» » » О Концепции областной целевой программы развития и поддержки инновационной деятельности в Ярославской области на оды

- Консультации и защита в суде по гражданским и уголовным делам, помощь при ДТП, ведение бракоразводных процессов, раздела имущества и др. -

О Концепции областной целевой программы развития и поддержки инновационной деятельности в Ярославской области на оды


Ярославская область
Постановление от 24 августа 2011 года № 621-П
О Концепции областной целевой программы развития и поддержки инновационной деятельности в Ярославской области на оды
Принято
Правительством Ярославской области
В целях создания и поддержки региональной инновационной системы Ярославской области, обеспечивающей правовые, организационные и экономические условия развития Ярославской области на основе ускоренного внедрения и коммерциализации наукоемких технологий, и поддержки инновационной деятельности на всех стадиях инновационного цикла Правительство области
Постановляет:
1.Утвердить прилагаемую Концепцию областной целевой программы развития и поддержки инновационной деятельности в Ярославской области на оды (далее - Программа).
2.Департаменту экономического развития Ярославской области обеспечить разработку проекта Программы и в срок до 1 октября 2011 года представить его на утверждение Правительства области.
3.Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Елфимова И.С.
4.Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор
Ярославской области
С.А.ВАХРУКОВ
Приложение
к Постановлению от 24 августа 2011 года № 621-П .
Концепция
Концепция областной целевой программы развития и поддержки инновационной деятельности в ярославской области на оды
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Заказчик ПрограммыПравительство Ярославской области
Краткое описание анализа ситуацииинформация представлена в разделе 2 Концепции
Дата начала Программы1 января 2012 года
Дата окончания Программы31 декабря 2014 года
Ответственный исполнитель Программыдепартамент экономического развития Ярославской области
Исполнители Программыдепартамент промышленной политики Ярославской области, департамент образования Ярославской области, департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, органы местного самоуправления муниципальных образований области (далее - органы местного самоуправления)
Участники Программыорганы исполнительной власти Ярославской области, департамент экономического развития, органы местного самоуправления, юридические лица, государственные и общественные организации, вузы
Куратор Программызаместитель Губернатора области Елфимов Игорь Станиславович
Ответственные лица для контактовШутов Александр Валентинович, директор департамента экономического развития Ярославской области, тел. (4852) 401-903; Тамаров Борис Владимирович, заместитель директора департамента экономического развития Ярославской области, тел. (4852) 400-101; Носкова Анна Вадимовна, консультант отдела инновационных проектов комитета по привлечению инвестиций департамента экономического развития Ярославской области, тел. (4852) 400-132
2.ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Для целей областной целевой программы развития и поддержки инновационной деятельности в Ярославской области используются следующие определения:
инновационная деятельность - выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на:
- создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);
- создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) производства, распространения и использования продукции;
- применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии;
инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке (инновация-продукт), нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (инновация-процесс);
государственная поддержка инновационной деятельности - совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Ярославской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ярославской области в целях создания правовых, экономических и организационных условий для стимулирования инновационной деятельности на территории Ярославской области;
инновационная продукция - результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенный для реализации;
инновационно активное предприятие (организация) - предприятие (организация), вне зависимости от организационно-правовой формы, вида деятельности осуществляющее(ая) на постоянной (не разовой) основе разработку и внедрение новой или усовершенствованной продукции, технологических, управленческих процессов или иные виды инновационной деятельности;
субъекты инновационной деятельности - юридические лица любой организационно-правовой формы и физические лица, осуществляющие инновационную деятельность;
инновационная программа - комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления, обеспечивающих эффективное решение задач по внедрению инноваций;
инновационная система - совокупность субъектов, институтов (отношений между субъектами, правил взаимодействия), обеспечивающих производство и распространение инноваций в экономике и обществе;
инфраструктура инновационной системы - совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции; к инфраструктуре инновационной системы относятся центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и др.;
инновационный проект - комплекс мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени решение конкретной научно-технической задачи, связанной с разработкой, внедрением инноваций или выпуском инновационной продукции;
