» » » О резолюции региональных совещаний по эпиднадзору за корью и краснухой

О резолюции региональных совещаний по эпиднадзору за корью и краснухой


Российская Федерация
Письмо Роспотребнадзора от 13 декабря 2012 года № 01/14242-12-32
О резолюции региональных совещаний по эпиднадзору за корью и краснухой
Принято
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
  1. Руководителям
    управлений Роспотребнадзора
    по субъектам Российской
    Федерации
  2. Главным врачам
    ФБУЗ «Центр гигиены и
    эпидемиологии» в субъектах
    Российской Федерации
  3. Руководителям органов
    исполнительной власти субъектов
    Российской Федерации в области
    охраны здоровья граждан
  4. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет для использования в работе резолюцию региональных совещаний по вопросам совершенствования эпидемиологического надзора за корью и краснухой, состоявшихся в г. Таганрог 12-13 сентября 2012г и г. Благовещенск 30-31 октября 2012 года.
  5. Заместитель руководителя
  6. И.В.Брагина
  7. Фролова 8 499 973 14 22
Приложение
к Письму от 13 декабря 2012 года № 01/14242-12-32
РЕЗОЛЮЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СОВЕЩАНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА ЗА КОРЬЮ И КРАСНУХОЙ
  1. В рамках завершения программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году, в соответствии с приказом Роспотребнадзора от 30.06.2011 № 643, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Национальным научно-методическим центром по надзору за корью и краснухой (ФБУН «МНИИЭМ им. Г.Н. Габричевского») в г. Таганрог 12-13 сентября 2012г. , г. Благовещенск 30-31 октября 2012г. проведены региональные совещания по вопросам совершенствования эпидемиологического надзора за корью и краснухой в Российской Федерации.
  2. В работе совещания приняли участие представители ВОЗ, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Национального научно-методического центра по надзору за корью и краснухой (ННМЦ), руководители и специалисты 10 региональных центров по надзору за корью и краснухой, ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии», а также специалисты Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, курируемыми РЦ по надзору за корью и краснухой (83 территории).
  3. На совещании рассмотрены эпидемиологическая ситуация по кори и краснухе в мире, странах европейского и азиатского регионов, Глобальная и Европейская стратегии элиминации кори и краснухи на современном этапе, актуальные вопросы элиминации кори в Российской Федерации и причины обострения эпидемиологической ситуации по кори в России в
  4. Специалистами управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации представлены отчеты о результатах эпидемиологического надзора за корью и краснухой, причинах возникновения вспышек кори и мероприятиях по предупреждению распространения кори в регионах.
  5. Отмечено, что, несмотря на обострение эпидемиологической обстановки по кори, в большинстве субъектов Российской Федерации:
  6. - обеспечен охват прививками против кори декретированных возрастных групп детского населения на уровне, превышающем 95%;
  7. - достигнуты высокие показатели охвата прививками против кори взрослого населения в возрасте 18-35 лет, постоянно проживающего на территориях субъектов Российской Федерации; начато проведение ревакцинации против кори лиц, в возрасте 18-35 лет, привитых против кори однократно;
  8. - в субъектах Российской Федерации проводится работа по иммунизации против кори мигрантов и других труднодоступных групп населения;
  9. - проводится лабораторное подтверждение практически всех случаев краснухи;
  10. - введен индивидуальный учет случаев краснухи с обязательным заполнением карт эпидрасследования;
  11. - соблюдается объем и сроки обследования пациентов с заболеваниями, сопровождающимися лихорадкой и пятнисто-папулезной сыпью с целью активного выявления случаев кори;
  12. - в субъектах Российской Федерации органами управления здравоохранением совместно со специалистами управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации проводятся проверки работы медицинских организаций по иммунизации населения против кори.
  13. Вместе с тем, в 2012 году на территории Российской Федерации продолжают регистрироваться локальные вспышки кори. Распространение инфекции среди не привитых лиц декретированных возрастов свидетельствует о недостатках в работе по иммунизации взрослого населения. Значительное количество очагов внутрибольничного заражения корью- результат отсутствия настороженности в отношении кори у медицинских работников и нарушений санэпидрежима в лечебно-профилактических учреждениях.
