Об экспертизе нормативных правовых актов Костромской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности
- Принято
- Администрацией Костромской области
- КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ, ЗАТРАГИВАЮЩИХ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
- ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- В целях реализации Федерального закона от 2 июля 2013 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 7 и 46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов", а также для обеспечения благоприятного климата для осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности администрация Костромской области постановляет:
- 1. Утвердить положение о порядке проведения экспертизы нормативных правовых актов Костромской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (приложение).
- 2. Определить департамент экономического развития Костромской области уполномоченным исполнительным органом государственной власти Костромской области по проведению экспертизы нормативных правовых актов Костромской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - экспертиза нормативных правовых актов).
- 3. Департаменту экономического развития Костромской области:
- 1) сформировать и утвердить не позднее 1 февраля 2014 года план проведения экспертизы нормативных правовых актов Костромской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, на первое полугодие 2014 года;
- 2) обеспечить проведение экспертизы нормативных правовых актов в соответствии с положением о порядке проведения экспертизы нормативных правовых актов Костромской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, утвержденным настоящим постановлением, с привлечением к проведению экспертизы нормативных правовых актов Костромской области областного государственного бюджетного учреждения "Агентство по развитию предпринимательства Костромской области".
- 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя губернатора Костромской области, координирующего работу по вопросам реализации государственной и выработке региональной политики в области социально-экономического развития Костромской области.
- 5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 года и подлежит официальному опубликованию.
- Губернатор
- Костромской области
- С.СИТНИКОВ
Приложение
к Постановлению от 26 декабря 2013 года № 562-А
к Постановлению от 26 декабря 2013 года № 562-А
Глава 1. Общие положения
- 1. Положение о порядке проведения экспертизы нормативных правовых актов Костромской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - Порядок), определяет процедуру проведения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Костромской области (далее - уполномоченный орган) экспертизы нормативных правовых актов Костромской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - экспертиза), в том числе порядок проведения публичных консультаций, механизм взаимодействия уполномоченного органа с органами государственной власти Костромской области, а также с представителями предпринимательского сообщества.
- 2. Основными принципами проведения экспертизы являются:
- 1) профессионализм (компетентность) лиц, участвующих в проведении экспертизы;
- 2) оправданность издержек общественными выгодами от регулирования;
- 3) обеспечение оперативности, экономичности и качества проведения экспертизы;
- 4) полнота проведения экспертизы;
- 5) плановость проведения экспертизы;
- 6) обеспечение рассмотрения нормативного правового акта Костромской области максимально возможным кругом заинтересованных сторон процесса экспертизы;
- 7) доступность информации об экспертизе;
- 8) публичность проведения консультаций с заинтересованными сторонами.
- 3. Экспертизе подлежат следующие виды нормативных правовых актов Костромской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - нормативные правовые акты):
- 1) законы Костромской области;
- 2) постановления нормативного правового характера Костромской областной Думы;
- 3) постановления нормативного правового характера губернатора Костромской области;
- 4) постановления нормативного правового характера администрации Костромской области;
- 5) постановления, приказы, инструкции нормативного правового характера исполнительных органов государственной власти Костромской области (за исключением административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций).
- Экспертиза нормативных правовых актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, не проводится.
- 4. Экспертиза нормативных правовых актов проводится в целях выявления в нормативном правовом акте положений, которые необоснованно затрудняют осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
- 5. Экспертиза проводится уполномоченным органом в соответствии с планом проведения экспертизы нормативных правовых актов (далее - план).
- 6. При проведении экспертизы осуществляется:
- 1) исследование нормативного правового акта во взаимосвязи со сложившейся практикой его применения на предмет наличия положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- 2) проведение публичных консультаций по нормативному правовому акту;
- 3) рассмотрение и учет замечаний, предложений, рекомендаций, информационно-аналитических материалов, поступивших в ходе публичных консультаций;
- 4) составление мотивированного заключения об экспертизе нормативного правового акта (далее - заключение).
