О социальном партнерстве в сфере труда в Костромской области
- Принят
- 13 мая 2004 года
Костромской областной Думой
- В редакции
- № 216-4-ЗКО от 09.11.2007.
- Преамбула исключена
Глава 1. Общие положения
Предмет регулирования настоящего Закона
- 1. Настоящий Закон устанавливает правовые основы организации, функционирования и развития системы социального партнерства в сфере труда в Костромской области (далее - социальное партнерство).
- 2. Действие настоящего Закона распространяется на работников и их представителей, работодателей и их представителей, исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления Костромской области.
Правовая основа настоящего Закона
- Правовую основу настоящего Закона составляют Трудовой кодекс Российской Федерации, федеральные законы и иные федеральные нормативные правовые акты, Устав (Основной закон) Костромской области.
Задачи социального партнерства
- Задачами социального партнерства в Костромской области являются:
- 1) развитие социально-трудовых отношений на демократических принципах;
- 2) обеспечение эффективного механизма регулирования социально-трудовых отношений;
- 3) содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений;
- 4) обеспечение социальной стабильности в коллективах организаций Костромской области на основе объективного учета интересов сторон социального партнерства;
- 5) проведение коллективных переговоров, взаимных консультаций сторон соглашений;
- 6) предотвращение коллективных трудовых споров и конфликтов и содействие их разрешению;
- 7) содействие созданию условий для обеспечения занятости населения Костромской области и развития рынка труда.
Стороны социального партнерства
- 1. Сторонами социального партнерства в Костромской области (далее - Стороны) являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
- Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления Костромской области являются сторонами социального партнерства в случае, когда они выступают в качестве работодателей, а также при проведении коллективных переговоров, заключении, изменении, осуществлении контроля за выполнением трехсторонних соглашений, заключаемых в соответствии с настоящим Законом, при формировании и деятельности трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.
- 2. Представители работников - территориальные организации профессиональных союзов, территориальные объединения организаций профессиональных союзов и иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, первичные профсоюзные организации, иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
- 3. Представители работодателей - уполномоченные лица объединений работодателей и (или) руководители организаций, работодатели - индивидуальные предприниматели (лично) или другие уполномоченные ими лица в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Костромской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.
Основные формы осуществления социального партнерства
- 1. Основными формами осуществления социального партнерства в Костромской области являются:
- 1) коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
- 2) взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
- 2. Иные формы социального партнерства осуществляются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Глава 2. Органы социального партнерства в Костромской области
Органы социального партнерства в Костромской области
- 1. Социальное партнерство в Костромской области обеспечивается органами, формируемыми представителями работников, представителями работодателей, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Костромской области.
- 2. На уровне Костромской области постоянно действующими органами, обеспечивающими социальное партнерство, являются Костромская областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений и координационный комитет содействия занятости населения Костромской области.
- 3. На уровне муниципальных образований постоянно действующими органами, обеспечивающими социальное партнерство, являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений муниципальных образований.
- 3.1. На отраслевом (межотраслевом) уровне органами, обеспечивающими социальное партнерство, являются Костромские областные отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, отраслевые (межотраслевые) комиссии муниципальных образований Костромской области по регулированию социально-трудовых отношений.
- 4. На локальном уровне органом, обеспечивающим социальное партнерство, является комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.
- 5. Стороны социального партнерства на основе взаимной договоренности могут формировать иные органы, способствующие развитию социально-трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений в Костромской области.
Костромская областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
- Костромская областная трехсторонняя комиссия формируется областными организациями профессиональных союзов Костромской области, объединениями работодателей, администрацией Костромской области и действует на основе принципов добровольности участия и полномочности Сторон, законности, паритетности и взаимной ответственности в соответствии с Законом Костромской области "О Костромской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений".
Координационный комитет содействия занятости населения Костромской области
- 1. Координационный комитет содействия занятости населения Костромской области создается и действует в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Костромской области.
- 2. Координационный комитет содействия занятости населения Костромской области (далее - координационный комитет) формируется из представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан.
- 3. Основными полномочиями Координационного комитета являются:
- 1) содействие разработке и реализации областных целевых программ по проблемам занятости населения Костромской области;
- 2) выявление приоритетов политики занятости с учетом экономической и социальной ситуации области;
- 3) разработка рекомендаций, направленных на содействие занятости населения Костромской области, снижение уровня безработицы.
- 4. Положение о Координационном комитете и персональный состав комитета утверждается постановлением администрации области.
- 5. Организация и порядок работы Координационного комитета определяются сторонами, представленными в нем.
