» » » О нарушении антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии, выразившемся в неправомерном взимании с организации без установленного надлежащим образом тарифа денежных средств на основании платежных документов, выставленных в адрес третьих лиц, в том числе указанных в договоре поставки электрической энергии

- Консультации и защита в суде по гражданским и уголовным делам, помощь при ДТП, ведение бракоразводных процессов, раздела имущества и др. -

О нарушении антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии, выразившемся в неправомерном взимании с организации без установленного надлежащим образом тарифа денежных средств на основании платежных документов, выставленных в адрес третьих лиц, в том числе указанных в договоре поставки электрической энергии


Ярославская область
Решение Ярославского УФАС России от 17 марта 2011 года № 03-03/96-10
О нарушении антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии, выразившемся в неправомерном взимании с организации без установленного надлежащим образом тарифа денежных средств на основании платежных документов, выставленных в адрес третьих лиц, в том числе указанных в договоре поставки электрической энергии
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
Решение изготовлено в полном объеме 30.03.2011.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Балабаев С.А., члены Комиссии - начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., специалист 3 разряда Ганина А.А., с участием:
от ОАО "Я" (далее - ОАО "Я", Покупатель, Сетевая организация) представителя по доверенности,
от ООО "Я" представителя по доверенности,
рассмотрев 17 марта 2011 года (в деле объявлялся перерыв с 16 марта 2011 до 16.30 17 марта 2011 года) дело N 03-03/96-10 о нарушении ОАО "Я" части 1 статьи 10, пункта 10 части 1 статьи 10 (с учетом Определения N 646/03-03 от 11.02.2011) Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
Установила:
в Ярославское УФАС России поступило заявление, входящий N 3705 от 23 апреля 2010 года, хозяйствующего субъекта ООО "Я" (далее - Заявитель) о нарушении ОАО "Я" антимонопольного законодательства, выразившегося, по мнению Заявителя, в ущемлении его интересов путем прекращения подачи электрической энергии на его объект с 9 апреля 2010 года.
Представитель Сетевой организации нарушения антимонопольного законодательства не признал. Подробная позиция ОАО "Я" изложена в материалах дела.
Приказом председателя комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля N 6/2296 от 27.12.2010 МУП "Я" 12.01.2011 реорганизовано путем преобразования в ОАО "Я".
Принимая решение о нарушении хозяйствующим субъектом ОАО "Я" антимонопольного законодательства, Комиссия исходит из следующего.
Между хозяйствующими субъектами ОАО "Я" (далее - ОАО "Я", Поставщик, Энергоснабжающая организация) и ОАО "Я" заключен договор поставки электрической энергии N 106 от 01.07.2006 (ранее - договор N 106 от 20.12.1995) (далее - Договор). В соответствии с указанным Договором Поставщик обязался поставлять (передавать) электрическую энергию (мощность) в адрес Покупателя (раздел N 1 Договора) в отношении точек поставки (пункт 4.1 Договора), перечисленных в приложении N 3 к Договору. Учет и контроль поставляемой энергии (мощности) осуществляется средствами измерения по каждой точке поставки (Покупателя и третьих лиц) и точке технологического присоединения, в том числе по следующим точкам: МУП "Я", счетчик N 3020607, место установки п/с "Свободный труд", от сетей ОАО "Л", МУП "Я", счетчик N 2D24742, место установки п/с "Свободный труд", от сетей ОАО "Л" (приложение N 4) (пункт 5.1 Договора).
Одновременно в соответствии с Договором структурную схему энергоснабжения хозяйствующего субъекта ОАО "Я" условно можно разделить на 2 ветви в зависимости от принадлежности объектов электросетевого хозяйства:
- первая ветвь - сети ОАО "Я" (в настоящий момент ОАО "М") - сети, объекты Покупателя;
- вторая ветвь - сети ОАО "Я" (в настоящий момент ОАО "М") - сети ОАО "Л" (в настоящий момент ЗАО "В") - сети, объекты Покупателя.
