О некоторых вопросах, возникающих в практике деятельности территориальных органов Федеральной регистрационной службы
- Принято
- Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии
- В Федеральную регистрационную службу (далее - Росрегистрация) поступают обращения руководителей и исполняющих обязанности руководителей территориальных органов Росрегистрации (далее - территориальные органы) по вопросам регистрационной деятельности, кадрового и финансового обеспечения.
- В целях единообразного и точного исполнения всеми территориальными органами положений нормативных правовых актов по указанным вопросам предлагаем исходить из следующего.
I. По вопросам контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата и правовой помощи:
- 1.1. О реализации территориальными органами правоприменительных и контрольных функций в сфере адвокатуры и нотариата
- В настоящее время реализация правоприменительных и контрольных функций в сфере адвокатуры и нотариата, предусмотренных Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" и Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, должна осуществляться территориальными органами Росрегистрации на основании Указа Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы" и Приказа Минюста России от 3 декабря 2004 г. N 183 "Об утверждении общего положения о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации".
- Вопрос об исполнении функций, отнесенных к совместной компетенции органов юстиции и нотариальных палат субъектов Российской Федерации, обсуждался представителями Росрегистрации на заседании правления Федеральной нотариальной палаты 28 февраля 2005 года. Правлением принято решение внести в положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, о квалификационной комиссии, апелляционной комиссии и в порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, изменения, закрепляющие за территориальными органами функции, ранее возложенные на территориальные органы Минюста России.
- Бланки лицензий на право осуществления нотариальной деятельности должны изготавливаться территориальным органом самостоятельно. Соответствующие изменения планируется закрепить в Порядке выдачи лицензий на право нотариальной деятельности.
- Во исполнение статьи 9 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате совместно с Федеральной нотариальной палатой разработан и направлен в Минюст России проект Правил нотариального делопроизводства.
- 1.2. О государственных нотариальных конторах
- Согласно пункту 13 статьи 156 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, часть пятая статьи 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, на основании которой финансирование государственных нотариальных контор осуществлялось из федерального бюджета, признана утратившей силу.
- В соответствии с подпунктом 28 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится определение численности нотариусов и границ нотариальных округов в пределах территории субъекта Российской Федерации.
- Руководствуясь указанными нормами, Министерство финансов Российской Федерации разъяснило, что средства на содержание государственных нотариальных контор должны предусматриваться в бюджетах субъектов Российской Федерации.
- Разделяя указанную позицию, в свою очередь полагаем, что отнесение определения численности нотариусов к финансовым обязательствам субъекта Российской Федерации предполагает наличие в этой численности только нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, поскольку в ином случае финансирования со стороны субъекта Российской Федерации не требуется.
- Также полагаем, что деятельность государственных нотариальных контор целесообразна только в малонаселенных и труднодоступных районах Российской Федерации, в которых отсутствуют необходимые условия для функционирования внебюджетного нотариата.
- Территориальным органам необходимо довести до сведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации информацию о том, что вопросы финансирования, организационного и материально-технического обеспечения государственных нотариальных контор, определения их статуса и статуса работающих в них нотариусов должны решаться субъектом Российской Федерации самостоятельно с учетом требований Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.
- В случае необходимости открытия или упразднения государственной нотариальной конторы орган государственной власти субъекта Российской Федерации обращается с обоснованным и мотивированным предложением в территориальный орган.
- Предложение об открытии государственной нотариальной конторы должно содержать информацию о финансовом, материально-техническом и организационном обеспечении ее деятельности, в том числе о предоставляемом помещении, размере средств, выделяемых на оплату труда нотариусов и других работников государственной нотариальной конторы.
- Предложение об упразднении государственной нотариальной конторы должно содержать информацию об удовлетворении в полном объеме физических и юридических лиц нотариальными услугами, о передаче и сохранности документов, хранящихся у нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе.
- Указанные предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации направляются территориальным органом в Росрегистрацию со своим заключением, в котором излагается позиция по данному вопросу.
- 1.3. Об удостоверениях и реестрах адвокатов
- Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 марта 2005 г. N 18 внесены изменения в Приказ Минюста России от 8 августа 2002 г. N 216 "Об утверждении формы удостоверения адвоката", в соответствии с которыми на внутренней стороне удостоверения проставляется подпись начальника территориального органа.
