Ярославская область
Постановление Ярославского УФАС России от 12 мая 2011 года
Об административном правонарушении в отношении МУП «Информационно-расчетный центр» г. Рыбинск
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
Заместитель руководителя Ярославского УФАС России Паутов И.Г.,
рассмотрев протокол от 27 апреля 2011 года заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Ярославского УФАС России Антоновой М.В. и материалы дела № 03-07/63-11, возбужденного в отношении Муниципального унитарного предприятия «Информационно-расчетный центр» г. Рыбинск (далее – МУП «ИРЦ»), расположенного по адресу: 152901, г. Рыбинск, ул. Стоялая,19, <...>, в присутствии представителей МУП «ИРЦ» <...>,
Установил:
Комиссией Ярославского УФАС России принято решение по делу № 03-03/20-10 о признании Муниципального унитарного предприятия «Информационно-расчетный центр» г. Рыбинск нарушившим пункт 9 части 1 статьи 10 и часть 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Нарушение антимонопольного законодательства выразилось в отказе МУП «ИРЦ» заключить договор с ОАО КБ «Соцгорбанк» на прием платежей от населения за коммунальные услуги и услуги связи, а также в несвоевременном перечислении МУП «ИРЦ» денежных средств от населения в адрес управляющей компании и удерживание их на своих счетах и в отказе внести изменения в договор № 9 «Р» от 08.09.2008 с ОАО городского округа г.Рыбинск «Управляющая компания».
При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено следующее.
Ярославский филиал ОАО КБ «Соцгорбанк» посредством факсимильной связи направил в МУП «ИРЦ» письма (исх. № ФЯ-1-6/236 от 30.03.2009, исх. № ФЯ-1-6/323 от 05.06.2009) с предложением заключить договор на 2009 об осуществлении приема платежей от населения за коммунальные услуги на условиях, выгодно отличающихся от условий, действующих между МУП «ИРЦ» и коммерческими банками, а именно: с применением понижающего коэффициента 0,8 к размеру вознаграждения за услуги банка.
18.08.2009 Ярославский филиал ОАО КБ «Соцгорбанк» повторно обратился к МУП «ИРЦ» с предложением заключить договор об осуществлении приема платежей от населения за коммунальные услуги (письмо исх. № ФЯ-1-6/501 направлено почтой, в деле имеется почтовое уведомление о вручении от 24.08.2009).
МУП «ИРЦ» ответило на данное обращение отказом на данное предложение (исх. № 1925 от 07.10.2009). В письме указано, что МУП «ИРЦ» в 2009 не планирует заключение новых договоров с банковскими организациями в связи с запланированными расходами на данные цели, иного мотивированного обоснования отказа в заключении договора не представлено.
В письме в антимонопольный орган (исх. № 2623 от 30.11.2009) МУП «ИРЦ» пояснило, что отказ предприятия заключить договор с Ярославским филиалом ОАО КБ «Соцгорбанк» был вызван следующими причинами. В соответствии с постановлением главы ГО г. Рыбинск от 30.11.2006 № 1040 «О регулировании тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений городского округа г. Рыбинск» тарифы на услуги МУП «ИРЦ» являются фиксированными и устанавливаются органами местного самоуправления. Согласно данному постановлению тариф определяется на основе метода экономической обоснованности расходов (затрат) на производство и реализацию услуг с применением системы действующих материальных и трудовых норм и нормативов. Для утверждения тарифа на услуги на 2009 год МУП «ИРЦ» в 2008 году представил расчетные документы, которые включали расходы по оплате услуг следующих банков: Рыбинское отделение № 1576 Сбербанка РФ, ОАО КБ «Промсвязьбанк», КБ «БФГ-кредит», ОАО «Ярсоцбанк», ОАО АКБ «Югра», ОАО КБ «Регион». С указанными банками МУП «ИРЦ» сотрудничает с момента своего создания и увеличивать расходы за счет привлечении дополнительных банков не планирует. В материалы дела представлены копии договоров с указанными организациями.
Как следует, из писем Ярославского филиала ОАО КБ «Соцгорбанк» в МУП «ИРЦ» (исх. № ФЯ-1-6/323 от 05.06.2009, исх. № ФЯ-1-6/501 от 18.08.2009) коммерческое предложение банка содержало условие применения понижающего коэффициента 0,8 к размеру вознаграждения за услуги банка. Понижающий коэффициент 0,8 означает, что за услугу по приему платежей банк просит на 20% меньше по сравнению с комиссией других коммерческих банков (пояснение в Ярославское УФАС России вх. № 8516 от 08.11.2010)
По мнению антимонопольного органа, изложенные в письме МУП «ИРЦ» (исх. № 2623 от 30.11.2009) причины отказа в заключении договора с Ярославским филиалом ОАО КБ «Соцгорбанк» об осуществлении приема платежей от населения за коммунальные услуги не состоятельны и не могут служить основанием для отказа в заключении договора. Заключение договора с Ярославским филиалом ОАО КБ «Соцгорбанк» не повлекло бы никаких дополнительных материальных затрат, т.к. количество жителей, осуществляющих платежи за коммунальные услуги, остается неизменным, а вот процентные отчисления МУП «ИРЦ» по платежам могли бы снизиться (Ярославским филиалом ОАО КБ «Соцгорбанк» предложен понижающий коэффициент 0,8), что привело бы к экономии средств предприятия.
Из письма Администрации городского округа г.Рыбинск (исх. № 11/23-2467 от 20.08.2010) следует,тариф на услуги МУП «ИРЦ» в одах отдельным нормативным документом не утверждался. Плата за услуги МУП «ИРЦ» устанавливалась в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения. В 2008 году плата за информационно-расчетное обслуживание по жилищному фонду составляла 0,51 руб. с 2 кв. м жилого помещения. В 2009 году плата за информационно-расчетное обслуживание по жилищному фонду, имеющему все виды благоустройства, составляла 0,61 руб. с 1 кв.м жилого помещения, по частично благоустроенному, ветхому и неблагоустроенному жилищному фонду – 0,41 руб. с 1 кв.м жилого помещения. По мнению антимонопольного органа, экономия средств МУП «ИРЦ» (в случае заключения договора ОАО КБ «Соцгорбанк» на осуществление приема платежей от населения за коммунальные услуги) могла привести к уменьшению размера платы для граждан за услуги информационно-расчетного обслуживания, включенного в плату за ремонт и содержания жилья.
Доводы МУП «ИРЦ» о свободе в заключении договора, предусмотренной статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), в данном случае несостоятельны. Свобода договора не является безграничной. В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Свобода договора в соответствии с законом ограничивается в случаях, когда: 1) заключение договора является обязательным для одной из сторон; 2) тем или иным субъектам запрещено заключение договоров определенных видов; 3) какая-либо из сторон ограничена в возможности участвовать в выработке условий договора или лишена такой возможности.
Ярославским УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденным приказом ФАС России от 25.06.2006 № 108, был изучен рынок услуг по организации и ведению информационно-вычислительных работ по автоматизированному начислению, организации сбора платежей за жилье и коммунальные услуги в многоквартирных домах на территории г. Рыбинска за и установлено, что МУП «ИРЦ» занимает доминирующее (монопольное) положение на указанном товарном рынке с долей 100%.
В рассматриваемом случае на хозяйствующий субъект – МУП «ИРЦ», – занимающий доминирующее положение, распространяются ограничения свободы договора, более того, Законом о защите конкуренции наложен прямой запрет.
Так, согласно пункту 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
Таким образом, отказ хозяйствующего субъекта МУП «ИРЦ», занимающего доминирующее положение, заключить договор об осуществлении приема платежей от населения за коммунальные услуги с Ярославским филиалом ОАО КБ «Соцгорбанк», выразившийся в направлении письма исх. № 1925 от 07.10.2009, повлек за собой создание последнему препятствий доступу на товарный рынок. Данные действия образуют состав нарушения, предусмотренного пунктом 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В рамках рассмотрения заявления Ярославского филиала ОАО КБ «Соцгорбанк» антимонопольным органом был направлен запрос в управляющие компании г. Рыбинска (исх. № 39/03-04 от 13.01.2010) с просьбой предоставить информацию о том, с какими организациями у них заключены договоры на сбор средств (прием платежей) с физических лиц и каким образом осуществлялся отбор указанных организаций.
В постановлении Главы Рыбинского муниципального округа № 2243 от 23.09.2004 «Об упорядочении расчетов с поставщиками жилищно-коммунальных услуг и услуг связи» (во исполнение постановления Главы Рыбинского муниципального округа № 1989 от 23.08.2004 «О совершенствовании функций организаций жилищно-коммунального хозяйства в Рыбинском муниципальном округе») указано на необходимость зачислять с 01.09.2004 средства населения за жилищно-коммунальные услуги и услуги связи на отдельные расчетные счета МУП «ИРЦ» по управляющим организациям. В этом же постановлении на МУП «ИРЦ» возложена обязанность «производить перечисление поступивших от населения средств (целевых денежных сборов) на расчетные счета поставщиков жилищно-коммунальных услуг и услуг связи с учетом качества и доли оказанной услуги данным поставщиком в общем объеме поступивших средств на основании заключенных договоров между организациями…»
Почти все управляющие компании сообщили, что начисление и сбор средств с населения за коммунальные платежи осуществляет на договорной основе МУП «ИРЦ», которому были переданы функции по начислению и сбору платежей за жилищно-коммунальные услуги.
ОАО городского округа г. Рыбинск «Управляющая компания» (исх. № 176 от 01.02.2010) помимо запрашиваемой информации сообщило о нарушениях антимонопольного законодательства МУП «ИРЦ». В письме ОАО городского округа г. Рыбинск «Управляющая компания» сообщается, что договор № 9 «Р» от 08.09.2008 на расчетно-кассовое обслуживание с МУП «ИРЦ» был заключен в силу отсутствия альтернативных организаций, способных вести информационно-вычислительные работы и сбор платежей с населения, а также во исполнение постановления Главы Администрации Рыбинского муниципального округа № 2243 от 23.09.2004. Согласно этому договору МУП «ИРЦ» организует сеть для сбора платежей (п.2.1.13), вправе во исполнение договора заключать субабонентские договоры (п.2.3.1), обязано перечислять поступившие от населения денежные средства не реже 1 раза в три рабочих дня (п.2.1.2).
В письме (исх. № 176 от 01.02.2010) указано, что МУП «ИРЦ» полностью подконтрольно Администрации городского округа г. Рыбинск и, пользуясь своим положением, диктует условия. Так, 10.11.2009 МУП «ИРЦ» направило ОАО городского округа г. Рыбинск «Управляющая компания» для подписания дополнительное соглашение к договору № 9 «Р» от 08.09.2008, согласно которому МУП «ИРЦ» будет самостоятельно зачислять поступившие денежные средства от потребителей услуг за отопление и горячее водоснабжение на расчетный счет МУП «Теплоэнерго» в соответствии с графиком, представляемым ежемесячно ОАО «Управляющая компания» и согласованным исполнительным органом власти. Между ОАО городского округа г. Рыбинск «Управляющая компания» и поставщиками услуг существуют договоры на поставку коммунальных ресурсов, в которых определен порядок расчета.
ОАО городского округа г. Рыбинск «Управляющая компания» дополнительное соглашения от 10.11.2010 рассмотрело, но не подписало, о чем направлен ответ в МУП «ИРЦ» (исх. № 1987 от 30.11.2009). В этом письме сообщалось, что МУП «ИРЦ» не вправе навязывать свои условия управляющей компании. Во исполнение требований Жилищного Кодекса РФ денежные средства от собственников помещений многоквартирных домов должны поступать в управляющую компанию (исполнителю коммунальных услуг), в платежном документе должны быть указаны банковские реквизиты управляющей компании. В указанном письме МУП «ИРЦ» предлагалось внести изменения в договор в части зачисления денежных средств на счет ОАО «Управляющая компания» без зачисления на счет МУП «ИРЦ», либо рассмотреть техническую возможность зачисления денежных средств поставщикам коммунальных услуг напрямую.
В своем письме (исх. № 176 от 01.02.2010) в антимонопольный орган ОАО городского округа г. Рыбинск «Управляющая компания» указывает, что МУП «ИРЦ» в течение ноября-декабря 2009 года регулярно удерживало на своих счетах денежные средства, поступавшие от населения и причитающиеся управляющей компании для расчетов с поставщиками услуг, о чем свидетельствуют аналитические отчеты, подготовленные МУП «ИРЦ». Так, за ноябрь 2009 задолженность МУП «ИРЦ» перед ОАО городского округа г.Рыбинск «Управляющая компания» составила 10 756 540 руб. 90 коп., на 15.12.2009 уже – 57 647 801 руб.11 коп.
О неисполнении обязательств по договору (п.2.1.2) и необходимости погашения задолженностей по перечислению собранных от населения денежных средств на счета ОАО городского округа г.Рыбинск «Управляющая компания» управляющая компания неоднократно обращалось в МУП «ИРЦ» (письмо исх. № 1812 от 09.11.2009, № 1866 от 17.11.2009, № 1945 от 24.11.2009, № 1953 от 25.11.2009, № 2037 от 08.12.2009, № 2040 от 09.12.2009, № 2057 от 11.12.2009, № 2181 от 24.12.2009, № 2186 от 24.12.2009).
В связи с систематическим неисполнением МУП «ИРЦ» обязательств по договору в части своевременного (один раз в три дня) перечисления собранных от населения денежных средств на счет управляющей компании, ОАО городского округа г.Рыбинск «Управляющая компания» обратилось к МУП «ИРЦ» с предложением внести изменения в действующий договор № 9 «Р» от 08.09.2008, суть которых сводилась к указанию в счетах-квитанциях, изготовляемых МУП «ИРЦ», реквизитов счетов ОАО «Управляющая компания» – исполнителя коммунальных услуг вместо счетов МУП «ИРЦ». Предложение об изменении порядка движения денежных средств было направлено хозяйствующим субъектом ОАО «Управляющая компания» в адрес МУП «ИРЦ» письмами исх. № 1987 от 30.11.2009, № 2134 от 18.12.2009, № 2226 от 29.12.2009. Однако МУП «ИРЦ» сообщило (письмо исх. № 2880 от 31.12.2009) о том, что пересмотр условий договора невозможен «по объективным причинам…» и предложило оставить договор в прежней редакции.
Нарушение антимонопольного законодательства со стороны МУП «ИРЦ» выразилось в ненадлежащем исполнении обязательств по договору № 9 «Р» от 08.09.2008 с ОАО городского округа г.Рыбинск «Управляющая компания» (несвоевременное перечисление денежных средств от населения в адрес управляющей компании и удерживание их на своих счетах, даже при наличии писем от управляющей компании с требованием погасить задолженности) и в отказе внести изменения в договор в части, касающейся движения денежных средств. Наличие задолженностей перед ОАО городского округа г.Рыбинск «Управляющая компания» МУП «ИРЦ» подтвердило письмом исх. № 2215 от 10.11.2010. В приложенном к письму акте сверки по данным МУП «ИРЦ» задолженность на 31.07.2010 перед ОАО городского округа г.Рыбинск «Управляющая компания» составила 4 509 140 руб. 94 коп.
Указанные выше действия (бездействие) МУП «ИРЦ» являются злоупотреблением доминирующим положением, ущемляют интересы ОАО городского округа г.Рыбинск «Управляющая компания» и образуют состав нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ.
МУП «ИРЦ» не признало себя виновным в нарушении антимонопольного законодательства, решение по делу № 03-03/20-10 от 10.11.2010 было обжаловано в Арбитражный суд Ярославской области.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 21.04.2011 решение по делу № 03-03/20-10 от 10.11.2010 признано недействительным в части вывода о наличии признаков нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отказе МУП «ИРЦ» внести изменения в договор № 9 «Р» от 08.09.2008 с ОАО ГО г.Рыбинск «Управляющая компания», а также в части решения о выдаче предписания, направленного на устранение этого нарушения. В остальной части решение антимонопольного органа признано законным и обоснованным.
МУП «ИРЦ» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со статьей 14.31 КоАП РФ: «Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей».
На основании вышеизложенного должностное лицо Ярославского УФАС России приходит к выводу о совершении МУП «ИРЦ» виновного деяния, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением (в отказе заключить договор об осуществлении приема платежей от населения за коммунальные услуги с Ярославским филиалом ОАО КБ «Соцгорбанк»; в ненадлежащем исполнении обязательств по договору № 9 «Р» от 08.09.2008 с ОАО ГО г.Рыбинск «Управляющая компания» (несвоевременное перечисление денежных средств от населения в адрес управляющей компании и удерживание их на своих счетах) и в отказе внести изменения в договор).
Сумма выручки МУП «ИРЦ» за 2009 год на рынке услуг по организации и ведению информационно-вычислительных работ по автоматизированному начислению, организации сбора платежей за жилье и коммунальные услуги в многоквартирных домах на территории г.Рыбинска составила 28 087 707, 69 рублей, совокупный размер выручки от реализации всех товаров за 2009 составил 479 979 149 рублей. Выручка от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение, превышает не 75% совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров и составляет 5,9%. 1/100 составляет 280 877,08 рублей, 15/100 – 4 213 156,15 рублей, 1/50 – 9 599 582,98 рублей.
При назначении административного наказания юридическому лицу – МУП «ИРЦ» учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица. Обстоятельства, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих ответственность, не установлено.
От представителя МУП «ИРЦ» Лебедева Е.Ю. поступило письменное ходатайство при рассмотрении дела об административном правонарушении применить статью 2.9 КоАП РФ (освободить от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения).
Руководствуясь статьей 4.1, 14.31, 23.48 пунктом 1 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ, заместитель руководителя Ярославского УФАС России Паутов И.Г.,
Постановил:
1.В удовлетворении ходатайства МУП «ИРЦ» отказать.
2.Привлечь Муниципальное унитарное предприятие «Информационно-расчетный центр» г. Рыбинск к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением (в отказе заключить договор об осуществлении приема платежей от населения за коммунальные услуги с Ярославским филиалом ОАО КБ «Соцгорбанк»; в ненадлежащем исполнении обязательств по договору № 9 «Р» от 08.09.2008 с ОАО ГО г.Рыбинск «Управляющая компания» (несвоевременное перечисление денежных средств от населения в адрес управляющей компании и удерживание их на своих счетах) и в отказе внести изменения в договор), в виде административного штрафа в размере 1 404 385 (один миллион четыреста четыре тысячи триста восемьдесят пять) рублей 38 копеек, что составляет пять сотых от суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), на рынке услуг по организации и ведению информационно-вычислительных работ по автоматизированному начислению, организации сбора платежей за жилье и коммунальные услуги в многоквартирных домах на территории г. Рыбинска.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Штраф за нарушение антимонопольного законодательства должен быть перечислен в доход федерального бюджета по коду 161 1 16 020 10 01 0000 140
Получатель: ИНН 7604009440 КПП 760401001
ОКАТО 78401000000
УФК МФ РФ по Ярославской области
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Ярославской области
БИК 047888001
р/сч 40101810700000010010
в полях 104, 105 платежного документа необходимо указать код бюджетной классификации и ОКАТО.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс 32-93-71).
Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение 1 года со дня его вступления в законную силу.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя Ярославского УФАС России
Паутов И.Г.