  14. Всего за 6 месяцев 2012 года зарегистрировано 2043 случая кори на 56 территориях, заболеваемость выросла в 14,7 раза по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. За указанный период на территорию России из стран ближнего и дальнего зарубежья импортировано 28 (1,4%) случаев кори. Наибольшее число случаев заболеваний зарегистрировано в г.Москве – 393 случая (19,2% от всех случаев кори в стране за отчетный период), Волгоградской области - 272 случая (13,3%), Ставропольском крае – 184 случая (9,0%), Краснодарском крае 182 (8,9%), в г.Санкт-Петербурге - 135 (7,9%). В сумме число случаев кори на указанных территориях составляет 57,0% от всех случаев кори, зарегистрированных в Российской Федерации за 6 месяцев 2012 года.
  15. В 2012 году отмечается рост заболеваемости краснухой. За 6 мес. текущего года в стране зарегистрировано 810 случаев заболевания в 51 субъекте Российской Федерации, что более чем в 3,7 раза превышает уровень заболеваемости краснухой за аналогичный период 2011 года.
  16. При этом 57% всех случаев краснухи приходится на 4 субъекта Российской Федерации: г.Москва- 195 (24,2%) случаев, Хабаровский край- 104 (12,9%) случая, Республика Саха – 86 (10,7%) случаев, Приморский край – 74 (9,2%) случая.
  17. Отмечается также увеличение числа территорий, вовлеченных в эпидемический процесс.
  18. Из числа зарегистрированных случаев заболевания лабораторно подтверждено 92,6% случаев, в 6,42% случаев установлена эпидемиологическая связь со случаями, имеющими лабораторное подтверждение, в 0,98% случаев диагноз поставлен клинически.
  19. Заслушивание и обсуждение докладов, анализ представленных на совещании материалов показали, что в большинстве территорий Российской Федерации осуществляются мероприятия по обеспечению высокого охвата населения прививками против кори и краснухи, в том числе из групп риска, проводится лабораторное подтверждение всех случаев кори, в рамках эпидемиологического надзора за корью осуществляется активный поиск больных корью среди лиц с лихорадкой и пятнисто-папулезной сыпью.
  20. Вместе с тем остается актуальной проблема отказов населения от профилактических прививок, что способствует накоплению когорты восприимчивых лиц и свидетельствует о недостаточной эффективности разъяснительной работы с населением.
  21. До настоящего времени продолжают иметь место случаи расхождения сведений о заболеваемости краснухой, предоставляемые управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в форме федерального статистического наблюдения № 1 «Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях» и в таблицах, представляемых в Региональный центр по надзору за корью и краснухой.
  22. В ряде территорий не соблюдаются сроки доставки в лабораторию региональных центров сывороток крови от больных корью, от лиц с подозрением на это заболевание, а также от больных с «экзантемными» заболеваниями, не на всех территориях введен единый формат присвоения эпидномера в направлениях на клинический образец для исследования в лабораторной сети и в карту эпидрасследования случая кори/краснухи.
  23. В результате обсуждения участники совещания считают целесообразным в целях стабилизации заболеваемости корью и краснухой на территории Российской Федерации рекомендовать:
  24. 1. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации :
  25. 1.1. Обеспечить достоверность полноты учета детского и взрослого населения, подлежащего иммунизации.
  26. 1.2. Обеспечить строгий контроль за планированием профилактических прививок против кори и краснухи детскому и взрослому населению, в том числе организованному населению, находящемуся на территории обслуживания лечебно-профилактической организации, ежеквартально заслушивать выполнение плана профилактических прививок населению.
  27. 1.3. Обеспечить достоверность учета профилактических прививок против кори и краснухи детскому и взрослому населению.
  28. 1.4. Обеспечить достижение и поддержание не менее 95% охвата прививками против кори и краснухи детей (вакцинацией в 1 год и ревакцинацией в 6 лет) в каждом амбулаторно-поликлиническом учреждении.
  29. 1.5. Обеспечить достижение и поддержание не менее 90% охвата двумя дозами вакцины против кори взрослого населения, обратив особое внимание на иммунизацию лиц профессиональных и труднодоступных групп населения (религиозные общины, мигранты, беженцы, цыгане и т.д.).
  30. 1.6. Обеспечить наличие нормативно-методических документов по вопросам профилактики кори и краснухи, в т.ч. по элиминации кори во всех ЛПО
  31. 1.7. Внедрить автоматизированный учет профилактических прививок детскому и взрослому населению в лечебно-профилактических организациях с последующим созданием объединенной системы автоматизированного учета по субъекту с использованием сертифицированных программ.
