Ярославская область
Постановление от 20 сентября 2011 года № 704-П
О Концепции Областной целевой программы сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов в Ярославской области на оды
Принято
Правительством Ярославской области
Правительством Ярославской области
В целях создания условий для сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов Ярославской области как важной части национальной культуры и отрасли промышленного производства Правительство области
Постановляет:
1.Утвердить прилагаемую Концепцию Областной целевой программы сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов в Ярославской области на оды (далее - Программа).
2.Департаменту промышленной политики Ярославской области обеспечить разработку проекта Программы и в срок до 01 декабря 2011 года представить на утверждение Правительству области.
3.Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Елфимова И.С.
4.Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области
С.А.Вахруков
Приложение
к Постановлению от 20 сентября 2011 года № 704-П .
Концепция
к Постановлению от 20 сентября 2011 года № 704-П .
Концепция
Концепция Областной целевой программы сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов Ярославской области на оды
Заказчик Программы | Правительство Ярославской области |
Краткое описание анализа ситуации | приведено в приложении 1 к Концепции, SWOT - анализ приведён в приложении 2 к Концепции |
Возможные варианты решения | приведены в приложении 3 к Концепции |
Дата начала Программы | 01.01.2012 |
Дата окончания Программы | 31.12.2014 |
Ответственный исполнитель Программы | департамент промышленной политики Ярославской области |
Исполнители Программы | департамент экономического развития Ярославской области, департамент образования Ярославской области, департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области, управление по вопросам местного самоуправления Правительства области |
Участники Программы | органы местного самоуправления муниципальных образований области, департамент культуры Ярославской области, организации и мастера народных художественных промыслов Ярославской области, художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам Ярославской области |
Куратор Программы | заместитель Губернатора области Елфимов Игорь Станиславович |
Ответственные лица для контактов | директор департамента промышленной политики Ярославской области Секретарев Д.М., тел.745-400; первый заместитель директора департамента промышленной политики Ярославской области Тукеев К.В., тел.745-400; председатель комитета планирования и разработки программ департамента промышленной политики Ярославской области Кокарева И.С.,тел.400-533; начальник отдела по народным художественным промыслам департамента промышленной политики Ярославской области Алферов А.П., тел.400-511 |
II. Общая потребность в ресурсах
Источники финансирования | Единица измерения | Предельный объем финансирования | |||
всего | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | ||
Областной бюджет | млн. руб. | 44,76 | 10,71 | 14,5 | 19,55 |
Внебюджетные источники | млн. руб. | 43,5 | 8,5 | 15,0 | 20,0 |
Справочно: | |||||
Федеральный бюджет | - | - | - | - | - |
Местные бюджеты | млн. руб. | 1,6 | 0,5 | 0,5 | 0,6 |
Всего | млн. руб. | 89,86 | 19,71 | 30,0 | 40,15 |
Механизм финансирования ОЦП приведён в приложении 4 к Концепции.
III. Цель программы
Наименование цели | Показатель | Обоснование плановых значений показателя | ||||||
наименование | единица измерения | весовой коэффициент | значение | |||||
базовое | планируемое | |||||||
2012г. | 2013г. | 2014г. | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Сохранение, возрождение и развитие традиционных народных художественных промыслов Ярославской области | количество организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в народных художественных промыслах Ярославской области (нарастающим итогом) | ед. | 0,5 | 94 | 100 | 108 | 120 | регистрация индивидуально работающих мастеров в качестве индивидуальных предпринимателей. В Российской Федерации изготовлением изделий народных художественных промыслов занимается 250 предприятий, расположенных в 64 субъектах Российской Федерации. К передовым областям традиционного бытования народных художественных промыслов со значительным количеством организаций и индивидуальных предпринимателей по данным Минпромторга России относятся: Нижегородская область - 48 организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в народных художественных промыслах, Республика Дагестан - 520 организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в народных художественных промыслах |
общий объем отгруженных изделий народных художественных промыслов (нарастающим итогом) | млн. руб. | 0,3 | 266 | 273 | 280 | 295 | увеличение спроса на изделия народных художественных промыслов и расширение внутреннего и внешнего рынков сбыта (Нижегородская область - 722,7 млн. руб., Республика Дагестан - 745,5 млн. руб.) | |