Глава 2. Формирование плана проведения экспертизы нормативных правовых актов
- 7. Формирование плана осуществляется уполномоченным органом на основании предложений о проведении экспертизы, поступивших от органов государственной власти Костромской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Костромской области, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Костромской области, субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, их ассоциаций и союзов.
- 8. Предложение о проведении экспертизы подается в уполномоченный орган в письменной форме или в форме электронного документа. В предложении о проведении экспертизы должны быть указаны:
- 1) наименование уполномоченного органа;
- 2) наименование лица, вносящего предложение о проведении экспертизы;
- 3) адрес, по которому должен быть отправлен ответ о рассмотрении предложения;
- 4) сведения о нормативном правовом акте, в отношении которого вносится предложение о проведении экспертизы: вид, орган, принявший акт, заголовок (наименование), дата принятия (издания), регистрационный номер;
- 5) положения нормативного правового акта, необоснованно затрудняющие осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- 6) в чем заключается суть (содержание) условий (препятствий), затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- 7) просьба включить нормативный правовой акт в план.
- 9. Для формирования плана уполномоченный орган не позднее 31 декабря и 30 июня размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - официальный сайт) в разделе, предназначенном для размещения информации о проведении экспертизы, извещение о формировании плана с указанием полугодия, на которое формируется план, требований к предложению о проведении экспертизы, наименования уполномоченного органа, почтового и электронного адреса, по которым можно направить предложение.
- 10. Поступившее предложение о проведении экспертизы подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления.
- 11. Предложение о проведении экспертизы, поступившее в уполномоченный орган, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации.
- 12. Уполномоченный орган дает ответ о рассмотрении предложения и включении нормативного правового акта в проект плана или отказе во включении с указанием причин отказа и направляет его по адресу, указанному в предложении.
- 13. В плане для каждого нормативного правового акта предусматривается срок проведения экспертизы, который не должен превышать трех месяцев.
- Срок проведения экспертизы при необходимости может быть продлен уполномоченным органом, но не более чем на один месяц.
- 14. План утверждается на полугодие не позднее 1 июня и 1 декабря приказом руководителя уполномоченного органа.
- 15. Исходя из количества поступивших предложений проведение экспертизы может быть запланировано на следующее полугодие.
- 16. До утверждения плана уполномоченный орган может запросить мнение об очередности проведения экспертизы нормативных правовых актов в некоммерческих организациях, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.
- 17. В течение пяти рабочих дней после утверждения уполномоченный орган размещает план на официальном сайте.
- 18. В целях исполнения поручений губернатора Костромской области или поручений администрации Костромской области о проведении экспертизы нормативного правового акта в план вносятся изменения.
Глава 3. Проведение публичных консультаций по нормативному правовому акту
- 19. В ходе экспертизы уполномоченным органом проводятся публичные консультации.
- В целях обеспечения привлечения широкого круга представителей предпринимательского сообщества, научных и экспертных организаций уполномоченный орган заключает соглашения о взаимодействии при проведении экспертизы с региональными объединениями предпринимателей, научно-исследовательскими и экспертными организациями.
- 20. Форма соглашения о взаимодействии при проведении экспертизы определяется уполномоченным органом.
- 21. Для проведения публичных консультаций уполномоченным органом на официальном сайте размещается уведомление о проведении публичных консультаций с указанием срока начала и окончания публичных консультаций, способа направления своих мнений участниками публичных консультаций, текст нормативного правового акта, а также опросный лист с перечнем вопросов, обсуждаемых в ходе публичных консультаций.
- Аналогичный пакет документов направляется уполномоченным органом в адрес организаций, с которыми уполномоченным органом заключены соглашения о взаимодействии при проведении экспертизы.
- 22. Срок проведения публичных консультаций определяется уполномоченным органом и не может составлять менее 30 календарных дней с даты размещения уведомления о проведении публичных консультаций на официальном сайте.
- 23. Форма уведомления о проведении публичных консультаций приведена в приложении N 1 к настоящему Порядку.