- В настоящее время решается вопрос об изготовлении новых бланков внутренней стороны удостоверения адвоката. До их изготовления территориальным органам следует в отдельных случаях осуществлять выдачу удостоверений адвокатов с использованием бланков внутренней стороны старого образца.
- Росрегистрацией подготовлен проект приказа о внесении изменений в Приказ Минюста России от 29 июля 2002 г. N 211 "Об утверждении порядка ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации", который в настоящее время проходит стадию согласования.
- 1.4. О малой гербовой выжимной металлической печати
- Территориальным органам необходимо изготовить малую гербовую выжимную металлическую печать по аналогии с образцом печати, утвержденным Приказом Минюста России от 24 декабря 2001 г. N 340, заменив при этом слова "Министерство юстиции Российской Федерации" словами "Федеральная регистрационная служба". Указанную печать следует проставлять на удостоверениях адвокатов.
- 1.5. Об исполнении международных обязательств Российской Федерации
- В соответствии со статьей 5 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. компетентные учреждения юстиции при выполнении Конвенции сносятся через свои центральные, территориальные и другие органы, перечень которых определяют Государства - участники Конвенции.
- В настоящее время Росрегистрацией совместно с Департаментом международного права и сотрудничества Минюста России решается вопрос о предоставлении территориальным органам возможности напрямую взаимодействовать с компетентными учреждениями юстиции Государств - участников Конвенции при выполнении международных обязательств в части истребования копий наследственных дел и материалов по ним.
- Исполнение международных обязательств Российской Федерации в части истребования и пересылки документов о государственной регистрации актов гражданского состояния с территории государств - членов СНГ и стран Балтии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1315 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" и Приказом Минюста России от 28 января 2005 г. N 7 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам" осуществляется Минюстом России и его территориальными органами.
II. По вопросам финансово-экономической деятельности:
- 2.1. О порядке выплаты материальной помощи федеральным государственным служащим и работникам, занимающим должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющим техническое обеспечение деятельности центрального аппарата и территориальных органов
- Согласно Приказу Росрегистрации от 28.02.2005 N 29 "Об утверждении Положения об условиях выплаты ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы и ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, премий по результатам работы и материальной помощи федеральным государственным служащим и работникам, занимающим должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющим техническое обеспечение деятельности центрального аппарата и территориальных органов Федеральной регистрационной службы" материальная помощь федеральным государственным служащим и работникам выплачивается в пределах фонда оплаты труда в размере двух должностных окладов при уходе в ежегодный основной оплачиваемый отпуск без подачи соответствующего заявления.
- В пределах фонда оплаты труда в индивидуальном порядке могут быть рассмотрены заявления федеральных государственных служащих и работников на выплату им материальной помощи в случаях заболевания, смерти ближних родственников и по другим уважительным причинам, подтвержденным документами.
- Решение о выплате такой материальной помощи и ее размере принимается в отношении:
- руководителей управлений и самостоятельных отделов, иных федеральных государственных служащих и работников центрального аппарата Росрегистрации - директором Росрегистрации либо по его поручению заместителем директора Росрегистрации на основании заявления и ходатайства руководителя структурного подразделения, согласованного с Финансово-экономическим управлением и Отделом государственной службы и кадров Росрегистрации;
- руководителей территориальных органов - директором Росрегистрации либо по его поручению заместителем директора Росрегистрации на основании заявления, согласованного с Финансово-экономическим управлением и Отделом государственной службы и кадров Росрегистрации;
- иных федеральных государственных служащих и работников территориальных органов - руководителями территориальных органов на основании их заявлений и ходатайств руководителей структурных подразделений, согласованных с финансовыми и кадровыми подразделениями.
- Указанный проект приказа Росрегистрации находится в настоящее время на регистрации в Минюсте России и будет доведен до сведения территориальным органам в установленном порядке.
- 2.2. О порядке возврата сумм по ссудам работников территориальных органов, выданным во время их работы в учреждениях юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
- Удержание указанных сумм производится путем внесения в кассу территориального органа, с дальнейшим перечислением в доход федерального бюджета.
III. По вопросам в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
- 3.1. О предоставлении статистической информации
- Решение о том, нарушает ли запрашиваемая заинтересованными лицами статистическая информация, полученная на основе сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, права и законные интересы правообладателей, принимает непосредственно государственный регистратор, выдающий ее.
- Сроки предоставления статистической информации законом не предусмотрены, однако полагаем, что она представляется в общие сроки, предусмотренные для рассмотрения заявлений, жалоб в установленном порядке.
