Костромская область
Приказ от 15 ноября 2012 года № 128
Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие промышленного разведения кроликов (кролиководства) в Костромской области на оды»
Принят
Департаментом агропромышленного комплекса Костромской обл.
Департаментом агропромышленного комплекса Костромской обл.
В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на оды, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на оды", Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", в соответствии с Законом Костромской области от 22 ноября 2005 года N 336-ЗКО "О государственной поддержке агропромышленного комплекса в Костромской области", с постановлением администрации Костромской области от 21 ноября 2011 года N 442-а "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Костромской области", в целях создания эффективного агропромышленного комплекса, обеспечивающего сбалансированное развитие Костромской области и устойчивое повышение ее экспортного потенциала, приказываю:
1.Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие промышленного разведения кроликов (кролиководства) в Костромской области на оды".
2.Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Директор департамента
агропромышленного комплекса
Костромской области
В.В.ЧЕРНОВ
Приложение
к Приказу от 15 ноября 2012 года № 128
к Приказу от 15 ноября 2012 года № 128
Приложение
к Приказу от 15 ноября 2012 года № 128
к Приказу от 15 ноября 2012 года № 128
Наименование разработчика Программы | Департамент агропромышленного комплекса Костромской области |
Наименование исполнительного органа государственной власти Костромской области, ответственного за реализацию Программы | Департамент агропромышленного комплекса Костромской области |
Наименование Программы | "Развитие промышленного разведения кроликов (кролиководства) в Костромской области на оды" |
Должностное лицо, утвердившее Программу, наименование, дата, номер соответствующего нормативного акта | Директор департамента агропромышленного комплекса Костромской области Чернов Владимир Викторович, приказ от "___" _______ 2012 года N ___ |
Цели и задачи Программы | Цель Программы - создание экономических и технологических условий устойчивого развития отрасли кролиководства в Костромской области. Задачи Программы: - укрепление производственной базы кролиководства (увеличение основного стада); - увеличение производства мяса кроликов; - обеспечение кролиководства квалифицированными кадрами специалистов |
Целевые индикаторы Программы | Увеличение поголовья кроликов во всех категориях хозяйств до 120,0 тысяч голов, в том числе маточного поголовья до 11,520 тыс. голов. Увеличение производства мяса до 727 тонн в год |
Исполнители программных мероприятий | Департамент агропромышленного комплекса Костромской области, сельхозтоваропроизводители Костромской области |
Основные программные мероприятия | - Субсидирование части затрат на содержание маточного поголовья кроликов в сельскохозяйственных организациях; - субсидирование части затрат на строительство, модернизацию, реконструкцию объектов кролиководства и приобретение оборудования; - субсидирование части затрат на повышение квалификации кадров; - субсидирование части затрат на проведение научно-исследовательских работ в области кролиководства |
Сроки реализации Программы | |
Объемы и источники финансирования Программы | Общая сумма реализации программных мероприятий - 318 477 тыс. руб., в том числе: областной бюджет 31 788 тыс. руб., внебюджетные источники - 286 689 тыс. руб., в том числе по годам реализации: 2013 год: общая сумма - 177 397 тыс. руб., в том числе областной бюджет - 17 734 тыс. руб., внебюджетные источники - 159 663 тыс. руб. 2014 год: общая сумма - 132 990 тыс. руб., в том числе областной бюджет - 13 282 тыс. руб., внебюджетные источники - 119 708 тыс. руб., 2015 год: общая сумма - 8 090 тыс. руб., в том числе областной бюджет 772 тыс. руб., внебюджетные источники - 7 318 тыс. руб. |
Глава 2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
1.Ведомственная целевая программа "Развитие промышленного разведения кроликов (кролиководства) в Костромской области на оды" (далее - Программа) направлена на развитие одной из перспективных отраслей - кролиководства.
Увеличение производства мяса кроликов промышленного разведения позволит обеспечить потребности отечественного рынка в крольчатине, создаст условия для эффективного развития отрасли, что является частью достижения приоритетных целей развития АПК Костромской области, увеличение прибыли от производства продукции кролиководства и повышение благосостояния сельского населения.
2.Программа разработана в целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на оды, которая утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717.
3.Кролиководство - перспективная отрасль животноводства. Кролики дают вкусное диетическое мясо, ценное меховое сырье и пух, при этом потребляют дешевые и доступные корма: трава, сено, веточный корм, немного зерна.
