» » » Об итогах надзора за КГЛ в эпидсезон 2012 года

Об итогах надзора за КГЛ в эпидсезон 2012 года


Российская Федерация
Письмо Роспотребнадзора от 30 ноября 2012 года № 01/13670-12-32
Об итогах надзора за КГЛ в эпидсезон 2012 года
Принято
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
  1. Руководителям органов исполнительной власти
    субъектов Российской Федерации ЮФО и СКФО
  2. Руководителям управлений Роспотребнадзора
    по субъектам Российской Федерации ЮФО и СКФО
  3. Руководителям органов исполнительной власти
    субъектов Российской Федерации ЮФО и СКФО
    в области охраны здоровья граждан
  4. Главным врачам ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»
    Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации
    ЮФО и СКФО
  5. Руководителям противочумных учреждений
    Роспотребнадзора
  6. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека отмечает, что на территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов (далее – ЮФО и СКФО) остается неустойчивая эпидемиологическая ситуация по Крымской геморрагической лихорадке (далее - КГЛ).
  7. Эпидемические проявления КГЛ в ЮФО и СКФО в период с 1999 г. по 2012 г. зарегистрированы в 7 из 13 субъектов: в Ставропольском крае, Астраханской, Волгоградской, Ростовской областях, в Республиках Калмыкия, Дагестан, Ингушетия. За 14 лет в ЮФО и СКФО выявлено 1575 больных, у 69 из них (4,4 %) заболевание закончилось летальным исходом. Наибольшее количество случаев заболевания отмечено в Ставропольском крае (36,3 %), Ростовской области (23,5 %) и в Республике Калмыкия (19,9 %).
  8. В сезон 2012 г. наблюдалось снижение заболеваемости КГЛ на 25,3 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Всего зарегистрировано 74 случая заболевания с 1 летальным исходом (в 2011 г. – 99 случаев, 5 летальных): в Ростовской области – 41 (в 2011 г. – 48); в Ставропольском крае – 24 (в 2011 г. – 26); в Республике Калмыкия – 3 (в 2011 г. – 11); в Астраханской области – 6 (в 2011 г. – 10).
  9. Количество лиц, обратившихся в лечебно-профилактические организации по поводу укусов клещами, в 2012 г. снизилось на 16% и составило 20845, в том числе детей 7236 (2011 г. – 24940 и 7755 соответственно).
  10. Сезонность заболевания во всех субъектах ЮФО и СКФО, эндемичных по КГЛ, соответствовала многолетней.
  11. Случаи заболеваний регистрировались во всех возрастных группах, наиболее высокий уровень заболеваемости отмечался в возрастной группе 30-39 лет.
  12. Более 80 % среди заболевших КГЛ составляют жители сельской местности, заболеваемость городских жителей связана с отдыхом на природе и с выездом на дачные участки.
  13. В большинстве случаев инфицирование происходило при укусах клещей - 54,5 %, при снятии клещей незащищенными руками – 10,1 %. В 56,8 % случаев заражение происходило при уходе за сельскохозяйственными животными и при выполнении полевых работ, в 14,8 % - при нахождении в природных биотопах.
  14. По тяжести течения преобладали среднетяжелые формы заболевания, у 74,3 % больных наблюдалась клиническая форма без геморрагических проявлений. В целом, в субъектах ЮФО и СКФО снизилось количество случаев позднего обращения людей за медицинской помощью (на 5-й день от начала заболевания и позже) до 12 случаев (16,2 %) в 2012 г. против 23 (23,2 %) в 2011 г.
  15. Анализ сроков госпитализации больных со дня обращения показал, что в день обращения были госпитализированы 78,4 % заболевших. Факты поздней госпитализации (на 3-й день после обращения и позже) были выявлены в 13,5 % случаев, из них: в Ростовской области (5 случаев – 12,2 %), Ставропольском крае (5 случаев – 20,8 %).
  16. По данным ФКУЗ «Ставропольский НИПЧИ» Роспотребнадзора, холодные погодно-климатические условия зимы одов, привели к более поздней активизации иксодид в 2012 году. На территориях большинства регионов выход клещей произошел в I декаде апреля – на 1-2 недели позже, чем в 2011 г. Пик численности иксодовых клещей пришелся на май месяц.