приоритетный инновационный проект Ярославской области - проект, реализация которого обеспечивает положительный экономический и социальный эффект для экономики Ярославской области, прошедший экспертизу и конкурсный отбор, утверждаемый в соответствии с порядком, установленным Правительством области, и включенный в инновационную программу;
грант Ярославской области в сфере развития инноваций - имеющая целевое назначение денежная компенсация произведенных расходов, предоставляемая безвозмездно и безвозвратно получателю гранта на конкурсной основе из областного бюджета для финансирования научной, научно-исследовательской, научно-технической, инновационной деятельности и экспериментальных разработок, имеющих приоритетное значение для социально-экономического развития Ярославской области.
2.КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ АНАЛИЗА СИТУАЦИИ
Для Ярославской области, которая имеет развитые компетенции и высококвалифицированные кадры в сферах микроэлектроники и IT-технологий, приборостроения и точного машиностроения, фармацевтики и химии, активная инновационная политика и государственная поддержка инновационных проектов являются одним из приоритетов экономического развития региона.
Стратегия социально-экономического развития Ярославской области, разработанная на период до 2030 года, в качестве приоритетных задач выдвигает повышение инновационной составляющей экономики, увеличение темпов роста инвестирования в экономику при увеличении внутренних затрат на научные исследования и разработки, а также на создание объектов инновационной инфраструктуры.
Мировой опыт показывает, что устойчивое развитие производства и поддержание его конкурентоспособности в долгосрочной перспективе зависит не столько от ресурсных возможностей, сколько от реализованных в производстве инноваций. Это подтверждает опыт и нашей страны. Инновационная продукция занимает в валовом внутреннем продукте России менее 3 процентов, в Финляндии - 30 процентов. По абсолютной численности научных сотрудников Россия занимает 5 место в мире (Science and Engineering indicators 2010), а по конкурентоспособности - 75 место. Россией подается международных патентных заявок в 10 раз меньше, чем Японией, и в 70 раз меньше, чем США. До внедрения доводится 0,5 процента от общего количества изобретений, созданных на территории Российской Федерации.
Сегодня только инновационный подход к развитию экономики может обеспечить конкурентоспособность страны на международной арене и региона на территории страны.
В России инновационный потенциал Ярославской области оценивается недостаточно высоко. По данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, в 2010 году из обследуемых организаций различных видов экономической деятельности созданием и использованием передовых производственных технологий занимались 132 организации (в 2009 г. - 117 организаций). Ими использовано 3267 единиц передовых производственных технологий (в 2009 г. - 3285), изобретено 5 технологий (в 2009 г. - 5). Среди всех используемых технологий основные группы приходятся на производство, обработку и сборку (43,3 процента), связь и управление (34,6 процента), проектирование и инжиниринг (14,6 процента).
В 2010 г. научно-исследовательской деятельностью в области занималось 28 организаций, из них:
- 42,9 процента - организации, занятые научными исследованиями и разработками;
- 35,7 процента - организации сферы образования;
- 7,1 процента - организации, занятые в обрабатывающем производстве.
Численность работников, выполнявших научные исследования и разработки (без учета внешних совместителей), составила на конец 2010 года 5838 человек (91,2 процента к 2009 г.).
Затраты на научные исследования и разработки в 2010 году в фактически действовавших ценах составили 4168,3 млн. рублей (102,8 процента к 2009 г.), из них средства федерального бюджета - 1666,8 млн. рублей. Внутренние расходы на исследования и разработки составили 3339,6 млн. рублей, из них внутренние текущие затраты - 3274,7 млн. рублей (в том числе затраты на оплату труда - 1145,5 млн. рублей).
В 2010 г. подготовкой аспирантов и докторантов занималось 12 организаций области, из них вузов - 8, научно-исследовательских институтов - 3, учреждений дополнительного профессионального образования - 1. Общая численность аспирантов на 01.01.2011 составила 1155 человек (92,5 процента к уровню 2009 г.). В 2010 г. приняты в аспирантуру 384 человека, в том числе в вузы - 373, в научно-исследовательские институты - 10, в учреждения дополнительного профессионального образования - 1 человек. По сравнению с предыдущим годом численность принятых в аспирантуру уменьшилась на 11,7 процента, в том числе в вузы - на 9,2 процента. Вместе с тем численность принятых в научно-исследовательские институты снизилась на 56,5 процента. В докторантуру приняты 20 человек (на уровне 2009 г.). Фактический выпуск аспирантов в 2010 г. составил 311 человек (с защитой диссертации - 77, в том числе аспирантов вузов - 298 человек). Выпуск докторантов в 2010 г. составил 16 человек, с защитой диссертации - 3. Количество докторантов вузов на конец года составило 55 человек.
Динамика инновационной активности с 2006 по 2009 годы приведена в следующей таблице:
N п/пПоказатель инновационной активностиЕдиница измеренияГоды
2006200720082009
1Доля инновационно активных предприятий и организаций от общего количества субъектов промышленной деятельностипроцентов7,29,28,79,3
2Число созданных передовых производственных технологийединиц71295
3Объем отгруженной инновационной продукциимлн. руб.5283,66110,517064,97278,2
По итогам 2010 года можно выделить следующие показатели инновационной активности:
N п/пПоказательЕдиница измерения2010 год
1234
1Удельный вес инновационно активных организаций в общем количестве обследованных организацийпроцентов10
2Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции организаций, осуществлявших технологические инновациипроцентов21,3
3Количество организаций, занимавшихся созданием передовых производственных технологийединиц5
4Удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукциипроцентов12,1
При формировании основных направлений Концепции областной целевой программы развития и поддержки инновационной деятельности в Ярославской области на оды был проведен анализ ситуации, сложившейся в сфере инновационной деятельности.
Принимая во внимание результаты анализа, были учтены слабые и сильные стороны, а также оценены возможности и угрозы, которые соответственно позволяют развиваться инновационной деятельности на территории Ярославской области либо мешают этому.
SWOT-анализ
Сильные стороныСлабые стороны
- государственная поддержка программ развития высокотехнологичных предприятий со стороны руководства области; - наличие значительного научно образовательного комплекса; - наличие развитого научного, функционального и кадрового потенциала региона в области высоких технологий; - наличие положительного опыта взаимодействия с ведущими институтами развития национальной инновационной сети; - наличие организаций, частично образующих инфраструктуру поддержки инновационной деятельности; - наличие региональной системы поддержки организаций малого и среднего бизнеса; - наличие региональной системы поддержки инвестиционной деятельности- недостаточная координация действий федеральной и региональной властей, направленных на поддержку инновационного бизнеса; - отсутствие федерального законодательства в сфере поддержки инновационной деятельности; - отсутствие необходимой региональной нормативной правовой базы; - отсутствие региональной инновационной политики; - отсутствие необходимой фактической, экспертно-аналитической, сравнительной и прогностической информации о венчурно-инновационном рынке Российской Федерации; - нехватка практикующих инновационных менеджеров, проект-менеджеров, а также консультантов инновационно технологического бизнеса; - недостаток компетенций по созданию и развитию малых инновационных компаний; - отсутствие компонентов инновационной инфраструктуры, способствующих коммерциализации и промышленному освоению результатов интеллектуальной деятельности; - нехватка средств для финансирования инновационных проектов на стадии научно-исследовательских и опытно конструкторских разработок; - неприемлемые условия финансирования инновационных программ традиционными участниками финансового сектора экономики
ВозможностиУгрозы
- внимание федеральных органов власти к проблемам инновационного развития, политическая поддержка наиболее значимых инновационных проектов; - активная роль институтов развития национальной инновационной сети; - возможность привлечения средств федерального бюджета, частного капитала; - использование передового российского и зарубежного опыта поддержки инновационной деятельности; - наличие в регионе учебной базы для подготовки специалистов; - популяризация инноваций путем привлечения средств массовой информации- низкий уровень спроса на инновации среди крупных и средних компаний реального сектора экономики; - длительность и высокая рискованность процесса финансирования создания наукоемкой продукции; - снижение конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках
Наличие проблем модернизации региональной экономики в части создания недостающих элементов инновационной инфраструктуры и налаживания системы взаимодействия инновационной инфраструктуры с наукой, властью и бизнесом говорит о необходимости их решения программно-целевым методом. Разработка Программы развития и поддержки инновационной деятельности в Ярославской области на оды позволит привлечь дополнительные средства федеральных целевых программ и иных внебюджетных источников.
3.ПРЕДЕЛЬНЫЕ ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
Источники финансированияПредельный объем финансирования Программы, тыс. руб.
всего2012 год2013 год2014 год
Областной бюджет2852005600016410065100
Внебюджетные источники----
Справочно:
федеральный бюджет----
местные бюджеты----
Итого по Программе2852005600016410065100
4.ЦЕЛЬ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
N п/пНаименование показателяЕдиница измеренияБазовый показатель 2010 годаПлановые показателиОбоснование плановых значений показателей
2012 год2013 год2014 год
Цель - повышение инновационной активности региона путем создания региональной инновационной системы и обеспечения ее функционирования
1Доля инновационно активных предприятий и организаций в общем количестве обследованных организацийпроцентов10 в 2009 году - 9,5 процента111213в целом по Центральному федеральному округу Ярославская область находится на 6 месте по данному показателю, на первом месте Орловская область со значением показателя 14,2 процента
2Удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукциипроцентов12,1 в 2009 году - 7,9 процента12,313,515,0в целом по Центральному федеральному округу Ярославская область находится на 4 месте по объему отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции, на первом месте Липецкая область со значением показателя 12,5 процента

--------------------------------
<*> Отчетные данные за 2009 год взяты из статистического сборника "Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010 год" (раздел 22 "Научные исследования и инновации", стр. 818, таблица 22.15 "Инновационная активность организаций"). Статистические данные за 2010 год по Центральному федеральному округу отсутствуют.

5.РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Работа по развитию инновационной деятельности в Ярославской области началась с проведения анализа ситуации, разработки областной целевой программы развития и поддержки инновационной деятельности в Ярославской области на оды и разработки проекта закона о государственной поддержке инновационной деятельности в Ярославской области в 2011 году. Был проведен ряд встреч с представителями Министерства экономического развития Российской Федерации, комитета по экономической политике Ярославской областной Думы, некоммерческим партнерством "Институты развития малого и среднего бизнеса", Советом ректоров Ярославской области и представителями организаций инфраструктуры инновационной деятельности в Ярославской области.
В основе Концепции областной целевой программы развития и поддержки инновационной деятельности в Ярославской области на оды лежат задачи, направленные на создание инновационной инфраструктуры, совершенствование нормативно-правовой базы, развитие информационного и кадрового потенциала в сфере инновационной деятельности и стимулирование роста инновационной деятельности.
Задачи Программы
N п/пНаименование задачиРезультат
наименованиеединица измеренияпланируемое значение
2012 год2013 год2014 год
1234567
1Создание инновационной инфраструктурыразработанный проект инновационной инфраструктурыда/нетда
созданные элементы инновационной инфраструктуры в соответствии с разработанным проектом (нарастающим итогом)процентов5080100
2Развитие нормативно правового обеспечения инновационной деятельностиутвержденные нормативно-правовые акты по инновационной деятельности в соответствии с выявленной в ходе исследования потребностьюда/нетдадада
3Развитие информационного и кадрового потенциала в сфере инновационной деятельностиколичество субъектов инновационной деятельности и субъектов инновационной инфраструктуры, повысивших квалификацию и прошедших обучение по специализированным образовательным программам в сфере инновацийединицне менее 50не менее 70не менее 100
4Стимулирование роста инновационной деятельностиколичество субъектов инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры, выигравших гранты и конкурсы на получение субсидий в целях реализации инновационных проектовединицне менее 5не менее 9не менее 20
количество вновь созданных субъектов инновационной деятельности, осуществляющих инновационную деятельность в Ярославской областиединицне менее 3не менее 5не менее 10
7.РИСКИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
N п/пНаименование рискаВеличина рискаПредупредительные мерыМеры по исправлению (корректирующие действия)
12345
1Невыполнение объемов финансирования мероприятий Программы16ранжирование задач по мере убывания значимости реализации мероприятий в рамках каждой задачи: - системообразующие мероприятия; - функциональные мероприятия; - обеспечивающие мероприятиякоррекция финансирования функциональных мероприятий до уровня не ниже 70 (семидесяти) процентов; при недостаточности указанной меры - отказ от реализации мероприятий в обратной последовательности в зависимости от уровня значимости и весового вклада в реализацию Программы; внесение изменений в утвержденные нормативные правовые акты
2Срыв крайних сроков реализации мероприятий Программы20составление плана графика работ; ранжирование мероприятий по значимости сроков реализации; определение критически значимых мероприятий по срокам реализациивыполнение части мероприятий Программы внешними исполнителями посредством процедуры проведения государственных закупок; внесение изменений в утвержденные нормативные правовые акты

--------------------------------
<*> Величина рисков измеряется по единой шкале от 1 до 5 баллов. Первый множитель указывает значение вероятности наступления риска. Второй множитель - степень воздействия риска на реализацию мероприятий Программы.

Предыдущая новость - О внесении изменений в Положение о порядке предоставления земельных участков на территории Переславского муниципального района

Следующая новость - О создании антитеррористической комиссии Ярославского муниципального района


Свежие новости в Законодательстве РФ

Общественников не устраивают предлагаемые Правительством РФ поправки в закон об ОСАГО
Напомним, законопроект о внесении этих поправок находится на рассмотрении Госдумы с декабря 2012 года....подробнее

В 2014 году в России планируется ввести в эксплуатацию 115 км скоростных платных автодорог
Об этом заявил представитель Государственной компании "Автодор" Владимир Потапов....подробнее

Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд могут уточнить
В частности, предлагается закрепить механизм отчуждения такого участка в пользу другого лица....подробнее

В Совете Федерации обсудили вопросы развития государственной системы изготовления, оформления и контроля загранпаспортов нового поколения
По итогам обсуждения будет подготовлен законопроект, направленный на устранение выявленных недостатков в законодательстве....подробнее

Бюджетам Республики Крым и г. Севастополя будут предоставлены дотации в размере более 13 млрд руб.
Такая мера предусмотрена в целях обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов РФ....подробнее

Подведены итоги кампании 2013 года по переводу пенсионных накоплений в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды
Так, около 10 млн россиян изъявили желание сменить страховщика....подробнее