» » » Приказ от 13 сентября 2007 года № 1525 / Костромская область

- Распоряжения, приказы, законы администрации Костромской области -

Приказ от 13 сентября 2007 года № 1525 / Костромская область


Костромская область
Приказ от 13 сентября 2007 года № 1525
О программе аккредитационной экспертизы общеобразовательных учреждений Костромской области (в редакции приказа Департамента образования и науки Костромской области от 19.03.08 N 397 «О внесении изменений в приказ Департамента образования и науки Костромской области от 13.09.2007 N 1525 „О программе аккредитационной экспертизы общеобразовательных учреждений Костромской области“ (в редакции приказа от 31.01.2008 N 123))»
Принят
Департаментом образования и науки Костромской обл.
  1. В связи с внесением изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" приказываю:
  2. 1. Программу аккредитационной экспертизы общеобразовательных учреждений Костромской области утвердить (приложение).
  3. 2. Приказ департамента образования и науки от 01.09.2006 N 1281 "О программе аттестации общеобразовательных учреждений Костромской области" считать утратившим силу.
  4. 3. Опубликовать настоящий приказ в официальном издании Костромской области - газете "Северная правда".
  5. 4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на А.Ф.Драничникова, заместителя начальника департамента образования и науки Костромской области.
  6. Начальник департамента
  7. образования и науки
  8. Костромской области
  9. А.А.АНОХИН
Приложение
к Приказу от 13 сентября 2007 года № 1525
Программа
Программа аккредитационной экспертизы общеобразовательных учреждений костромской области
  1. Программа является документом, устанавливающим единые требования к содержанию и проведению аккредитационной экспертизы общеобразовательных учреждений Костромской области.
  2. В соответствии с Законом РФ "Об образовании" государственная аккредитация общеобразовательных учреждений проводится не реже чем один раз в пять лет на основании экспертизы уровня и направленности реализуемых образовательных программ; качества подготовки выпускников: анализа структуры классов, кадрового обеспечения, информационно-технического оснащения образовательного процесса, медико-социальных условии пребывания обучающихся, воспитанников, соответствующих целям и содержанию образовательного процесса.
  3. 1. Целью и содержанием аккредитационной экспертизы является установление соответствия содержания и качества подготовки выпускников общеобразовательного учреждения федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, а также показателей деятельности учреждений, которые необходимы для определения его вида.
  4. При проведении аккредитационной экспертизы учитывается, что со дня вступления в силу Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ и до 1 сентября 2009 года прием на обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и (или) федеральными государственными требованиями в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях осуществляется по решению соответствующего учреждения; обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2009 года в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам, осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения.
  5. 2. Процесс аккредитационной экспертизы (далее - экспертиза) образовательного учреждения состоит из следующих направлений:
  6. - оценка соответствия учебных планов и учебных программ, их уровня, направленности и полноты выполнения требованиям государственных образовательных стандартов;
  7. - оценка соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, а также показателей деятельности образовательного учреждения, которые необходимы для определения его вида;
  8. - анализ соблюдения лицензионных нормативов в части кадрового обеспечения, информационно-технического оснащения, медико-социальных условий.
  9. 3. Экспертизу образовательного учреждения осуществляет экспертная комиссия по аккредитационной экспертизе образовательных учреждений (далее - ЭКА). Данная программа экспертизы общеобразовательных учреждений распространяется на государственные, негосударственные, муниципальные общеобразовательные учреждения всех типов и видов, за исключением образовательных учреждений федерального подчинения.
  10. Комиссия создается приказом департамента образования и науки Костромской области на каждое образовательное учреждение.
  11. 4. Основными принципами работы ЭКА являются компетентность, объективность, гласность, независимость, соблюдение норм профессиональной этики.