  17. В 2012 г. численность клещей H.marginatum соответствовала показателям 2011 г. Отмечалось незначительное увеличение численности клещей и заклещевленности крупного и мелкого рогатого скота по сравнению с предыдущим годом в Астраханской области (средний сезонный показатель заклещевленности КРС был в 1,3 раза выше, чем в 2011 г.), Ставропольском крае и Ростовской области – в 1,1 раза. В Волгоградской области и Республике Калмыкия уровень заклещевленности крупного и мелкого рогатого скота снизился в 2 раза.
  18. С начала эпидсезона КГЛ на базе лабораторий особо опасных инфекций ФБУЗ ЦГиЭ и противочумных станций в регионах было исследовано 7500 иксодовых клещей на наличие антигена вируса ККГЛ, выявлено 450 положительных (6,0 %), в 2011 г. – 4815, из них 367 положительных (7,6 %).
  19. Процент зараженности иксодовых клещей в 2012 г. возрос в Астраханской области до 6,1 % (в 2011г. – 3,3 %), в Ростовской области - 20,4 % (в 2011 г. – 18,1 %). В Ставропольском крае, Республике Калмыкия, Волгоградской области процент зараженности клещей по сравнению с 2011 г. снизился.
  20. Антиген вируса ККГЛ в иксодовых клещах был выявлен в Кабардино-Балкарской Республике (зараженность клещей 18,5 %), Республике Ингушетия (10,4%) и Краснодарском крае (0,2 %), хотя случаев заболевания там не наблюдалось.
  21. Стабилизировать ситуацию по КГЛ на территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов возможно лишь при своевременном проведении акарицидных обработок скота и природных биотопов (пастбищ).
  22. Вместе с тем, на территории отдельных субъектов ЮФО и СКФО объемы проводимых акарицидных обработок крупного и мелкого рогатого скота в хозяйствах общественного и частного сектора остаются недостаточными. Так, в Краснодарском крае обработками охвачено 40,2% крупного рогатого скота (КРС) и 40,64 % мелкого рогатого скота (МРС) (2011 г. – 52,1 % и 54,8 % соответственно); в Республике Ингушетия – 72,9% крупного рогатого скота (КРС) и 53,38% мелкого рогатого скота (МРС) (2011 г. – 98,8 % и 87,3 % соответственно); в Республике Адыгея – 71,4% крупного рогатого скота (КРС) и 31,89 % мелкого рогатого скота (МРС) (2011 г. – 86,0 % и 54,7 % соответственно).
  23. Наиболее проблемными моментами в борьбе с КГЛ в субъектах ЮФО остаются недостаточные объемы ежегодного финансирования профилактических мероприятий и несвоевременное поступление средств заинтересованным службам и ведомствам, что не позволяет эффективно их осваивать.
  24. В 2012 г объемы финансовых средств были увеличены от первоначально запланированных: в Ростовской области – на 35%, в Ставропольском крае – на 15% и Республике Калмыкия на 22%, но в Ростовской области остались не освоены 8% выделенных средств.
  25. В Кабардино-Балкарской Республике выделено и освоено всего 32% от запланированных финансовых средств (запланировано – 720 тыс.руб., выделено и освоено – 232 тыс.руб.). В Краснодарском крае выделенные средства освоены на 94%. В республиках Северная Осетия-Алания и Дагестан финансовые средства из республиканского бюджета не выделялись, обработки проводились только за счет частных хозяйств.
  26. При отсутствии проведения адекватных профилактических мероприятий, осуществление которых должно быть закреплено распоряжениями органов исполнительной власти и соответствующим финансированием, заболеваемость на юге России в 2013 году может превысить уровень 2012 года.
  27. В 2012 году в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, подавления активности природных очагов, предупреждения заболевания людей Крымской геморрагической лихорадкой издано постановление Главного государственного санитарного врача от 27.06.2012 № 36 «Об усилении надзора за Крымской геморрагической лихорадкой и мерах по ее профилактике».
