Об усилении контроля за деятельностью подведомственных Росреестру государственных бюджетных учреждений
- Принято
- Министерством экономического развития Российской Федерации
- В связи с участившимися в последнее время жалобами граждан и юридических лиц в Минэкономразвития России по вопросам, связанным с принимаемыми органами кадастрового учета неправомерными решениями об отказе в осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости, Минэкономразвития России направляет разъяснения по некоторым вопросам, связанным с осуществлением государственного кадастрового учета земельных участков (прилагается).
- Прошу довести настоящие разъяснения до сведения подведомственных Росреестру государственных бюджетных учреждений в целях соблюдения норм действующего законодательства.
- В связи с вступившими в силу 30 августа 2012 г. Правилами подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. N 840, прошу усилить контроль за деятельностью подведомственных Росреестру государственных бюджетных учреждений и принять меры к устранению причин и условий, способствующих нарушению прав и охраняемых законом интересов граждан, вызывающих поступление вышеуказанных обращений.
- О результатах проведенных мероприятий прошу сообщить в Минэкономразвития России не позднее 21 января 2013 г.
- П.Э.КОРОЛЕВ
О некоторых вопросах, связанных с осуществлением государственного кадастрового учета земельных участков
- В связи с многочисленными жалобами, поступающими в Минэкономразвития России по вопросам, связанным с осуществлением государственного кадастрового учета земельных участков, в рамках полномочий, установленных Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, полагаем возможным отметить следующее.
- 1. О порядке согласовании местоположения границ земельных участков.
- В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом о кадастре порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона о кадастре, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
- Таким образом, согласование местоположения границ земельных участков осуществляется в случаях, когда в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ:
- - земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ;
- - земельных участков, смежных с земельным участком, являющимся объектом кадастровых работ.
- Учитывая изложенное, в порядке, установленном Законом о кадастре, должно быть согласовано местоположение границ земельных участков, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (независимо от наличия в государственном кадастре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на указанные земельные участки либо сведений о координатах характерных точек их границ или иного описания местоположения границ), если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ таких земельных участков.
- Согласование местоположения границ земельных участков в соответствии с Законом о кадастре проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на правах, указанных в части 3 статьи 39 Закона о кадастре.
- При этом, учитывая положения статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в случае если смежные земельные участки находятся в муниципальной собственности или в государственной собственности до ее разграничения и такие земельные участки не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду на срок более чем пять лет, то согласование местоположения границ таких земельных участков осуществляется с органом местного самоуправления.
- Таким образом, если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то согласование местоположения в отношении такой границы с органом местного самоуправления в порядке, установленном Законом о кадастре, не проводится.
- 2. О необходимости включения в состав межевого плана, подготавливаемого в результате выполнения кадастровых работ по образованию земельного участка, раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях".
- Согласно пункту 10 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412 (далее - Требования, Приказ N 412), раздел "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" включается в состав межевого плана, подготавливаемого в результате выполнения кадастровых работ:
- - по уточнению сведений государственного кадастра недвижимости о местоположении границы и (или) площади земельного участка;
- - по исправлению ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границы и (или) площади земельного участка;
- - по образованию земельных участков, в случае, если уточнено местоположение границ смежных земельных участков.
- Частью 3 статьи 25 Закона о кадастре предусмотрено, что государственный кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
- Исходя из части 7 статьи 38 Закона о кадастре местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
- Учитывая изложенное, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях:
- - при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;
- - в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
- - в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);
- - при исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.
- Таким образом, в состав межевого плана, подготавливаемого в результате выполнения кадастровых работ по образованию земельного участка, подлежит обязательному включению раздел "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" в случае, если уточнено местоположение границ смежного земельного участка, в иных случаях указанный раздел в состав такого межевого плана не включается.
- Дополнительно сообщаем, в случае если в результате выполнения кадастровых работ по образованию земельного участка на ранее установленной в соответствии с требованиями действующего законодательства части границы смежного земельного участка (далее - ранее установленная часть границы) образована новая характерная точка, делящая такую часть границы на части, то, по мнению Минэкономразвития России, такая характерная точка не уточняет местоположение ранее установленной части границы, в связи с чем в состав межевого плана, подготавливаемого в результате выполнения кадастровых работ по образованию земельного участка, раздел "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" не включается.
- 3. О необходимости включения в состав межевого плана копий документов, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков.
- В соответствии с пунктом 70.1 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
- При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет.
- При этом указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.
- В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
- Также необходимо отметить, что перечень документов, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании или подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет, указанный в Требованиях, не является исчерпывающим.
- По мнению Минэкономразвития России, при подтверждении фактического местоположения границ земельного участка кадастровый инженер может использовать как картографическую основу государственного кадастра недвижимости, карты (планы), представляющие собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, так и документы, хранящиеся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, материалы и данные из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, материалы инвентаризации, ситуационные планы, подготавливаемые бюро технической инвентаризации, генеральные планы (планы застройки) территорий садоводческих, огородных и дачных объединений граждан, утвержденные в установленном порядке, и иные документы.