В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом установлено, что тяговая подстанция N 9, принадлежащая Сетевой организации (свидетельство о государственной регистрации права от 19.11.2008), и с использованием которой снабжаются электрической энергией (мощностью) объекты Заявителя, относится ко второй ветви структурной схемы, то есть последние получают электрическую энергию (мощность) посредством объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих Сетевой организации, ЗАО "В" и далее ОАО "М".
Вместе с тем в Договоре в соответствующих приложениях NN 1, 2, 3 поименованы третьи лица, получающие электрическую энергию (мощность) с использованием объектов электросетевого хозяйства ОАО "Я", среди которых присутствует в том числе и Заявитель. В материалы дела также представлен договор N 15 от 01.11.2005, заключенный между Заявителем и Сетевой организацией. В соответствии с указанным договором ОАО "Я" обязалось отпускать электрическую энергию Заявителю (пункт N 2) согласно установленным условиям и величинам потребления, а последний, в свою очередь, - оплачивать (пункт N 3) фактически потребленную электроэнергию, а также вносить другие платежи, связанные с предоставлением Заявителю услуг по обслуживанию оборудования за расчетный период в соответствии с утвержденными тарифами и правилами пользования электрической энергией, возмещать затраты на текущее содержание электрооборудования и пр.
Индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ОАО "Я", установлен Приказом N 14 от 15.03.2010 Департаментом топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
В соответствии с абзацем 13 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.
В силу пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, собственники или иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 4 ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. В силу части 5 статьи 5 ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. В силу указанных нормативных положений хозяйствующий субъект ОАО "Я" занимает доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии.
Учитывая указанные нормативные положения и фактические обстоятельства дела, действия хозяйствующего субъекта ОАО "Я" по неправомерному (без установленного надлежащим образом тарифа, в нарушение пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг) взиманию денежных средств на основании следующих платежных документов, выставленных в адрес третьих лиц, в том числе указанных в Договоре:
в адрес ООО "Я" счета-фактуры: NN 319, 320 от 31.03.2008, N 430, 431 от 30.04.2008, N 547, 548 от 30.05.2008, N 667, 668 от 30.06.2008, N 791, 792 от 31.07.2008, N 1049, 1050 от 29.08.2008, N 1196, 1197 от 30.09.2008, N 1226, 1227 от 31.10.2008, 97 от 31.01.2009, 98 от 31.01.2009, 288 от 31.03.2009, 379 от 30.04.2009, 470 от 31.05.209, 572 от 30.06.2009, 649 от 31.07.2009, 741 от 31.08.2009, 823 от 30.09.2009, 903 от 30.10.2009, 974 от 30.11.2009, 1062 от 31.12.2009, 33 от 31.01.2010, которые оплачены платежными поручениями NN 130 от 08.05.2008, 147 от 10.06.2008, 169 от 25.06.2008, 198 от 18.07.2008, 238 от 20.08.2008, 262 от 07.10.2008, 281 от 27.10.2008, 296 от 12.11.2008, 315 от 10.12.2008, 66 от 20.03.2009, 104 от 22.04.2009, 137 от 19.05.2009, 204 от 22.07.2009, 286 от 05.10.2009, 323 от 09.11.2009, 353 от 09.12.2009, 367 от 31.12.2009, 19 от 02.02.2010, 41 от 19.02.2010, 51 от 05.03.2010 (общая сумма затрат за содержание тяговых подстанций, оплаченных ООО "Я" по указанным документам, составила 354088,32 руб. без НДС);
в адрес ОАО "А" счета-фактуры: NN 318 от 31.03.2008, 429 от 30.04.2008, 546 от 30.05.2008, 666 от 30.06.2008, 790 от 31.07.2008, 1048 от 29.08.2008, 1149 от 30.09.2008, 1225 от 31.10.2008, 1474 от 30.11.2008, 1602 от 31.12.2008, 96 от 31.01.2009, 188 от 28.02.2009, 287 от 31.03.2009, 378 от 30.04.2008, 469 от 31.05.2009, 571 от 30.06.2009, 648 от 31.07.2008, 740 от 31.08.2009, 824 от 30.09.2009, 902 от 30.10.2009, 973 от 30.11.2009, 1061 от 31.12.2009, 31 от 31.01.2010, 82 от 28.02.2010, 123 от 31.03.2010, 169 от 30.04.2010, 284 от 30.06.2010, которые оплачены платежными поручениями NN 226 от 24.04.2008, 278 от 21.05.2008, 338 от 19.06.2008, 398 от 17.07.2008, 471 от 22.08.2008, 538 от 01.10.2008, 585 от 21.10.2008, 660 от 21.11.2008, 713 от 18.12.2008, 26 от 20.01.2009, 100 от 26.02.2009, 167 от 24.03.2009, 226 от 21.04.2009, 311 от 20.05.2009, 373 от 30.06.2009, 429 от 20.07.2009, 508 от 21.08.2009, 562 от 22.09.2009, 620 от 21.10.2009, 704 от 09.12.2009, 742 от 22.12.2009, 34 от 26.01.2010, 93 от 25.02.2010, 145 от 23.03.2010, 224 от 22.04.2010, 281 от 20.05.2010, 399 от 20.07.2010 (общая сумма затрат за содержание тяговых подстанций, оплаченных ОАО "А" по указанным документам, составила 144345,60 руб. без НДС);
