Ярославская область
Решение Ярославского УФАС России от 12 марта 2012 года
В отношении ОАО «МРСК Центра»
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
(решение изготовлено в полном объеме 12.03.2012)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководитель управления Балабаев С.А.,
члены Комиссии – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Завьялов М.Ф., специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Орлова М.И., с участием:
- от ОАО «МРСК-Центра» <...>;
- представителей СНОТ «Оздоровитель»,
рассмотрев 27 февраля 2012 года дело № 03-03/90-11 о нарушении ОАО «ЯСК», ОАО «МРСК-Центра» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
Установила:
В Ярославское УФАС России поступили обращения <...>, <...>, <...>, <...>, <...> о нарушении антимонопольного законодательства, выразившегося, по мнению заявителей, в неправомерном бездействии ОАО «МРСК-Центра» по устранению повреждений на электрических сетях.
ОАО «МРСК-Центра» нарушения антимонопольного законодательства не признало, пояснило, что аварии на сетях ОАО «МРСК-Центра» не имелось, возможно неисправность возникла на сетях, принадлежащих СНОТ, в связи с чем никакой реакции на обращение потребителей быть не могло.
Принимая решение о признании ОАО «МРСК-Центра» нарушившим антимонопольное законодательство, Ярославское УФАС исходит из следующего.
Между ОАО «ЯСК» и ОАО «МРСК Центра» заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии №ЯЭ-00/650-08 от 25.12.2008г.
Предметом данного договора в соответствии с п. 2.1 является оказание Потребителям (юридическим и физическим лицам, приобретающим электрическую энергию у Заказчика (ОАО «ЯСК»)) услуг по передаче через технические устройства электрических сетей, принадлежащих Исполнителю (ОАО «МРСК Центра»). Таким образом, ОАО «МРСК Центра» в рамках данного договора приняло на себя обязательство по передаче электрической энергии в адрес потребителей ОАО «ЯСК».
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по передаче электрической энергии относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий, следовательно, ОАО «МРСК Центра» является субъектом естественных монополий. В соответствии с частью 5 ст. 5 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующее положение занимает субъект естественной монополии. Исходя из вышеизложенного, ОАО «МРСК Центра» занимает доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии в границах Ярославской области, в границах присоединенной сети.
В соответствии с указанным выше договором между ОАО «МРСК-Центра» и ОАО «ЯСК» №ЯЭ-00/650-08 от 25.12.2008г. сетевая организации передает электрическую энергию физическим лицам - абонентам ОАО «ЯСК» без указания в договоре конкретных точек поставки, без перечисления конкретных физических лиц.
В то же время между ОАО «МРСК-Центра» и гр. <...> (абонент ОАО «ЯСК» №114042654 в соответствии с представленной книжкой) подписан акт от 01.07.2009г. №324 о технологическом присоединении в соответствии с которым граница балансовой принадлежности устанавливается на первых вводных изоляторах приемного устройства дома, между указанными сторонами подписан акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 01.07.2009г. в котором граница указана аналогичным образом.
Между ОАО «МРСК-Центра» и гр. <...> (абонент ОАО «ЯСК» №114042655 в соответствии с представленной книжкой) подписан акт от 01.07.2009г. №325 о технологическом присоединении в соответствии с которым граница балансовой принадлежности устанавливается на первых вводных изоляторах приемного устройства дома, между указанными сторонами подписан акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 01.07.2009г. в котором граница указана аналогичным образом.
Между ОАО «МРСК-Центра» и гр. <...> (абонент ОАО «ЯСК» №114042712 в соответствии с представленной книжкой) подписан акт от 01.07.2009г. №381 о технологическом присоединении в соответствии с которым граница балансовой принадлежности устанавливается на первых вводных изоляторах приемного устройства дома, между указанными сторонами подписан акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 01.07.2009г. в котором граница указана аналогичным образом.