  12. 5. Аккредитационная экспертиза образовательного учреждения состоит из следующих этапов:
  13. - согласование
  14. - самоанализ (по желанию образовательного учреждения);
  15. - работа экспертной комиссии,
  16. 6. Перед этапом согласования руководитель образовательного учреждения:
  17. - информирует педагогический коллектив о сущности и содержании аккредитационной экспертизы образовательного учреждения;
  18. - знакомит педагогический коллектив с нормативными документами по аккредитации (Государственной Думы, Правительства РФ, Министерства образования и науки РФ, департамента образования и науки Костромской области);
  19. - организует работу педагогического коллектива по подготовке паспорта общеобразовательного учреждения;
  20. - готовит необходимые для экспертизы материалы и предоставляет их в государственное учреждение Костромской области "Центр лицензирования образовательной деятельности, аттестации и аккредитации образовательных учреждений" (далее - ЦЛАА ОУ);
  21. - заявление образовательного учреждения, согласованное с учредителем (учредителями);
  22. - копию лицензии на право ведения образовательной деятельности с приложениями;
  23. - копию Устава, заверенного муниципальным органом управления образованием (прошитую);
  24. - паспорт общеобразовательного учреждения установленного образца;
  25. - концепцию развития образовательного учреждения;
  26. - другие материалы, отражающие специфику деятельности образовательного учреждения (по желанию); программу развития (для образовательных учреждений, работающих в инновационном режиме);
  27. - предоставляет указанные документы не позднее чем за месяц до начала процедуры аккредитационной экспертизы;
  28. - производит оплату затрат, связанных с проведением экспертизы (производится образовательным учреждением не позднее чем за неделю до начала процесса; командировочные расхода членам экспертной комиссии в смету проведения экспертизы не входят и оплачиваются отдельно);
  29. - несет ответственность за достоверность предоставляемых образовательным учреждением сведений, относящихся к предмету экспертизы.
  30. 7. Этап согласования.
  31. Перед началом учебного года (не позднее 1 августа) образовательное учреждение предоставляет в ЦЛАА ОУ заявку на включение в график прохождения аккредитации в текущем учебном году.
  32. ЦЛАА ОУ составляет план прохождения аккредитации общеобразовательными учреждениями, представляет его на утверждение департамента образования и науки Костромской области (не позднее 15 августа текущего календарного года) и доводит его до сведения образовательных учреждений через муниципальные органы управления образованием.
  33. 7.1. На этапе согласования выбирается форма проведения экспертизы, а также определяются методы ее проведения:
  34. - текущий контроль (проведение контрольных замеров по пройденным темам);
  35. - итоговый контроль (четвертные, полугодовые и годовые контрольные работы);
  36. - итоговая аттестация (государственные экзамены, за исключением III ступени образования).
  37. Если образовательное учреждение выбрало государственный экзамен как форму проведения аккредитации, то члены ЭКА включаются в состав экзаменационных комиссий на соответствующие предметы без права решающего голоса приказом по данному образовательному учреждению.
  38. 8. Этап самоанализа (по желанию образовательного учреждения; для дошкольной группы - обязательно).
  39. Целью и содержанием самоанализа является анализ условий образовательного процесса и результатов образовательной деятельности в общеобразовательном учреждении. Итоги самоанализа используются при составлении паспорта общеобразовательного учреждения.
  40. 9. Этап работы экспертной комиссии по аккредитации. В ходе экспертизы общеобразовательного учреждения ЭКА оценивает его работу по критериям:
  41. - учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в части содержания подготовки выпускников;
  42. - уровень и качество подготовки выпускников;
  43. - уровень и направленность реализуемых образовательных программ;
  44. - кадровое обеспечение (укомплектованность штатов, уровень квалификации педагогических и руководящих работников);
  45. - информационно-техническое оснащение образовательного процесса;
  46. - медико-социальные условия пребывания обучающихся, воспитанников, соответствующие целям и содержанию образовательного процесса.
  47. 9.1. Критерий "учебно-методическое обеспечение образовательного процесса" в части содержания подготовки выпускников включает в себя оценку учебных планов, учебных программ и соответствующих им учебников по ступеням образования.