Среди всех видов мяса кроличье по белковой питательности, сочности, нежности, вкусу и усвояемости занимает одно из первых мест, уступая только индейке. В мясе кроликов коллагена и эластина меньше, чем в мясе других животных, и за счет этого возрастает уровень полноценных белков. Поэтому крольчатина усваивается организмом человека легче. В крольчатине имеются все незаменимые аминокислоты. Белок в мясе кроликов составляет 20-22%.
При высоком содержании полноценного белка мясо кроликов в то же время сравнительно низкокалорийно, что особенно важно для людей старшего возраста, а также для лиц, склонных к полноте. Если в 100 граммах крольчатины - 168 ккал, то в говядине - 274-335 ккал, в баранине - 319 ккал, а в свинине - 389 ккал. Межмышечную жировую прослойку имеют только хорошо упитанные животные. Жир у кролика откладывается в брюшной полости. По сравнению с мясом других видов животных в крольчатине меньше натрия и холестерина. В 100 г имеется всего 25 мг холестерина, тогда как в курятине - 35 мг, говядине - 37-48 мг, свинине - 74-126 мг; много лецитина - 700 мг/%. Белок мяса кролика усваивается на 90%, говядины - на 62%. Мясо кроликов содержит мало костей (15-16%), в то время как мясо крупного рогатого скота - 25-30%.
Жир кроликов легкоплавкий (температура плавления 22-25 град. С), содержит много непредельных жирных кислот: линолевую, линоленовую, арахидоновую, что способствует его легкому усваиванию организмом человека. Не имеет специфического запаха и вкуса.
Благодаря высокой скороспелости и плодовитости от одной крольчихи в год можно получить 60-70 кг мяса (в живой массе), на лучших кроликофермах за рубежом - 120-150 кг. Мясо кроликов получают от специализированных мясных пород: калифорнийская, новозеландская белая, серебристый и др.
Кролики являются универсальными лабораторными животными. На них впервые испытали многие лекарственные препараты. Их кровь служит материалом для производства вакцин и постановки биологических проб.
Это основные виды продукции, но кролики дают и дополнительную или второстепенную продукцию. Из кожи делают кожгалантерею (сумки, перчатки, детскую обувь). Навоз содержит большое количество азота. Лапы, уши, хвосты - используют для изготовления клея, кишки - струн для некоторых музыкальных инструментов.
Вследствие вышеизложенного, кролиководство, несмотря на сложную экономическую ситуацию и значительный спад производства продукции промышленного кролиководства, является инвестиционно привлекательным направлением. Однако маточное поголовье кроликов в РФ за переходный период (с 1991 по 2000 годы) сократилось более чем в пятьдесят раз.
В Костромской области промышленное кролиководство является новым направлением развития сельскохозяйственного производства. На сегодняшний день в регионе действует только одна кролиководческая ферма промышленного типа.
Таблица 1
Основные показатели кролиководства в Костромской
области во всех категориях хозяйств
Наименование показателя | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2011 к 2008, % |
Во всех категориях хозяйств | |||||
Общее поголовье кроликов, голов | 18341 | 21921 | 25613 | 33677 | 184 |
В том числе маточное поголовье кроликов, голов | 6591 | 7603 | 8676 | 12517 | 190 |
В сельскохозяйственных организациях | |||||
Общее поголовье кроликов, голов | 15 | 10 | 30 | 1470 | В 98 раз |
В том числе маточное поголовье кроликов, голов | 7 | 5 | 13 | 1373 | В 200 раз |
В хозяйствах населения | |||||
Общее поголовье кроликов, голов | 18284 | 21795 | 25432 | 32021 | 175 |
В том числе маточное поголовье кроликов, голов | 6562 | 7566 | 8629 | 11106 | 169 |
В крестьянских (фермерских) хозяйствах | |||||
Общее поголовье кроликов, голов | 42 | 116 | 151 | 186 | 443 |
В том числе маточное поголовье кроликов, голов | 22 | 32 | 34 | 38 | 173 |
4.Выполнение мероприятий Программы, предусматривающей ускоренное развитие кролиководства, положительно скажется на дальнейшем развитии и обеспечении стабильности экономического состояния сельского хозяйства.
Ускоренное развитие кролиководства и увеличение производства мяса кроликов следует рассматривать как проблему государственного значения, решение которой позволит в перспективе более эффективно развивать отрасль кролиководства в целом, удовлетворить спрос на мясо кролика и на меховые изделия за счет отечественного производства.
