» » » О нарушении антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по реализации сжиженного газа населению, выразившегося в экономически или технологически необоснованном отказе организации, предоставляющей банковские услуги населению, от заключения договора на прием платежей от населения за сжиженный газ

- Консультации и защита в суде по гражданским и уголовным делам, помощь при ДТП, ведение бракоразводных процессов, раздела имущества и др. -

О нарушении антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по реализации сжиженного газа населению, выразившегося в экономически или технологически необоснованном отказе организации, предоставляющей банковские услуги населению, от заключения договора на прием платежей от населения за сжиженный газ


Ярославская область
Решение Ярославского УФАС России от 28 января 2011 года № 03-03/122-10
О нарушении антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по реализации сжиженного газа населению, выразившегося в экономически или технологически необоснованном отказе организации, предоставляющей банковские услуги населению, от заключения договора на прием платежей от населения за сжиженный газ
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
Решение изготовлено в полном объеме 03.02.2011.
Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя Ярославского УФАС России Паутов И.Г.; члены Комиссии: начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., главный специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля Правдина Е.А., рассмотрев дело N 03-03/122-10 по признакам нарушения ОАО "Я" (юр. адрес: <...>) пунктов 5, 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
Установила:
дело возбуждено по итогам рассмотрения поступившего в Ярославское УФАС России заявления Ярославского регионального филиала ОАО "Р".
На заседании Комиссии представители заявителя пояснили следующее.
ОАО "Р" обратилось в ОАО "Я" с предложением о заключении договора на прием денежных средств от населения на оплату сжиженного газа в баллонах. На предложение банка был получен отказ, мотивированный тем, что в настоящее время ОАО "Я" отсутствует фактическая потребность в дополнительных услугах и ОАО "Я" заключены соответствующие договоры с ФГУП "П" и ОАО "С". Сложившаяся ситуация создает огромные неудобства для сельского населения, поскольку оно не имеет возможности осуществить платежи за сжиженный газ в иных местах, кроме отделений ФГУП "П" и ОАО "С". ОАО "Р" вынужден отказывать потребителям, обращающимся в банк за услугой по приему платежей за сжиженный газ. Условия, предлагаемые ОАО "Р" ОАО "Я", являются не менее выгодными, чем условия, на которых заключены договоры с ФГУП "П" и ОАО "С". Представители ОАО "Р" заявили письменное ходатайство о выдаче ОАО "Я" в соответствии с подпунктом и пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 предписания о заключении с ОАО "Р" договора на прием платежей физических лиц в валюте РФ на оплату сжиженного газа (в баллонах).
Представители ОАО "Я" представили письменные пояснения. Полагают, что в действиях общества отсутствует состав вменяемых правонарушений. ОАО "Я" не является конкурентом ОАО "Р", не оказывает финансовых услуг. Потребители баллонного газа имеют возможность вносить денежные средства в кассы предприятия, осуществлять оплату сжиженного газа через банковские организации. Предложения ОАО "Р" по существу ОАО "Я" не рассматривалось, потребность в заключении договора (опрос потребителей и т.п.) не оценивалась.
Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.
ОАО "Р" направило в адрес ОАО "Я" 02.03.2010 письмо N 61-19-08/1143 с предложением о сотрудничестве в части заключения договора на прием денежных средств от населения на оплату сжиженного газа. ОАО "Я" в ответ 10.06.2010 направило письмо N СС-10/1685, в котором сообщило, что "в настоящее время у ОАО "Я" отсутствует фактическая потребность в дополнительных услугах по приему платежей, поскольку обществом заключены соответствующие договоры с ФГУП "П" и ОАО "С".
ОАО "Я" включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по позиции "Реализация сжиженного углеводородного газа населению" с долей более 65% в географических границах Ярославской области, включая г. Ярославль, кроме г. Рыбинска, Рыбинского района, Пошехонского района.
Возникновение и существование рынка приема платежей от населения за поставляемый сжиженный газ обусловлено существованием рынка реализации сжиженного углеводородного газа населению. На указанном рынке действуют банковские и иные организации, в том числе ФГУП "П".
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" N 395-1 от 02.12.1990 к банковским операциям относятся, в том числе, осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" N 395-1 от 02.12.1990 кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Таким образом, услуги по осуществлению расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; осуществлению переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов кредитные организации, в том числе банки, осуществляют на условиях платности в целях извлечения прибыли.
Организации, у которых заключен с ОАО "Я" договор на прием платежей физических лиц, имеют возможность оказывать подобную услугу гражданам, не взимая с них плату, поскольку оплачивает услугу ОАО "Я". Организации, не заключившие подобного договора, получают плату за оказанные услуги непосредственно с плательщика-гражданина, путем начисления комиссии за услугу.
Таким образом, при привлечении клиентов - физических лиц, организации, заключившие договор с ОАО "Я" имеют преимущество, поскольку могут оказать услугу клиенту, не взимая комиссии. ОАО "Я" своими действиями по заключению либо отказу от заключения договора имеет возможность предоставлять преимущества организациям, действующим на рынке приема платежей от населения за поставляемый сжиженный газ в географических границах Ярославской области, включая г. Ярославль, кроме г. Рыбинска, Рыбинского района, Пошехонского района.
ОАО "Я" заключен договор N 0-3-1229/05 о приеме платежей физических лиц в валюте Российской Федерации от 3 мая 2005 года с ОАО "С", договор N 09-04/3-0-3 от 18 декабря 2003 года о предоставлении услуг по приему платежей от населения за газ. В соответствии с данными договорами ОАО "Я" оплачивает услуги указанных организаций по приему платежей от населения в размере, определяемом как процент от суммы принятых конкретной организацией платежей. Таким образом, в случае заключения аналогичного договора с иной организацией в случае, если размер платы будет равен или ниже размера платы, установленного действующими договорами, ОАО "Я" не понесет дополнительных расходов.
ОАО "Я" не рассматривало предложение ОАО "Р" о заключении договора на прием платежей от населения с точки зрения экономической целесообразности заключения данного договора, снижения или повышения затрат ОАО "Я" в случае заключения договора.
В соответствии с пунктами 5, 9 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):
5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
9) создание препятствий к доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
Таким образом, отказ ОАО "Я" от заключения договора на прием платежей от населения за сжиженный газ с ОАО "Р" не был обоснован экономически или технологически, поскольку ОАО "Я" не проводило анализа экономических последствий заключения договора. Данный необоснованный отказ создал для ОАО "Р" препятствия для доступа на рынок приема платежей от населения за сжиженный газ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
Решила:
1.Признать ОАО "Я" нарушившим пункты 5, 9 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006.
2.Выдать ОАО "Я" предписание о заключении договора.
Председатель Комиссии
И.Г.ПАУТОВ
Члены Комиссии:
М.В.ГАЕВ
Е.А.ПРАВДИНА