  32. 1.8. Повысить эффективность системы контроля за условиями соблюдения «холодовой цепи» с использованием электронных термоиндикаторов в практике.
  33. 1.9. Обеспечить персональную ответственность руководителей (заместителей, заведующих отделением) за организацию, планирование и проведение иммунизации против кори и краснухи, обратив особое внимание на привитость медицинских работников.
  34. 1.10. Проводить обследование беременных женщин при постановке на учет только на наличие специфических IgG антител к вирусу краснухи.
  35. 1.11. Обеспечить лабораторное подтверждение каждого случая кори и краснухи в вирусологических лабораториях РЦ по надзору за корью и краснухой с использованием тест-систем, рекомендованных ВОЗ и ННМЦ по надзору за корью и краснухой
  36. 1.12. Активизировать работу по информированию населения о профилактике кори, краснухи и СВК, о негативных последствиях отказов от проведения профилактических прививок.
  37. 1.13. Осуществлять дополнительную иммунизацию против кори выявленных серонегативных лиц независимо от возраста, количества прививок против кори и заболевания корью в анамнезе.
  38. 1.14. Осуществлять активный надзор за корью в условиях спорадической заболеваемости, обеспечив обследование больных с экзантемой только при наличии пятнисто-папулезной сыпи и температуры 37,5 и выше, преимущественно взрослых, как основной контингент, поддерживающий в настоящее время эпидемический процесс кори.
  39. Исключить из обследования пациентов, иммунизированных против кори менее 6 месяцев назад и пациентов, больных краснухой.
  40. Обследование больных осуществлять равномерно в течение года из расчета 2 человека на 100 тыс. населения субъекта Российской Федерации.
  41. При выявлении IgМ антител к вирусу кори у лиц с лихорадкой и пятнисто-папулезной сыпью, обеспечить повторное обследование через 10-14 дней от даты взятия первой сыворотки для определения IgМ и IgG антител в динамике.
  42. При регистрации вспышечной заболеваемости корью в субъекте Российской Федерации не проводить обследование больных экзантемными заболеваниями до установления спорадического уровня заболеваемости корью.
  43. 1.15. Принять меры по повышению уровня знаний специалистов лечебной сети по вопросам клинико-эпидемиологических особенностей и лабораторной диагностики кори и краснухи.
  44. 2. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:
  45. 2.1. Обеспечить контроль за:
  46. - выполнением Санитарно-эпидемиологических правил 3.1.2952-11 «Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита», приказов Роспотребнадзора от 01.03.2010 № 69 «О координации деятельности по эпиднадзору за корью и краснухой» и от 05.02.2010 №33 «Об обследовании больных с экзантемой и лихорадкой в рамках реализации Программы ликвидации кори»,
  47. - достоверностью учета детского и взрослого населения, подлежащего иммунизации;
  48. - планированием профилактических прививок против кори и краснухи детскому и взрослому населению, в том числе организованному населению, находящемуся на территории обслуживания лечебно-профилактической организации;
  49. - достоверностью учета профилактических прививок против кори и краснухи детскому и взрослому населению;
  50. - достижением и поддержанием не менее 95% охвата прививками против кори и краснухи детей (вакцинацией в 1 год и ревакцинацией в 6 лет) по каждому амбулаторно-поликлиническому учреждению;
  51. - достижением и поддержанием не менее 90% охвата двумя прививками против кори взрослого населения, обратив особое внимание на иммунизацию лиц декретированных профессиональных и труднодоступных групп населения (мигранты, беженцы, цыгане и т.д.)..
  52. - соблюдением условий транспортирования и хранения коревой вакцины на всех этапах «холодовой цепи».
  53. - обследованием беременных женщин при постановке на учет только на наличие специфические IgG антител к вирусу краснухи, при продолжающихся обследованиях на IgМ антитела к краснухе направлять все положительные сыворотки в лаборатории региональных центров по надзору за корью и краснухой.
  54. 2.2. Провести анализ состояния охвата прививками против кори и результатов серологических исследований напряженности противокоревого иммунитета у медицинских работников. По результатам анализа подготовить и направить предложения в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации и проведению серомониторинга и иммунизации серонегативных лиц. Результаты анализа и предложения, направленные в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, представить в Роспотребнадзор в срок до 30.03.2013.