5.В Костромской области для развития кролиководства существуют следующие предпосылки:
устойчивый спрос на мясо кроликов на российском рынке;
высокая экономическая эффективность разведения кроликов по сравнению с другими животными;
наличие высокопродуктивных пород кроликов и сохраненной от негативных влияний перехода на рыночные отношения племенной базы;
большие резервы по повышению продуктивных качеств кроликов, а также возможность глубокой переработки тушек;
сохранившийся кадровый и научный потенциал отрасли.
6.Главными препятствиями для дальнейшего развития кролиководства и успешной реализации потенциала племенного поголовья кроликов являются:
подверженность различным заразным болезням;
устаревшие технологии производства и первичной переработки сырья (шкурок и мяса);
отсутствие в регионе бойни и специализированного оборудования для глубокой переработки тушек кроликов;
физически изношенные помещения для содержания кроликов и оборудование для их обслуживания;
нестабильная кормовая база и низкий уровень кормления кроликов;
устаревшая нормативная документация по бонитировке кроликов, оценке качества шкурок и другой зоотехнической документации;
полное отсутствие научных разработок по содержанию, разведению и кормлению кроликов в новых условиях хозяйствования, требующих использования нестандартных кормовых ресурсов, строжайшей экономии трудозатрат, а также использования энергосберегающих технологий, позволяющих интенсивнее использовать биологию кроликов.
7.Технология разведения кроликов в связи со сложностями биологии их разведения требует высококвалифицированного обслуживающего персонала и более дорогого по сравнению с другими видами животных промышленного оборудования.
Поэтому дальнейшее развитие кролиководства будет основываться на росте поголовья в уже существующих фермах, а также за счет строительства новых или реконструкции имеющихся ферм для содержания кроликов основного стада и молодняка.
Опыт ведущих племенных хозяйств показывает, что потенциал воспроизводительной способности кроликов далеко не исчерпан и имеются значительные резервы увеличения объемов производства крольчатины и шкурок кроликов за счет повышения продуктивности маточного поголовья. Комплексный подход к решению проблем в отрасли предполагает использование программно-целевого метода, обеспечивающего четкое распределение реализуемых мероприятий по исполнителям, срокам, ресурсам, а также эффективную организацию процесса управления и контроля.
Глава 3. Цель и задачи программы, сроки ее реализации
8.Цель Программы - создание экономических и технологических условий устойчивого развития отрасли кролиководства в Костромской области. Достижение поставленной цели обеспечит надежную основу для решения более масштабной стратегической цели - создания эффективно развивающейся отрасли кролиководства, способной производить высококачественную крольчатину.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
укрепление производственной базы кролиководства (увеличение основного стада);
увеличение производства мяса кроликов;
обеспечение отрасли квалифицированными кадрами специалистов.
Сроки реализации Программы:
Глава 4. Ресурсное обеспечение программы
9.Объемы финансового обеспечения Программы за счет средств областного бюджета утверждаются законом Костромской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и подлежат ежегодному уточнению при формировании проектов областного бюджета.
10.Общая потребность в финансировании проекта по мероприятиям и источникам финансирования представлена в таблице.
Таблица 2
Общая потребность в финансировании
программных мероприятий по источникам
Наименование показателя | 2013 | 2014 | 2015 | оды |
Общая стоимость реализации программных мероприятий, тыс. руб. | 177 397 | 132 990 | 8 090 | 318 477 |
в том числе: | ||||
субсидии из областного бюджета, тыс. руб. | 17 734 | 13 282 | 772 | 31 788 |
внебюджетные источники, тыс. руб. | 159 663 | 119 708 | 7 318 | 286 689 |
11.Финансирование Программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год. В качестве внебюджетных источников финансирования подразумевается привлечение собственных и заемных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Глава 5. Перечень и описание программных мероприятий
12.Для решения задачи по укреплению производственной базы кролиководства (увеличению основного стада) будет осуществляться субсидирование содержания маточного поголовья кроликов.
Кроме того, необходимой мерой для увеличения производственной базы и выхода на современные технологии производства продукции является строительство, модернизация и реконструкция объектов кролиководства. В качестве механизмов государственной поддержки предлагается компенсация части затрат на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов кролиководства. В условиях вступления России в ВТО основой развития кролиководства будет являться строительство ферм по промышленному разведению кроликов.