- 24. Примерная форма опросного листа для проведения публичных консультаций в рамках экспертизы нормативного правового акта приведена в приложении N 2 к настоящему Порядку.
- Перечень вопросов, включаемых в опросный лист для проведения публичных консультаций по конкретному нормативному правовому акту, определяется в зависимости от его специфики. В опросный лист подлежат включению вопросы, касающиеся положений нормативного правового акта, указанных в предложении о проведении экспертизы.
- 25. Результаты публичных консультаций отражаются в заключении.
Глава 4. Подготовка заключения об экспертизе нормативного правового акта
- 26. Уполномоченным органом могут создаваться экспертные группы для проведения экспертизы отдельных нормативных правовых актов.
- 27. Экспертиза проводится уполномоченным органом во взаимодействии с органами государственной власти Костромской области, принявшими нормативный правовой акт и (или) к компетенции которых относится регулируемая данным актом сфера общественных отношений, с представителями предпринимательского сообщества.
- 28. Уполномоченный орган запрашивает у органов государственной власти Костромской области, принявших нормативный правовой акт, и исполнительных органов государственной власти Костромской области, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, материалы, необходимые для проведения экспертизы, содержащие сведения, на которых основывается необходимость государственного регулирования соответствующих общественных отношений, и определяет срок их представления.
- В случае если органом государственной власти на запрос уполномоченного органа в установленный срок не представлены необходимые в целях проведения экспертизы материалы, сведения об этом подлежат указанию в тексте заключения.
- 29. Уполномоченный орган обращается к представителям предпринимательского сообщества и иным заинтересованным лицам с запросом информационно-аналитических материалов и мнений по предмету экспертизы, определяя в нем срок для их представления.
- 30. При проведении экспертизы подлежат рассмотрению замечания, предложения, рекомендации, обоснования, информационно-аналитические и статистические материалы, поступившие в ходе публичных консультаций, анализируются положения нормативного правового акта во взаимосвязи со сложившейся практикой их применения, учитывается их соответствие принципам правового регулирования, установленным законодательством, определяется характер и степень воздействия положений нормативного правового акта на регулируемые отношения в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, устанавливается наличие затруднений в ее осуществлении, вызванных применением положений нормативного правового акта, а также их обоснованность и целесообразность для целей государственного регулирования соответствующих отношений.
- 31. При проведении экспертизы изучаются следующие вопросы:
- 1) затрудняют ли положения нормативного правового акта, указанные в предложении о проведении экспертизы, осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- 2) содержит ли нормативный правовой акт положения, затрудняющие осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, помимо указанных в предложении о проведении экспертизы, в том числе:
- положения, содержащие избыточные требования по подготовке и (или) предоставлению документов, сведений, информации;
- требования, связанные с необходимостью создания, приобретения, содержания, реализации каких-либо активов, возникновения, наличия или прекращения договорных обязательств, наличия персонала, осуществления не связанных с предоставлением информации или подготовкой документов работ, услуг в связи с организацией, осуществлением или прекращением определенного вида деятельности, которые, по мнению субъекта предпринимательской и инвестиционной деятельности, необоснованно усложняют ведение деятельности либо приводят к существенным издержкам или невозможности осуществления предпринимательской или инвестиционной деятельности;
- 3) чем было обусловлено принятие норм, затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, существует ли необходимость сохранения данных положений на момент проведения экспертизы;
- 4) является ли на момент проведения экспертизы государственное вмешательство необходимым средством решения существующей проблемы;
- 5) иные вопросы, связанные с выявлением в исследуемом нормативном правовом акте положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
- 32. По результатам экспертизы уполномоченный орган составляет проект заключения об экспертизе нормативного правового акта (далее - заключение), в котором указываются сведения о нормативном правовом акте (вид, орган, принявший акт, заголовок (наименование), дата принятия, регистрационный номер), выявленных положениях нормативного правового акта, которые необоснованно затрудняют осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, или об отсутствии таких положений, а также обоснование сделанных выводов, информация о проведенных публичных консультациях, позиции участников экспертизы.
