» » » Письмо ФСС РФ от 11 марта 2005 года № 02-18

Письмо ФСС РФ от 11 марта 2005 года № 02-18


Российская Федерация
Письмо ФСС РФ от 11 марта 2005 года № 02-18/06-2042
Разъяснения по вопросам, возникающим в ходе передачи личных (учетных) дел пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по месту их постоянного жительства
Принято
Фондом социального страхования Российской Федерации
  1. Для использования в работе направляем разъяснения по вопросам, возникающим в ходе передачи личных дел пострадавших по месту постоянного жительства.
  2. Руководитель
  3. Департамента страхования
  4. от несчастных случаев
  5. на производстве
  6. и профзаболеваний
  7. И.Г.БАРАНОВСКИЙ
Приложение
к Письму от 11 марта 2005 года № 02-18/06-2042
Разъяснение
Разъяснения по вопросам, возникающим в ходе передачи личных (учетных) дел пострадавших по месту постоянного жительства
  1. 1. Анализ обоснованности отказов при передаче личных (учетных) дел пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  2. 1.1. Отказы в приеме дел пострадавших, которым страховые выплаты были назначены после 15 января 2004 года, со ссылкой на Приказы Фонда от 25.03.2004 N 56 и от 06.08.2004 N 138.
  3. Отказ в приеме дел неправомерен, так как действие указанных Приказов было направлено на ускорение передачи дел пострадавших, выплаты которым были назначены до 15 января 2004 года (дата представления региональными отделениями информации о количестве подлежащих передаче дел пострадавших). Поэтому все дела пострадавших при изменении ими места жительства, в том числе и по новым страховым случаям, подлежат передаче в соответствии с указанным Порядком.
  4. 1.2. В передаваемых делах пострадавших отсутствовали справки с постоянного места жительства или имелись справки о временной регистрации.
  5. Отказ в приеме таких дел обоснован, так как пунктом 2.1 Порядка установлено, что дела пострадавших передаются по месту постоянного жительства. Документом, подтверждающим изменение постоянного места жительства пострадавшего, является справка, выдаваемая паспортным столом, либо заверенная в установленном порядке копия страницы паспорта с оттиском штампа о регистрации гражданина по месту жительства по форме N 13 Приказа МВД Российской Федерации от 23.10.1995 N 393. При этом допускается заверение копии страницы паспорта принимающим отделением Фонда (его исполнительным органом).
  6. Документ, подтверждающий место временной регистрации пострадавшего, не может являться основанием для передачи личного дела.
  7. 1.3. В передаваемых делах пострадавших имелись приказы о приостановке или отмене передающим отделением страховых выплат.
  8. Из п. 2.1 Порядка следует, что передаче подлежат дела, по которым назначены и производятся страховые выплаты. Следовательно, в указанных случаях отказы принимающих отделений являются правомерными.
  9. В случае обращения пострадавшего в региональное отделение по месту жительства, а не по месту регистрации страхователя - причинителя вреда, региональное отделение должно принять представленные пострадавшим документы и направить их в региональное отделение по месту регистрации страхователя для проверки и принятия решения о назначении страховых выплат. При этом региональное отделение должно уведомить пострадавшего о необходимости передачи его документов, ознакомить с перечнем документов, необходимых для назначения обеспечения по страхованию, а также оказать содействие в сборе недостающих документов.
  10. После назначения пострадавшему обеспечения по страхованию и перечисления ежемесячной страховой выплаты дело пострадавшего должно быть передано в региональное отделение по месту жительства.
  11. В случае если страхователь - причинитель вреда ликвидирован и отсутствуют правопреемники, о чем свидетельствует справка ИМНС по месту регистрации юридического лица, заявление о назначении страховых выплат, в соответствии с абзацем 2 п. 2.1 Приказа ФСС от 13.01.2000 N 6, представляется пострадавшим в региональное отделение Фонда по месту жительства.
  12. 1.4. Отказ в приеме дел пострадавших в связи с тем, что вопрос о назначении страховых выплат решается в судебном порядке либо страхователь - причинитель вреда находился в процессе ликвидации или банкротства.
  13. Данные отказы в соответствии с пунктом 3.3 Порядка являются правомерными. В случае осуществления страховых выплат по решению суда, в котором ответчиком является отделение Фонда по прежнему месту жительства пострадавшего, передающее отделение должно письменно уведомить принимающее отделение об изменении способа и порядка исполнения судебного решения и обратиться в суд с соответствующим иском в порядке, установленном ст. 203 ГПК Российской Федерации.