13.Для решения задачи по укреплению материально-технической базы в рамках данной Программы будет осуществляться субсидирование приобретения техники и оборудования для нужд кролиководства.
Расчетный уровень государственной поддержки на укрепление материально-технической базы составляет до 30% стоимости техники, оборудования и работ по его монтажу.
Перечень программных мероприятий, сроки их реализации и источники финансирования приведены в таблице.
Таблица 3
Система программных мероприятий
Наименование показателя | 2013 | 2014 | 2015 | оды |
Субсидирование части затрат на содержание маточного поголовья кроликов в сельскохозяйственных организациях | ||||
Содержание маточного поголовья кроликов, голов | 7 171 | 12 931 | 13 000 | х |
в условных головах, усл. голов | 359 | 647 | 650 | х |
Ставка субсидии на содержание маточного поголовья кроликов, руб./усл. гол. | 850 | 850 | 850 | х |
Сумма субсидий из областного бюджета, тыс. руб. | 305 | 550 | 552 | 1 407 |
Внебюджетные источники, тыс. руб. | 2 805 | 5 120 | 5 338 | 13 263 |
Субсидирование части затрат на строительство, модернизацию, реконструкцию объектов кролиководства | ||||
Стоимость работ по строительству и реконструкции, тыс. руб. | 169 637 | 120 520 | - | 290 157 |
в том числе за счет собственных средств, тыс. руб. | 152 673 | 108 468 | - | 261 141 |
Сумма субсидий из областного бюджета (включая субсидии на компенсацию части затрат по лизинговым платежам), тыс. руб. | 16 964 | 12 052 | - | 29 016 |
Субсидирование части затрат на приобретение оборудования | ||||
Стоимость приобретаемого оборудования, тыс. руб. | 2 450 | 4 600 | - | 7 050 |
в том числе за счет собственных средств, тыс. руб. | 2 205 | 4 140 | - | 6 345 |
Субсидирование приобретения техники и оборудования, тыс. руб. | 245 | 460 | - | 705 |
Субсидирование части затрат на повышение квалификации кадров | ||||
Обучающие семинары, стажировки в передовых хозяйствах страны и мира, тыс. руб. | 1 200 | 1 200 | 1 200 | 3 600 |
За счет средств областного бюджета, тыс. руб. | 120 | 120 | 120 | 360 |
За счет внебюджетных источников, тыс. руб. | 1080 | 1080 | 1080 | 3 240 |
Субсидирование части затрат на проведение научно-исследовательских работ в области кролиководства | ||||
Научно-исследовательская работа в области кролиководства, тыс. руб. | 1 000 | 1 000 | 1 000 | 3 000 |
За счет средств областного бюджета, тыс. руб. | 100 | 100 | 100 | 300 |
За счет внебюджетных источников, тыс. руб. | 900 | 900 | 900 | 2 700 |
Общая стоимость программных мероприятий | 177 397 | 132 990 | 8 090 | 318 477 |
В том числе: за счет собственных средств, тыс. руб. | 159 663 | 119 708 | 7 318 | 286 689 |
Субсидии из областного бюджета | 17 734 | 13 282 | 772 | 31 788 |
Глава 6. Целевые индикаторы программы, описание ожидаемых результатов, социальных, экономических и экологических последствий
Таблица 4
Рост производственных показателей
вследствие реализации Программы
Наименование показателя | 2012 (базовые показатели для расчетов) | 2013 | 2014 | 2015 | оды |
Количество объектов, шт. | 1 | 1 | 1 | 2 | |
Увеличение кроликомест по годам | 10 000 | 39 350 | 45 000 | 84 350 | |
В том числе для содержания маточного поголовья | 10 000 | 5 027 | 5 760 | 10 787 | |
Увеличение производства крольчатины | 12 | 55 | 450 | 402 | 907 |
14.Реализация Программы позволит построить 8 объектов кролиководства (общей площадью более 15000 кв. м), дополнительно ввести в эксплуатацию 120 тыс. кроликомест, в том числе 10,8 тыс. маточных, что в свою очередь приведет к увеличению производства мяса кроликов до 919 тонн в год.
Итоги реализации Программы (целевые индикаторы) приведены в таблице 5.