- Форма заключения об экспертизе нормативного правового акта приведена в приложении N 3 к настоящему Порядку.
- 33. Проект заключения направляется в орган государственной власти Костромской области, должностному лицу, принявшим нормативный правовой акт, и исполнительный орган государственной власти Костромской области, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, с указанием срока окончания приема замечаний и предложений.
- 34. Проект заключения направляется лицам, с которыми уполномоченным органом заключены соглашения о взаимодействии при проведении экспертизы, с указанием срока окончания приема замечаний и предложений.
- 35. Поступившие в уполномоченный орган в установленный срок отзывы, замечания и предложения рассматриваются при доработке проекта заключения.
- 36. Заключение подписывается руководителем уполномоченного органа или его заместителем не позднее последнего дня срока проведения экспертизы данного нормативного правового акта, установленного планом.
- 37. В течение трех рабочих дней с момента подписания заключение размещается на официальном сайте, направляется лицу, обратившемуся с предложением о проведении экспертизы данного нормативного правового акта, в орган государственной власти, должностному лицу, принявшим данный нормативный правовой акт, а также в исполнительный орган государственной власти Костромской области, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности.
- 38. Заключение, содержащее вывод о наличии в нормативном правовом акте положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, является основанием для рассмотрения вопроса об отмене или изменении данного нормативного правового акта.
Приложение
к Постановлению от 26 декабря 2013 года № 562-А
к Постановлению от 26 декабря 2013 года № 562-А
Настоящим ___________________________________________________________, (наименование уполномоченного органа) уведомляет о проведении публичных консультаций в рамках проведения экспертизы нормативного правового акта __________________________________________________________________________ (наименование вида акта, органа, должностного лица, принявшего акт, __________________________________________________________________________ заголовок (наименование) акта, регистрационный номер, дата принятия) Экспертиза проводится в целях выявления в нормативном правовом акте положений, которые необоснованно затрудняют осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности. Сроки проведения публичных консультаций: _____________________________ (дата начала и окончания) Мнения, замечания и предложения направляются по прилагаемой форме опросного листа: в электронном виде на адрес __________________________________________ (адрес электронной почты) или на бумажном носителе по адресу ___________________________________ (адрес уполномоченного органа) Контактное лицо по вопросам публичных консультаций: __________________________________________________________________________ (Ф.И.О. ответственного лица) рабочий телефон: __________________; график работы: с __________ до ___________ по рабочим дням Приложения: 1) текст нормативного правового акта; 2) опросный лист для проведения публичных консультаций.
Приложение
к Постановлению от 26 декабря 2013 года № 562-А
к Постановлению от 26 декабря 2013 года № 562-А
__________________________________________________________________________ (наименование вида акта, органа, должностного лица, принявшего акт, заголовок (наименование) акта, __________________________________________________________________________ регистрационный номер, дата принятия) Контактная информация об участнике публичных консультаций Наименование участника: __________________________________________________ Сфера деятельности участника: ____________________________________________ Фамилия, имя, отчество контактного лица: _________________________________ Номер контактного телефона: ______________________________________________ Адрес электронной почты: _________________________________________________ Перечень вопросов, обсуждаемых в ходе проведения публичных консультаций 1. Является ли проблема, на решение которой направлен проект нормативного правового акта, актуальной в настоящее время для Костромской области? __________________________________________________________________________ 2. Является ли государственное вмешательство необходимым средством решения существующей проблемы? __________________________________________________________________________ 3. Является ли выбранный вариант решения проблемы оптимальным (в том числе с точки зрения выгод и издержек для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, Костромской области, государства и общества в целом)? Если да, выделите те из них, которые, по Вашему мнению, были бы менее затратны и/или более эффективны. __________________________________________________________________________ 4. Какие положения нормативного правового акта приводят к увеличению издержек субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности? Если возможно, оцените размер данных издержек количественно (в часах рабочего времени, в денежном эквиваленте и прочее). __________________________________________________________________________ 5. Какие положения нормативного правового акта создают необоснованные административные барьеры для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности? В