1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Заказчик Программы | Правительство Ярославской области |
Краткое описание анализа ситуации | информация представлена в разделе 2 Концепции |
Дата начала Программы | 1 января 2012 года |
Дата окончания Программы | 31 декабря 2014 года |
Ответственный исполнитель Программы | департамент экономического развития Ярославской области |
Исполнители Программы | департамент промышленной политики Ярославской области, департамент образования Ярославской области, департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, органы местного самоуправления муниципальных образований области (далее - органы местного самоуправления) |
Участники Программы | органы исполнительной власти Ярославской области, департамент экономического развития, органы местного самоуправления, юридические лица, государственные и общественные организации, вузы |
Куратор Программы | заместитель Губернатора области Елфимов Игорь Станиславович |
Ответственные лица для контактов | Шутов Александр Валентинович, директор департамента экономического развития Ярославской области, тел. (4852) 401-903; Тамаров Борис Владимирович, заместитель директора департамента экономического развития Ярославской области, тел. (4852) 400-101; Носкова Анна Вадимовна, консультант отдела инновационных проектов комитета по привлечению инвестиций департамента экономического развития Ярославской области, тел. (4852) 400-132 |
2.ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Для целей областной целевой программы развития и поддержки инновационной деятельности в Ярославской области используются следующие определения:
инновационная деятельность - выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на:
- создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);
- создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) производства, распространения и использования продукции;
- применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии;
инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке (инновация-продукт), нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (инновация-процесс);
государственная поддержка инновационной деятельности - совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Ярославской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ярославской области в целях создания правовых, экономических и организационных условий для стимулирования инновационной деятельности на территории Ярославской области;
инновационная продукция - результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенный для реализации;
инновационно активное предприятие (организация) - предприятие (организация), вне зависимости от организационно-правовой формы, вида деятельности осуществляющее(ая) на постоянной (не разовой) основе разработку и внедрение новой или усовершенствованной продукции, технологических, управленческих процессов или иные виды инновационной деятельности;
субъекты инновационной деятельности - юридические лица любой организационно-правовой формы и физические лица, осуществляющие инновационную деятельность;
инновационная программа - комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления, обеспечивающих эффективное решение задач по внедрению инноваций;
инновационная система - совокупность субъектов, институтов (отношений между субъектами, правил взаимодействия), обеспечивающих производство и распространение инноваций в экономике и обществе;
инфраструктура инновационной системы - совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции; к инфраструктуре инновационной системы относятся центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и др.;
инновационный проект - комплекс мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени решение конкретной научно-технической задачи, связанной с разработкой, внедрением инноваций или выпуском инновационной продукции;
приоритетный инновационный проект Ярославской области - проект, реализация которого обеспечивает положительный экономический и социальный эффект для экономики Ярославской области, прошедший экспертизу и конкурсный отбор, утверждаемый в соответствии с порядком, установленным Правительством области, и включенный в инновационную программу;
грант Ярославской области в сфере развития инноваций - имеющая целевое назначение денежная компенсация произведенных расходов, предоставляемая безвозмездно и безвозвратно получателю гранта на конкурсной основе из областного бюджета для финансирования научной, научно-исследовательской, научно-технической, инновационной деятельности и экспериментальных разработок, имеющих приоритетное значение для социально-экономического развития Ярославской области.
2.КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ АНАЛИЗА СИТУАЦИИ
Для Ярославской области, которая имеет развитые компетенции и высококвалифицированные кадры в сферах микроэлектроники и IT-технологий, приборостроения и точного машиностроения, фармацевтики и химии, активная инновационная политика и государственная поддержка инновационных проектов являются одним из приоритетов экономического развития региона.
Стратегия социально-экономического развития Ярославской области, разработанная на период до 2030 года, в качестве приоритетных задач выдвигает повышение инновационной составляющей экономики, увеличение темпов роста инвестирования в экономику при увеличении внутренних затрат на научные исследования и разработки, а также на создание объектов инновационной инфраструктуры.