  55. 2.3. При регистрации случаев корикраснухи проводить эпидемиологическое расследование причин и условий возникновения заболеваемости, включая вопросы достоверности учета детского и взрослого населения, подлежащего иммунизации и достоверности выполненных прививок против корикраснухи прикрепленному населению.
  56. 2.4. В случае необходимости проведения подчищающей вакцинации населения против кори представить обоснование в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека для получения разрешения на проведение данного мероприятия
  57. 2.4. Обеспечить:
  58. - осуществление эпиднадзора за СВК в соответствии с МУ «Эпидемиологический надзор за врожденной краснухой» (МУ. 3.1.2.2356-08);
  59. - своевременное представление в ННМЦ и региональные центры по надзору за корью и краснухой карт эпидемиологического расследования случаев кори, краснухи, в том числе у беременных женщин (случаи отмены диагноза корь), а также СВК у ребенка.
  60. - своевременное представление в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Национальный центр по надзору за корью и краснухой внеочередных донесений о вспышечной заболеваемости корью (3 и более) и краснухой (5 и более случаев),
  61. - присвоение единого эпидномера в направлении клинического образца на лабораторную диагностику и на карте эпидрасследования случаев кори/краснухи,
  62. - межведомственное взаимодействие по вопросам проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий против кори среди мигрантов, в том числе нелегальных, и других труднодоступных контингентов (лиц БОМЖ, кочующих групп населения),
  63. - взаимодействие с религиозными конфессиями, диаспорами, профессиональными объединениями и ассоциациями по вопросам иммунопрофилактики.
  64. - организацию дополнительной иммунизации против кори выявленных серонегативных лиц независимо от возраста, количества прививок против кори и заболевания корью в анамнезе.
  65. 2.2. Внести на рассмотрение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан вопрос о внедрении автоматизированного учета профилактических прививок детскому и взрослому населению в лечебно-профилактических организациях с последующим созданием объединенной системы автоматизированного учета по субъекту. Принятое решение по данному вопросу представить в Роспотребнадзор до 30.03.2013.
  66. 2.6. Продолжить обучение специалистов лечебной сети по вопросам клинико-эпидемиологических особенностей и лабораторной диагностики кори и краснухи.
  67. 2.7. В целях проведения молекулярно-генетического обследования очагов кори и краснухи обеспечить:
  68. - сбор клинических образцов от первых 5 случаев заболевания при каждой вспышке, ( не более 10 случаев при вспышке), от всех импортированных случаев, всех не связанных («спорадических») случаев,
  69. - сбор образцов 1 раз в месяц от 2-3 пациентов при продолжительности вспышечной заболеваемости более 1 мес.,
  70. - сбор образцов для генотипирования вирусов кори/краснухи осуществлять в оптимальные сроки (корь – до 7 дня с момента появления сыпи; краснуха – до 3 дня),
  71. - соблюдение регламентированных сроков доставки материала от больных в региональные и Национальный научно-методический центры по надзору за корью и краснухой (ННМЦ) для серологических исследований,
  72. - при наличии возможности хранения образцов в замороженном состоянии при -70 0 С их отправку в ННМЦ после получения положительных результатов тестирования на IgM корь/краснуха из лаборатории Регионального центра, в замороженном состоянии (сухой лед, замороженные хладоэлементы),
  73. - при отсутствии возможности хранения образцов в замороженном состоянии при -70 0 С их отправку в ННМЦ при 0 0 С (на тающем льду) в течение 48 часов с момента сбора, не замораживая.
  74. 2.8. В целях проведения серомониторинга за напряженностью иммунитета к кори и краснухе у привитых лиц обеспечить:
  75. - правильный подбор контингентов, подлежащих серологическому обследованию на корькраснуху,
  76. - направление сывороток для ретестирования в лабораторию Регионального центра по надзору за корью и краснухой (не более 50) при выявлении 10% и более серонегативных лиц в возрастной группе,
  77. - ежегодное представление сведений о результатах серомониторинга с указанием используемой тест-системы. в Региональный центр по надзору за корью и краснухой и ННМЦ .
  78. 3. Руководителям региональных центров по надзору за корью и краснухой рекомендовать:
  79. 3.1. Проводить выборочное ретестирование сывороток крови, в рамках контроля серомониторинга, с территорий, на которых выявлена высокая доля серонегативных к вирусу кори лиц в индикаторных группах населения (до 50 сывороток из территории).