- Размер платы за предоставляемую информацию определен пунктом 2 "Правил осуществления платы за представление информации о зарегистрированных правах, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2004 N 773.
- 3.2. По вопросу об исчислении государственной пошлины, если за государственной регистрацией права долевой собственности обратились физическое и юридическое лицо, полагаем отметить следующее.
- За государственную регистрацию договоров об отчуждении недвижимого имущества физическим лицом согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) размер государственной пошлины для физических лиц составляет 500 рублей, для юридических лиц - 7 500 рублей. Таким образом, если правоприобретателем долевой собственности по договору является юридическое лицо, государственная пошлина взимается в размере 7 500 рублей, если правоприобретателем является гражданин, сумма государственной пошлины составляет 500 рублей.
- 3.3. О размере государственной пошлины за государственную регистрацию договоров, не связанных с отчуждением недвижимого имущества (аренда, концессия, безвозмездное пользование)
- Согласно статье 333.33 НК РФ не предусмотрена уплата государственной пошлины за государственную регистрацию договоров, не связанных с отчуждением недвижимого имущества. Полагаем, что в этом случае следует применять положения подпункта 20 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию указанных договоров, как ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество.
- 3.4. О предоставлении в налоговые органы сведений о земельных участках и лицах, на которых зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненно наследуемого владения на эти земельные участки
- В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщить в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, а также о лицах, на которых зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненно наследуемого владения на эти земельные участки на 1 января 2005 года по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации.
- В настоящее время указанные формы разработаны Министерством финансов Российской Федерации и находятся в стадии согласования. После их утверждения Министерством финансов Российской Федерации они будут направлены в территориальные органы Росрегистрации.
IV. По вопросам государственной регистрации и контроля общественных и религиозных объединений
- 4.1. О реализации территориальными органами Росрегистрации правоприменительных функций
- В целях законодательного закрепления за территориальными органами Росрегистрации правоприменительных функций по вопросам государственной регистрации и контроля общественных и религиозных объединений подготовлены проекты Федеральных законов "О внесении изменений в Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", "О внесении изменений в Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "О внесении изменений в Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", "О внесении изменений в Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" и "О внесении изменений в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", которые вошли составной частью в проект Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере государственной регистрации", и проект Указа Президента Российской Федерации "О порядке взаимодействия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации общественных объединений, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц".
- В настоящее время проекты направлены в Минюст России для направления в Правительство Российской Федерации.
- До внесения изменений в указанные акты реализация правоприменительных функций по вопросам государственной регистрации и контроля общественных и религиозных объединений, предусмотренных Федеральным законами "Об общественных объединениях", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "О свободе совести и о религиозных объединениях", "О политических партиях" и "О противодействии экстремистской деятельности" и "О национально-культурной автономии", должна осуществляться территориальными органами Росрегистрации на основании Указа Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы" и Приказа Минюста России от 3 декабря 2004 г. N 183 "Об утверждении общего положения о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации".
- В настоящее время разрабатываются новые правила рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации, формы документов, применяемых при государственной регистрации общественного объединения и религиозной организации в качестве юридического лица, образцы документов, необходимых для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения, с последующим признанием утратившими силу Приказов Минюста России от 25 марта 2003 г. N 68 "Об утверждении Правил рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации", от 12 июля 2002 г. N 199 "Об утверждении форм документов, применяемых при государственной регистрации торгово-промышленной палаты, общественного объединения и религиозной организации в качестве юридического лица" и от 5 декабря 2003 г. N 310 "Об утверждении образцов документов, необходимых для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения".
- После внесения соответствующих изменений в федеральные законы будут оперативно утверждены новые нормативные акты, определяющие необходимые процедуры взаимодействия Росрегистрации и его территориальных органов с налоговыми органами по вопросам государственной регистрации юридических лиц (создания, реорганизации, ликвидации, внесение изменений в учредительные документы).
- 4.2. О ведении ведомственных реестров, состав реестра, предоставление сведений из реестра по запросам
- В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы" на Росрегистрацию возложены функции по ведению учета зарегистрированных политических партий, общественных объединений и религиозных организаций; ведение реестра национально-культурных автономий и государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации.
- В настоящее время Росрегистрация и ее территориальные органы продолжают вести ведомственный учет регистрационных дел общественных объединений (в том числе политических партий, профсоюзов и национально-культурных автономий) и религиозных организаций.