Таблица 5
Целевые индикаторы Программы
Наименование показателя | 2012 (оценка) | 2013 | 2014 | 2015 | оды |
Общее поголовье кроликов, голов | 35650 | 75 000 | 120 000 | 120 000 | х |
Маточное поголовье, голов | 2400 | 7 200 | 11 520 | 11 520 | х |
Производство мяса кроликов, тонн | 12 | 67 | 440 | 727 | 1234 |
15.Анализ динамики целевых индикаторов и объемов финансирования Программы будет проводиться по годам. Источниками получения информации для расчета экономических показателей, а также оценки степени достижения результатов являются формы статистической отчетности, утвержденной Костромастатом, а также ведомственной отчетности.
Глава 7. Оценка эффективности расходования бюджетных средств
16.Эффективность расходования средств финансирования определяется по соотношению конечных результатов Программы и затрат на ее реализацию по коэффициенту Эобщ., который показывает соотношение основного индикатора (валового продукта в стоимостном выражении) к общему объему финансирования по формуле:
Эобщ. = ВП / Ф х 100, где:
Эобщ. - коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств,
ВП - ежегодный прирост товарной продукции в стоимостном выражении,
Ф - объем финансирования производства продукции.
Как видно из таблицы 6, значение коэффициента Эобщ. в среднем арифметическом выражении составляет 67,4%. Степень возмещения общих затрат по Программе через прирост валового продукта отрасли - в среднем 1,5 года.
Таблица 6
Расчет эффективности расходования
бюджетных средств по Программе
Показатели | Ед. изм. | Годы | ||||
2013 | 2014 | 2015 | 20132015 | |||
Ежегодный прирост реализации мяса кроликов | тонн | 55 | 373 | 287 | 715 | |
То же в стоимостном выражении (ВП) | тыс. руб. | 16500 | 111900 | 86100 | 214500 | |
Финансирование на продукцию | всего (Ф) | тыс. руб. | 177397 | 132990 | 8090 | 318477 |
в т.ч. из областного бюджета (З) | тыс. руб. | 17734 | 13282 | 772 | 31788 | |
Показатели эффективности | Эобщ. | % | 9,3 | 84,1 | 1064,3 | 67,4 |
Эбобл. | % | 93,0 | 842,5 | 11152,8 | 674,8 |
17.Среднеарифметическая эффективность использования бюджетных средств области Эбобл. составляет 674,8%, что позволит создать стартовые условия устойчивого и интенсивного развития отрасли на средне- и долгосрочную перспективу.
Глава 8. Методика оценки эффективности программы
18.Для оценки эффективности расходования бюджетных средств используются количественный и качественный методы.
Количественный метод:
оценка достижения показателя результативности проводится на основе анализа информации, указанной в государственных статистических и ведомственных отраслевых формах отчетности.
Качественный метод:
достижение плановых значений показателей и целевого индикатора.
19.При расчете эффективности реализации Программы используются основные целевые показатели и их коэффициенты весомости.
Таблица 7
Основные целевые индикаторы Программы
и коэффициенты их весомости
Наименования индикаторов | Коэффициент весомости |
Общее поголовье кроликов, голов | 0,3 |
Маточное поголовье, голов | 0,3 |
Производство мяса кроликов, тонн | 0,4 |
Всего: | 1,0 |
При значении показателя эффективности до 50 процентов эффективность Программы признается низкой, при значении показателя от 50 процентов до 85 процентов - средней, свыше 85 процентов - высокой.
Глава 9. Система управления реализацией программы
20.Механизм реализации Программы представляет собой согласованные по срокам и направлениям действий исполнителей конкретные мероприятия, ведущие к достижению поставленных целей.
Координатор Программы в ходе ее реализации:
осуществляет текущее управление и координацию деятельности исполнителей, обеспечивая их согласованные действия по реализации программных мероприятий, по целевому и эффективному использованию финансовых средств;
организует ведение учета и отчетности, обеспечивает ее представление соответствующим органам государственной власти;
в установленном порядке с учетом выделяемых средств вносит предложения по финансированию мероприятий Программы, их корректировке, оценке, уточнению целевых показателей, составу исполнителей; а также предложения о досрочном прекращении реализации Программы;
осуществляет мониторинг реализации Программы;
проводит оценку эффективности Программы.
21.Порядок, условия предоставления субсидий и критерии отбора получателей субсидий Костромской области устанавливаются нормативными правовыми актами администрации Костромской области.