чем это проявляется? __________________________________________________________________________ 6. Какие положения нормативного правового акта ограничивают возможности осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности? __________________________________________________________________________ 7. Оцените, насколько полно и точно отражены обязанности, ответственность субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также насколько понятно сформулированы административные процедуры, реализуемые исполнительными органами государственной власти, насколько точно и недвусмысленно прописаны властные полномочия? __________________________________________________________________________ 8. Какие положения нормативного правового акта способствуют ограничению или уменьшению количества субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности в регулируемой сфере? __________________________________________________________________________ 9. Является ли следующее положение нормативного правового акта _________________________________________________________________________, (уполномоченным органом приводится положение нормативного правового акта, указанное в предложении о проведении экспертизы) необоснованно затрудняющим ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности? На чем основывается Ваше мнение? __________________________________________________________________________ 10. Иные предложения и замечания, которые, по Вашему мнению, целесообразно учесть при проведении экспертизы нормативного правового акта. __________________________________________________________________________
Приложение
к Постановлению от 26 декабря 2013 года № 562-А
к Постановлению от 26 декабря 2013 года № 562-А
В соответствии с Законом Костромской области от 11 января 2007 года N 106-4-ЗКО "О нормативных правовых актах Костромской области", постановлением администрации Костромской области от "___" ________ 201_ года N ____ "Об экспертизе нормативных правовых актов Костромской области", а также планом проведения экспертизы нормативных правовых актов Костромской области ____________________________________ провел экспертизу (наименование уполномоченного органа) __________________________________________________________________________ (наименование вида акта, органа, должностного лица, принявшего акт) __________________________________________________________________________ (дата принятия, регистрационный номер, наименование акта) и сообщает следующее. В ходе проведения экспертизы нормативного правового акта с "__" _______ 20__ г. по "___" ________ 20__ г. проведены публичные консультации с целью сбора сведений о положениях нормативного правового акта, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности. Информация о проведении публичных консультаций была размещена в сети Интернет по адресу ______________. Инициатором проведения экспертизы нормативного правового акта выступил ________________________________________________________________. (наименование лица, внесшего предложение о проведении экспертизы) Для проведения экспертизы создана экспертная группа (состав экспертной группы приведен в приложении N 1 к данному заключению). По результатам публичных консультаций получено ____ замечаний и предложений. Результаты проведения публичных консультаций обобщены в справке о результатах проведения публичных консультаций (приложение N 2 к данному заключению). Дополнительно запросы о предоставлении информации направлены в _________________________________________________________________________. (наименование лиц, которым были направлены запросы) Не представлены по дополнительному запросу сведения следующими лицами: ____________________________________________________. 1. Обоснование необходимости государственного регулирования общественных отношений, на которые распространяется действие нормативного правового акта. __________________________________________________________________________ 2. Описание и обоснование практической проблемы в осуществлении предпринимательской и инвестиционной деятельности, связанной с применением положений нормативного правового акта. 1) ___________________________________________________________________ 2) ... 3. Вывод по результатам экспертизы. По результатам проведенного исследования _________________________________________ пришел к выводу о наличии (наименование уполномоченного органа) (отсутствии) в ___________________________________________________________ (наименование вида акта, органа, должностного лица, __________________________________________________________________________ принявшего акт, заголовок (наименование) акта, регистрационный номер, дата принятия) положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности. Необоснованные затруднения заключаются в следующем: __________________________________________________________________________ Приложения: 1. Состав экспертной группы по проведению экспертного исследования положений нормативного правового акта на ___ л. в 1 экз. 2. Справка о результатах проведения публичных консультаций на ___ л. в 1 экз. ________________________ _______________________ _____________________ (руководитель (подпись) (расшифровка подписи) исполнительного органа государственной власти _____________________ Костромской области, (дата) подготовившего М.П. заключение)