  28. В целях реализации указанного постановления и своевременного проведения мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболевания Крымской геморрагической лихорадкой на территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, предлагаю:
  29. 1. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в ЮФО и СКФО в области охраны здоровья граждан рекомендовать обеспечить готовность лечебно-профилактических организаций к приёму и размещению больных КГЛ, соблюдение противоэпидемического режима, оснащенность лабораторно-диагностической базы, своевременность выявления и госпитализации больных КГЛ, регистрацию и представление экстренных извещений о случаях подозрения на это заболевание в установленном порядке в органы и организации Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.
  30. 2. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в ЮФО и СКФО совместно с руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в ЮФО и СКФО в области охраны здоровья граждан:
  31. 2.1. Проанализировать материально-техническое состояние ЛПО, принимающих больных опасными инфекционными болезнями, и, при необходимости, внести в органы исполнительной власти предложения о выделении финансовых средств ЛПО на проведение ремонтных работ, оснащение необходимым оборудованием, дезинфекционными препаратами, подготовку кадров.
  32. 2.2. Совместно с территориальными органами Россельхознадзора в субъектах Российской Федерации ЮФО и СКФО откорректировать региональные и муниципальные программы по вопросам профилактики природно-очаговых болезней, общих для человека и животных.
  33. 2.3. Организовать и провести до 1 апреля 2013 г. семинары со специалистами лечебно-профилактических организаций, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» с участием специалистов противочумных учреждений Роспотребнадзора по вопросам клиники, лабораторной диагностики, лечения и профилактики КГЛ, соблюдения противоэпидемического режима при ведении больных КГЛ.
  34. 3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в ЮФО и СКФО:
  35. 3.1. Направить в органы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации в ЮФО и СКФО материалы об итогах надзора за КГЛ в эпидсезон 2012 года и по их результатам инициировать проведение заседаний санитарно противоэпидемических комиссий.
  36. 3.2. При проведении плановых проверок лечебно-профилактических организаций обеспечить контроль за соблюдением противоэпидемического режима в лечебно-профилактических организациях.
  37. 3.3. Обеспечить систематический анализ и оценку эпизоотологических и эпидемиологических данных в природных очагах КГЛ.
  38. 3.4. Усилить контроль за организацией и проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на подавление численности переносчиков в природных очагах, зонах отдыха населения и летних детских оздоровительных учреждениях.
  39. 3.5. Активизировать работу по гигиеническому воспитанию населения, пропаганде в средствах массовых коммуникаций мер неспецифической профилактики КГЛ, в том числе применения высокоэффективных акарицидно-репелентных средств защиты от клещей.
  40. 3.6. Шире использовать меры административного воздействия к руководителям организаций и учреждений, индивидуальным предпринимателям и частным лицам по обеспечению санитарного законодательства, мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболеваний КГЛ.
  41. 4. Главным врачам ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора в субъектах и руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации ЮФО и СКФО в области охраны здоровья граждан принять меры по обеспечению и поддержанию в постоянной готовности лабораторной базы к проведению исследований по индикации возбудителей ООИ.
  42. 5. Директору ФКУЗ Ставропольский противочумный институт Роспотребнадзора (А.Н. Куличенко) обеспечить:
  43. 5.1. Работу Регионального научно – методического центра по мониторингу за возбудителями инфекционных болезней Северо-Кавказского и Южного федеральных округов.
  44. 5.2. Оказание практической и методической помощи органам и организациям Роспотребнадзора по вопросам диагностики и профилактики КГЛ.
  45. 5.2. Проведение эпизоотологического мониторинга за переносчиками КГЛ в Российской Федерации и молекулярный мониторинг вируса КГЛ.
  46. 5.3. Подготовку прогноза заболеваемости КГЛ на 2013 год до 1 марта 2013 г.
  47. 6. Руководителям противочумных учреждений обеспечить мониторинг за циркуляцией возбудителя КГЛ на прикрепленных территориях.
  48. 7. О ходе подготовки к эпидсезону 2013 года доложить в срок до 1 апреля 2013 года по E-mail: [email protected].
  49. Руководитель
  50. Г.Г.Онищенко

Предыдущая новость - О совершенствовании федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за пребыванием детей в образовательных учреждениях

Следующая новость - Письмо Минфина РФ от 01 ноября 2012 года № 03-02-07