  80. 3.2. Проводить исследование сывороток кори беременных с положительными IgМ антителами к краснухе, выявленными при постановке на учет .
  81. 3.3. Обеспечить своевременное представление в ННМЦ отчетов по заболеваемости корью и краснухой и карт эпидрасследования, своевременное лабораторное подтверждение случаев кори и краснухи.
  82. 3.4. Проинформировать специалистов управлений Роспотребнадзора курируемых территорий о необходимости присвоения единого эпидномера на случай заболевания корикраснухи (подозрения) и клинических образцов от данных больных, а также установить контроль за ходом данной работы.
  83. 3.5. Своевременно вводить данные индивидуального учета больных корью, а с января 2013 года - краснухи в единую систему CISID c указанием эпидномера в соответствии с приказом Роспотребнадзора №33 от 05.02.2010г.
  84. 4. Просить Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
  85. 4.1. Продолжить взаимодействие с ЕРБ ВОЗ в рамках эпиднадзора за корью и краснухой.
  86. 4.2. С учетом внутренней сертификации субъектов Российской Федерации как территорий, свободных от эндемичной кори, разработать Национальный план действий на период
  87. 4.3. Внести изменения в Санитарно-эпидемиологические правилаСП 3.3.2367-08 "Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней» в части территориального принципа планирования и учета профилактических прививок взрослому населению с учетом всего прикрепленного населения.
  88. 4.4. Рекомендовать Министерству образования Российской Федерации при приеме абитуриентов в учебные заведения осуществлять сбор сведений о профилактических прививках в рамках национального календаря профилактических прививок.
  89. 4.5. Обратиться в Министерство юстиции Российской Федерации для решения вопроса о вакцинации против кори лиц в местах лишения свободы, не имеющих сведений о прививках против кори.
  90. 4.6. Внести изменения в статистическую форму федерального статистического наблюдения № 6 «Сведения о контингентах детей и взрослых, привитых против инфекционных заболеваний» в части группировки прививаемых возрастов взрослого населения: 18-25 лет (в том числе женщины).
  91. 4.7. Привлекать для участия в региональных совещаниях по актуальным вопросам эпидемиологического надзора за корью и краснухой специалистов организаций и учреждений здравоохранения (врачей-педиатров, инфекционистов, терапевтов).
  92. 4.8. Утвердить график проведения проверок органов и учреждений Роспотребнадзора в курируемых территориях региональными центрами по надзору за корью и краснухой на 2013 год.
  93. 4.9. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в действующее законодательство по расширению перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок для сотрудников всех типов и видов медицинских организаций; организации иммунизации иностранных граждан, длительно пребывающих на территории Российской Федерации, против инфекционных болезней, в том числе корикраснухи. организации автоматизированного учета профилактических прививок.
  94. 4.10. Обратиться в Министерство здравоохранения Российской Федерации с предложениями:
  95. - о внесении изменений в Национальный календарь профилактических прививок в части проведения профилактических прививок против краснухи лицам до 35 лет;
  96. - о внесении изменений в приказ №50 от 10.02.2003 «О совершенствовании акушерско-гинекологической помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях» в части обследования беременных женщин при постановке на учет только на наличие специфические IgG антител к вирусу краснухи, исключив из обследования исследование на IgМ антитела к краснухе.
  97. 5. ННМЦ по надзору за корью и краснухой рекомендовать:
  98. 5.1. Оказывать консультативную помощь специалистам лабораторий, осуществляющим серологические исследования в рамках изучения коллективного иммунитета к кори/краснухе, с целью унификации подходов к выбору методик и подсчету результатов.
  99. 5.2. Продолжить взаимодействие с Европейским региональным бюро ВОЗ в рамках эпиднадзора за корью и краснухой.
  100. 5.3. Направлять в региональные центры по надзору за корью и краснухой информационный бюллетень об эпидемиологической обстановке по заболеваемости корью и краснухой
  101. 5.4. Рассмотреть на совещании лабораторной сети вопрос о проведении диагностических лабораторных исследований методом ПЦР в лабораториях региональных центров по надзору за корью и краснухой.

Предыдущая новость - Письмо Росздравнадзора от 28 декабря 2012 года № 04И-1310

Следующая новость - Информационное письмо ФСТ от 18 декабря 2012 года № ТС-10521