Ярославская область
Решение от 02 марта 2010 года № 06-03/49-09
В отношении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области
По делу № 06-03/49-09
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
02 марта 2010 года
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
02 марта 2010 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
,
с участием:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области (далее – ТУФАУГИ) – ;
от ООО «Альфа-2» (далее – так же Заявитель) – ;
от ЗАО «Ремсервис» - ,
рассмотрев 16 февраля 2010 года дело № 06-03/49-09 о нарушении Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской областичасти 1 статьи 19, частей 1, 2 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
Устаеновила:
31.07.2009 года в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «Альфа-2» на действия ТУФАУГИ нарушающих, по его мнению, антимонопольное законодательство, а именно – передача в аренду ЗАО «Ремсервис» объектов федерального недвижимого имущества (инженерную инфраструктуру в виде внутриплощадочных инженерных сетей электроснабжения, водоснабжения, теплоснабжения, канализации) по адресу г. Ярославль, ул. Некрасова, д. 41, без проведения конкурсных процедур.
Представитель ТУФАУГИ нарушения антимонопольного законодательства не признал и пояснил, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 685 «О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества» (далее – Постановление) соответствующее федеральное имущество передано ЗАО «Ремсервис» без проведения торгов, так как передаваемое в аренду имущество неразрывно связано по своим техническим характеристикам, месту нахождения и назначению с недвижимым имуществом, собственником которого является ЗАО «Ремсервис», что соответствует пункту «д» абзаца 3 вышеуказанного Постановления.
Представители ЗАО «Ремсервис» поддержали правовую позицию ТУФАУГИ, пояснив, что при передаче им в аренду инженерной инфраструктуры имущественного комплекса, расположенного по адресу г. Ярославль, ул. Некрасова, д. 41, не было допущено нарушений антимонопольного законодательства, так как ЗАО «Ремсервис» является собственником электроподстанции, некоторых теплоузлов и водомерных узлов, которые технологически связаны с сетями, которые им были переданы в аренду ТУФАУГИ. Таким образом, ЗАО «Ремсервис» является лицом, обладающим правами владения и пользования сетью инженерно-технического обеспечения, которая технологически связана с частью, переданной в аренду сети инженерно-технического обеспечения, поэтому договор аренды с ЗАО «Ремсервис» был заключен без проведения публичных процедур.
Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.
Согласно Положению о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
03.06.2008 года между ТУФАУГИ и ЗАО «Ремсервис» заключен договор № 59-Ф аренды объектов федерального недвижимого имущества (далее – Договор), в соответствии с которым Арендодатель (ТУФАУГИ) обязуется передать во временное владение и пользование следующее имущество, расположенное по адресу: г. Ярославль, ул. Некрасова, д. 41 (территория бывшей фабрики «Североход»):
- тепловая трасса от ТК-1 до ТК-10 протяженностью 427,48 м.;
- кабельные ЛЭП низкого напряжения (0,4 кВ), протяженностью 3,765 км.;
- кабельные ЛЭП высокого напряжения (6кВ), протяженностью 70 м.;
- сети ливневой канализации, протяженностью 561,86 м.;
- сети фекальной канализации, протяженностью 801,07 м.;
- сети водопровода, протяженностью 518,4 м.
В соответствии с пунктами 1.2, 1.3. Договора переданное в аренду имущество является собственностью Российской Федерации и Арендатор (ЗАО «Ремсервис») использует его для осуществления предпринимательской и иной деятельности. Данный Договор действует с 31.05.2008 года по 29.05.2009 года. В соответствии со статьей 621 ГК РФ Договор в настоящее время является действующим как возобновленный на неопределенный срок.
В соответствии с Актом приема-передачи объекта федерального недвижимого имущества по Договору вышеуказанное недвижимое имущество было передано во временное владение и пользование ЗАО «Ремсервис».
Собственность Российской Федерации на вышеуказанное недвижимое имущество подтверждается представленными в Комиссию выписками из реестра федерального имущества от 05.10.2009 года № 1924-1929.
На момент совершения ТУФАУГИ действий, нарушающих антимонопольное законодательство (заключение Договора), Закон о защите конкуренции действовал в редакции от 29.04.2008 года. В настоящее время, с 23.08.2009 года в действие вступили изменения в Закон о защите конкуренции, однако и в действующей редакции данного закона предусмотрена процедура предварительного согласования с антимонопольным органом предоставления хозяйствующим субъектам государственной и муниципальной преференции.
В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная помощь - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции всоответствии с полномочиями органов государственной власти или органов местного самоуправления государственная или муниципальная помощь может предоставляться в целях:
1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
2) проведения фундаментальных научных исследований;
3) защиты окружающей среды;
4) развития культуры и сохранения культурного наследия;
5) производства сельскохозяйственной продукции;
6) поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности;
7) социального обслуживания населения;
8) социальной поддержки безработных граждан и содействия занятости населения.
В соответствии с частью 2 той же статьи не является государственной или муниципальной помощью, в том числе, предоставление преимущества отдельному лицу в результате определенных федеральными законами действий уполномоченного органа, на основании вступившего в законную силу решения суда, по результатам торгов или иным способом, определенным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Порядок предоставления государственной или муниципальной помощи определен исключительно положениями статьи 20 Закона о защите конкуренции, в которой указано, что государственная или муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если государственная или муниципальная помощь предоставляется:
1) в соответствии с федеральным законом;
2) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год;
3) в соответствии с нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год;
4) за счет резервного фонда органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
5) за счет резервного фонда органа местного самоуправления.