- Государственная регистрация национально-культурной автономии осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об общественных объединениях с учетом особенностей национально-культурной автономии, предусмотренных Федеральным законом "О национально-культурной автономии". Таким образом, национально-культурная автономия является разновидностью общественного объединения.
- Федеральная регистрационная служба рассматривает заявления и принимает решения о государственной регистрации федеральной национально-культурной автономии, а ее территориальными органами рассматриваются заявления и принимаются решения о государственной регистрации региональных и местных национально-культурных автономий.
- При формировании реестра Росрегистрацией планируется получать от территориальных органов сведения о регистрации региональных или местных национально-культурных автономий в прежнем объеме.
- Сведения, полученные Росрегистрацией от своих территориальных органов о государственной регистрации региональных или местных национально-культурных автономий, а также сведения о регистрации федеральной национально-культурной автономии будут заноситься в книгу учета, содержащую реестровый список (реестр) зарегистрированных на территории Российской Федерации национально-культурных автономий.
- О порядке формирования Государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации территориальным органам будут даны разъяснения после полного завершения нормативного обеспечения данной функции Росрегистрации. В настоящее время не предполагается участие территориальных органов Росрегистрации в ведении данного реестра.
- 4.3. О рассмотрении заявлений о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы
- Заявители - члены постоянно-действующего руководящего органа заполняют соответствующее заявление в 2-х экземплярах по утвержденной форме. Подписывают заявление не менее 2-х лиц. На одном экземпляре заявления подписи заявителей заверяются нотариально. При смене адреса заявление заполняется с листом "А", к которому прилагается документ, подтверждающий сведения о новом адресе, по которому устанавливается связь с общественным объединением. Законом не установлена форма представления сведений об адресе, поэтому они могут быть представлены в произвольной форме.
- В случае изменения лица (лиц), имеющего(их) право без доверенности действовать от имени общественного объединения, к заявлению прилагаются документы, подтверждающие процедуру избрания данного лица в соответствии с положениями устава, если это член(ы) постоянно действующего руководящего органа, или решение о назначении, если это лицо(а) исполнительного органа. Такими документами являются: решение конференции (общего собрания) об избрании указанного лица или решение уполномоченного органа (согласно уставу) о назначении лица.
- При подаче документов в органы Росрегистрации также представляются подлинники свидетельства о регистрации и устав общественного объединения.
- Представленные документы проверяются на соответствие требованиям закона и положениям устава. Органы Росрегистрации принимают решение о регистрации изменений в сведения об общественном объединении, содержащиеся в ЕГРЮЛ, и передают документы в налоговые органы для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц либо об отказе в регистрации представленных изменений.
- Налоговые органы передают органам Росрегистрации документ, подтверждающий факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц по форме Р50003, который выдается заявителю. Копия его остается в регистрационном деле, хранящемся в ведомственном реестре.
- 4.4. О праве территориального органа Росрегистрации обращаться в суд с иском о ликвидации общественного объединения по основаниям, предусмотренным ст. 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
- Федеральная регистрационная служба и ее территориальные органы вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации общественного объединения по основаниям, предусмотренным ст. 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
- Согласно ст. 10 названного Закона для общественных и религиозных объединений отдельными федеральными законами установлен специальный порядок государственной регистрации. Решение о государственной регистрации (регистрация при создании; регистрация при реорганизации; регистрация изменений и дополнений в учредительные документы; регистрация ликвидации) в отношении упомянутых юридических лиц принимается органами Росрегистрации. На основании решения органов Росрегистрации вносятся соответствующие записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
- Согласно п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственными органами, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
- Органы Росрегистрации, наделенные федеральными законами правом принимать решение о государственной регистрации общественных объединений, вправе предъявлять в суд требования о ликвидации юридического лица по основаниям, предусмотренным ст. 26 указанного Закона.
- Эта позиция согласована с налоговыми органами. Соответствующие методические разъяснения были направлены федеральным налоговым органом в территориальные органы.
- Решение о предъявлении иска в суд о ликвидации общественного объединения принимают органы Росрегистрации самостоятельно и индивидуально по каждому общественному объединению.
- Более подробные рекомендации по регистрации и контролю за деятельностью политических партий, общественных и религиозных объединений будут подготовлены и розданы руководителям территориальных органов на совещании 31 марта 2005 г.
- С.Н.МОВЧАН