» » » Письмо Минфина РФ от 06 ноября 2012 года № 03-03-06

Письмо Минфина РФ от 06 ноября 2012 года № 03-03-06


Российская Федерация
Письмо Минфина РФ от 06 ноября 2012 года № 03-03-06/1/573
Принято
Министерством финансов Российской Федерации
  1. Вопрос:
  2. ОАО является производителем и продавцом мучной кондитерской продукции. К основным видам экономической деятельности ОАО относятся:
  3. - производство сухих хлебобулочных изделий и мучных кондитерских изделий длительного хранения (код 15.82 ОКВЭД);
  4. - производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения (код 15.81 ОКВЭД);
  5. - оптовая торговля мучными кондитерскими изделиями (код 51.38.25 ОКВЭД).
  6. Продукция реализуется ОАО торговым организациям по договорам поставки. Право собственности на товар переходит в момент отгрузки товара покупателю.
  7. Часть товара к моменту истечения срока годности оказывается у покупателя нереализованной. Договорами поставок предусмотрено, что покупатель возвращает нереализованные кондитерские изделия с истекшим сроком годности, и ОАО обязано их уничтожить.
  8. Согласно ст. ст. 24, 25 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) некачественные и опасные пищевые продукты с истекшим сроком годности изымаются из оборота и в целях определения возможности уничтожения или утилизации таких пищевых продуктов подлежат соответствующей экспертизе. Пунктом 4 Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.09.1997 N 1263 (далее - Положение), установлено, что пищевые продукты, которые имеют явные признаки недоброкачественности и в связи с этим представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью человека, подлежат утилизации или уничтожению без проведения экспертизы.
  9. В Письме Роспотребнадзора от 17.08.2006 N 0100/8881-06-32 указано, что в связи с тем, что нормы законодательства, устанавливающие запрет продажи товаров по истечении установленного срока годности, являются императивными и носят обязательный характер, проведение экспертизы такой продукции нецелесообразно. Вышеуказанное не исключает необходимость проведения экспертизы данной продукции с целью установить возможность ее дальнейшего использования для промышленной переработки, на корм скоту. Таким образом, экспертиза должна проводиться только с целью решения вопроса о дальнейшем использовании продукции с истекшим сроком использования для промышленной переработки, на корм скоту, а не с целью ее уничтожения.
  10. В Письме Минфина России от 05.03.2011 N 03-03-06/1/121 сделан вывод, что существующее нормативное правовое регулирование отношений в сфере оборота хлебобулочной и кондитерской продукции обязывает поставщиков утилизировать хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия с истекшим сроком годности путем переработки или уничтожения. Учитывая изложенное, расходы в виде стоимости кондитерских изделий с истекшим сроком годности, а также расходы, связанные с уничтожением такой продукции, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли при условии, что данные расходы произведены в рамках предпринимательской деятельности и документально подтверждены надлежащим образом.
  11. Однако расходы, связанные с изъятием из оборота продукции с истекшим сроком годности, могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль только при условии соблюдения Положения (Письма ФНС России от 16.07.2009 N 3-2-09/139, УФНС России по г. Москве от 30.11.2010 N 16-15/125593@).
  12. Суд делает вывод, что требование соблюдать отраслевое законодательство не предусмотрено для отнесения затрат на расходы, уменьшающие налогооблагаемые доходы, и исчисления налога на прибыль. Налоговое законодательство не предусматривает каких-либо неблагоприятных последствий в случае несоблюдения порядка уничтожения товаров и не мешает признать понесенные в связи с потерей товара расходы в качестве уменьшающих налоговую базу. Главным условием для учета таких расходов является соблюдение общих требований, установленных ст. 252 НК РФ (Постановление ФАС Уральского округа от 24.08.2011 N Ф09-5075/11).
  13. Достаточным документальным подтверждением понесенных налогоплательщиком расходов на уничтожение продукции с истекшим сроком годности является представление налогоплательщиком следующих документов: акты (журналы) изменения статуса товара, в которых отражены причины отнесения продукции к некачественной (окончание срока годности); акты приемки товаров при их возврате; акты о проведении инвентаризации; акты уничтожения некачественной продукции, в которых содержится информация о наименованиях и количестве уничтоженных товаров, дате уничтожения; выписки из регистров налогового учета по учету товара, списанного в связи с его уничтожением (Постановление ФАС Московского округа от 01.02.2008 N КА-А40/14839-07-2).
  14. ОАО полагает, что затраты, связанные с уничтожением кондитерских изделий с истекшим сроком годности, включая их стоимость (затраты на их производство), могут быть учтены для целей исчисления налога на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Продукция с истекшим сроком годности не подлежит санитарно-гигиенической экспертизе, так как заведомо является недоброкачественной. Достаточным основанием для изъятия такой продукции из оборота является установление факта истечения срока годности.
  15. Правомерна ли позиция ОАО?
  16. Ответ:
  17. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу учета затрат на утилизацию пищевой продукции сообщает следующее.
  18. На основании п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
  19. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
  20. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  21. Согласно п. 4 ст. 5 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) на продукты питания изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. В силу п. 5 ст. 5 Закона N 2300-1 продажа товара по истечении установленного срока годности запрещается.
  22. Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 25.09.1996 N 20 для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности утверждены Санитарные правила и нормы производства хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий СанПиН 2.3.4.545-96 (далее - Санитарные правила).
  23. Согласно п. 3.1.1 Санитарных правил установленные в них правила и нормы определяют гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию всех предприятий, цехов, участков, вырабатывающих хлеб, хлебобулочные и кондитерские (без крема и с кремом) изделия, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также требования к режиму производства, хранения, реализации, качеству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.
  24. На основании п. 3.11.8 Санитарных правил хлеб и хлебобулочные изделия по истечении сроков продажи подлежат изъятию из торгового зала и возвращаются поставщику как черствые.
  25. Также в соответствии с положениями Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) некачественные и опасные пищевые продукты, признаваемые таковыми в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона N 29-ФЗ, подлежат изъятию, уничтожению или утилизации (ст. ст. 24, 25 Закона N 29-ФЗ).
  26. В п. 2 ст. 3 Закона N 29-ФЗ указано, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые, в частности, не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли.
  27. Таким образом, существующее нормативное правовое регулирование отношений в сфере оборота хлебобулочной и кондитерской продукции обязывает поставщиков утилизировать хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия с истекшим сроком годности путем переработки или уничтожения.
  28. Как следует из запроса, организация реализует производимую продукцию через розничные торговые организации по договорам поставки. При этом в соответствии с заключенными договорами производитель берет на себя обязанности по выкупу у торговой организации и дальнейшему уничтожению нереализованной продукции с истекшим сроком годности.
  29. Учитывая изложенное, считаем, что расходы, понесенные производителем в связи с выкупом нереализованной хлебобулочной продукции с истекшим сроком годности, а также расходы, связанные с уничтожением такой продукции, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли при условии, что данные расходы произведены в рамках предпринимательской деятельности и документально подтверждены надлежащим образом.
  30. При этом, по мнению Департамента, экспертиза продукции, изъятой из оборота, проводится для принятия решения о ее дальнейшем использовании.
  31. Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
  32. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
  33. С.В.Разгулин
  34. 06.11.2012

Предыдущая новость - Письмо Минфина РФ от 12 ноября 2012 года № 03-03-06

Следующая новость - Письмо Минфина РФ от 23 ноября 2012 года № 05-04-05