Кроме того, вышеуказанной статьей установлен соответствующий порядок предоставления государственной или муниципальной помощи, в соответствии с которым федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную помощь, направляют в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на предоставление такой помощи. К ходатайству прилагаются:
1) проект акта, которым предусматривается предоставление государственной или муниципальной помощи, с указанием цели предоставления государственной или муниципальной помощи и размера такой помощи, если она предоставляется путем передачи государственного или муниципального имущества;
2) перечень видов деятельности, осуществляемых хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную помощь, в течение двух лет, предшествующих дню подачи ходатайства, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, а также копии документов, подтверждающих право на осуществление видов деятельности, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для их осуществления требуется специальное разрешение;
3) наименование видов продукции, объем продукции, произведенной и реализованной хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную помощь, в течение двух лет, предшествующих дню подачи ходатайства, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, с указанием кодов видов продукции;
4) бухгалтерский баланс хозяйствующего субъекта, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную помощь, по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи ходатайства, либо, если хозяйствующий субъект не представляет в налоговые органы бухгалтерский баланс, иная предусмотренная законодательством Российской Федерации о налогах и сборах документация;
5) перечень лиц, входящих в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную помощь, с указанием оснований для вхождения таких лиц в эту группу.
Антимонопольный орган рассматривает представленные ходатайство и документы и принимает по такому ходатайству решение в срок, не превышающий двух месяцев со дня получения ходатайства и документов.
Материалами дела установлено, что федеральное недвижимое имущество передано в аренду ЗАО «Ремсервис» в нарушение установленного Законом о защите конкуренции порядка предоставления государственной помощи, соответствующего ходатайства о даче согласия на предоставление муниципальной помощи ТУФАУГИ в антимонопольной орган не направляло.
Довод ТУФАУГИ и ЗАО «Ремсервис» о том, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 685 «О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества» (в редакции Постановлений Правительства РФ от 27.11.2009 года № 891, от 23.03.2006 года № 156) Договор аренды заключен без проведения торгов, так как передаваемое в аренду имущество неразрывно связано по своим техническим характеристикам, месту нахождения и назначению с недвижимым имуществом, собственником которого является ЗАО «Ремсервис», Комиссией не может быть принят по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем 3 Постановления заключение договора аренды объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности (далее - договор аренды), осуществляется на конкурсной основе с определением в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности стартового размера арендной платы, исчисляемого на основании отчета об оценке объекта, в порядке, установленном Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Договор аренды может заключаться без проведения конкурса исключительно в следующих случаях:
а) передача в аренду в соответствии с решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
б) предоставление помещения взамен изымаемого для государственных нужд, а также в связи с реконструкцией или сносом зданий или сооружений по инициативе собственника в период действия договора аренды;
в) заключение договора аренды на основании вступившего в законную силу решения суда;
г) установление федеральными законами или изданными до принятия настоящего Постановления иными нормативными правовыми актами Российской Федерации особого порядка распоряжения объектами недвижимого имущества;
д) передача имущества в аренду лицу, являющемуся собственником недвижимого имущества, с которым передаваемое имущество неразрывно связано по своим техническим характеристикам, месту нахождения и назначению.
В ходе рассмотрения дела у ТУФАУГИ и ЗАО «Ремсервис» были запрошены соответствующие доказательства того, что на момент совершения сделки ЗАО «Ремсервис» действительно было собственником того имущества, с которым передаваемые в аренду объекту коммунальной инфраструктуры имели неразрывную связь по своим техническим характеристикам, месту нахождения и назначению.
ТУФАУГИ и ЗАО «Ремсервис» были представлены в Комиссию соответствующие документы, из которых следовало, что на момент заключения Договора ЗАО «Ремсервис» обладало правом собственности лишь на трансформаторную подстанцию (нежилые помещения №№ 1,4-15, инв. № 13992, лит. Р), а также помещения под литерами Д и Н1, что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права. Правоустанавливающие документы на иные объекты, расположенные на территории площадки по адресу г. Ярославль, ул. Некрасова, д. 41, оформлены ЗАО «Ремсервис» уже после оформления договорных отношений с ТУФАУГИ. Факты заключения ЗАО «Ремсервис» договоров аренды помещений (с целью эксплуатации тепловых и водомерных узлов) с различными собственниками не наделяют его правами собственника (как того требует закон) на данное имущество. Следовательно, Комиссия полагает, что при таких обстоятельствах ТУФАУГИ необходимо было проводить конкурс, как того требует Постановление, так как ситуация с ЗАО «Ремсервис» не подпадает под исключения, в нем предусмотренные.
Таким образом, заключение ТУФАУГИ договора аренды с ЗАО «Ремсервис» без проведения конкурсных процедур и предварительного согласования с антимонопольным органом, привело к созданию для данного хозяйствующего субъектаболее выгодных условий деятельности, что является нарушением порядка предоставления государственной помощи.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
Решила:
1.Признать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области нарушившим часть 1 статьи 19, части 1, 2 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2.Выдать Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Приложение от 02 марта 2010 года к № 06-03/49-09
Предписание
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 16 февраля 2010 по делу № 06-03/49-09 о нарушении Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области части 1 статьи 19, части 1,2 статьи 20 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
Предписывает:
Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области в срок до 15.06.2010 года, совершить действия, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, а именно – принять меры по возврату имущества, переданного в качестве государственной помощи ЗАО «Ремсервис» по договору аренды № 59-Ф от 03.06.2008 года, за исключением объектов электросетевого хозяйства.
Об исполнении предписания сообщить до 25.06.2010 года.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.