  14. 1.5. Отказ в приеме дел пострадавших обусловлен наличием трудовых отношений пострадавшего со страхователем - причинителем вреда.
  15. В соответствии с пунктом 3.1 Порядка дела пострадавших, состоящих в трудовых отношениях со страхователями - причинителями вреда, не подлежат передаче. Отказ в приеме таких дел является правомерным.
  16. 2. Отсутствие в делах пострадавших правоустанавливающих документов
  17. Пунктом 2.2 Порядка передачи личных (учетных) дел пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Фонда от 27.10.2003 N 6 (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Фонда от 27.08.2003 N 97), установлено, что передаче подлежат дела пострадавших, укомплектованные правоустанавливающими документами, необходимыми для назначения обеспечения по страхованию, предусмотренными статьей 15 Закона, и оформленные в установленном порядке.
  18. При отсутствии в делах пострадавших правоустанавливающих документов (акты о несчастных случаях на производстве или расследования профессиональных заболеваний, справки МСЭ (ВТЭК) о степени утраты профессиональной трудоспособности, заключения центров профпатологии об установлении профессиональных заболеваний и некоторые другие документы) или в случае их оформления ненадлежащим образом отказ региональных отделений в приеме таких дел правомерен.
  19. В случае невозможности документального подтверждения несчастного случая на производстве или профессионального заболевания пострадавшему необходимо установить факт наступления страхового случая в судебном порядке, так как обстоятельства, установленные судом, имеют преюдициальное значение и не могут ставиться под сомнение в случае вступления решения суда в законную силу.
  20. Поскольку подобные нарушения являются существенными, передающее отделение, в случае невозможности укомплектования дела пострадавшего необходимыми документами, обязано прекратить страховые выплаты.
  21. При отсутствии в деле пострадавшего документов, подтверждающих наличие трудовых отношений пострадавшего со страхователем - причинителем вреда на момент наступления страхового случая (заверенной в установленном порядке копии трудовой книжки, трудового договора, приказа о приеме на работу, вступившего в силу решения суда, подтверждающего факт трудовых отношений), отказ в приеме дел пострадавших является обоснованным, так как подтверждение таких отношений является обязательным условием при рассмотрении вопроса о назначении обеспечения по страхованию. Региональное отделение, назначившее обеспечение по страхованию, в течение 30 дней должно запросить у страхователя или пострадавшего необходимые документы, а в случае их непредставления - прекратить осуществление страховых выплат и сообщить об этом пострадавшему.
  22. 3. Отсутствие в делах пострадавших прочих документов
  23. В отдельных делах пострадавших отсутствовали документы, подтверждающие право пострадавших на оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. С учетом того, что в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 18 Закона страховщик имеет право направлять застрахованного в учреждение медико-социальной экспертизы на освидетельствование (переосвидетельствование), отказы в приеме таких дел пострадавших не являются обоснованными.
  24. Также в документах, имеющихся в делах пострадавших, были выявлены следующие нарушения:
  25. расхождение в дате несчастного случая, указанной в акте Н-1 и в решении суда;
  26. дата установления профессионального заболевания, взятая для расчета размера ежемесячной страховой выплаты, не подтверждена документально или не соответствует фактической дате установления профзаболевания;
  27. отсутствует решение экспертного совета, устанавливающего связь профзаболевания с утратой профессиональной трудоспособности;
  28. имеются разночтения в написании фамилии (имени, отчества) пострадавшего, указанной в паспортных данных и данных трудовой книжки;
  29. отсутствует или неправильно оформлена справка о заработной плате пострадавшего;
  30. отсутствует справка о периоде временной нетрудоспособности пострадавшего, вызванной производственной травмой или профзаболеванием;
  31. имеется в наличии заверенная копия акта Н-1, снятая с копии;
  32. в копии акта Н-1 внесенные изменения не заверены;
  33. в акте Н-1 отсутствуют расшифровки подписей;
  34. в документах имеются незаверенные исправления;
  35. решение суда написано неразборчиво или не заверено в установленном законом порядке;
  36. на копии документа не указано место хранения подлинника;
  37. отсутствует первичная справка ВТЭК при наличии последующих справок о переосвидетельствовании пострадавшего;
  38. отсутствует документ, подтверждающий процент вины страхователя;
  39. в выписке из акта освидетельствования не указана дата установления степени утраты профессиональной нетрудоспособности;
  40. копия акта о расследовании профессионального заболевания заверена страхователем, а не органами Госсанэпиднадзора или нотариально;
  41. отсутствует справка о реорганизации страхователя (историческая справка);
  42. отсутствует заявление пострадавшего о назначении обеспечения по страхованию.