  48. 9.1.1. Содержание учебных планов, реализующих Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ 1998 года (Приказ МОРФ от 09.02.1998 N 322 "Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации").
  49. Члену комиссии предоставляются для работы:
  50. - учебные планы, расписание занятий общеобразовательного учреждения;
  51. - базисный учебный план (федеральный, региональный и школьный компоненты). Принятие решения осуществляется на основе анализа:
  52. - базисного учебного плана (федеральный, региональный и школьный компоненты) и учебного плана общеобразовательного учреждения в соответствии с пояснительной запиской к базисному учебному плану;
  53. - учебного плана общеобразовательного учреждения и действующего расписания занятий.
  54. В случае наличия одного несоответствия делается отрицательный вывод по анализируемому показателю.
  55. На основе проведенного анализа член экспертной комиссии готовит аналитическую справку и делает вывод о соответствии (несоответствии) учебно-методического обеспечения образовательного процесса государственным нормативным требованиям (приложения 2, 2а, 2б, 3 - не приводятся).
  56. 9.1.2. Содержание образовательных программ (инвариантная часть учебного плана).
  57. Члену комиссии представляются для работы:
  58. - учебные программы, соответствующие образовательным областям базисного учебного плана тех ступеней, по которым проводится аккредитационная экспертиза образовательного учреждения;
  59. - федеральные государственные образовательные стандарты, Базисный учебный план, учебные программы по предметам.
  60. 9.1.3. Учебные планы в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений РФ 2004 года (Приказ МОРФ от 09.03.2004 N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" и приказ Департамента образования и науки Костромской области от 01.06.2005 N 717 "Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Костромской области, реализующих программы общего образования").
  61. Члену экспертной комиссии предоставляются для работы:
  62. - учебные планы с пояснительной запиской, расписание занятий общеобразовательного учреждения:
  63. - базисный учебный план (федеральный и региональный) и Положение о школьном компоненте Госстандарта, Принятие решения осуществляется на основе анализа:
  64. - соответствия учебного плана общеобразовательного учреждения Базисному учебному плану (федеральный и региональный компоненты) и Положению о школьном компоненте учебного плана;
  65. - учебного плана общеобразовательного учреждения и действующего расписания занятий.
  66. В случае хотя бы одного несоответствия делается отрицательный вывод по анализируемому показателю. Учебный план общеобразовательного учреждения в обязательном порядке должен включать полный набор предметов базового уровня Базисного учебного плана (федеральный и региональный компоненты). Количество часов базового уровня, определенное Базисным учебным планом, не может быть изменено образовательным учреждением.
  67. На основе проведенного анализа член Экспертной комиссии готовит аналитическую справку и делает вывод о соответствии (несоответствии) учебно-методического обеспечения образовательного процесса государственным нормативным требованиям (приложения 2, 2а, 2б, 3 - не приводятся).
  68. 9.1.4. Содержание образовательных программ (БУП 2004 года).
  69. Члену экспертной комиссии представляются для работы:
  70. - образовательные (рабочие) программы с пояснительными записками, утвержденные и согласованные в существующем порядке, соответствующие выбранным предметом базового уровня на I и II ступенях и Базового и профильного - на III ступени, по которым аттестуется образовательное учреждение;
  71. - федеральные государственные образовательные стандарты, Базисный учебный план, образовательные (рабочие) программы по предметам.
  72. Принятие решений осуществляется на основе анализа содержания образовательных (рабочих) программ общеобразовательного учреждения и Федеральных компонентов государственных образовательных стандартов. Образовательные (рабочие) программы должны включать в себя полное содержание федеральных компонентов госстандартов в обязательном порядке, в противном случае делается отрицательный вывод.