Комиссии муниципальных образований Костромской области по регулированию социально-трудовых отношений
- 1. Комиссии муниципальных образований Костромской области по регулированию социально-трудовых отношений формируются территориальными организациями профессиональных союзов муниципальных образований, территориальными объединениями профессиональных союзов муниципальных образований, объединениями работодателей муниципальных образований, органами местного самоуправления на принципах добровольности, паритетности и равноправия сторон.
- 2. Комиссии муниципальных образований Костромской области по регулированию социально-трудовых отношений осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Костромской области, а также положениями о комиссиях муниципальных образований по регулированию социально-трудовых отношений, утверждаемыми представительными органами муниципальных образований.
- 3. Основными полномочиями комиссий муниципальных образований являются:
- 1) подготовка проекта и заключение соглашений муниципальных образований;
- 2) осуществление контроля за выполнением соглашений муниципальных образований;
- 3) подготовка предложений по принятию органами местного самоуправления Костромской области муниципальных правовых актов в социально-трудовой сфере;
- 4) участие в разрешении конфликтных ситуаций и коллективных трудовых споров.
Костромские областные отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
- 1. Костромские областные отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений формируются Костромскими областными организациями профессиональных союзов, отраслевыми (межотраслевыми) объединениями работодателей Костромской области, исполнительными органами государственной власти Костромской области на принципах добровольности, паритетности и равноправия сторон.
- 2. Костромские областные отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Костромской области.
- 3. Основными полномочиями Костромских областных отраслевых (межотраслевых) комиссий по регулированию социально-трудовых отношений являются:
- 1) подготовка проектов и заключение областных отраслевых (межотраслевых) соглашений;
- 2) осуществление контроля за выполнением областных отраслевых (межотраслевых) соглашений;
- 3) подготовка предложений по принятию исполнительными органами государственной власти Костромской области нормативных правовых актов в социально-трудовой сфере;
- 4) участие в разрешении конфликтных ситуаций и коллективных трудовых споров.
Отраслевые (межотраслевые) комиссии муниципальных образований Костромской области по регулированию социально-трудовых отношений
- 1. Отраслевые (межотраслевые) комиссии муниципальных образований Костромской области по регулированию социально-трудовых отношений формируются территориальными объединениями профессиональных союзов муниципальных образований, территориальными организациями профессиональных союзов муниципальных образований, отраслевыми (межотраслевыми) объединениями работодателей муниципальных образований, органами местного самоуправления на принципах добровольности, паритетности и равноправия сторон.
- 2. Отраслевые (межотраслевые) комиссии муниципальных образований по регулированию социально-трудовых отношений осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Костромской области, а также положениями об отраслевых (межотраслевых) комиссиях муниципальных образований по регулированию социально-трудовых отношений, утверждаемыми представительными органами муниципальных образований.
- 3. Основными полномочиями отраслевой (межотраслевой) комиссии муниципальных образований являются:
- 1) подготовка проекта и заключение отраслевых (межотраслевых) соглашений муниципальных образований;
- 2) осуществление контроля за выполнением отраслевых (межотраслевых) соглашений муниципальных образований;
- 3) подготовка предложений по принятию органами местного самоуправления Костромской области муниципальных правовых актов в социально-трудовой сфере;
- 4) участие в разрешении конфликтных ситуаций и коллективных трудовых споров.
Глава 3. Правовые акты социального партнерства
Правовые акты социального партнерства
- В Костромской области заключаются и действуют следующие правовые акты социального партнерства:
- 1) областное трехстороннее соглашение;
- 2) областные отраслевые (межотраслевые) соглашения;
- 3) соглашения муниципальных образований;
- 4) отраслевые (межотраслевые) соглашения муниципальных образований;
- 5) коллективные договоры;
- 6) иные соглашения.
Костромское областное трехстороннее соглашение
- 1. Костромское областное трехстороннее соглашение заключается администрацией Костромской области, организациями профессиональных союзов Костромской области, объединениями работодателей области на основе коллективных переговоров между сторонами.
- 2. Костромское областное трехстороннее соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, в том числе отношений по обязательному пенсионному страхованию в части уплаты страхователем страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, предоставления социальных гарантий и льгот в Костромской области, взаимные обязательства, принятые по этим вопросам администрацией области, федерацией организаций профессиональных союзов области и работодателями области в пределах их компетенции.
- 3. Костромское областное трехстороннее соглашение заключается до принятия бюджета области на соответствующий год и является основой для заключения отраслевых (межотраслевых) областных соглашений, соглашений муниципальных образований и иных соглашений.
