Письмо Минфина РФ от 27 октября 2010 года № 03-03-06/2/186
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос: О порядке налогообложения налогом на прибыль до 01.01.2010 внебиржевых срочных сделок, базисным активом по которым является форвардный курс, в случае если согласно условиям таких сделок поставка иностранной валюты не производится, а взаиморасчет осуществляется исходя из разницы форвардного курса валюты, установленного при заключении сделки, и курса валюты, определяемого на дату исполнения сделки.
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке налогообложения операций с финансовыми инструментами срочных сделок, действовавшем до 1 января 2010 г., и сообщает следующее.
- Согласно п. 1 ст. 301 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) (здесь и далее - в редакции, действовавшей до 01.01.2010) под финансовыми инструментами срочных сделок (сделок с отсрочкой исполнения) (далее - ФИСС) понимались соглашения участников срочных сделок (сторон сделки), определяющие их права и обязанности в отношении базисного актива, в том числе фьючерсные, опционные, форвардные контракты, а также соглашения участников срочных сделок, не предполагающие поставку базисного актива, но определяющие порядок взаиморасчетов сторон сделки в будущем в зависимости от изменения цены или иного количественного показателя базисного актива по сравнению с величиной указанного показателя, которая определена (либо порядок определения которой установлен) сторонами при заключении сделки.
- Как следует из письма, организацией была заключена внебиржевая срочная сделка, по условиям которой поставка иностранной валюты не производится, а осуществляется взаиморасчет исходя из разницы форвардного курса валюты, установленного при заключении сделки, и курса валюты, определяемого на дату исполнения сделки. При этом базисным активом сделки является форвардный курс.
- В соответствии со ст. 326 НК РФ налоговая база определяется налогоплательщиком на дату исполнения срочной сделки. В редакции НК РФ, действовавшей до 1 января 2010 г., также было установлено, что по сделкам, носящим длительный характер, налоговая база определялась налогоплательщиком также на дату окончания отчетного (налогового) периода.
- Порядок определения налоговой базы по операциям с ФИСС, не обращающимися на организованном рынке, установлен ст. 303 НК РФ.
- В соответствии с п. 1 ст. 303 НК РФ доходами налогоплательщика по операциям с ФИСС, не обращающимися на организованном рынке, полученными в налоговом (отчетном) периоде, признавались в том числе суммы денежных средств, причитающиеся к получению в отчетном (налоговом) периоде одним из участников операции с ФИСС при ее исполнении (окончании) либо исчисленные за отчетный период, рассчитываемые в зависимости от изменения цены или иного количественного показателя, характеризующего базисный актив, за период с даты совершения операции с ФИСС до даты окончания операции с ФИСС либо за отчетный период.
- При этом п. 2 ст. 303 НК РФ было предусмотрено, что в расходах учитываются суммы денежных средств, подлежащие уплате в отчетном (налоговом) периоде одним из участников операции с ФИСС при ее исполнении (окончании) либо исчисленные за отчетный период, рассчитываемые в зависимости от изменения цены или иного количественного показателя, характеризующего базисный актив, за период с даты совершения операции с ФИСС до даты окончания операции с финансовым инструментом срочных сделок либо за отчетный период.
- Как следует из ст. ст. 303 и 326 НК РФ , налогоплательщики - участники сделки были обязаны включать в налоговую базу сумму увеличения (снижения) требований (обязательств), образовавшуюся за период с даты заключения сделки (даты окончания предыдущего отчетного (налогового) периода) до даты исполнения сделки (окончания отчетного (налогового) периода).
- Таким образом, по расчетным (беспоставочным) сделкам "форвард" в налоговом учете на дату окончания отчетного (налогового) периода в составе доходов (расходов), формирующих налоговую базу по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке, следовало отражать сумму увеличения (снижения) требований (обязательств), образовавшуюся за отчетный (налоговый) период в связи с изменением количественного показателя, характеризующего базисный актив и определенного условиями срочной сделки.
- Статьей 326 Кодекса установлено, что требования (обязательства) могут быть выражены как в рублях, так и в иностранной валюте. При этом в редакции указанной статьи, действовавшей до 1 января 2010 г., также было установлено, что требования (обязательства) в иностранной валюте подлежали переоценке в связи с изменением официальных курсов иностранных валют к российскому рублю.
- Таким образом, требования (обязательства) в валюте, определенные в установленном п. п. 1 и 2 ст. 303 порядке, отражались в налоговом и бухгалтерском учете в рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации.
- С учетом вышеизложенного, по нашему мнению, в составе доходов (расходов) участников беспоставочной срочной сделки в соответствии с требованиями НК РФ, действовавшими до 1 января 2010 г., должны были учитываться суммы увеличения (снижения) требований (обязательств), образовавшиеся за отчетный (налоговый) период в связи с изменением рыночной стоимости идентичных финансовых инструментов срочных сделок, порядок определения которых был закреплен в учетной политике для целей налогообложения.
- Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
- Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- И.В.Трунин
- 27.10.2010