  73. Член ЭКА готовит аналитическую справку и делает вывод о соответствии (несоответствии) образовательных программ требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта
  74. 10. Экспертная комиссия организует проверку (измерения) уровня и качества подготовки выпускников соответствующей ступени с помощью материалов, разрешенных к использованию органом, проводящим аккредитацию.
  75. 10.1. Учитывая требования Концепции очередного этапа реформирования системы образования, с целью определения фактической эффективности определения уровней обученности учащихся, в работе членов экспертной комиссии по указанному показателю используется методика определения уровня и качества подготовки выпускников, разработанная В.П.Симоновым (приложение 4 - не приводится).
  76. 11. Принятие решения осуществляется на основе обработки результатов проверки (измерений) уровня и качества подготовки выпускников:
  77. - I ступени образования - по двум обязательным предметам (русскому языку и математике) и технике чтения;
  78. - II и III ступеней образования - по обязательным учебным предметам в соответствии с Инструкцией Минобразования России "Об итоговой аттестации выпускников" (включая профилирующие) и предметов, определяемых аттестационной комиссией (в 9-х классах - два, в 11-х - три предмета).
  79. Контрольные педагогические измерения проводятся во всех параллелях выпускных классов по каждой ступени отдельно.
  80. При условии выполнения заданий не менее чем 50% общего числа испытуемых по каждому предмету член аттестационной комиссии делает вывод о соответствии (при условии менее 50% - о несоответствии) уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям (среднему показателю обученности по городу, району, области).
  81. 12. Экспертная комиссия по аккредитации образовательного учреждения учитывает результаты итоговой аттестации выпускников за последние три года.
  82. Члену ЭКА предоставляются для работы среднестатистические данные по итоговой аттестации выпускников общеобразовательного учреждения за последние три года, книгу выдачи аттестатов (для 9-х и 11-к классов), журналы выпускных классов за последние три года.
  83. Принятие решения осуществляется на основании анализа предоставленных общеобразовательным учреждением документов и материалов.
  84. Член экспертной комиссии готовит аналитическую справку и делает вывод о соответствии (несоответствии) результатов итоговой аттестации учреждения федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям.
  85. 13. Кадровое обеспечение, информационно-техническое оснащение, медико-социальные условия пребывания обучающихся, воспитанников изучаются на основании установления их соответствия нормативам, зафиксированным в лицензии.
  86. Члену экспертной комиссии предоставляются;
  87. - лицензия с приложением;
  88. - предписания надзорных органов;
  89. - штатное расписание;
  90. - список педагогических кадров, книга учета личного состава учреждения;
  91. - сведения о тарификации:
  92. - инвентаризационная книга;
  93. - документы, подтверждающие право оперативного управления имуществом общеобразовательного учреждения и постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
  94. На основании проведенного анализа член ЭКА готовит аналитическую справку и делает вывод о соответствии (несоответствии) указанных показателей лицензионным требованиям (приложение 2в - не приводится).
  95. 14. Продолжительность работы экспертной комиссии в общеобразовательном учреждении составляет:
  96. - в средней общеобразовательной школе не более 12 дней
  97. - в основной общеобразовательной школе не более 10 дней;
  98. - в начальной общеобразовательной школе не более 5 дней.
  99. В работу члена комиссии в общеобразовательном учреждении входит:
  100. - анализ учебных планов и учебных программ;
  101. - проведение контрольных педагогических замеров с учетом норм и правил проведения контрольных работ;
  102. - анализ ведения классных журналов.
  103. 15. Заключительный этап.
  104. Содержанием заключительного этапа является принятие экспертной комиссией решения о положительной оценке (или отрицательной оценке) аккредитационной экспертизы общеобразовательного учреждения при обязательном соблюдении норм и требований:
  105. - положительных результатов контрольных замеров по уровню подготовки не менее 50% выпускников от числа выполнявших работу;
  106. - соответствия учебного плана общеобразовательного учреждения требованиям, предъявляемым базисным и региональным учебным планом;
  107. - соответствия уровня и направленности реализуемых образовательных программ виду общеобразовательного учреждения;
  108. - кадрового обеспечения (укомплектованности штатов, уровня квалификации педагогических и руководящих работников);
  109. - информационно-технического оснащения образовательного процесса;
  110. - медико-социальных условий пребывания обучающихся, воспитанников, целям и содержанию образовательного процесса.
