О порядке демонтажа рекламных конструкций
- Принято
- Федеральной антимонопольной службой
- Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
- Кроме того, в соответствии с частью 9 той же статьи установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
- Таким образом, закон предусматривает для установки рекламной конструкции необходимость наличия соответствующего договора, а также разрешения, выданного органом местного самоуправления.
- По смыслу части 18 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" в случае отсутствия действующего договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа принимается решение об аннулировании.
- При этом согласно части 10 той же статьи установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
- Соответственно, в случае выявления рекламной конструкции, установленной без предусмотренного законом разрешения, полномочиями по принятию мер по выдаче предписания о ее демонтаже наделены именно органы местного самоуправления.
- Полномочия антимонопольного органа предусмотрены в пункте 6 части 20 статьи 19 Федерального закона "О рекламе", согласно которому разрешение на установку рекламной конструкции может быть признано недействительным в судебном порядке в случае возникновения преимущественного положения в соответствии с частями 5.3 и 5.4 настоящей статьи - по иску антимонопольного органа.
- Вместе с тем, необходимо учитывать, что не может быть признана самовольной установка рекламной конструкции, разрешение на осуществление которой впоследствии было аннулировано, признано недействительным или срок его действия истек. Данная позиция подтверждена также в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе".