» » » Об утверждении ведомственной целевой программы «Поддержка потребительского рынка на селе» на оды

- Консультации и защита в суде по гражданским и уголовным делам, помощь при ДТП, ведение бракоразводных процессов, раздела имущества и др. -

Об утверждении ведомственной целевой программы «Поддержка потребительского рынка на селе» на оды


Ярославская область
Приказ от 06 сентября 2011 года № 135
Об утверждении ведомственной целевой программы «Поддержка потребительского рынка на селе» на оды
Принят
Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области
  • В редакции
  • № 83 от 16.04.2012.
В соответствии с постановлением Правительства области от 01.06.2011 N 412-п "О развертывании системы управления программами и проектами в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области" Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области
ПРИКАЗЫВАЕТ:
1.Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Поддержка потребительского рынка на селе" на оды.
2.Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора департамента - председателя комитета потребительского рынка департамента Шишину В.В.
3.Приказ вступает в силу с момента подписания.
Директор Департамента
В.Л.ФИЛИППОВ
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ПОДДЕРЖКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА НА СЕЛЕ"
НА 2012 - 2014 ГОДЫ
Цель ВЦПОбеспечение сельского населения социально значимыми потребительскими товарами и бытовыми услугами
Срок действия ВЦПоды
Участники ВЦП
КураторБоровицкий Михаил Васильевич - заместитель Губернатора области
Ответственный исполнительДепартамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской областиШишина Валентина Валерьяновна заместитель директора председатель комитета потребительского рынка Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, телефон: 32-80-69
Исполнители ВЦПКомитет потребительского рынка Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской областиМураускис Светлана Анатольевна консультант комитета потребительского рынка Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, телефон: 32-92-69
Органы местного самоуправления муниципальных образований области
Электронный адрес размещения информации о ВЦП в Интернетеhttp://www.yarregion.ru/depts/dapk/Pages/potrebrynok.aspx
ОБЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В РЕСУРСАХ
Источники финансированияОбъем финансирования, тыс. руб.
всегов том числе по годам
2012 год2013 год2014 год
12345
Областной бюджет277078336932810043
Внебюджетные источники265000800009000095000
Справочно:
Местные бюджеты27988369461016
Итого по программе29550589172100274106059
I. Краткое описание сложившейся ситуации
Повышение качества жизни сельского населения, гарантированное обеспечение сельского населения социально значимыми потребительскими товарами и бытовыми услугами являются неотъемлемой частью государственной политики и приоритетными направлениями социально-экономического развития региона. Одним из основных принципов функционирования потребительского рынка является развитие конкурентной среды, что позволяет эффективно использовать рыночные механизмы для повышения качества товаров и услуг, их ценовой и территориальной доступности.
Программно-целевой метод решения проблем обеспечения сельского населения качественными и доступными товарами и бытовыми услугами доказал свою эффективность на региональном уровне. С 2001 года в области реализовывалась областная целевая программа "Развитие и совершенствование бытового обслуживания населения", с 2010 года - областная целевая программа "Поддержка потребительского рынка на селе" на оды. В рамках реализации мероприятий ВЦП осуществляются меры, направленные на комплексное развитие сферы услуг на селе, расширение социально значимых видов услуг, повышение квалификации специалистов отрасли. В рамках реализации ВЦП более 20 отдаленных сельских населенных пунктов получили возможность комплексного бытового обслуживания, около 400 специалистов повысили свою квалификацию. Кроме того, реализация ВЦП позволила обеспечить сельское население области более чем в одной тысяче отдаленных труднодоступных сельских населенных пунктов, где нет стационарной сети, товарами первой необходимости.
В течение 2010 года число объектов бытового обслуживания возросло по области на 8 процентов. Среди районов области строительство предприятий бытового обслуживания осуществлялось в Ростовском муниципальном районе - открыто 12 объектов, Рыбинском муниципальном районе - 7 объектов, Угличском муниципальном районе - 6 объектов, в Гаврилов-Ямском и Даниловском муниципальных районах - по 4 объекта, в Большесельском муниципальном районе - 2 объекта, в Брейтовском, Любимском, Некрасовском, Первомайском муниципальных районах - по 1 объекту.
В целом по области продолжается рост обеспеченности торговыми площадями: в большинстве муниципальных районов суммарная фактическая обеспеченность торговыми площадями превышает нормативный стандарт, утвержденный постановлением Правительства области от 31.01.2011 N 39-п "Об установлении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов". Так, в Ярославском муниципальном районе суммарная фактическая обеспеченность торговыми площадями в 2,5 раза превышает нормативный стандарт, в Брейтовском муниципальном районе - на 78 процентов, в Любимском, Мышкинском, Первомайском и Тутаевском муниципальных районах - на 50 процентов; в Борисоглебском муниципальном районе - на 44 процента, в Некрасовском, Угличском и Ростовском муниципальных районах - на 25 - 30 процентов, Большесельском и Некоузском муниципальных районах - на 18 - 20 процентов, в Гаврилов-Ямском, Даниловском, Переславском муниципальных районах - на 7 - 13 процентов, в Пошехонском муниципальном районе - на 4 процента. Только в Рыбинском муниципальном районе суммарная фактическая обеспеченность на 15 процентов ниже норматива.
Социально-экономическая ситуация в сфере потребительского рынка на селе остается сложной. Сложившееся в Ярославской области размещение объектов торгового обслуживания на селе не полностью отвечает потребностям населения. Остается проблема доставки товаров в населенные пункты, расположенные вдали от крупных населенных пунктов, дорожных магистралей и с небольшим количеством проживающих (в основном пенсионного возраста). Жители таких населенных пунктов лишены возможности пользоваться социально значимыми услугами по месту жительства.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, более половины сельских поселений области на 1 января 2010 года относились к числу малонаселенных пунктов с числом жителей не более 10 человек. В населенных пунктах, где количество жителей не превышает 10 - 20 человек, нет стационарных точек торговли. Обеспечение жителей таких населенных пунктов социально значимыми товарами первой необходимости осуществляется путем выездной торговли. По данным муниципальных образований области, на их территориях насчитывается более 1000 сельских населенных пунктов, доставка товаров в которые затруднена.
В 2010 году темп роста оборота розничной торговли в целом по области составил 105,1 процента к уровню 2009 года (в сопоставимых ценах). Согласно прогнозу социально-экономического развития Ярославской области в 2009 году темп роста оборота розничной торговли составил 98 процентов к уровню предыдущего года, в 2011 году темп роста розничного товарооборота составит 105,5 процента. В то же время темп роста оборота розничной торговли в сельских районах области значительно ниже.
Наблюдается нарастающая дифференциация муниципальных образований Ярославской области по уровню развития потребительского рынка, качества реализуемых товаров и услуг, сервисного обслуживания.
Среднедушевой оборот розничной торговли за 2010 год в среднем по области составил свыше 82 тысяч рублей. В районах области ниже: Рыбинском муниципальном районе - в 2,6 раза ниже среднеобластного значения; в Брейтовском, Борисоглебском, Большесельском, Некрасовском, Первомайском, Тутаевском муниципальных районах - в 2 раза; в Гаврилов-Ямском, Любимском, Мышкинском муниципальных районах - на 40 процентов, в Некоузском, Ростовском, Пошехонском, Угличском муниципальных районах - на 30 - 37 процентов, в Даниловском муниципальном районе - на 18 процентов.
В среднем по области за 2010 год среднедушевой объем оказанных бытовых услуг населению составил 1,9 тысячи рублей.
Состояние дел в сфере бытового обслуживания населения, особенно на селе, остается нестабильным. Потребителями бытовых услуг на селе в основном являются граждане с низкой платежеспособностью: неработающие пенсионеры и малообеспеченные семьи. Вследствие этого организации сдерживают цены на уровне потребительского спроса, что влечет за собой убытки. Таким образом, на селе сохраняется дефицит предприятий, оказывающих бытовые услуги населению, ввиду отсутствия их экономической привлекательности, низкого уровня развития частного предпринимательства на селе. Экономическая ситуация вынуждает организации сферы бытовых услуг закрываться или заниматься другим видом деятельности.
Еще одной проблемой является слабая обеспеченность предприятий потребительского рынка на селе профессиональными кадрами, которая должна решаться путем обучения, повышения квалификации, участия в конкурсах и мастер-классах.
Ожидаемые результаты реализации ВЦП соответствуют приоритетной задаче социально-экономического развития области - повышению уровня и качества жизни населения в части обеспеченности качественными и безопасными социально значимыми потребительскими товарами и бытовыми услугами.
Реализация программы будет направлена в первую очередь на преодоление слабых сторон обеспечения сельского населения услугами торговли и бытового обслуживания, к числу которых относятся:
- недостаточное развитие инфраструктуры предприятий потребительского рынка, особенно в отдаленных сельских населенных пунктах;
- недостаточное обеспечение сельского населения, проживающего в отдаленных населенных пунктах, торговыми площадями;
- отсутствие в отдаленных труднодоступных населенных пунктах стационарных точек торговли;
- дефицит сети предприятий по оказанию бытовых услуг сельскому населению области;
- низкий уровень материально-технической базы и высокая изношенность оборудования в сфере бытового обслуживания;
- отсутствие системы обеспечения качества и безопасности товаров и услуг для сельского населения;
- отсутствие защиты прав потребителей на селе;
- нехватка профессиональных кадров для обеспечения сельского населения услугами торговли и бытового обслуживания.
Существенными факторами успеха намеченных изменений в обеспечении доступности потребительского рынка для сельского населения являются:
- наличие политической воли к повышению качества торгового обслуживания сельского населения;
- наличие необходимой ресурсной базы для доставки товаров в отдаленные сельские населенные пункты и расширения рынка бытовых услуг;
- наличие высококвалифицированных кадров, которые будут вовлечены в реализацию мероприятий по развитию и совершенствованию бытового обслуживания населения и торговли в Ярославской области.
В качестве рисков (угроз) для реализации мероприятий по развитию и совершенствованию потребительского рынка в Ярославской области можно выделить следующие:
- природно-климатические;
- плохое качество дорог и их содержание, особенно в зимний период, а также отсутствие дорог к ряду населенных пунктов;
- социальные, обусловленные недостаточным количеством подготовленных кадров в отрасли торговли, общественного питания и бытового обслуживания, проживающих в сельской местности;
- законодательные, выражающиеся в недостаточном совершенстве законодательной базы по регулированию торговой деятельности.
Из приведенного выше анализа проблем обеспечения сельского населения услугами торговли и бытового обслуживания следует, что стоящие перед Ярославской областью задачи по повышению качества жизни сельского населения носят комплексный характер и требуют для своего решения согласованных действий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных районов области, организаций всех форм собственности и предпринимателей, оказывающих услуги населению.
В целом можно сделать вывод о том, что отказ от решения указанных проблем с помощью программно-целевого метода приведет к дальнейшему ухудшению условий жизни на селе.
Использование других вариантов решения проблемы не приведет к решению поставленных задач. Обеспечение сельского населения товарами первой необходимости и оказание бытовых услуг сельскому населению в отдаленных труднодоступных населенных пунктах осуществляется выездным методом. Доставка товаров и услуг в такие населенные пункты связана со значительными финансовыми затратами. Возникает риск ликвидации этих видов деятельности на селе. Поэтому для обеспечения сельского населения качественными и безопасными товарами и услугами необходима государственная поддержка.
II. Цель вцп
Цель ВЦП - обеспечение сельского населения социально значимыми потребительскими товарами и бытовыми услугами.
Показатели цели
наименование показателяединица измерениябазовое значениепланируемое значение (нарастающим итогом)
2012 год2013 год2014 год
Доля сельских населенных пунктов, в которые организована доставка социально значимых товаров, от общего количества сельских населенных пунктов, не обеспеченных стационарными точками торговли%77,577,577,577,5
Периодичность доставки социально значимых товаров и услуг в сельские населенные пунктыколичество раз в неделю2222
III. Задачи, мероприятия, результаты вцп
В рамках ВЦП предполагается решение следующих задач:
- обеспечение территориальной доступности товаров и услуг для сельского населения путем оказания государственной поддержки с целью сохранения и расширения инфраструктуры сферы услуг на селе;
- защита прав сельских потребителей;
- организация повышения квалификации кадров для предприятий потребительского рынка муниципальных районов области.
Первая задача решается путем выделения субсидий бюджетам муниципальных районов области с целью возмещения части затрат организациям любых форм собственности и индивидуальным предпринимателям, занимающимся доставкой товаров в отдаленные сельские населенные пункты, а также оказывающим социально значимые бытовые услуги сельскому населению.
Вторую задачу предполагается решить путем обучения сельского населения основам защиты прав потребителей.
Вопросы организации подготовки и переподготовки кадров для предприятий потребительского рынка муниципальных районов области решаются посредством обучения, повышения квалификации, участия в конкурсах и мастер-классах.
Решение каждой задачи предполагает конкретный измеряемый результат.
N
п/п






Наименование задачи,
результата, мероприятия






Единица
измерения




Значение результата, объем
финансирования мероприятий
очередной
финансовый
год
1-й год
планового
периода
2-й год
планового
периода
2012 год
2013 год
2014 год
1
2
3
4
5
6
1







Обеспечение
территориальной
доступности товаров и
услуг для сельского
населения
путем оказания
государственной
поддержки
    
1.1
Результаты
    
1.1.1



Количество сельских
населенных пунктов, в
которые организована
доставка товаров и услуг
единиц



1008



1008



1008



1.1.2



Численность работающих в
сфере бытового
обслуживания населения
области, единиц
тыс. чел.



9,630



9,670



9,700



1.2
Мероприятия
    
1.2.1











Предоставление субсидий
бюджетам муниципальных
районов области с целью
возмещения части затрат
организациям любых форм
собственности и
индивидуальным
предпринимателям,
занимающимся доставкой
товаров в отдаленные
сельские населенные
пункты
тыс. руб.











5680,0











6510,0











7010,0











1.2.2










Предоставление субсидий
бюджетам муниципальных
районов области с целью
возмещения части затрат
организациям любых форм
собственности и
индивидуальным
предпринимателям,
оказывающим социально
значимые бытовые услуги
сельскому населению
тыс. руб.










1836,0










1998,0










2133,0










Итого по задаче 1:
Областной бюджет
Местные бюджеты
Внебюджетные источники
тыс. руб.
тыс. руб.
тыс. руб.
7516,0
836,0
79000
8508,0
946,0
88500
9143,0
1016,0
93500
2

Защита прав сельских
потребителей
    
2.1
Результаты
    
2.1.1




Количество проведенных
семинаров, конференций,
"круглых столов" по
вопросам обеспечения
защиты прав потребителей
единиц




15




20




20




2.2
Мероприятия
    
2.2.1



Информирование и
обучение сельского
населения основам защиты
прав потребителей
    
2.2.2




Организация и проведение
семинаров, конференций,
"круглых столов" по
вопросам обеспечения
защиты прав потребителей
    
2.2.3





Проведение мониторинга
качества и безопасности
товаров и услуг на
потребительском рынке
муниципальных районов
области
    
2.2.4


Проведение мониторинга
розничных цен на
продукты питания
    
Итого по задаче 2:
тыс. руб.
-
-
-
3





Организация повышения
квалификации кадров для
предприятий
потребительского рынка
муниципальных районов
области
    
3.1
Результаты
    
3.1.1



Число работников
потребительского рынка,
прошедших повышение
квалификации, не менее
единиц



400



400



400



3.1.2

Количество проведенных
конкурсов, фестивалей
единиц

8

8

8

3.2
Мероприятия
    
3.2.1





Изучение состояния
обеспеченности кадрами и
разработка прогноза
потребности в
специалистах
потребительского рынка
    
3.2.2




Повышение квалификации
работников
потребительского рынка
муниципальных районов
области
тыс. руб.




120




120




150




3.2.3











Проведение ежегодного
областного семинара по
развитию
потребительского рынка
на селе с участием
представителей
администраций
муниципальных районов
области, индивидуальных
предпринимателей и
организаций
потребительского рынка
тыс. руб.











100











100











120











3.2.4







Проведение ежегодного
областного смотра -
конкурса комплексных
приемных пунктов на
лучшую организацию
работы по бытовому
обслуживанию сельских
жителей
тыс. руб.







100







100







120







3.2.5




Проведение конкурсов
профессионального
мастерства специалистов
массовых профессий сферы
бытовых услуг
тыс. руб.




100




100




120




3.2.6









Подготовка специалистов
потребительского рынка к
участию во всероссийских
и региональных конкурсах
профессионального
мастерства,
общеотраслевых выставках
и ярмарках, проводимых в
Ярославской области и
других регионах
    
3.2.7



Организация проведения
регионального тура
конкурса портных -
любителей
тыс. руб.



100



100



120



3.2.8



Организация проведения
областного фестиваля
"Сохранение традиций
русской кухни"
тыс. руб.



150



150



130



3.2.9



Организация проведения
межрегионального
фестиваля "Неделя
российского льна"
тыс. руб.



150



150



140



Итого по задаче 3:
Областной бюджет
Местные бюджеты
Внебюджетные источники
тыс. руб.
тыс. руб.
тыс. руб.
820
-
1000
820
-
1500
900
-
1500
ВСЕГО по ВЦП:
Областной бюджет
Местные бюджеты
Внебюджетные источники
тыс. руб.
тыс. руб.
тыс. руб.
7598
836
80000
9328
946
90000
10043
1016
95000
IV. Обоснование потребностей в ресурсах, необходимых для реализации вцп
Исходя из опыта реализации ранее действовавших программ в данной ВЦП учитывается ряд мероприятий, проводимых ранее, имевших высокий социальный эффект и востребованных в муниципальных районах области.
Расчет бюджетных средств осуществлен на основе предложений органов местного самоуправления с учетом опыта реализации областной целевой программы "Развитие и совершенствование бытового обслуживания населения" на оды и областной целевой программы "Поддержка потребительского рынка на селе" на оды, а также исходя из возможностей местных бюджетов в софинансировании мероприятий ВЦП.
Предоставление средств областного бюджета осуществляется в форме:
- субсидий бюджетам муниципальных районов области с целью возмещения части затрат организациям любых форм собственности и индивидуальным предпринимателям, оказывающим социально значимые бытовые услуги сельскому населению;
- субсидий бюджетам муниципальных районов области с целью возмещения части затрат организациям любых форм собственности и индивидуальным предпринимателям, занимающимся доставкой товаров в отдаленные сельские населенные пункты.
Расходы на обеспечение ВЦП складываются исходя из количества отдаленных населенных пунктов, расположенных на территории соответствующего муниципального района, расстояния согласно маршрутам движения, цены горюче-смазочных материалов, суммы убытков по содержанию комплексных приемных пунктов, прачечных, бань, салонов и мастерских, оказывающих бытовые услуги населению.
Кроме того, в целях повышения профессионального мастерства работников потребительского рынка, презентации потенциала области ВЦП предусматриваются средства на повышение квалификации работников потребительского рынка муниципальных районов области, на проведение конкурсов профессионального мастерства, на проведение фестиваля "Неделя Российского льна".
Потребность в бюджетных ресурсах области на реализацию мероприятий ВЦП составляет 27707 тысяч рублей.
Наименование ресурсовПотребность
2012 г.2013 г.2014 г.всего
12345
Финансовые ресурсы - областной бюджет (тыс. руб.), в том числе по направлениям:833693281004327707
субсидии бюджетам муниципальных районов области с целью возмещения части затрат организациям любых форм собственности и индивидуальным предпринимателям, занимающимся доставкой товаров в отдаленные сельские населенные пункты56806510701019200
субсидии бюджетам муниципальных районов области с целью возмещения части затрат организациям любых форм собственности и индивидуальным предпринимателям, оказывающим социально значимые бытовые услуги сельскому населению1836199821335967
Повышение квалификации кадров для предприятий потребительского рынка муниципальных районов области8208209002540
VI. Механизм реализации и управления вцп
ВЦП реализуется через систему ежегодного уточнения программных показателей и оценку промежуточных и итоговых результатов выполнения мероприятий по поддержке потребительского рынка муниципальных районов области.
Контроль за реализацией ВЦП осуществляется заказчиком - Правительством области в лице заместителя Губернатора области Боровицкого М.В.
Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (далее - департамент) обеспечивает реализацию ВЦП и ее финансирование, осуществляет координацию деятельности ее участников, оценку эффективности и результативности программы, формирует и представляет заказчику отчет о реализации программы. Департамент несет ответственность за своевременность и точность выполнения мероприятий программы, рациональное использование выделенных бюджетных средств.
Проверка целевого использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию ВЦП, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Координацию деятельности структурных подразделений департамента, муниципальных образований области по реализации ВЦП осуществляет директор департамента. За реализацию и выполнение мероприятий ВЦП несут ответственность сотрудники комитета потребительского рынка департамента в соответствии с должностными регламентами. Контроль за достижением целевых показателей, формирование отчетов о реализации ВЦП возлагается на заместителя директора департамента - председателя комитета потребительского рынка департамента.
Программные мероприятия предполагается осуществлять через заключение с участниками ВЦП в установленном порядке соответствующих соглашений (договоров).
Департамент организует размещение на интернет-сайте департамента текста ВЦП и информации о результатах ее реализации.
Используемые сокращения:
ВЦП - ведомственная целевая программа.
Приложение
к Приказу от 06 сентября 2011 года № 135 .
Программа
Ведомственная целевая программа «Поддержка потребительского рынка на селе» на оды
Цель ВЦПОбеспечение сельского населения социально значимыми потребительскими товарами и бытовыми услугами
Срок действия ВЦПоды
Участники ВЦП
КураторБоровицкий Михаил Васильевич - заместитель Губернатора области
Ответственный исполнительДепартамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской областиШишина Валентина Валерьяновна заместитель директора председатель комитета потребительского рынка департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, телефон: 32-80-69
Исполнители ВЦПКомитет потребительского рынка Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской областиМураускис Светлана Анатольевна - консультант комитета потребительского рынка Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, телефон: 32-92-69
Органы местного самоуправления муниципальных образований области
Электронный адрес размещения информации о ВЦП в Интернетеhttp://www.yarregion.ru/depts/ dapk/Pages/potrebrynok.aspx
ОБЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В РЕСУРСАХ
Источники финансированияОбъем финансирования, тыс. руб.
всегов том числе по годам
2012 год2013 год2014 год
Областной бюджет242114840932810043
Внебюджетные источники265000800009000095000
Справочно:
Местные бюджеты24554939461016
Итого по программе29166485333100274106059
I. Краткое описание сложившейся ситуации
Повышение качества жизни сельского населения, гарантированное обеспечение сельского населения социально значимыми потребительскими товарами и бытовыми услугами являются неотъемлемой частью государственной политики и приоритетными направлениями социально-экономического развития региона. Одним из основных принципов функционирования потребительского рынка является развитие конкурентной среды, что позволяет эффективно использовать рыночные механизмы для повышения качества товаров и услуг, их ценовой и территориальной доступности.
Программно-целевой метод решения проблем обеспечения сельского населения качественными и доступными товарами и бытовыми услугами доказал свою эффективность на региональном уровне. С 2001 года в области реализовывалась областная целевая программа "Развитие и совершенствование бытового обслуживания населения", с 2010 года - областная целевая программа "Поддержка потребительского рынка на селе" на оды. В рамках реализации мероприятий ВЦП осуществляются меры, направленные на комплексное развитие сферы услуг на селе, расширение социально значимых видов услуг, повышение квалификации специалистов отрасли. В рамках реализации ВЦП более 20 отдаленных сельских населенных пунктов получили возможность комплексного бытового обслуживания, около 400 специалистов повысили свою квалификацию. Кроме того, реализация ВЦП позволила обеспечить сельское население области более чем в одной тысяче отдаленных труднодоступных сельских населенных пунктов, где нет стационарной сети, товарами первой необходимости.
В течение 2010 года число объектов бытового обслуживания возросло по области на 8 процентов. Среди районов области строительство предприятий бытового обслуживания осуществлялось в Ростовском муниципальном районе - открыто 12 объектов, Рыбинском муниципальном районе - 7 объектов, Угличском муниципальном районе - 6 объектов, в Гаврилов-Ямском и Даниловском муниципальных районах - по 4 объекта, в Большесельском муниципальном районе - 2 объекта, в Брейтовском, Любимском, Некрасовском, Первомайском муниципальных районах - по 1 объекту.
В целом по области продолжается рост обеспеченности торговыми площадями: в большинстве муниципальных районов суммарная фактическая обеспеченность торговыми площадями превышает нормативный стандарт, утвержденный постановлением Правительства области от 31.01.2011 N 39-п "Об установлении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов". Так, в Ярославском муниципальном районе суммарная фактическая обеспеченность торговыми площадями в 2,5 раза превышает нормативный стандарт, в Брейтовском муниципальном районе - на 78 процентов, в Любимском, Мышкинском, Первомайском и Тутаевском муниципальных районах - на 50 процентов; в Борисоглебском муниципальном районе - на 44 процента, в Некрасовском, Угличском и Ростовском муниципальных районах - на 25 - 30 процентов, Большесельском и Некоузском муниципальных районах - на 18 - 20 процентов, в Гаврилов-Ямском, Даниловском, Переславском муниципальных районах - на 7 - 13 процентов, в Пошехонском муниципальном районе - на 4 процента. Только в Рыбинском муниципальном районе суммарная фактическая обеспеченность на 15 процентов ниже норматива.
Социально-экономическая ситуация в сфере потребительского рынка на селе остается сложной. Сложившееся в Ярославской области размещение объектов торгового обслуживания на селе не полностью отвечает потребностям населения. Остается проблема доставки товаров в населенные пункты, расположенные вдали от крупных населенных пунктов, дорожных магистралей и с небольшим количеством проживающих (в основном пенсионного возраста). Жители таких населенных пунктов лишены возможности пользоваться социально значимыми услугами по месту жительства.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, более половины сельских поселений области на 1 января 2010 года относились к числу малонаселенных пунктов с числом жителей не более 10 человек. В населенных пунктах, где количество жителей не превышает 10 - 20 человек, нет стационарных точек торговли. Обеспечение жителей таких населенных пунктов социально значимыми товарами первой необходимости осуществляется путем выездной торговли. По данным муниципальных образований области, на их территориях насчитывается более 1000 сельских населенных пунктов, доставка товаров в которые затруднена.
В 2010 году темп роста оборота розничной торговли в целом по области составил 105,1 процента к уровню 2009 года (в сопоставимых ценах). Согласно прогнозу социально-экономического развития Ярославской области в 2009 году темп роста оборота розничной торговли составил 98 процентов к уровню предыдущего года, в 2011 году темп роста розничного товарооборота составит 105,5 процента. В то же время темп роста оборота розничной торговли в сельских районах области значительно ниже.
Наблюдается нарастающая дифференциация муниципальных образований Ярославской области по уровню развития потребительского рынка, качества реализуемых товаров и услуг, сервисного обслуживания.
Среднедушевой оборот розничной торговли за 2010 год в среднем по области составил свыше 82 тысяч рублей. В районах области ниже: Рыбинском муниципальном районе - в 2,6 раза ниже среднеобластного значения; в Брейтовском, Борисоглебском, Большесельском, Некрасовском, Первомайском, Тутаевском муниципальных районах - в 2 раза; в Гаврилов-Ямском, Любимском, Мышкинском муниципальных районах - на 40 процентов, в Некоузском, Ростовском, Пошехонском, Угличском муниципальных районах - на 30 - 37 процентов, в Даниловском муниципальном районе - на 18 процентов.
В среднем по области за 2010 год среднедушевой объем оказанных бытовых услуг населению составил 1,9 тысячи рублей.
Состояние дел в сфере бытового обслуживания населения, особенно на селе, остается нестабильным. Потребителями бытовых услуг на селе в основном являются граждане с низкой платежеспособностью: неработающие пенсионеры и малообеспеченные семьи. Вследствие этого организации сдерживают цены на уровне потребительского спроса, что влечет за собой убытки. Таким образом, на селе сохраняется дефицит предприятий, оказывающих бытовые услуги населению, ввиду отсутствия их экономической привлекательности, низкого уровня развития частного предпринимательства на селе. Экономическая ситуация вынуждает организации сферы бытовых услуг закрываться или заниматься другим видом деятельности.
Еще одной проблемой является слабая обеспеченность предприятий потребительского рынка на селе профессиональными кадрами, которая должна решаться путем обучения, повышения квалификации, участия в конкурсах и мастер-классах.
Ожидаемые результаты реализации ВЦП соответствуют приоритетной задаче социально-экономического развития области - повышению уровня и качества жизни населения в части обеспеченности качественными и безопасными социально значимыми потребительскими товарами и бытовыми услугами.
Реализация программы будет направлена в первую очередь на преодоление слабых сторон обеспечения сельского населения услугами торговли и бытового обслуживания, к числу которых относятся:
- недостаточное развитие инфраструктуры предприятий потребительского рынка, особенно в отдаленных сельских населенных пунктах;
- недостаточное обеспечение сельского населения, проживающего в отдаленных населенных пунктах, торговыми площадями;
- отсутствие в отдаленных труднодоступных населенных пунктах стационарных точек торговли;
- дефицит сети предприятий по оказанию бытовых услуг сельскому населению области;
- низкий уровень материально-технической базы и высокая изношенность оборудования в сфере бытового обслуживания;
- отсутствие системы обеспечения качества и безопасности товаров и услуг для сельского населения;
- отсутствие защиты прав потребителей на селе;
- нехватка профессиональных кадров для обеспечения сельского населения услугами торговли и бытового обслуживания.
Существенными факторами успеха намеченных изменений в обеспечении доступности потребительского рынка для сельского населения являются:
- наличие политической воли к повышению качества торгового обслуживания сельского населения;
- наличие необходимой ресурсной базы для доставки товаров в отдаленные сельские населенные пункты и расширения рынка бытовых услуг;
- наличие высококвалифицированных кадров, которые будут вовлечены в реализацию мероприятий по развитию и совершенствованию бытового обслуживания населения и торговли в Ярославской области.
В качестве рисков (угроз) для реализации мероприятий по развитию и совершенствованию потребительского рынка в Ярославской области можно выделить следующие:
- природно-климатические;
- плохое качество дорог и их содержание, особенно в зимний период, а также отсутствие дорог к ряду населенных пунктов;
- социальные, обусловленные недостаточным количеством подготовленных кадров в отрасли торговли, общественного питания и бытового обслуживания, проживающих в сельской местности;
- законодательные, выражающиеся в недостаточном совершенстве законодательной базы по регулированию торговой деятельности.
Из приведенного выше анализа проблем обеспечения сельского населения услугами торговли и бытового обслуживания следует, что стоящие перед Ярославской областью задачи по повышению качества жизни сельского населения носят комплексный характер и требуют для своего решения согласованных действий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных районов области, организаций всех форм собственности и предпринимателей, оказывающих услуги населению.
В целом можно сделать вывод о том, что отказ от решения указанных проблем с помощью программно-целевого метода приведет к дальнейшему ухудшению условий жизни на селе.
Использование других вариантов решения проблемы не приведет к решению поставленных задач. Обеспечение сельского населения товарами первой необходимости и оказание бытовых услуг сельскому населению в отдаленных труднодоступных населенных пунктах осуществляется выездным методом. Доставка товаров и услуг в такие населенные пункты связана со значительными финансовыми затратами. Возникает риск ликвидации этих видов деятельности на селе. Поэтому для обеспечения сельского населения качественными и безопасными товарами и услугами необходима государственная поддержка.
II. Цель вцп
Цель ВЦП - обеспечение сельского населения социально значимыми потребительскими товарами и бытовыми услугами.
Показатели цели
наименование показателяединица измерениябазовое значениепланируемое значение
2012 год2013 год2014 год
123456
Доля сельских населенных пунктов, в которые организована доставка социально значимых товаров от общего количества сельских населенных пунктов, не обеспеченных стационарными точками торговли%77,577,577,577,5
Периодичность доставки социально значимых товаров и услуг в сельские населенные пунктыколичество раз в неделю (не менее)1122
III. Задачи, мероприятия, результаты вцп
В рамках ВЦП предполагается решение следующих задач:
- обеспечение территориальной доступности товаров и услуг для сельского населения путем оказания государственной поддержки с целью сохранения и расширения инфраструктуры сферы услуг на селе;
- защита прав сельских потребителей;
- организация повышения квалификации кадров для предприятий потребительского рынка муниципальных районов области.
Первая задача решается путем выделения субсидий бюджетам муниципальных районов области с целью возмещения части затрат организациям любых форм собственности и индивидуальным предпринимателям, занимающимся доставкой товаров в отдаленные сельские населенные пункты, а также оказывающим социально значимые бытовые услуги сельскому населению.
Вторую задачу предполагается решить путем обучения сельского населения основам защиты прав потребителей.
Вопросы организации подготовки и переподготовки кадров для предприятий потребительского рынка муниципальных районов области решаются посредством обучения, повышения квалификации, участия в конкурсах и мастер-классах.
Решение каждой задачи предполагает конкретный измеряемый результат.
N
п/п






Наименование задачи,
результата, мероприятия






Единица
измерения




Значение результата, объем
финансирования мероприятий
очередной
финансовый
год
1-й год
планового
периода
2-й год
планового
периода
2012 год
2013 год
2014 год
1
2
3
4
5
6
1

Обеспечение территориальной доступности товаров и услуг для
сельского населения путем оказания государственной поддержки
1.1
Результаты
    
1.1.1




Количество сельских
населенных пунктов, в
которые организована
доставка товаров
и услуг
единиц




1008




1008




1008




1.1.2



Численность работающих в
сфере бытового
обслуживания населения
области
тыс. чел.



9,59



9,67



9,70



1.2
Мероприятия
    
1.2.1











Предоставление субсидий
бюджетам муниципальных
районов области с целью
возмещения части затрат
организациям любых форм
собственности и
индивидуальным
предпринимателям,
занимающимся доставкой
товаров в отдаленные
сельские населенные
пункты
тыс. руб.











3600











6510











7010











1.2.2










Предоставление субсидий
бюджетам муниципальных
районов области с целью
возмещения части затрат
организациям любых форм
собственности и
индивидуальным
предпринимателям,
оказывающим социально
значимые бытовые услуги
сельскому населению
тыс. руб.










830










1998,0










2133,0










 
Итого по задаче 1
Областной бюджет
Местные бюджеты
Внебюджетные источники
тыс. руб.
тыс. руб.
тыс. руб.
4430,0
493,0
79000
8508,0
946,0
88500
9143,0
1016,0
93500
2
Защита прав сельских потребителей
2.1
Результаты
    
2.1.1




Количество проведенных
семинаров, конференций,
"круглых столов" по
вопросам обеспечения
защиты прав потребителей
единиц




12




20




20




2.2
Мероприятия
    
2.2.1



Информирование и обучение
сельского населения
основам защиты прав
потребителей
    
2.2.2




Организация и проведение
семинаров, конференций,
"круглых столов" по
вопросам обеспечения
защиты прав потребителей
    
2.2.3





Проведение мониторинга
качества и безопасности
товаров и услуг на
потребительском рынке
муниципальных районов
области
    
2.2.4


Проведение мониторинга
розничных цен на продукты
питания
    
 
Итого по задаче 2:
тыс. руб.
-
-
-
3

Организация повышения квалификации кадров для предприятий
потребительского рынка муниципальных районов области
3.1
Результаты
    
3.1.1



Число работников
потребительского рынка,
прошедших повышение
квалификации
единиц



250



400



400



3.1.2

Количество проведенных
конкурсов, фестивалей
единиц

5

8

8

3.2
Мероприятия
    
3.2.1




Изучение кадровой
ситуации и разработка
прогноза потребности в
специалистах
потребительского рынка
    
3.2.2




Повышение квалификации
работников
потребительского рынка
муниципальных районов
области
тыс. руб.




70




120




150




3.2.3










Проведение ежегодного
областного семинара по
развитию потребительского
рынка на селе с участием
представителей
администраций
муниципальных районов
области, индивидуальных
предпринимателей и
организаций
потребительского рынка
тыс. руб.










50










100










120










3.2.4






Проведение ежегодного
областного смотра -
конкурса комплексных
приемных пунктов на
лучшую организацию работы
по бытовому обслуживанию
сельских жителей
тыс. руб.






70






100






120






3.2.5




Проведение конкурсов
профессионального
мастерства специалистов
массовых профессий сферы
бытовых услуг
тыс. руб.




30




100




120




3.2.6









Подготовка специалистов
потребительского рынка к
участию во всероссийских
и региональных конкурсах
профессионального
мастерства,
общеотраслевых выставках
и ярмарках, проводимых в
Ярославской области и
других регионах
    
3.2.7



Организация проведения
регионального тура
конкурса
портных-любителей
тыс. руб.



90



100



120



3.2.8



Организация проведения
областного фестиваля
"Сохранение традиций
русской кухни"
тыс. руб.



80



150



130



3.2.9



Организация проведения
межрегионального
фестиваля "Неделя
российского льна"
тыс. руб.