- При этом орган кадастрового учета не вправе принимать решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета либо решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета в связи с отсутствием в составе приложения к межевому плану копий таких документов.
- В соответствии со статьей 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность за внесение заведомо ложных сведений в межевой план (в том числе, о фактическом местоположении уточненных границ земельного участка, существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка) несет кадастровый инженер.
- 4. О порядке заверения копий документов, включаемых в состав Приложения к межевому плану.
- В связи с вступлением в силу приказа Минэкономразвития России от 25 января 2012 г. N 32 "О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412" положения пункта 28 Требований, предусматривающие включение в состав Приложения к межевому плану заверенных подписью и оттиском печати кадастрового инженера копий документов, утратили силу.
- В случаях, предусмотренных Требованиями, копии документов могут включаться в состав Приложения к межевому плану (например, копии страницы печатного издания, содержащей извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границы земельного участка, копии нотариально удостоверенных доверенностей, подтверждающих полномочия представителей на участие в согласовании местоположения границ земельных участков, копии документов о разрешении земельного спора, копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного присваивать адреса земельным участкам).
- При этом в Требованиях отсутствуют положения, предусматривающие включение в состав Приложения к межевому плану копий документов, заверенных уполномоченным органом, издавшим такие документы, или нотариально.
- В связи с этим, по мнению Минэкономразвития России, применительно к положениям Требований копия рассматривается как документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы (подпункт 29 пункта 2.1 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51141-98 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", утвержденного постановлением Госстандарта России от 27 февраля 1998 г. N 28).
- При этом необходимо отметить, что согласно пункту 17 Требований, межевой план на бумажном носителе, представляемый в орган кадастрового учета, должен быть прошит и скреплен подписью и оттиском печати кадастрового инженера. Как отмечалось ранее, ответственность за достоверность сведений, включенных в межевой план, несет кадастровый инженер.
- 5. О необходимости включения в состав межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ по образованию земельных участков, оформленного в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков на образование из них земельных участков, в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации.
- В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 22.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" обязательным приложением к документам, представляемым для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, в том числе, является согласие в письменной форме лиц на образование земельных участков в случае, если необходимость такого согласия предусмотрена Земельным кодексом Российской Федерации.
- Применительно к отношениям, возникающим при проведении кадастровых работ и осуществлении государственного кадастрового учета, необходимо отметить следующее.
- Состав документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, предусмотрен статьей 22 Закона о кадастре и является исчерпывающим.
- Одним из документов, необходимых для постановки на государственный кадастровый учет образуемого в результате раздела, объединения, перераспределения или выдела земельного участка, является в том числе межевой план.
- Требования к подготовке межевого плана утверждены Приказом N 412.
- Включение в состав межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ по образованию земельных участков, согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков на образование из них земельных участков, в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, Законом о кадастре, Требованиями не предусмотрено.
- Таким образом, у органа кадастрового учета отсутствуют основания для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета или приостановлении осуществления государственного кадастрового учета в связи с отсутствием в составе межевого плана вышеуказанного согласия.
- Дополнительно сообщаем, в соответствии с частью 4 статьи 21 Закона о кадастре орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные Законом о кадастре.
- 6. О действиях органа кадастрового учета в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в межевом плане в электронном виде, сведениям, содержащимся в межевом плане, оформленном в виде бумажного документа при представлении межевого плана в орган кадастрового учета в виде бумажного документа.
- В соответствии с пунктом 16 Требований в случае, если заявление о государственном кадастровом учете земельного участка представляется в орган кадастрового учета в форме электронного документа, межевой план оформляется в форме электронного документа, заверенного электронной подписью подготовившего межевой план кадастрового инженера.
- В случае, если заявление о государственном кадастровом учете земельного участка представляется в орган кадастрового учета в виде бумажного документа, межевой план также оформляется в виде бумажного документа и в электронной форме на электронном носителе.
- В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в случае, если заявление о государственном кадастровом учете или необходимые для государственного кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре.
- В связи с тем, что форма межевого плана и требования к его подготовке утверждены Приказом N 412, несоответствие формы и содержания межевого плана Требованиям является основанием для принятия органом кадастрового учета решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
- С учетом изложенного, по мнению Минэкономразвития России, в случае, если заявление о государственном кадастровом учете земельного участка представлено в орган кадастрового учета в виде бумажного документа с приложением межевого плана, оформленного в электронной форме на электронном носителе, не соответствующего по содержанию межевому плану, оформленному в виде бумажного документа, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 2 статьи 27 Закона о кадастре.
- При этом необходимо отметить, что межевой план в электронной форме оформляется в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных.
- Таким образом, представление межевого плана в ином формате нормами действующего законодательства в области регулирования кадастровых отношений не предусмотрено.
- С учетом изложенного, орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или представителя заявителя представлять межевой план в форме электронного документа в виде, отличном от установленного формата.