в адрес ОАО "Г" счета-фактуры: NN 1140 от 30.09.2008, 1224 от 31.10.2008, 1473 от 30.11.2008, 1601 от 31.12.2008, 187 от 28.02.2009, 286 от 31.03.2009, 377 от 30.04.2009, 95 от 31.01.2009, которые оплачены платежными поручениями NN 485 от 27.10.2008, 593 от 01.12.2008, 785 от 31.12.2008, 25 от 19.01.2009, 368 от 20.03.2009, 736 от 21.05.2009, 190 от 17.07.2009 (общая сумма затрат за содержание тяговых подстанций, оплаченных ОАО "Г" по указанным документам, составила 14310,40 руб. без НДС);
в адрес ИП Р.С.Б. счета-фактуры: NN 323 от 31.03.2008, 434 от 30.04.2008, 551 от 30.05.2008, 795 от 31.07.2008, 671 от 30.06.2008, 1053 от 29.08.2008, 1200 от 30.09.2008, 1230 от 31.10.2008, которые оплачены платежными поручениями NN 68 от 21.04.2008, 85 от 21.05.2008, 109 от 02.07.2008, 134 от 29.08.2008, 160 от 17.10.2008, 161 от 22.10.2008, 181 от 21.11.2008. Общая сумма затрат за содержание тяговых подстанций, оплаченных ИП Р.С.Б. по указанным документам, составила 378,56 руб. без НДС;
в адрес ООО "К" счета-фактуры: NN 322 от 31.03.2008, 433 от 30.04.2008, 550 от 30.05.2008, 795 от 31.07.2008, 670 от 30.06.2008, 794 от 31.07.2008, 1052 от 29.08.2008, 1199 от 30.09.2008, 1229 от 31.10.2008, которые оплачены платежными поручениями NN 204 от 18.04.2008, 278 от 16.05.2008, 348 от 17.06.2008, 456 от 18.07.2008, 508 от 19.08.2008, 574 от 19.09.2008, 626 от 21.10.2008, 143 от 27.08.2009 (общая сумма затрат за содержание тяговых подстанций, оплаченных ООО "К" по указанным документам, составила 270662,40 руб. без НДС);
в адрес ФГУП ГОССМЭП МВД России счета-фактуры: NN 325 от 31.03.2008, 437 от 30.04.2008, 554 от 30.05.2008, 673 от 30.06.2008, 798 от 31.07.2008, 1202 от 30.09.2008, 1232 от 31.10.2008, 1480 от 30.11.2008, 1609 от 31.12.2008, 103 от 31.01.2009, 191 от 28.02.2009, которые оплачены платежными поручениями NN 466 от 04.05.2008, 643 от 20.06.2008, 826 от 28.07.2008, 946 от 21.08.2008, 255 от 23.10.2008, 393 от 20.11.2008, 568 от 19.12.2008, 53 от 23.01.2009, 236 от 31.03.2009 (общая сумма затрат за содержание тяговых подстанций, оплаченных ФГУП ГОССМЭП МВД России по указанным документам, составила 4930,56 руб. без НДС;
в адрес ООО "Р-1" счета-фактуры: NN 324 от 31.03.2008, 435 от 30.04.2008, 436 от 30.04.2008, 552 от 30.05.2008, 553 от 30.05.2008, 672 от 30.06.2008, 797 от 31.07.2008, 796 от 31.07.2008, 1054 от 29.08.2008, 1201 от 30.09.2008, 1231 от 31.10.2008, 1479 от 30.11.2008, 100 от 31.01.2009, которые оплачены платежными поручениями NN 95 от 23.04.2008, 288 от 20.05.2008, 289 от 20.05.2008, 140 от 17.06.2008, 141 от 17.06.2008, 601 от 16.07.2008, 362 от 19.08.2008, 361 от 19.08.2008, 17 от 01.10.2008, 194 от 21.10.2008, 103 от 22.01.2009, 100 от 22.01.2009, 469 от 24.02.2009 (общая сумма затрат за содержание тяговых подстанций, оплаченных ООО "Р-1" по указанным документам, составила 4923,84 руб. без НДС);
в адрес ООО "Р-2" счета-фактуры: NN 321 от 31.03.2008, 432 от 30.04.2008, 549 от 30.05.2008, 669 от 30.06.2008, 793 от 31.07.2008, 1051 от 29.08.2008, 1198 от 30.09.2008, 1228 от 31.10.2008, 1477 от 30.11.2008, 1605 от 21.12.2008, 99 от 31.01.2009, 471 от 31.05.2009, 289 от 31.03.2009, 190 от 28.02.2009, 573 от 30.06.2009, 650 от 37.07.2009, 380 от 30.04.2009, 742 от 31.08.2009, 825 от 30.09.2009, 904 от 30.10.2009, 1063 от 31.12.2009, 34 от 31.01.2010, 84 от 28.02.2010, 125 от 31.03.2010, которые оплачены платежными поручениями NN 856 от 23.05.2008, 209 от 05.06.2008, 514 от 18.06.2008, 331 от 28.07.2008, 932 от 03.09.2008, 598 от 02.10.2008, 969 от 20.10.2008, 722 от 20.11.2008, 522 от 25.12.2008, 121 от 10.04.2009, 120 от 10.04.2009, 470 от 17.06.2009, 431 от 10.07.2009, 550 от 21.07.2009, 666 от 05.08.2009, 706 от 17.08.2009, 44 от 23.11.2009, 985 от 24.11.2009, 69 от 28.01.2010, 156 от 26.02.2010, 248 от 29.03.2010, 397 от 13.05.2010 (общая сумма затрат за содержание тяговых подстанций, оплаченных ООО "Р-2" по указанным документам, составила 15093,44 руб. без НДС);
