О полномочиях Росалкогольрегулирования
- Принято
- Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информирует о полномочиях Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование), установленных Положением об указанной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 154.
- В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154 "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка" указанная Федеральная служба в отношении всех обязательств в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции, в том числе возникших в результате исполнения судебных решений, является правопреемником Минсельхоза России, Минфина России, Федеральной налоговой службы Федеральной службы по тарифам.
- При этом предусмотрено внесение изменений в акты Правительства Российской Федерации, исключение из Положений о Минсельхозе России, Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по тарифам соответствующих полномочий, которые переданы Росалкогольрегулированию.
- Вместе с тем, вопросы Роспотребнадзора, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2004 N 154, не затрагиваются.
- Согласно Положению о службе Росалкогольрегулирование уполномочено осуществлять государственный контроль за производством и оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции, соблюдением законодательства Российской Федерации в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями (пункт 5.3.8 Положения).
- Росалкогольрегулирование осуществляет контроль и надзор:
- 1) за представлением деклараций об объемах производства и оборота соответствующей продукции;
- 2) за фактическими объемами производства и оборота соответствующей продукции.
- Таким образом, объектом контрольно-надзорных функций Росалкогольрегулирования являются именно соблюдение юридическими лицами объемов производства и оборота соответствующей продукции.
- Вопросы, отнесенные к полномочиям Роспотребнадзора, в том числе в области соблюдения правил розничной торговли алкогольной и спиртсодержащей продукцией, а также требований к производству и обороту парфюмерно-косметической продукции, пива, натуральных напитков с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта, в пункт 5.4 Положения о Росалкогольрегулировании не включены, следовательно, и в полномочия Росалкогольрегулирования не входят.
- Росалкогольрегулирование осуществляет проверку только в отношении юридических лиц в установленной сфере деятельности (пункт 5.6 Положения об этой Службе).
- В связи с этим деятельность индивидуальных предпринимателей в сфере оборота алкогольной и спиртсодержащей продукции не входит в область контроля и надзора указанной Службы и полностью остается в компетенции Роспотребнадзора.
- Росалкогольрегулирование уполномочено рассматривать дела об административных правонарушениях и составлять протоколы в установленной сфере деятельности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
- Составы административных правонарушений, о которых составление протоколов отнесено к полномочиям одновременно и Росалкогольрегулирования и Роспотребнадзора, предусмотрены статьями 6.14, 14.3, частями 1 и 2 статьи 14.16, 15.12 КоАП.
- Однако дела о данных правонарушениях рассматриваются только судом, кроме ст. 14.3 КоАП, рассмотрение дел по которой подведомственно Федеральной антимонопольной службе.
- В связи с этим поступление протоколов, составленных должностными лицами Росалкогольрегулирования, в органы Роспотребнадзора исключено.
- Кроме того, органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, наделены полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16, частью 2 статьи 14.17, статьями 14.19, 15.13 КоАП.
- Вместе с тем, к области контроля и надзора Росалкогольрегулирования в полной мере будут относиться только те административные правонарушения, которые связаны с нарушениями порядка декларирования объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции, а также нарушениями требований по соблюдению объемов (квот) производства и оборота такой продукции.
- Данные правонарушения предусмотрены следующими статьями КоАП:
- - статьей 14.17 (незаконное производство, поставка или закупка этилового спирта);
- - статьей 14.19 (нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);
- - статьей 15.13 (уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта).
- Перечисленные составы административных правонарушений к полномочиям Роспотребнадзора не относятся.
- Что касается полномочий Росалкогольрегулирования по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 КоАП, то данные правонарушения связаны с нарушениями правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, контроль (надзор) за соблюдением которых не относится к полномочиям указанной Службы в соответствии с пунктом 5.4 Положения о ней.
- Руководитель
- Г.Г.ОНИЩЕНКО