Предыдущая новость - О признании ненадлежащей рекламы пива, размещенной на фасаде жилого дома, не сопровождающейся предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива, которое при данном способе распространения рекламы д ...

Следующая новость - О нарушении антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг связи, выразившемся в неправомерном отказе организации от заключения договора на ...


Свежие новости в Законодательстве РФ

Обобщена практика прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов власти в 2013 году
Так, прокурорами оспорено более 2,6 тыс. противоречащих федеральному законодательству региональных нормативных правовых актов и около 122 тыс. муниципальных нормативных правовых актов....подробнее

При Минэкономразвития России создан Экспертный совет по контрактным отношениям
Он призван усовершенствовать систему госзакупок....подробнее

С 1 апреля 2014 года увеличатся размеры социальных пенсий
Средний размер пенсий будет обеспечен на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в целом по России....подробнее

Букмекеров могут обязать направлять часть выручки на финансирование физической культуры и спорта
Предлагается установить целевые отчисления в размере до 10% от выручки организатора азартных игр в букмекерской конторе и тотализаторе....подробнее

Недельная инфляция в России составила 0,2%
Такие данные обнародованы Росстатом....подробнее

Разработаны требования к антитеррористической защищенности общественных мест
В частности, предлагается оборудовать все общественные места системой видеомониторинга и инженерными средствами, препятствующими несанкционированному въезду на их территорию транспортных средств....подробнее