Областные отраслевые (межотраслевые) соглашения
- 1. Областные отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются областными организациями профсоюзов отрасли (отраслей), работодателями (их объединениями) отрасли (отраслей) и органами исполнительной власти Костромской области, осуществляющими координацию деятельности соответствующей отрасли (отраслей).
- 2. Областные отраслевые (межотраслевые) соглашения устанавливают общие условия оплаты труда, другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей) и являются основой для заключения отраслевых (межотраслевых) территориальных соглашений.
Соглашения муниципальных образований
- 1. Соглашения муниципальных образований заключаются объединениями профсоюзов муниципальных образований, объединениями работодателями муниципальных образований и органами местного самоуправления.
- 2. Соглашения муниципальных образований устанавливают общие условия труда, а также трудовые гарантии и льготы в области социально-трудовых отношений для работников организаций конкретной территории с учетом местных особенностей.
- 3. Соглашения муниципальных образований не могут содержать условия и обязательства, ухудшающие положение работников по сравнению с условиями и обязательствами, содержащимися в Костромском областном трехстороннем соглашении, областных отраслевых (межотраслевых) соглашениях.
Отраслевые (межотраслевые) соглашения муниципальных образований
- 1. Отраслевые (межотраслевые) соглашения муниципальных образований заключаются отраслевыми (межотраслевыми) объединениями профсоюзов муниципальных образований, работодателями (объединениями работодателей) и органами местного самоуправления.
- 2. Отраслевые (межотраслевые) соглашения муниципальных образований устанавливают общие условия труда, а также трудовые гарантии и льготы в области социально-трудовых отношений для работников организаций отрасли (отраслей) соответствующей территории с учетом местных особенностей.
- 3. Отраслевые (межотраслевые) соглашения муниципальных образований не могут содержать условия и обязательства, ухудшающие положение работников по сравнению с условиями и обязательствами, содержащимися в Костромском областном трехстороннем соглашении, областных отраслевых (межотраслевых), соглашениях муниципальных образований (территориальных).
Иные соглашения
- Сторонами на любом уровне социального партнерства могут заключаться иные соглашения по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Действие соглашений. Присоединение к соглашениям
- 1. Действие соглашений в отношении работников, работодателей, органов государственной власти и органов местного самоуправления определяется Трудовым кодексом Российской Федерации.
- 2. Стороны, подписавшие соответствующее соглашение, имеют право через источники официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти Костромской области, органов местного самоуправления Костромской области, обратиться к работодателям, не участвовавшим в подписании соответствующего соглашения, с предложением о присоединении к нему.
- Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в соответствующую комиссию по регулированию социально-трудовых отношений или Сторонам соглашения письменный мотивированный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.
- 3. Срок действия соглашений определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
- 4. Соглашения подлежат опубликованию. Порядок опубликования соглашений определяется сторонами соглашений.
Коллективный договор
- 1. Для обеспечения договорного регулирования социально-трудовых отношений в организациях области и у индивидуальных предпринимателей заключаются коллективные договоры между работниками и работодателем в лице их представителей.
- 2. Ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора осуществляется в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.
- 3. Организации и индивидуальные предприниматели, заключившие коллективные договоры, обладают по представлению Костромской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений преимущественным правом на рассмотрение в исполнительных органах государственной власти Костромской области, органах местного самоуправления, объединениях работодателей, профсоюзах области вопросов обеспечения социальной и экономической деятельности, социальной защиты работников.
Разрешение разногласий
- Урегулирование разногласий, возникающих в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном действующим законодательством.
Уведомительная регистрация коллективных договоров, соглашений
- Коллективные договоры и соглашения направляются работодателями, представителями работодателей на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду в течение 7 дней со дня их подписания.
- Порядок проведения уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений устанавливается администрацией Костромской области.
Глава 4. Ответственность и контроль в сфере социального партнерства
Ответственность сторон социального партнерства
- 1. Стороны коллективных договоров, соглашений, нарушающие или не выполняющие принятые обязательства, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- 2-3. Утратили силу
- 4. Привлечение к ответственности не освобождает Стороны от выполнения обязательств по коллективному договору, соглашению.
Контроль за выполнением соглашений и коллективных договоров
- Контроль за выполнением соглашений и коллективных договоров осуществляется Сторонами социального партнерства, их представителями, а также соответствующими органами по труду.
Глава 5. Заключительные положения
Вступление настоящего Закона в силу
- Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом
- Губернатору Костромской области, органам местного самоуправления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.
- Губернатор
- Костромской области
- В.А.ШЕРШУНОВ
- 19 мая 2004 года
- N 190-ЗКО