численность работников, занятых в сфере народных художественных промыслов (нарастающим итогом) | человек | 0,2 | 1500 | 1600 | 1660 | 1750 | увеличение численности работающих в сфере народных художественных промыслов за счет расширения производства изделий народных художественных промыслов (Республика Дагестан - 2000 чел., Нижегородская область - 2500 чел.) |
IV. Задачи программы
N п/п | Наименование задачи | Весовой коэффициент | Результат | |||||
наименование | единица измерения | значение | ||||||
базовое | планируемое | |||||||
2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. | Информационно-аналитическое обеспечение развития отрасли народных художественных промыслов | 0,1 | количество информированных организаций, индивидуальных предпринимателей, в том числе по налогообложению и финансовой поддержке (нарастающим итогом) | ед. | 94 | 300 | 500 | 600 |
2. | Обеспечение финансовой государственной поддержки развития отрасли народных художественных промыслов | 0,4 | доля организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших поддержку в рамках Программы (нарастающим итогом) | % | 0 | 30 | 60 | 90 |
3. | Маркетинговая поддержка продвижения продукции, производимой субъектами народных художественных промыслов Ярославской области, на российский и международный рынки и стимулирование её сбыта | 0,2 | количество участников мероприятий, проводимых в рамках Программы (нарастающим итогом) | ед. | 150 | 702 | 770 | 920 |
4. | Развитие кадрового обеспечения отрасли народных художественных промыслов | 0,2 | количество человек, прошедших обучение (нарастающим итогом) | ед. | 0 | 150 | 250 | 320 |
V. Риски программы
Наименование риска | Балл |
Невыполнение объёмов финансирования | 2 (маловероятно) х 3 (среднее) = 6 |
Срыв сроков реализации мероприятий | 2 (маловероятно) х 4 (значительное) = 8 |
Приложение
к Постановлению от 20 сентября 2011 года № 704-П
к Постановлению от 20 сентября 2011 года № 704-П
Анализ состояния и основные проблемы сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов Ярославской области
Народные художественные промыслы являются неотъемлемой частью культурного наследия и традиций народного искусства, развивающихся на основе преемственности местных художественно-стилевых и технических особенностей, обогащаемых современным художественным опытом.
Народные художественные промыслы Ярославской области являются национальным достоянием и предметом гордости населения региона. Они представляют собой особую культурно-историческую ценность, так как обладают индивидуальными особенностями и не повторяют изделия народных художественных промыслов других регионов. Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов, обладающих комплексом уникальных по количеству и разнообразию видов и стилистических особенностей, охватывающих практически все виды техники и прикладного искусства, является важной государственной задачей.
В Ярославской области наиболее развиты такие виды народных промыслов, как художественная обработка металлов, производство художественной керамики, художественная вышивка, художественная обработка дерева и других растительных материалов, художественное ручное ткачество, в меньшей степени - художественное ручное вязание, художественное ручное кружево, производство строчевышитых изделий народных художественных промыслов, изготовление изделий из войлока и овечьей шерсти, производство ювелирных изделий. В соответствии с федеральным законодательством постановлением Правительства области от 16.12.2009 N 1191-п "Об утверждении Порядка отнесения изделий, изготавливаемых на территории Ярославской области, к изделиям народных художественных промыслов и о перечне мест традиционного бытования народных художественных промыслов" определены места традиционного бытования народных художественных промыслов в Ярославской области.
По состоянию на 01 января 2011 года в Ярославской области осуществляют деятельность в сфере народных художественных промыслов 17 организаций и 77 индивидуальных предпринимателей. Численность работающих во всех организациях, производящих изделия народных художественных промыслов, - 1500 человек. Кроме того, более 500 мастеров работают вне организаций (на дому) как индивидуальные мастера без регистрации в налоговых органах. Организациями народных художественных промыслов, расположенных на территории Ярославской области, в 2010 году изготовлено изделий народных художественных промыслов на сумму 266544 тыс. рублей, рост к 2009 году составил 103,3 процента.
В 2007 году в 64 субъектах Российской Федерации произведено изделий народных художественных промыслов в фактических ценах на сумму 3,8 млрд. рублей. Объём изделий народных художественных промыслов, произведённых в Нижегородской области, в общем объеме производства изделий народных художественных промыслов в Российской Федерации составляет 15,4 процента, Ярославской области - 7 процентов.
