» » » Решение Ярославского УФАС России от 17 марта 2011 года

- Консультации и защита в суде по гражданским и уголовным делам, помощь при ДТП, ведение бракоразводных процессов, раздела имущества и др. -

Решение Ярославского УФАС России от 17 марта 2011 года


Ярославская область
Решение Ярославского УФАС России от 17 марта 2011 года
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
Решение изготовлено в полном объеме 17.03.2011
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Балабаев С.А.,
члены Комиссии – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Антонова М.В., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Завьялов М.Ф.,
в отсутствие представителей заявителя, ответчика, третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев 2 марта 2011 года дело № 03-03/76-10 о нарушении ОАО «ЯСК», МУП «Рыбинская городская электросеть» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
Установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Далее также антимонопольный орган) поступило заявление ОАО «Управляющая компания» городского округа г. Рыбинск о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ОАО «Ярославская сбытовая компания». Нарушение по мнению заявителя выразилось в неправомерном прекращении поставки электрической энергии на повысительные насосные станции, что привело к прекращению подачи холодной и горячей воды в жилые помещения, а также в неправомерном неприменении коэффициента 0,7 к объемам электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды в домах, оборудованных электрическими плитами.
Ответчик в состоявшихся раннее заседаниях комиссии нарушения антимонопольного законодательства не признал, пояснил, что повысительные насосные станции не являются общедомовым имуществом, соответственно подача электрической энергии на данный объект может быть ограничена с учетом правил, утвержденных правительством РФ.
В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом были установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях МУП «Рыбинская городская электросеть».
Принимая решение по делу Ярославское УФАС исходит из следующего.
1.В отношении прекращения поставки электрической энергии на повысительные насосные станции.
В материалы дела представлен договор снабжения электрической энергией №704210 от 01.05.2009г. между ОАО «ЯСК» и ОАО городского округа г. Рыбинск «Управляющая компания». Предметом данного договора является поставка электрической энергии на объекты, перечисленные в приложении №1. В соответствии с указанным приложением точками поставки электрической энергии в том числе являются насосные станции, оборудованные насосами, обеспечивающими подъем воды до верхних этажей многоквартирных домов.
18.01.2010г. в адрес ОАО «Управляющая компания» поступило уведомление №15/243 о введении ограничения режима потребления электрической энергии, в соответствии с которым ОАО «Управляющая компания» в срок до 28.01.2010г. предлагалось погасить задолженность, имеющуюся перед Энергоснабжающей организацией. В противном случае 29.01.2010г. подача электрической энергии на насосные станции по списку (всего 23 адреса) будет прекращена.
22.01.2010г. со стороны ОАО «ЯСК» в адрес субъекта, осуществляющего передачу электрической энергии (МУП «Рыбинская городская электросеть») поступила заявка №15/286 о введении ограничения режима потребления электрической энергии, в соответствии с которым 29.01.2010г. требовалось произвести ограничение потребления электрической энергии потребителю ОАО городского округа г. Рыбинск «Управляющая компания». Ограничение произвести путем отключения ТП-44, РУ-04кВ, ф. Насосная, ТП-17, РУ-04кВ, ф. Насосная, ТП – 47 РУ-04кВ, ф. Насосная. Основанием для введения ограничения указывалась существующая задолженность управляющей компании.
В соответствии с письмом МУП «Рыбинская городская электросеть» от 01.09.2010г. №1958 в адрес ОАО «Управляющая компания» 29.01.2010г. были отключены следующие насосные станции:
1.ул. Луначарского, д. 21 с 09.10 до 11.20;
2.ул. Кирова, 17 с 9.30 до 11.30;
3.ул. Фурманова, д. 17с 9.50 до 11.30.
Одновременно материалами дела установлено, что в здании насосных подстанций по указанным адресам находятся не только повысительные насосы холодного водоснабжения поставка электрической энергии на которые осуществляется по договору между ОАО «Управляющая компания» и ОАО «ЯСК», но и повысительные насосы горячего водоснабжения поставка электрической энергии на которые производится по договору между ОАО «ЯСК» и МУП «Теплоэнерго» №702017, от 01.01.2009г. (дополнение к приложению №4). Контрагент МУП «Теплоэнерго» не имел задолженности в размере, необходимом для введения ограничения, в отношении него со стороны ОАО «ЯСК» поручения о введении ограничения не поступало.
Таким образом, указанное ограничение было произведено МУП «Рыбинская городская электросеть» самовольно.
В материалы дела представлен договор №05-4/7-29 между ОАО «ЯСК» и МУП «Рыбинская городская электросеть» в соответствии с которым последнее обязуется обеспечить передачу электрической энергии абонентам Энергоснабжающей организации. Кроме того для МУП «Рыбинская городская электросеть» Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов ЯО от 30.12.2009 N 230 "О введении в действие постановления правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 25 декабря 2009 года N ППр-230-ЭЭ/П "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями и филиалом открытого акционерного общества "МРСК Центра" - "Ярэнерго" установлен тариф на передачу электрической энергии на 2010г. Изложенное свидетельствует о том, что предприятие осуществляет естественно - монопольный вид деятельности – передачу электрической энергии по своим сетям.
В силу части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, МУП «Рыбинская городская электросеть» занимает доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии в г. Рыбинске в границах присоединенной сети.
Отношения в сфере энергоснабжения регулируются Гражданским кодексом, Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" и другими нормативно-правовыми актами.
В соответствии с п. 29 Правил функционирования розничных рынков сетевая организация приостанавливает исполнение обязательств по договору в случае приостановления исполнения обязательств по договорам купли-продажи электрической энергии, энергоснабжения или по договору о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии (мощности), а также прекращение указанных договоров - при наличии соответствующего уведомления (в письменной форме с приложением подтверждающих документов) от организации коммерческой инфраструктуры оптового рынка, гарантирующего поставщика или энергосбытовой организации с указанием предполагаемого срока введения ограничений режима потребления.
Таким образом, МУП «Рыбинская городская электросеть» могла произвести ограничение поставки только на объекты, непосредственно указанные гарантирующим поставщиком.
Поручений о введении ограничения на объекты МУП «Теплоэнерго» ОАО «ЯСК» не давало. В направленном сетевой организации требовании поименован субъект, ограничение которого необходимо произвести - ОАО «Управляющая организация».
МУП «Рыбинская городская электросеть» было известно, что в насосной станции располагается также оборудование, ОАО «Управляющая компания» не принадлежащее, в материалы дела представлены акты разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности на данные насосные станции, подписанные между МУП «Рыбинская городская электросеть» и МУП «Теплоэнерго».
Действия МУП «Рыбинская городская электросеть» привели к негативным последствиям для граждан, проживающих в многоквартирных домах по адресу г. Рыбинск, ул. Фурманова, д. 17, ул. Луначарского, д. 21, ул. Кирова, 17.
Гражданам, проживающим в многоквартирном доме по адресу г. Рыбинск, ул. Фурманова, д. 17 причинен значительный ущерб, в материалы дела представлена информация о том, что в указанном многоквартирном доме были подморожены и вышли из строя несколько участков сети горячего и холодного водоснабжения. В материалы дела представлен акт о приемке выполненных работ по устранению последствий произошедшей аварии на общую сумму 27 226,14 руб.
Таким образом, действия МУП «Рыбинская городская электросеть» по введению ограничений на объекты МУП «Теплоэнерго», а именно на повысительные насосы горячей воды по адресам г. Рыбинск ул. Луначарского, д. 21 с 09.10 до 11.20, ул. Кирова, 17 с 9.30 до 11.30, ул. Фурманова, д. 17с 9.50 до 11.30, противоречащие требованиям законодательства об энергоснабжении, приведшие к ущемлению прав граждан и управляющей компании, образуют нарушения части 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Так как на момент рассмотрения дела электрическая энергия подавалась, антимонопольный орган не выдает МУП «Рыбинская городская электросеть» обязательное для исполнения предписание.
2.В отношении нарушения порядка ценообразования на электрическую энергию.
Материалами дела установлено, что ряд домов, находящихся под управлением ОАО «Управляющая компания» оборудован электрическими плитами.
19.11.2009г. ОАО «Управляющая компания» обратилась в ОАО «ЯСК» письмом №1900, в котором просило ОАО «ЯСК» просило произвести корректировку платы за электрическую энергию за предыдущие годы с учетом коэффициентов, понижающих стоимость электрической энергии для объектов, оборудованных электроплитами.
20.11.2009г. ОАО «ЯСК» письмом №15/2635 не отказывая в производстве корректировки, указало, что необходимо представить информацию, подтверждающую наличие электроплит в домах.
Однако, 08.12.2009г. письмом №15/Д98 в адрес ОАО «Управляющая компания» был направлен повторный ответ, в соответствии с которым ОАО «ЯСК» отказывало в производстве корректировки, ссылаясь на Приказ Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов от 24.11.2008г. №237 «Об установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую населению Ярославской области и приравненным к нему категориям потребителей».
Со стороны ОАО «Управляющая компания» представлены документы, подтверждающие выставление счетов со стороны ОАО «ЯСК» по тарифам, без учета коэффициента 0,7 в 2008, 2009. 2010гг., при этом, за 2010г. со стороны ОАО «ЯСК» произведен перерасчет, который однако не учтен в счетах-фактурах 2011г, порядок возврата (зачета) денежных средств между сторонами не согласован.
Принимая решение о признании ОАО «Ярославская сбытовая компания» нарушившим антимонопольное законодательство, Ярославское УФАС России исходит из следующего.
ОАО «ЯСК» приказом Ярославского УФАС №87 от 26.12.2006г включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% в географических границах Ярославской области по виду деятельности «торговля электроэнергией» с долей на рынке более 65%.
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
Исходя из вышеизложенного ОАО «ЯСК» занимает доминирующее положение на рынке торговли электрической энергией в границах Ярославской области.
Кроме того, Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 28.12.2007 N 278 "О введении в действие постановления правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 7 декабря 2007 года N ППр-278-ГП "О деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ярославской области" ОАО «Ярославская сбытовая компания» присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Ярославской области.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" сбытовая надбавка подлежит регулированию уполномоченным органом государственной власти. Особенности ценообразования для данного товара установлены Постановлением Правительства от 07.12.1998 N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением". В силу пункта 2 названного Постановления для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населённых пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7.
При этом, применение данного коэффициента не поставлено в зависимость от того, на какие нужды потребляется электрическая энергия.
В соответствии с п. 2 Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, регулируемые организации должны использовать данные методические указания при расчете экономически обоснованных цен, тарифов. В соответствии с п. 27 данных указаний ко второй группе потребителей "Население" приравниваются исполнители коммунальных услуг, в том числе потребительские жилищно-строительные кооперативы, приобретающие электроэнергию для коммунально-бытового потребления граждан в объёмах фактического потребления потребителей-граждан и объёмах электроэнергии, израсходованной в местах общего пользования. В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1998 г. N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением" для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7.
Таким образом, ОАО «ЯСК» в отношении ОАО «Управляющая компания» обязано было применять в расчетах коэффициент 0,7, являющийся частью установленного порядка ценообразования на товар.
Соответствующий тариф, позволяющий применять указанный порядок ценообразования для ОАО «ЯСК» был установлен
На 2008г. Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов ЯО от 18.12.2007 N 145 "О введении в действие постановления правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 1 ноября 2007 года N ППр-145-Э/Э "Об установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую населению Ярославской области и приравненным к нему категориям потребителей";
На 2009г. Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов ЯО от 24.11.2008 N 237 "О введении в действие постановления правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 24 ноября 2008 года N ППр-237-Э/Э "Об установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую населению Ярославской области и приравненным к нему категориям потребителей";
На 2010г. Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов ЯО от 30.11.2009 N 120, "О введении в действие постановления правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 11 ноября 2009 года N ППр-120-Э/Э "Об установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую населению Ярославской области и приравненным к нему категориям потребителей".
Данными нормативными актами тариф был установлен в соответствующем размере, дифференцированном в зависимости о того, имеются ли в доме электрические плиты.
Установлено, что в 2008, 2009, 2010 гг. в отношении ОАО «Управляющая компания» применялся тариф для потребителей категории «население, проживающее в домах, оборудованных газовыми плитами». В материалы дела представлена таблица, отражающая предъявленные и оплаченные счета ОАО «ЯСК» с номерами и датами.
Указанные действия повлекли для ОАО «Управляющая компания» и жителей, проживающих в домах под его управлением убытки в сумме:
В 2008г. за период с сентября по декабрь 261 037,21 руб.
В 2009г. за период с января по декабрь 944 477, 03 руб.
В 2010г. за период с января по декабрь 2010г. 882 556,57 руб.
Таким образом, действия (бездействия) ОАО «Ярославская сбытовая» по применению неправомерного порядка расчета платы за электрическую энергию для ОАО городского округа г. Рыбинск «Управляющая компания» в части домов, оборудованных стационарными электроплитами, неприменения коэффициента 0,7 к установленной цене за электрическую энергию противоречат императивным требованиям Постановления Правительства РФ, нарушают интересы ОАО «Управляющая компания» и жителей, проживающих в домах, находящихся под управлением данной компании, оборудованных электрическими плитами, образуют нарушение части 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».
В части 2010г. счета фактуры были откорректированы с учетом коэффициента 0,7, снижающего стоимость электрической энергии.
Таким образом, в указанной части нарушение устранено.
Нарушения, длившиеся в 2008, 2009гг., не устранены до настоящего времени.
В 2008, 2009гг. ОАО «ЯСК» был получен незаконный доход в общей сумме 1 205 514,24 руб.
Руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1-4 ст. 41,частью 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Решила:
1.Признать МУП «Рыбинская городская электросеть» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
2.Признать ОАО «ЯСК» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
3.Выдать ОАО «ЯСК» предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства;
4.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП
Председатель Комиссии
Балабаев С.А.
Члены Комиссии
Антонова М.В.
Завьялов М.Ф.
Приложение
к Решению от 17 марта 2011 года № Б/Н .
Предписание
Предписание по делу 03-03/76-10
Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Балабаев С.А.,
члены Комиссии – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Антонова М.В., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Завьялов М.Ф.,
руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частью 4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции»
на основании своего решения от 02.03.2011г. по делу №03-03/76-10 о нарушении открытым акционерным обществом «Ярославская сбытовая компания», предусмотренном частью 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
Предписывает:
Открытому акционерному обществу «Ярославская сбытовая компания» в срок до 1 мая 2011 г. выполнить следующие действия:
1.Перечислить в Федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства в общей сумме 1 205 514,24 руб. на следующие реквизиты:
получатель Ярославское УФАС России БИК 047888001 кор. счет 30101810600000000715, счет 40101810700000010 ОКАТО 78401000000, КБК 16111602010010000140, ГРКЦ ГУ Банка России по Ярославской области, ИНН 7604009440, КПП 760401001.
2.Устранить последствия нарушения антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Управляющая компания», произвести перерасчет платы полученной в 2008, 2009гг. за электрическую энергию, поставленную на общедомовые нужды, исходя из тарифов, установленных уполномоченным органом для категории «население, проживающее в домах, оборудованных электроплитами». Порядок зачета или возмещения денежных средств согласовать с ОАО «Управляющая компания» г. Рыбинска.
Об исполнении предписания сообщить не позднее 5 мая 2011 года.
Предписание может быть обжаловано в течение 3 месяцев со дня его выдачи.
Председатель Комиссии
Балабаев С.А.
Члены Комиссии
Антонова М.В.
Завьялов М.Ф.