Мировой опыт показывает, что устойчивое развитие производства и поддержание его конкурентоспособности в долгосрочной перспективе зависит не столько от ресурсных возможностей, сколько от реализованных в производстве инноваций. Это подтверждает опыт и нашей страны. Инновационная продукция занимает в валовом внутреннем продукте России менее 3 процентов, в Финляндии - 30 процентов. По абсолютной численности научных сотрудников Россия занимает 5 место в мире (Science and Engineering indicators 2010), а по конкурентоспособности - 75 место. Россией подается международных патентных заявок в 10 раз меньше, чем Японией, и в 70 раз меньше, чем США. До внедрения доводится 0,5 процента от общего количества изобретений, созданных на территории Российской Федерации.
Сегодня только инновационный подход к развитию экономики может обеспечить конкурентоспособность страны на международной арене и региона на территории страны.
В России инновационный потенциал Ярославской области оценивается недостаточно высоко. По данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, в 2010 году из обследуемых организаций различных видов экономической деятельности созданием и использованием передовых производственных технологий занимались 132 организации (в 2009 г. - 117 организаций). Ими использовано 3267 единиц передовых производственных технологий (в 2009 г. - 3285), изобретено 5 технологий (в 2009 г. - 5). Среди всех используемых технологий основные группы приходятся на производство, обработку и сборку (43,3 процента), связь и управление (34,6 процента), проектирование и инжиниринг (14,6 процента).
В 2010 г. научно-исследовательской деятельностью в области занималось 28 организаций, из них:
- 42,9 процента - организации, занятые научными исследованиями и разработками;
- 35,7 процента - организации сферы образования;
- 7,1 процента - организации, занятые в обрабатывающем производстве.
Численность работников, выполнявших научные исследования и разработки (без учета внешних совместителей), составила на конец 2010 года 5838 человек (91,2 процента к 2009 г.).
Затраты на научные исследования и разработки в 2010 году в фактически действовавших ценах составили 4168,3 млн. рублей (102,8 процента к 2009 г.), из них средства федерального бюджета - 1666,8 млн. рублей. Внутренние расходы на исследования и разработки составили 3339,6 млн. рублей, из них внутренние текущие затраты - 3274,7 млн. рублей (в том числе затраты на оплату труда - 1145,5 млн. рублей).
В 2010 г. подготовкой аспирантов и докторантов занималось 12 организаций области, из них вузов - 8, научно-исследовательских институтов - 3, учреждений дополнительного профессионального образования - 1. Общая численность аспирантов на 01.01.2011 составила 1155 человек (92,5 процента к уровню 2009 г.). В 2010 г. приняты в аспирантуру 384 человека, в том числе в вузы - 373, в научно-исследовательские институты - 10, в учреждения дополнительного профессионального образования - 1 человек. По сравнению с предыдущим годом численность принятых в аспирантуру уменьшилась на 11,7 процента, в том числе в вузы - на 9,2 процента. Вместе с тем численность принятых в научно-исследовательские институты снизилась на 56,5 процента. В докторантуру приняты 20 человек (на уровне 2009 г.). Фактический выпуск аспирантов в 2010 г. составил 311 человек (с защитой диссертации - 77, в том числе аспирантов вузов - 298 человек). Выпуск докторантов в 2010 г. составил 16 человек, с защитой диссертации - 3. Количество докторантов вузов на конец года составило 55 человек.
Динамика инновационной активности с 2006 по 2009 годы приведена в следующей таблице:
N п/п | Показатель инновационной активности | Единица измерения | Годы |
2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
1 | Доля инновационно активных предприятий и организаций от общего количества субъектов промышленной деятельности | процентов | 7,2 | 9,2 | 8,7 | 9,3 |
2 | Число созданных передовых производственных технологий | единиц | 7 | 12 | 9 | 5 |
3 | Объем отгруженной инновационной продукции | млн. руб. | 5283,6 | 6110,5 | 17064,9 | 7278,2 |
По итогам 2010 года можно выделить следующие показатели инновационной активности:
N п/п | Показатель | Единица измерения | 2010 год |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Удельный вес инновационно активных организаций в общем количестве обследованных организаций | процентов | 10 |
2 | Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции организаций, осуществлявших технологические инновации | процентов | 21,3 |
3 | Количество организаций, занимавшихся созданием передовых производственных технологий | единиц | 5 |
4 | Удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции | процентов | 12,1 |
При формировании основных направлений Концепции областной целевой программы развития и поддержки инновационной деятельности в Ярославской области на оды был проведен анализ ситуации, сложившейся в сфере инновационной деятельности.
Принимая во внимание результаты анализа, были учтены слабые и сильные стороны, а также оценены возможности и угрозы, которые соответственно позволяют развиваться инновационной деятельности на территории Ярославской области либо мешают этому.
SWOT-анализ
Сильные стороны | Слабые стороны |
- государственная поддержка программ развития высокотехнологичных предприятий со стороны руководства области; - наличие значительного научно образовательного комплекса; - наличие развитого научного, функционального и кадрового потенциала региона в области высоких технологий; - наличие положительного опыта взаимодействия с ведущими институтами развития национальной инновационной сети; - наличие организаций, частично образующих инфраструктуру поддержки инновационной деятельности; - наличие региональной системы поддержки организаций малого и среднего бизнеса; - наличие региональной системы поддержки инвестиционной деятельности | - недостаточная координация действий федеральной и региональной властей, направленных на поддержку инновационного бизнеса; - отсутствие федерального законодательства в сфере поддержки инновационной деятельности; - отсутствие необходимой региональной нормативной правовой базы; - отсутствие региональной инновационной политики; - отсутствие необходимой фактической, экспертно-аналитической, сравнительной и прогностической информации о венчурно-инновационном рынке Российской Федерации; - нехватка практикующих инновационных менеджеров, проект-менеджеров, а также консультантов инновационно технологического бизнеса; - недостаток компетенций по созданию и развитию малых инновационных компаний; - отсутствие компонентов инновационной инфраструктуры, способствующих коммерциализации и промышленному освоению результатов интеллектуальной деятельности; - нехватка средств для финансирования инновационных проектов на стадии научно-исследовательских и опытно конструкторских разработок; - неприемлемые условия финансирования инновационных программ традиционными участниками финансового сектора экономики |
Возможности | Угрозы |
- внимание федеральных органов власти к проблемам инновационного развития, политическая поддержка наиболее значимых инновационных проектов; - активная роль институтов развития национальной инновационной сети; - возможность привлечения средств федерального бюджета, частного капитала; - использование передового российского и зарубежного опыта поддержки инновационной деятельности; - наличие в регионе учебной базы для подготовки специалистов; - популяризация инноваций путем привлечения средств массовой информации | - низкий уровень спроса на инновации среди крупных и средних компаний реального сектора экономики; - длительность и высокая рискованность процесса финансирования создания наукоемкой продукции; - снижение конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках |
Наличие проблем модернизации региональной экономики в части создания недостающих элементов инновационной инфраструктуры и налаживания системы взаимодействия инновационной инфраструктуры с наукой, властью и бизнесом говорит о необходимости их решения программно-целевым методом. Разработка Программы развития и поддержки инновационной деятельности в Ярославской области на оды позволит привлечь дополнительные средства федеральных целевых программ и иных внебюджетных источников.
3.ПРЕДЕЛЬНЫЕ ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
Источники финансирования | Предельный объем финансирования Программы, тыс. руб. |
всего | 2012 год | 2013 год | 2014 год |
Областной бюджет | 285200 | 56000 | 164100 | 65100 |
Внебюджетные источники | - | - | - | - |
Справочно: |
федеральный бюджет | - | - | - | - |
местные бюджеты | - | - | - | - |
Итого по Программе | 285200 | 56000 | 164100 | 65100 |
4.ЦЕЛЬ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
N п/п | Наименование показателя | Единица измерения | Базовый показатель 2010 года | Плановые показатели | Обоснование плановых значений показателей |
2012 год | 2013 год | 2014 год |
Цель - повышение инновационной активности региона путем создания региональной инновационной системы и обеспечения ее функционирования |
1 | Доля инновационно активных предприятий и организаций в общем количестве обследованных организаций | процентов | 10 в 2009 году - 9,5 процента | 11 | 12 | 13 | в целом по Центральному федеральному округу Ярославская область находится на 6 месте по данному показателю, на первом месте Орловская область со значением показателя 14,2 процента |
2 | Удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции | процентов | 12,1 в 2009 году - 7,9 процента | 12,3 | 13,5 | 15,0 | в целом по Центральному федеральному округу Ярославская область находится на 4 месте по объему отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции, на первом месте Липецкая область со значением показателя 12,5 процента |
5.РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Работа по развитию инновационной деятельности в Ярославской области началась с проведения анализа ситуации, разработки областной целевой программы развития и поддержки инновационной деятельности в Ярославской области на оды и разработки проекта закона о государственной поддержке инновационной деятельности в Ярославской области в 2011 году. Был проведен ряд встреч с представителями Министерства экономического развития Российской Федерации, комитета по экономической политике Ярославской областной Думы, некоммерческим партнерством "Институты развития малого и среднего бизнеса", Советом ректоров Ярославской области и представителями организаций инфраструктуры инновационной деятельности в Ярославской области.
В основе Концепции областной целевой программы развития и поддержки инновационной деятельности в Ярославской области на оды лежат задачи, направленные на создание инновационной инфраструктуры, совершенствование нормативно-правовой базы, развитие информационного и кадрового потенциала в сфере инновационной деятельности и стимулирование роста инновационной деятельности.
Задачи Программы
N п/п | Наименование задачи | Результат |
наименование | единица измерения | планируемое значение |
2012 год | 2013 год | 2014 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Создание инновационной инфраструктуры | разработанный проект инновационной инфраструктуры | да/нет | да |
созданные элементы инновационной инфраструктуры в соответствии с разработанным проектом (нарастающим итогом) | процентов | 50 | 80 | 100 |
2 | Развитие нормативно правового обеспечения инновационной деятельности | утвержденные нормативно-правовые акты по инновационной деятельности в соответствии с выявленной в ходе исследования потребностью | да/нет | да | да | да |
3 | Развитие информационного и кадрового потенциала в сфере инновационной деятельности | количество субъектов инновационной деятельности и субъектов инновационной инфраструктуры, повысивших квалификацию и прошедших обучение по специализированным образовательным программам в сфере инноваций | единиц | не менее 50 | не менее 70 | не менее 100 |
4 | Стимулирование роста инновационной деятельности | количество субъектов инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры, выигравших гранты и конкурсы на получение субсидий в целях реализации инновационных проектов | единиц | не менее 5 | не менее 9 | не менее 20 |
количество вновь созданных субъектов инновационной деятельности, осуществляющих инновационную деятельность в Ярославской области | единиц | не менее 3 | не менее 5 | не менее 10 |
7.РИСКИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
N п/п | Наименование риска | Величина риска | Предупредительные меры | Меры по исправлению (корректирующие действия) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Невыполнение объемов финансирования мероприятий Программы | 16 | ранжирование задач по мере убывания значимости реализации мероприятий в рамках каждой задачи: - системообразующие мероприятия; - функциональные мероприятия; - обеспечивающие мероприятия | коррекция финансирования функциональных мероприятий до уровня не ниже 70 (семидесяти) процентов; при недостаточности указанной меры - отказ от реализации мероприятий в обратной последовательности в зависимости от уровня значимости и весового вклада в реализацию Программы; внесение изменений в утвержденные нормативные правовые акты |
2 | Срыв крайних сроков реализации мероприятий Программы | 20 | составление плана графика работ; ранжирование мероприятий по значимости сроков реализации; определение критически значимых мероприятий по срокам реализации | выполнение части мероприятий Программы внешними исполнителями посредством процедуры проведения государственных закупок; внесение изменений в утвержденные нормативные правовые акты |