Из 17 организаций, производящих изделия народных художественных промыслов, 9 организаций относятся к организациям народных художественных промыслов, и производимые ими изделия пользуются спросом у населения региона и за его пределами. В регионе существует резерв для роста числа организаций, которые могут увеличить долю изделий народных художественных промыслов в общем объеме производства и реализации до 50 и более процентов и перейти из разряда потенциальных организаций народных художественных промыслов в организации народных художественных промыслов. Кроме того, нужно создавать условия для регистрации индивидуально работающих мастеров в качестве индивидуальных предпринимателей. Планируется привлечение инвалидов и других маломобильных групп населения в область народных художественных промыслов для изготовления изделий народных художественных промыслов.
По данным мониторинга, в 2010 году количество индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере народных художественных промыслов, по сравнению с 2009 годом увеличилось с 60 до 77, что связано с регистрацией индивидуально работающих мастеров в качестве индивидуальных предпринимателей (количество индивидуальных мастеров в 2009 году - 520 чел., в 2010 году - 503 чел.). Сохраняется негативная тенденция сокращения численности работников, занятых на предприятиях народных художественных промыслов области. Так, по сравнению с 2009 годом численность работников сократилась на 6,4 процента. Выросла кредиторская задолженность на 5,2 процента.
Поддержка организаций народных художественных промыслов, осуществляемая на федеральном уровне, в последние годы значительно сократилась. В перечень организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета в 2011 году, утверждённый приказом Минпромторга России от 22.06.2010 N 509 "Об утверждении перечня организации народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета в 2011 году", включены только 4 предприятия Ярославской области: закрытое акционерное общество "Фабрика "Ростовская финифть" (г. Ростов ), закрытое акционерное общество "Новый мир" (г. Переславль-Залесский), закрытое акционерное общество "Переславская керамика" (г. Переславль-Залесский), общество с ограниченной ответственностью "Мастерская майолики Павловой и Шепелева" (г. Ярославль).
В сфере народных художественных промыслов области сохраняются негативные тенденции: сокращение количества организаций, численности работающих на них, низкий уровень рентабельности производства и заработной платы, сложности, связанные с возрастающими ценами на сырье, энергоносители, аренду помещений, недобросовестной конкуренцией и значительным количеством поступающей на потребительский рынок фальсифицированной продукции. В 2010 году отмечается снижение объемов отгруженных изделий народных художественных промыслов по большинству организаций народных художественных промыслов: на закрытом акционерном обществе "Новый мир" в 2009 году отгружено изделий народных художественных промыслов в сумме 36613 тыс. рублей, в 2010 году - 31894 тыс. рублей, то есть произошло снижение объёмов на 12,8 процента, на федеральном государственном унитарном предприятии "Русские ремесла" - снижение на 29,2 процента, обществе с ограниченной ответственностью "Мастерская майолики Павловой и Шепелева" - на 29,1 процента и т.д.
Специфика структуры себестоимости изделий народных промыслов заключается в большом удельном весе расходов на оплату труда, так как одной из особенностей производства изделий народных художественных промыслов является широкое и обязательное применение творческого, преимущественно ручного, труда художников и мастеров. Отсюда в отрасли народных художественных промыслов чрезвычайно мала выработка продукции на одного работающего, а механизация процесса творческого ручного труда недопустима в связи с самой спецификой художественных промыслов. Таким образом, в отрасли народных художественных промыслов затраты на оплату труда вместе со страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды составляют около 50 процентов всех затрат. Кроме того, значительную долю в затратах занимает потребление энергетических ресурсов (от 15 до 30 процентов). Всё это приводит к тому, что организациям и мастерам народных художественных промыслов сложно конкурировать с предприятиями, использующими автоматизированный труд.
Финансово-экономический кризис 2009 года усугубил негативные тенденции в сфере народных художественных промыслов. Для того чтобы в неблагоприятных социально-экономических условиях поддержать отрасль, необходимы дополнительные виды государственной поддержки народных художественных промыслов.
Основными причинами отрицательных тенденций являются:
- техническая и технологическая отсталость производств и, как следствие, низкая конкурентоспособность изделий;
- постоянное повышение цен на энергоносители и сырье;
- высокие процентные ставки по банковским кредитам;
- отсутствие единой эффективной системы государственной поддержки народных художественных промыслов на федеральном, региональном и местном уровнях;
- неразвитость организационной инфраструктуры сбыта изделий народных художественных промыслов на внутреннем и зарубежном рынках;
- отсутствие системы эффективного менеджмента и маркетинга в организациях народных художественных промыслов;
- снижение профессионального уровня подготовки кадров и отсутствие эффективной системы переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере народных художественных промыслов и, как результат, сокращение численности профессионалов в отрасли, угроза утраты художественно-стилевых особенностей и традиций, преемственности;
- недостаточно эффективная система пропаганды и популяризации народных художественных промыслов среди широких слоев населения.
Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о том, что на сегодня в отрасли сложилась тяжелая ситуация, поддержка организаций и мастеров народных художественных промыслов недостаточна, необходимо расширять формы и виды поддержки, привлекая средства федерального, регионального и местного бюджетов.
Создание условий для развития отрасли народных художественных промыслов является одним из направлений стратегии социально-экономического развития Ярославской области и определяет задачи региональной политики в области народных художественных промыслов, которые возможно решить, объединив действия органов государственной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований области, общественных организаций.
Необходимость решения вопроса поддержки народных художественных промыслов программно-целевым способом обусловлена реализацией принципов результативности и эффективности использования бюджетных средств.
Реализация Областной целевой программы сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов в Ярославской области на оды позволит:
- сохранить традиции и самобытность народных художественных промыслов Ярославской области;
- способствовать обеспечению стабильности организаций, производящих изделия народных художественных промыслов;
- осуществить продвижение изделий народных художественных промыслов на внутреннем и внешнем рынках;
- обеспечить техническое перевооружение и реконструкцию действующих организаций народных художественных промыслов, не нарушая основ технологии и традиций;
- обеспечить подготовку специалистов для организаций народных художественных промыслов;
- увеличить объем отгруженных изделий народных художественных промыслов до 295 млн. рублей;
- увеличить численность работающих в сфере народных художественных промыслов до 1750 человек;
- увеличить количество субъектов народных художественных промыслов за счет легализации деятельности индивидуальных мастеров;
- создать необходимые предпосылки для дальнейшего устойчивого развития народных художественных промыслов.
Концепция разработана в соответствии с Федеральным законом от 6 января 1999 года N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах", Федеральным законом от 6 декабря 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" с учетом материалов парламентских слушаний на тему: "Народные художественные промыслы: проблемы сохранения и развития", проходивших 26 апреля 2011 года в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, и Концепции государственной поддержки организаций народных художественных промыслов на период до 2015 года, утвержденной приказом Минпромторга России от 24 сентября 2009 года N 854 "Об утверждении Концепции государственной поддержки организаций народных художественных промыслов на период до 2015 года", и направлена на возрождение, сохранение и развитие народных художественных промыслов в регионе.
Приложение
к Постановлению от 20 сентября 2011 года № 704-П
к Постановлению от 20 сентября 2011 года № 704-П
SWOT — Анализ народных художественных промыслов Ярославской области
ВОЗМОЖНОСТИ | УГРОЗЫ | |
- наличие в Ярославской области исторически сложившихся традиций и собственных компетенций в области народных художественных промыслов; - выгодное экономико- географическое положение региона; принадлежность к популярному туристическому маршруту "Золотое кольцо России"; - значительный туристический поток | - низкий уровень конкурентоспособности изделий народных художественных промыслов из-за недобросовестной конкуренции со стороны индивидуальных мастеров и иностранных продавцов сувенирной продукции; - рост стоимости сырьевых и энергетических ресурсов; - высокая плата за аренду офисных и производственных помещений (особенно для начинающих предпринимателей и производственного сектора); - отсутствие комплексной системы подготовки и переподготовки; - несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность организаций народных художественных промыслов | |
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ | ВОЗМОЖНОСТИ/ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ | УГРОЗЫ/СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ |
- известность организаций народных художественных промыслов Ярославской области на мировом уровне; - утвержденное географическое расположение 15 наименований видов народных художественных промыслов в местах традиционного бытования в пределах Ярославской области; - самобытность и уникальность изделий художественных промыслов Ярославской области; - наличие ресурсов для возрождения и развития народных художественных промыслов; - наличие установившегося календаря туристических событий | - расширение продаж изделий народных художественных промыслов; - построение регулярного рынка реализации продукции народных художественных промыслов; - формирование уникальных известных брендов народных художественных промыслов Ярославской области | маркетинговая поддержка продвижения продукции и стимулирование её сбыта |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ | ВОЗМОЖНОСТИ/ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ | УГРОЗЫ/СЛАБЫЕ СТОРОНЫ |
- недостаточная профессиональная подготовка художников, мастеров и профильных специалистов народных художественных промыслов (ювелиров, художников миниатюрной живописи, формовщиков, литейщиков, резчиков по дереву, мастеров домового ткачества и др.); - отсутствие организованного рынка сбыта продукции народных художественных промыслов и системы дистрибьюции в целом, а также недостаточное взаимодействие организаций народных художественных промыслов и организаций туристической отрасли на основных туристических маршрутах; - высокая себестоимость производимой продукции народных художественных промыслов в связи со значительной долей ручного труда | - использование высокого образовательного потенциала региона для подготовки и переподготовки мастеров и специалистов народных художественных промыслов; - повышение информационной осведомленности предприятий народных художественных промыслов о формах и условиях государственной поддержки | обеспечение финансовой государственной поддержки развития отрасли народных художественных промыслов |
Приложение
к Постановлению от 20 сентября 2011 года № 704-П
к Постановлению от 20 сентября 2011 года № 704-П
Возможные варианты решения проблем сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов
Актуальность задач сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов в Ярославской области обусловлена наличием на стратегической карте Ярославской области соответствующих целей, таких как:
- развивать специализацию, основанную на собственных стратегических преимуществах и ключевых тенденциях развития;
- повышать конкурентоспособность портфеля доходных отраслей.