  43. Указанные нарушения должны устраняться совместно передающим и принимающим отделениями в тесном взаимодействии с пострадавшими -получателями страховых выплат. При наличии серьезных претензий к качеству оформления дел пострадавших принимающее отделение может направить представление в адрес управляющего передающим отделением или в Фонд о необходимости принятия мер дисциплинарной ответственности к должностным лицам, допустившим нарушения в оформлении дел.
  44. Следует отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 15 Закона назначение обеспечения по страхованию осуществляется на основании заявления пострадавшего. Данное требование содержится и в нормативных документах, утвержденных Приказами Фонда от 04.10.99 N 146 и от 13.01.2000 N 6. В связи с этим дело пострадавшего при наличии в нем заявления на имя работодателя о выплатах в возмещение вреда должно содержать заявление в соответствующий исполнительный орган Фонда по установленной форме. При его отсутствии запрос заявления производится региональным отделением Фонда, передающим личное дело пострадавшего.
  45. 4. Назначение обеспечения по страхованию незастрахованным гражданам
  46. К этой категории относятся граждане, получившие производственные травмы или профессиональные заболевания при работе в колхозах или при отбывании наказания по приговору суда в тот период, когда на них не распространялось законодательство Российской Федерации о возмещении вреда. Также обеспечение по страхованию неправомерно назначалось гражданам, которые на момент назначения обеспечения не являлись застрахованными.
  47. При решении вопросов о правомерности назначения обеспечения по страхованию членам колхозов следует учитывать, что Правила возмещения вреда были распространены на членов колхозов, начиная с 1992 года. Поэтому по всем производственным травмам и профзаболеваниям, полученным до 1992 года, в соответствии с разъяснениями ФСС от 25.01.2003 N 575 применение п. 1 ст. 28 Закона в отношении членов колхозов неправомерно.
  48. В отношении лиц, получивших производственную травму или профзаболевание при отбывании наказания, следует учитывать следующее. Право на получение обеспечения по страхованию лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду, было впервые установлено Законом, вступившим в силу 6 января 2000 года. Так как Закон не имеет обратной силы, лица, получившие трудовое увечье в период отбывания наказания до вступления в силу Закона, право на получение обеспечения по страхованию не имеют.
  49. Учитывая неурегулированность действующего законодательства в отношении лиц пенсионного возраста, не состоящих в трудовых отношениях с работодателями - причинителями вреда, которым учреждениями МСЭ впервые устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности в связи с производственными травмами и профзаболеваниями, полученными до вступления Закона в силу, назначение и осуществление обеспечения по страхованию должно производиться в соответствии с разъяснениями Фонда от 19.03.2004 N 02-18/06-1731.
  50. В отдельных делах пострадавших имелись решения суда о возложении обязанности по выплатам в возмещение вреда на предприятие - причинителя вреда, не являющегося для пострадавшего работодателем. В связи с тем, что в соответствии с требованиями ст. 13 ГПК Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, выплаты в возмещение вреда должны производиться указанным предприятием.
  51. При получении производственной травмы или профессионального заболевания в период работы граждан в организации - нерезиденте Российской Федерации выплаты в возмещение вреда также должен производить непосредственно причинитель вреда либо Правительство государства, подписавшего Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.
  52. Таким образом, отказы в приеме дел пострадавших в соответствии с тем, что назначение и осуществление страховых выплат производились по нестраховым случаям, являются обоснованными. Такие дела пострадавших подлежат возврату в передающие отделения, которые обязаны прекратить выплаты обеспечения по страхованию и известить об этом получателей страховых выплат с разъяснением причин отказа.
  53. 5. Определение расчетного периода при расчете размера ежемесячной страховой выплаты. Расчет с учетом действовавших отраслевых тарифных соглашений (коллективных договоров)
  54. В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закона) при подсчете среднемесячного заработка не полностью проработанные застрахованным месяцы заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются в случае невозможности их замены.