Предыдущая новость - О нарушении антимонопольного законодательства государственным заказчиком при проведении запроса котировок на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту полов с заменой ...

Следующая новость - Об утверждении Положения об отделе ЗАГС Гаврилов-Ямского района


Свежие новости в Законодательстве РФ

Обобщена практика прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов власти в 2013 году
Так, прокурорами оспорено более 2,6 тыс. противоречащих федеральному законодательству региональных нормативных правовых актов и около 122 тыс. муниципальных нормативных правовых актов....подробнее

При Минэкономразвития России создан Экспертный совет по контрактным отношениям
Он призван усовершенствовать систему госзакупок....подробнее

С 1 апреля 2014 года увеличатся размеры социальных пенсий
Средний размер пенсий будет обеспечен на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в целом по России....подробнее

Букмекеров могут обязать направлять часть выручки на финансирование физической культуры и спорта
Предлагается установить целевые отчисления в размере до 10% от выручки организатора азартных игр в букмекерской конторе и тотализаторе....подробнее

Недельная инфляция в России составила 0,2%
Такие данные обнародованы Росстатом....подробнее

Разработаны требования к антитеррористической защищенности общественных мест
В частности, предлагается оборудовать все общественные места системой видеомониторинга и инженерными средствами, препятствующими несанкционированному въезду на их территорию транспортных средств....подробнее