Необходимость решения проблемы сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов программно-целевым методом обусловлена наличием рекомендаций по разработке региональных программ развития народных художественных промыслов в Концепции государственной поддержки организаций народных художественных промыслов на период до 2015 года, утвержденной приказом Минпромторга России от 24 сентября 2009 года N 854 "Об утверждении Концепции государственной поддержки организаций народных художественных промыслов на период до 2015 года".
Для решения поставленной проблемы будут использованы следующие механизмы:
- ведение реестров:
организаций народных художественных промыслов;
изделий народных художественных промыслов;
организаций и индивидуальных предпринимателей получателей поддержки;
- мониторинг организаций, индивидуальных предпринимателей и мастеров народных художественных промыслов, общественных организаций, образовательных учреждений, занятых в сфере народных художественных промыслов;
- разработка мероприятий, необходимых для развития отрасли народных художественных промыслов в Ярославской области;
- подготовка предложений по формированию туристических маршрутов с учетом размещения организаций, выпускающих изделия народных художественных промыслов, и мест их традиционного бытования;
- подготовка предложений по организации системы дистрибьюции для реализации изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;
- разработка мер популяризации народных художественных промыслов в средствах массовой информации;
- организация выставок, ярмарок, фестивалей, конференций, семинаров, "круглых столов", смотров-конкурсов и иных мероприятий в области возрождения, сохранения и развития народных художественных промыслов на территории области. Поддержка участия организаций и мастеров народных художественных промыслов в региональных, межрегиональных и международных мероприятиях;
- предоставление государственной поддержки организациям и мастерам народных художественных промыслов Ярославской области;
- содействие органам местного самоуправления муниципальных образований области в разработке муниципальных программ развития отрасли народных художественных промыслов на территориях муниципальных образований области.
Приложение
к Постановлению от 20 сентября 2011 года № 704-П
к Постановлению от 20 сентября 2011 года № 704-П
Механизм финансирования Областной целевой программы сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов в Ярославской области на оды
Финансирование мероприятий Областной целевой программы сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов в Ярославской области на оды (далее - Программа) планируется осуществлять согласно Положению о механизме финансирования, разработанному в соответствии с Гражданским и Бюджетным кодексами Российской Федерации, Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ярославской области и определяющему условия и формы предоставления средств областного бюджета, предусмотренных на поддержку организаций и мастеров народных художественных промыслов Ярославской области.
Расходование средств областного бюджета будет осуществляться в форме:
- субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг на возмещение затрат, связанных с производством и реализацией товаров, работ, услуг. Субсидии будут предоставляться на безвозмездной и безвозвратной основах в порядке и на условиях, предусмотренных Программой, в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на данные цели;
- оплаты работ (услуг), производимых (предоставляемых) юридическими и физическими лицами в соответствии с гражданско-правовыми договорами и государственными контрактами. Договоры гражданско-правового характера и государственные контракты с участниками программных мероприятий заключаются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Контроль за использованием бюджетных средств, предоставленных на финансирование программных мероприятий, осуществляет департамент промышленной политики Ярославской области. Финансовый контроль осуществляет департамент финансов Ярославской области.