Ярославская область
Решение от 26 января 2011 года № 04-01/67-10
В отношении ООО «Телесемь» и ЗАО «Консилиум» по факту распространения рекламы медицинских услуг без предупреждения о наличии противопоказаний
По делу № 04-01/67-10
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
26 января 2011 года
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
26 января 2011 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя Управления Паутов И.Г.,
члены Комиссии:
начальник отдела Бай-Бородина Л.Ю.,
ведущий специалист-эксперт Студенова А.В.,
специалист-эксперт Самсонов А.Н.,
рассмотрев дело № 04-01/67-10 по факту размещения в журнале «Антенна Телесемь. Ярославль» № 42 (355) за 11-17 октября 2010 г. на стр. 49 рекламы медицинских услуг стоматологической клиники «Консилиум», в присутствии общества с ограниченной ответственностью «Телесемь» в Ярославле» (далее – ООО «Телесемь» в Ярославле») в лице , закрытого акционерного общества «Консилиум» (далее – ЗАО «Консилиум») в лице ,
Установил:
в журнале «Антенна Телесемь. Ярославль» № 42 (355) за 11-17 октября 2010 г. на странице 49 размещена следующая реклама:
- «СТОМАТОЛОГИЯ ЗАО «Консилиум» Стоматологическая клиника «Консилиум». Терапия, Хирургия, Пародонтология, Ортопедия, Ортодонтия, Рентген. – Исправление прикуса у детей и взрослых без удаления зубов. – Профессиональное отбеливание и гигиена полости рта. Тел.: (4852) 72-82-28, 31-42-71 150000, г. Ярославль, ул. Революционная, д. 32 [email protected]. Лицензия №ЛО-76-01-000180 с 08.05.2009 выдана Департаментом здравоохранения и фармации от имени Администрации Ярославской области. Для выявления противопоказаний проводятся консультации специалистов».
Исходя из договора на оказание услуг по размещению рекламы от 10.02.2009 г., согласованного сторонами макета рекламы, акта № 00002350 от 06.10.2010 г., платежного поручения № 569 от 12.10.2010 г. – лицом, определившим объект рекламирования, является ЗАО «Консилиум».
Реклама медицинских (стоматологических) услуг ЗАО «Консилиум» (лицензия на осуществление деятельности № ЛО-76-01-000180 от 08.05.2009 г.) не сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости получения консультации специалистов.
Представители ООО «Телесемь» в Ярославле» и ЗАО «Консилиум» не согласны с вменяемым нарушением, считают, что содержащаяся в рекламе стоматологической клиники «Консилиум» фраза «для выявления противопоказаний проводятся консультации специалистов» содержит требуемое законодательством о рекламе предупреждение. Вместе с тем, пояснили, что в настоящее время реклама содержит предупреждение «имеются противопоказания, необходима консультация специалиста». В доказательство представлен журнал «Антенна Телесемь. Ярославль» № 4 (369) 17-23 января 2011 г.
Комиссия рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей ООО «Телесемь» в Ярославле» и ЗАО «Консилиум» пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе», ФЗ «О рекламе», Закон) реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Указанная выше информация обладает перечисленными признаками, следовательно, является рекламой.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари) на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Объектом рекламирования в рассматриваемом рекламном материале являются медицинские услуги, оказываемые ЗАО «Консилиум».
Рекламируемые медицинские услуги согласно «Общероссийскому классификатору услуг населению», утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 № 163, относятся к медицинским услугам, оказываемым стоматологическими подразделениями (код 081400).
В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Реклама медицинских услуг ЗАО «Консилиум» не содержит предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов, тем самым нарушены требования части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе»
Комиссия не принимает доводы ООО «Телесемь» в Ярославле» и ЗАО «Консилиум» о том, что фраза «для выявления противопоказаний проводятся консультации специалистов», является необходимым предупреждением, поскольку оно не соответствует требованиям, предъявляемым частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» к данному предупреждению, кроме того, консультация специалистов о наличии противопоказаний, может быть получена не только в стоматологической клинике «Консилиум».
Согласно части 6, 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение части 7 статьи 24 Закона несет рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Исходя из договора на оказание услуг по размещению рекламы рекламодателем рассматриваемой рекламы является ЗАО «Консилиум», рекламораспространителем ООО «Телесемь» в Ярославле».
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. № 508, Комиссия
Решила:
1.Признать рекламу медицинских услуг стоматологической клиники «Консилиум», размещенную в журнале «Антенна Телесемь. Ярославль» № 42 (355) за 11-17 октября 2010 г. на стр. 49, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
2.Не выдавать ООО «Телесемь» и ЗАО «Консилиум»предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе в связи с добровольным устранением нарушения.
Решение изготовлено в полном объеме 24 января 2011 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
И.Г. Паутов
Члены Комиссии
Л.Ю. Бай-Бородина
А.В. Студенова
А.Н. Самсонов