в адрес ОАО "С" счета-фактуры: 317 от 31.03.2008, 428 от 30.04.2008, 545 от 30.05.2008, 665 от 30.06.2008, 789 от 31.07.2008, 1047 от 29.08.2008, которые оплачены платежными поручениями NN 380 от 12.03.2008, 938 от 14.04.2008, 846 от 27.05.2008, 43 от 30.06.2008, 495 от 01.08.2008, 580 от 29.08.2008 (общая сумма затрат за содержание тяговых подстанций, оплаченных ОАО "С" по указанным документам, составила 7929,6 руб. без НДС) (общая сумма, перечисленная всеми контрагентами в оплату затрат за содержание тяговых подстанций в период с марта 2008 года, составила 816662,72 рубля (без НДС) образуют состав антимонопольного нарушения, а именно пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
Хозяйствующий субъект ООО "Я" письмом N 389 от 11.11.2010 направил в адрес Сетевой организации для подписания акт разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности. Письмо получено адресатом 18.11.2010. На момент вынесения настоящего решения Сетевая организация на указанное письмо не ответила.
В силу пункта 62 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 530 от 31 августа 2006 года, лицо, намеревающееся заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии), направляет гарантирующему поставщику заявку о заключении соответствующего договора с указанием планируемого объема потребления электрической энергии (мощности) и приложением документов, подтверждающих выполнение необходимых для его заключения условий: присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрической сети сетевой организации в установленном порядке, обеспечение учета электрической энергии, надлежащее техническое состояние энергопринимающих устройств потребителя, удостоверенное федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору. Одним из таких документов, подтверждающих выполнение необходимых условий для заключения договора энергоснабжения, в том числе является акт разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности, составляемый потребителем и, соответственно, сетевой организацией (владельцем объектов электросетевого хозяйства). Отсутствие в составе заявки потребителя указанного документа создает непреодолимое препятствие для заключения договора энергоснабжения между потребителем и гарантирующим поставщиком, что ущемляет интересы потребителя, так как он не может гарантированно, в соответствии с законодательно установленным порядком получить необходимый объем электрической энергии (мощности) на свой объект. Учитывая вышеизложенное, бездействие Сетевой организации, выразившееся в отсутствии ответа на письмо N 389 от 11.11.2010, так или иначе препятствующее в получении указанного акта, образуют состав антимонопольного нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
Комиссия антимонопольного органа признает несостоятельным довод ОАО "Я" о том, что ранее письмом N 366 от 17.02.2010 в адрес Заявителя был направлен подписанный акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, что исключает злоупотребление доминирующим положением со стороны ОАО "Я" по причине искажения сведений и информации относительно присоединенной, максимально разрешенной мощности в направленном в адрес Заявителя акте.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия антимонопольного органа
Решила:
1.Признать открытое акционерное общество "Я" нарушившим часть 1 статьи 10, пункт 10 части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
2.Выдать открытому акционерному обществу "Я" предписание о перечислении в федеральный бюджет незаконно полученного дохода в общем размере 816662,72 рубля.
3.Выдать открытому акционерному обществу "Я" предписание о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии
С.А.БАЛАБАЕВ
Члены Комиссии:
М.В.ГАЕВ
А.А.ГАНИНА

