
  302. Военнослужащие внутренних войск принимаются на амбулаторное и стационарное лечение учреждениями Министерства внутренних дел Российской Федерации, а на договорных началах за счет бюджета Министерства внутренних дел Российской Федерации - в лечебно-профилактические учреждения Министерства здравоохранения Российской Федерации, других министерств и ведомств Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
  303. В случае необходимости оказания военнослужащим внутренних войск экстренной медицинской помощи такая помощь оказывается им в ближайшем медицинском учреждении Министерства обороны или любых иных учреждениях здравоохранения Российской Федерации бесплатно.
  304. Право на медицинское обслуживание в лечебных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации имеют также члены семей лиц офицерского состава, прапорщиков (мичманов), военнослужащих сверхсрочной службы, а также военнослужащие, уволенные с военной службы в запас или отставку и имеющие выслугу не менее 20 календарных лет.
  305. Санитарный надзор за объектами военных городков внутренних войск осуществляется санитарно-эпидемиологическими учреждениями Министерства внутренних дел Российской Федерации и Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора при Президенте Российской Федерации.
  306. Право военнослужащих внутренних войск на бесплатный проезд

  307. Военнослужащие внутренних войск на всей территории Российской Федерации бесплатно пользуются всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), а также попутным транспортом - в сельской местности.
  308. Военнослужащие внутренних войск, несущие службу на транспортных коммуникациях либо в районах, где введен правовой режим чрезвычайного положения, кроме того, имеют право бесплатного проезда в поездах, на речных и морских судах в пределах обслуживаемых участков.
  309. Военнослужащим внутренних войск совместно с членами их семей (кроме семей военнослужащих срочной службы) один раз в год предоставляется право бесплатного проезда к месту проведения очередного отпуска и обратно за счет средств Министерства внутренних дел Российской Федерации.
  310. Офицерам, прапорщикам (мичманам) и военнослужащим сверхсрочной службы внутренних войск, использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
  311. Права военнослужащих внутренних войск при нахождении в служебной командировке

  312. Военнослужащие внутренних войск, направленные в служебную командировку, пользуются правом на внеочередное приобретение проездных документов на все виды транспорта и размещение в гостинице по командировочному удостоверению.
  313. Социально-бытовое обеспечение и льготы для военнослужащих внутренних войск

  314. Военнослужащие внутренних войск освобождаются от уплаты подоходного налога по денежному довольствию, денежным вознаграждениям и другим выплатам, получаемым ими в связи с исполнением обязанностей военной службы.
  315. Торгово-бытовое обслуживание военнослужащих внутренних войск и членов их семей осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации через органы военной торговли в порядке, установленном для Вооруженных Сил Российской Федерации, а также другими торговыми учреждениями из ресурсов, выделяемых ими по заявкам командиров соединений и воинских частей, начальников учреждений.
  316. Офицеры, прапорщики (мичманы), военнослужащие сверхсрочной службы внутренних войск, состоящие на военной службе, а также уволенные с военной службы по возрасту, болезни, сокращению численности войск и штатов или ограниченному состоянию здоровья и имеющие выслугу 20 и более календарных лет, оплачивают занимаемую ими и проживающими с ними членами их семей жилую площадь в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда и коммунальные услуги, в том числе за пользование телефоном, в размере 50 процентов.
  317. Военнослужащим внутренних войск, имеющим выслугу 15 и более календарных лет, и лицам, уволенным с военной службы по возрасту, болезни, сокращению численности войск и штатов или ограниченному состоянию здоровья, имеющим выслугу 15 и более календарных лет, членам семей погибших военнослужащих или военнослужащих, умерших вследствие ранения, контузии, увечья, заболевания, связанных с исполнением обязанностей военной службы, предоставляются безвозмездно не облагаемые налогом земельные участки под строительство индивидуальных жилых домов и садово-огородные хозяйства по нормам не ниже установленных законодательством Российской Федерации и выдается ссуда для возведения соответствующих жилых построек в размере, установленном законодательством Российской Федерации.
  318. Военнослужащим внутренних войск при увольнении с военной службы выплачивается единовременное пособие в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Офицерам, прапорщикам (мичманам) и военнослужащим сверхсрочной службы, имеющим выслугу 20 и более календарных лет, по их просьбе могут реализовываться по первоначальной остаточной стоимости автомобили и автотракторная техника, состоящие на вооружении внутренних войск, в порядке, устанавливаемом министром внутренних дел Российской Федерации.
  319. Неработающим женам офицеров, прапорщиков (мичманов) и военнослужащих сверхсрочной службы внутренних войск в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства, выплачивается ежемесячное социальное пособие в сумме, равной установленному законом минимальному размеру оплаты труда, с включением времени получения этого пособия в общий трудовой стаж.
  320. На военнослужащих внутренних войск и членов их семей в полном объеме распространяются иные нормы социальных и правовых гарантий, установленные для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а при необходимости по решению Правительства Российской Федерации - нормы социальных и правовых гарантий, предусмотренные для соответствующих категорий сотрудников органов внутренних дел.
  321. Правительства республик в составе Российской Федерации, местные органы исполнительной власти могут устанавливать дополнительные гарантии социальной защиты военнослужащих внутренних войск, не предусмотренные настоящим Законом.
  322. Ответственность за несоблюдение гарантий правовой и социальной защиты военнослужащих внутренних войск

