О принципах взаимодействия с общественными объединениями потребителей
- Принято
- Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека неоднократно отмечала, что усиление роли общественного потребительского движения, его активное участие в формировании и реализации как можно большего числа направлений национальной политики в области защиты прав потребителей Роспотребнадзор рассматривает как объективное условие для тесного и плодотворного взаимодействия с институтами гражданского общества в лице соответствующих общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов).
- Вместе с тем Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не раз высказывалась озабоченность по поводу чрезмерного увлечения отдельными общественными организациями контрольными функциями, зачастую реализуемыми с превышением полномочий либо за рамками компетенции, установленной и регламентированной пунктом 2 статьи 45 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", т.е. ограниченной правом "проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей".
- Указанное, в частности, выражается в неправильном определении предмета проверки, попытках квалификации тех или иных событий по нормам законодательства, не относящегося к законодательству о защите прав потребителей, и др. В отдельных случаях проверки якобы соблюдения прав потребителей проводятся там, где признаки потребительских правоотношений вовсе отсутствуют.
- Неоправданно расширяя, таким образом, поле своей деятельности, такой "общественный надзор" не только дискредитирует конструктивное начало во всем общественном потребительском движении, но и нередко нагнетает панические настроения по поводу всего того, что реализуется на потребительском рынке, при одновременном формировании в среде предпринимательского корпуса атмосферы неприятия любого рода проверок со стороны уполномоченных на то органов власти.
- Очевидно, что такого рода факты никак не способствуют укреплению общественно-государственного взаимодействия в сфере защиты прав потребителей и гармонизации соответствующих действий по основным стратегическим направлениям сотрудничества.
- В этой связи территориальным органам Роспотребнадзора при определении планов совместных действий (мероприятий) с общественными потребительскими организациями необходимо исходить из того, что:
- 1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека последовательно придерживается мнения о том, что приоритетными направлениями деятельности общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) должны являться в первую очередь информационно-просветительские функции, призванные способствовать формированию более высокого уровня правовой грамотности граждан и оптимизации выбора ими соответствующих товаров (работ, услуг) в целях минимизации нарушений потребительских прав;
- 2. В числе безусловных приоритетов общественной ветви национальной системы защиты прав потребителей должны стоять вопросы развития институциональных основ независимой потребительской экспертизы (особенно в сфере услуг) и участие в судебной защите потребителей.
- Одновременно следует предпринимать совместные усилия в деле совершенствования практики досудебного урегулирования споров между потребителями и хозяйствующими субъектами, в том числе и по отработке новых форм разрешения конфликтов (в частности, в рамках процедуры медиации), что позволит не только обеспечить оперативность в разрешении спорных ситуаций, но и устранять все еще сохраняющееся недоверие отдельных граждан к судебной защите их нарушенных прав.
- Руководитель
- Г.Г.ОНИЩЕНКО