Предыдущая новость - Об утверждении стоимости расходов на доставку 1 куб. м дров для населения

Следующая новость - О нарушении антимонопольного законодательства государственным заказчиком при проведении запроса котировок на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту полов с заменой ...


Свежие новости в Законодательстве РФ

Обобщена практика прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов власти в 2013 году
Так, прокурорами оспорено более 2,6 тыс. противоречащих федеральному законодательству региональных нормативных правовых актов и около 122 тыс. муниципальных нормативных правовых актов....подробнее

При Минэкономразвития России создан Экспертный совет по контрактным отношениям
Он призван усовершенствовать систему госзакупок....подробнее

С 1 апреля 2014 года увеличатся размеры социальных пенсий
Средний размер пенсий будет обеспечен на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в целом по России....подробнее

Букмекеров могут обязать направлять часть выручки на финансирование физической культуры и спорта
Предлагается установить целевые отчисления в размере до 10% от выручки организатора азартных игр в букмекерской конторе и тотализаторе....подробнее

Недельная инфляция в России составила 0,2%
Такие данные обнародованы Росстатом....подробнее

Разработаны требования к антитеррористической защищенности общественных мест
В частности, предлагается оборудовать все общественные места системой видеомониторинга и инженерными средствами, препятствующими несанкционированному въезду на их территорию транспортных средств....подробнее