Между ОАО «МРСК-Центра» и гр. <...> (абонент ОАО «ЯСК» №1140442760 в соответствии с представленной книжкой) подписан акт от 06.07.2009г. №430 о технологическом присоединении в соответствии с которым граница балансовой принадлежности устанавливается на первых вводных изоляторах приемного устройства дома, между указанными сторонами подписан акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 06.07.2009г. в котором граница указана аналогичным образом.
Отношения в сфере передачи электрической энергии регулируются Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. №861. В соответствии с п. 12 указанного Постановления сетевая организация в рамках заключенного договора обязуется осуществить комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, а потребитель услуг - оплатить их.
В рамках сложившейся схемы договорных отношений потребители оплачивают тариф на электрическую энергию, выставляемый ОАО «ЯСК», включающий, в том числе, услуги по передаче энергии.
03.04.2011г. заявители обнаружили, что в принадлежащих им домах отсутствует электрическая энергия.
В материалы дела представлены доказательства того, что заявительницы <...>, <...>, <...>, <...> в период с 03.04.2012 по 11.04.2012 неоднократно обращались по абонентскому номеру 21-29-65 (диспетчерская Ярославского участка ОАО «МРСК-Центра», указанная в качестве номера для сообщения о перерывах на акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности) с заявлением об отсутствии электрической энергии, в то же время сетевая организация не предприняла никаких мер для нормализации энергоснабжения потребителей.
Впоследствии работы по ремонту сетей были выполнены за счет членов СНОТ после 11.04.2012г.
Комиссия приходит к выводу о том, что игнорирование со стороны ОАО «МРСК-Центра» заявок потребителей возможно только в связи с естественно-монопольным положением указанного хозяйствующего субъекта.
Довод о том, что сети в указанном СНОТ не принадлежат ОАО «МРСК-Центра», поэтому заявки от членов указанного товарищества не принимаются к рассмотрению опровергается тем, что конечные потребители-граждане обладали полным комплектом соответствующих документов в отношении передачи электрической энергии до их индивидуальных жилых домов. Внутренние споры ОАО «МРСК-Центра» с иными фактическими или предполагаемыми собственниками электрических сетей находятся вне усмотрения потребителей, соответственно не могут приниматься как оправдание неисполнения предусмотренных законом обязанностей. Кроме того, приведенные выше документы относительно разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности с гражданами не были отозваны, аннулированы, в связи с чем являлись действующими и опосредовали обязанности ОАО «МРСК-Центра» по обеспечению перетока указанным потребителям. Указанные акты не содержат указания на то, что между сетями ОАО «МРСК-Центра» и потребителей имеются еще какие-то объекты электросетевого хозяйства.
При реализации обязанности по обеспечению перетока сетевая организация, в том числе, имела право обратиться к гарантирующему поставщику для урегулирования отношений с иными собственниками сетей (если они имеются), а также произвести ремонтные работы собственными силами либо подключить абонента к собственным сетям напрямую в соответствии со схемой, определенной актами разграничения балансовой принадлежности, актами о подключении.
В антимонопольный орган не представлено доказательств того, что какая-либо из перечисленных обязанностей ОАО «МРСК-Центра» была им исполнена, либо о том, что были предприняты иные меры, направленные на восстановление снабжения электрической энергией потребителей.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о том, что бездействие ОАО «МРСК-Центра» по надлежащему реагированию на обращения граждан <...>, <...>, <...>, <...> об отсутствии электрической энергии в апреле 2011г. в домах на территории СНОТ «Оздоровитель-1» противоречат требованиям действующего законодательства, ущемляют права указанных граждан, а также иных, обладающих актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности с ОАО «МРСК-Центра» электрическая энергия у которых отсутствовала в связи с аварией на сетях, образуют нарушение части 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Комиссия также определила прекратить дело в отношении ОАО «ЯСК» в связи с неподтверждением уведомления Общества об аварии со стороны потребителей либо сетевой организации.
Руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1-4 ст. 41,частью 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
Решила:
1.Признать ОАО «МРСК-Центра» нарушившими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2.Прекратить рассмотрение дела в отношении ОАО «ЯСК».
3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП
Председатель Комиссии
Балабаев С.А.
Члены Комиссии
Завьялов М.Ф.
Орлова М. И.