  111. 16. Срок подготовки материалов экспертами по итогам работы не должен превышать 10 дней с момента окончания их работы в общеобразовательном учреждении.
  112. 17. По итогам работы комиссия составляет заключение, которое подписывается всеми ее членами и доводится до сведения коллектива общеобразовательного учреждения. Член комиссии, имеющий особое мнение, может изложить его в письменной форме.
  113. 18. В случае если общеобразовательное учреждение реализует образовательные программы разных уровней, заключение экспертной комиссии должно содержать выводы об аккредитационной экспертизе общеобразовательного учреждения по образовательной программе каждого уровня.
  114. Отрицательное заключение по одной из реализуемых образовательных программ является основанием для признания общеобразовательного учреждения не прошедшим аккредитационную экспертизу по этой образовательной программе.
  115. Заключение экспертной комиссии является основанием для издания в двухнедельный срок с момента оформления заключения проводящим аккредитацию органом приказа о признании общеобразовательного учреждения прошедшим аккредитационную экспертизу по соответствующим образовательным программам и получившим положительную оценку.
  116. Приказ и копия заключения экспертной комиссии в 2-недельный срок со дня издания приказа выдаются (высылаются) общеобразовательному учреждению и его учредителю (учредителям).
  117. 19. Экспертная комиссия по аккредитации образовательного учреждения может принимать решение:
  118. - считать образовательное учреждение прошедшим аккредитационную экспертизу;
  119. - считать образовательное учреждение не прошедшим аккредитационную экспертизу.
  120. 20. Образовательное учреждение по согласованию с учредителем (учредителями) вправе подать заявление о повторной государственной аккредитации через один год после отказа им от государственной аккредитации, лишения их государственной аккредитации.
  121. 21. На каждое образовательное учреждение, проходящее аккредитационную экспертизу, формируется дело, которое хранится в ЦЛАА ОУ 5 лет.
  122. 22. Положительное заключение ЭКА является условием получения образовательным учреждением государственной аккредитации.
  123. 23. Очередная аккредитационная экспертиза образовательного учреждения приводится в соответствии с данной программой.
Приложение
к Приказу от 13 сентября 2007 года № 1525
Программа
Приложение
к Приказу от 13 сентября 2007 года № 1525
Программа
  1. Штамп ОУ                                      Начальнику департамента
                                                  образования и науки
    Регистрационный N                             Костромской области
                                                  А.А.Анохину
  2. Заявление
  3. В соответствии со ст. 33 Закона РФ "Об образовании" прошу провести аккредитационную экспертизу образовательного учреждения ________ в период с ____________ по ___________ 200_ года.
  4. К заявлению прилагаю:
  5. 1. Копию Устава образовательного учреждения.
  6. 2. Копию лицензии на право ведения образовательной деятельности.
  7. 3. Паспорт образовательного учреждения.
  8. 4. Концепцию развития образовательного учреждения.
  9. 5. Другие материалы, отражающие специфику деятельности образовательного учреждения (по желанию заявителя).
  10. Оплату затрат, связанных с проведением аккредитационной экспертизы, командировочных расходов, гарантирую.
  11.      Дата                             Подпись руководителя ОУ.
                                          Расшифровка подписи
                                          Подпись главного бухгалтера
  12. (М.П.)

Предыдущая новость - О награждении орденом и медалью "Труд. Доблесть. Честь" Цикунова Ю.Ф., Сидорова А.В / Костромская область

Следующая новость - О внесении изменений в постановление Губернатора Костромской области от 12.07.2001 N 291 / Костромская область