  55. В соответствии с п. 1 ст. 28 Закона лицам, получившим до вступления в силу настоящего Федерального закона увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей и подтвержденные в установленном порядке, обеспечение по страхованию производится страховщиком в соответствии с Законом. Устанавливаемое застрахованным обеспечение по страхованию не может быть ниже назначенного им ранее в соответствии с законодательством Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей.
  56. В соответствии с п. 10 Порядка передачи дел пострадавших, не состоящих в трудовых отношениях со страхователем - причинителем вреда, утвержденного Постановлением Фонда от 23.10.2000 N 182, по делам пострадавших, принятым от ликвидированных центральных отраслевых отделений Фонда, новое решение о назначении страховых выплат региональное отделение не принимает до возникновения новых обстоятельств. Таким образом, при передаче дел пострадавших по месту их постоянного жительства уменьшение размера страховой выплаты не производится, за исключением случаев, предусмотренных п. 9 ст. 12 Закона. Следует также учитывать, что в соответствии с письмом Фонда от 26.12.2000 N 02-18/07-8552 в случаях, когда страховое обеспечение осуществлялось центральными отраслевыми отделениями Фонда в размерах меньших, чем предусмотрено законодательством о возмещении вреда, размер страховой выплаты необходимо привести в соответствие с требованиями действующего законодательства.
  57. В случае, если выплаты возмещения вреда назначались и выплачивались пострадавшему до вступления в силу Закона, расчет среднего заработка (в том числе исключение не полностью проработанных месяцев) должен производиться с учетом действовавших на момент назначения выплат, в соответствии с Правилами возмещения вреда.
  58. Следует также учитывать, что в соответствии с п. 5 ст. 12 Закона при наступлении страхового случая после окончания срока действия трудового договора по желанию застрахованного учитывается его заработок до окончания срока действия указанного договора либо в расчет берется обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее установленной в соответствии с федеральным законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате в местностях, где установлены такие коэффициенты и процентные надбавки. Таким образом, период расчета среднего месячного заработка, взятый до окончания срока действия трудового договора, следует считать правильным, а отказ в принятии дела пострадавшего необоснованным.
  59. В делах пострадавших, размер ежемесячных страховых выплат которым был установлен с учетом отраслевых тарифных соглашений (коллективных договоров), должны находиться документы, подтверждающие правомерность выплачиваемых в настоящее время сумм ежемесячных страховых выплат, то есть к каждому делу пострадавших должны быть приложены следующие документы:
  60. заверенная в установленном порядке копия приказа работодателя о назначении выплат, устанавливающего размер выплаты возмещения вреда, в том числе за декабрь 1999 года, с учетом индексации заработной платы, применявшейся к суммам возмещения вреда в связи с трудовыми увечьями и профзаболеваниями на предприятиях отрасли в соответствии с действовавшим в этот период отраслевым тарифным соглашением и коллективным договором, действовавшим на данном предприятии в декабре 1999 года;
  61. заверенные в установленном порядке копии финансово-платежных документов, подтверждающих выплаты работодателем сумм возмещения вреда за декабрь 1999 года в размерах произведенных с учетом индексации заработной платы, применявшейся к суммам выплат возмещения вреда в связи с трудовыми увечьями и профзаболеваниями на предприятиях отрасли в соответствии с действовавшим в этот период отраслевым тарифным соглашением и коллективным договором, действовавшим на данном предприятии в декабре 1999 года.
  62. Следует также отметить, что при исчислении страховой выплаты с учетом ОТС в соответствии с письмом Фонда от 19.05.2000 N 02-18/07-3379 исключение из расчета коэффициента 6 связано с тем, что данный коэффициент не входил в систему расчета сумм возмещения вреда, предусмотренную конкретным ОТС. При этом размер страховой выплаты, исчисленной с учетом ОТС, превышал размер аналогичных выплат, исчисленных с учетом требований действующего законодательства, что полностью соответствует требованиям п. 1 ст. 28 Закона.
  63. При выявлении нарушений в расчете размера страховых выплат, признанных передающим отделением или Фондом, обязанность по их устранению возлагается на передающее отделение. В случаях переплаты или недоплаты сумм страхового обеспечения вследствие нарушений возврат излишне переплаченных и выплата недоплаченных сумм должны быть осуществлены передающим отделением.

Предыдущая новость - О некоторых вопросах, возникающих в практике деятельности территориальных органов Федеральной регистрационной службы

Следующая новость - Письмо Росархива от 14 марта 2005 года № 6