  323. В случае несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты военнослужащих внутренних войск, предусмотренных настоящим Законом, виновные в этом должностные лица несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
  324. Раздел IX Финансирование и материально-техническое обеспечение внутренних войск

  325. Финансирование внутренних войск

  326. Внутренние войска финансируются за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации отдельной строкой.
  327. Материально-техническое и военное обеспечение внутренних войск

  328. Порядок и нормы материально-технического и военного обеспечения внутренних войск с учетом функционального предназначения воинских частей устанавливаются Правительством Российской Федерации по предложению Министерства внутренних дел Российской Федерации.
  329. Ремонт боевой техники производится на ремонтных предприятиях Министерства обороны Российской Федерации, в том числе на заводах Военно-Морского Флота Российской Федерации, на основании договоров (заявок) внутренних войск.
  330. Строительство или предоставление объектов для расквартирования воинских частей (подразделений) внутренних войск производится в порядке и по нормам, установленным для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (с учетом особенностей, определяемых Министерством внутренних дел Российской Федерации), за счет министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций, в ведении которых находятся охраняемые внутренними войсками объекты, а для расквартирования Главного управления командующего внутренними войсками, управлений округов, соединений внутренних войск, авиационных и морских частей, воинских частей оперативного назначения и специальных моторизованных воинских частей, учреждений и военно-учебных заведений внутренних войск соответственно за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации и бюджетных средств местных органов исполнительной власти с централизованным обеспечением материальными ресурсами.
  331. Ремонт и коммунальное обслуживание военных городков, зданий и сооружений, выделяемых для расквартирования воинских частей (подразделений), производится за счет ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на людские и материальные ресурсы, выделяемые на эти цели министерствами и ведомствами, в интересах которых личным составом внутренних войск исполняются служебные обязанности, а также органами местного самоуправления.
  332. Строительство, капитальный ремонт и реконструкция инженерно-технических средств и обеспечение их эксплуатации осуществляются за счет средств министерств, ведомств, предприятий, государственных учреждений и организаций, в ведении которых находятся объекты, охраняемые внутренними войсками.
  333. Ремонт и коммунальное обслуживание зданий Главного управления командующего внутренними войсками, управлений округов и соединений внутренних войск, авиационных и морских воинских частей, воинских частей оперативного назначения и специальных моторизованных воинских частей, учреждений и военно-учебных заведений внутренних войск производятся соответственно за счет республиканского бюджета Российской Федерации и бюджетных средств местных органов исполнительной власти с централизованным обеспечением материальными ресурсами.
  334. Военнослужащие внутренних войск, временно исполняющие обязанности в отрыве от мест постоянной дислокации их воинских частей, обеспечиваются жилыми помещениями для расквартирования, коммунальными услугами, линиями и каналами связи, автотранспортном и горюче-смазочными материалами, дополнительным питанием за счет средств, специально выделяемых из республиканского бюджета Российской Федерации.
  335. Раздел X Контроль и надзор за законностью деятельности внутренних войск

  336. Ведомственный контроль за законностью деятельности внутренних войск

  337. Ведомственный контроль за рациональным использованием сил и средств во внутренних войсках, за соответствием организационной структуры воинских формирований объему и характеру возложенных на них задач, а также за законностью их деятельности осуществляется министром внутренних дел Российской Федерации.
  338. Прокурорский надзор за законностью деятельности внутренних войск

  339. Надзор за законностью деятельности внутренних войск осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
  340. Президент
  341. Российской Федерации
  342. Б.ЕЛЬЦИН
  343. Москва, Дом Советов России.
  344. 24 сентября 1992 года.
  345. N 3534-1

Предыдущая новость - Закон РФ / О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР

Следующая новость - Закон РФ / О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт — Петербургу