-



150



140



3.2.10











Реализация распоряжения
Губернатора области от
21.12.2011 N 639-р "Об
итогах ежегодного
областного конкурса среди
предприятий бытового
обслуживания населения
"Лучший комплексный
приемный пункт" -
победителей конкурса
"Лучший комплексный
приемный пункт"
тыс. руб.











20











-











-











 
Итого по задаче 3
Областной бюджет
Местные бюджеты
Внебюджетные источники
тыс. руб.
тыс. руб.
тыс. руб.
410
-
1000
820
-
1500
900
-
1500
 
Всего по ВЦП
Областной бюджет
Местные бюджеты
Внебюджетные источники
тыс. руб.
тыс. руб.
тыс. руб.
4840
493
80000
9328
946
90000
10043
1016
95000
IV. Обоснование потребностей в ресурсах, необходимых для реализации вцп
Исходя из опыта реализации ранее действовавших программ в данной ВЦП учитывается ряд мероприятий, проводимых ранее, имевших высокий социальный эффект и востребованных в муниципальных районах области.
Расчет бюджетных средств осуществлен на основе предложений органов местного самоуправления с учетом опыта реализации областной целевой программы "Развитие и совершенствование бытового обслуживания населения" на оды и областной целевой программы "Поддержка потребительского рынка на селе" на оды, а также исходя из возможностей местных бюджетов в софинансировании мероприятий ВЦП.
Предоставление средств областного бюджета осуществляется в форме:
- субсидий бюджетам муниципальных районов области с целью возмещения части затрат организациям любых форм собственности и индивидуальным предпринимателям, оказывающим социально значимые бытовые услуги сельскому населению;
- субсидий бюджетам муниципальных районов области с целью возмещения части затрат организациям любых форм собственности и индивидуальным предпринимателям, занимающимся доставкой товаров в отдаленные сельские населенные пункты.
Расходы на обеспечение ВЦП складываются исходя из количества отдаленных населенных пунктов, расположенных на территории соответствующего муниципального района, расстояния согласно маршрутам движения, цены горюче-смазочных материалов, суммы убытков по содержанию комплексных приемных пунктов, прачечных, бань, салонов и мастерских, оказывающих бытовые услуги населению.
Кроме того, в целях повышения профессионального мастерства работников потребительского рынка, презентации потенциала области ВЦП предусматриваются средства на повышение квалификации работников потребительского рынка муниципальных районов области, на проведение конкурсов профессионального мастерства.
Потребность в бюджетных ресурсах области на реализацию мероприятий ВЦП составляет 24211 тысяч рублей.
Наименование ресурсовПотребность
2012 г.2013 г.2014 г.Всего
12345
Финансовые ресурсы - областной бюджет (тыс. руб.), в том числе по направлениям:484093281004324211
- субсидии бюджетам муниципальных районов области с целью возмещения части затрат организациям любых форм собственности и индивидуальным предпринимателям, занимающимся доставкой товаров в отдаленные сельские населенные пункты36006510701017120
- субсидии бюджетам муниципальных районов области с целью возмещения части затрат организациям любых форм собственности и индивидуальным предпринимателям, оказывающим социально значимые бытовые услуги сельскому населению830199821334961
- повышение квалификации кадров для предприятий потребительского рынка муниципальных районов области4108209002130
VI. Механизм реализации и управления вцп
ВЦП реализуется через систему ежегодного уточнения программных показателей и оценку промежуточных и итоговых результатов выполнения мероприятий по поддержке потребительского рынка муниципальных районов области.
Контроль за реализацией ВЦП осуществляется заказчиком - Правительством области в лице заместителя Губернатора области Боровицкого М.В.
Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (далее - департамент) обеспечивает реализацию ВЦП и ее финансирование, осуществляет координацию деятельности ее участников, оценку эффективности и результативности программы, формирует и представляет заказчику отчет о реализации программы. Департамент несет ответственность за своевременность и точность выполнения мероприятий программы, рациональное использование выделенных бюджетных средств.
Проверка целевого использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию ВЦП, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Координацию деятельности структурных подразделений департамента, муниципальных образований области по реализации ВЦП осуществляет директор департамента. За реализацию и выполнение мероприятий ВЦП несут ответственность сотрудники комитета потребительского рынка департамента в соответствии с должностными регламентами. Контроль за достижением целевых показателей, формирование отчетов о реализации ВЦП возлагается на заместителя директора департамента - председателя комитета потребительского рынка департамента.
Программные мероприятия предполагается осуществлять через заключение с участниками ВЦП в установленном порядке соответствующих соглашений (договоров).
Департамент организует размещение на интернет-сайте департамента текста ВЦП и информации о результатах ее реализации.
Используемые сокращения:
ВЦП - ведомственная целевая программа.
Приложение
к Приказу от 06 сентября 2011 года № 135 .
Программа
Методика оценки результативности и эффективности вцп
Оценка результативности и эффективности исполнения ВЦП проводится в утвержденном порядке в установленные сроки отчетности и включается в состав отчета о ходе реализации ВЦП.
При оценке результативности и эффективности исполнения ВЦП берется во внимание степень достижения планируемых результатов задач программы с учетом весовых коэффициентов:
N п/пНаименование задачи, результата задачиЗначение весового коэффициента
123
1Задача 1. Обеспечение территориальной доступности товаров и услуг для сельского населения путем оказания государственной поддержки с целью сохранения и расширения инфраструктуры сферы услуг на селе0,5
1.1Количество сельских населенных пунктов, в которые организована доставка товаров и услуг0,6
1.2Численность работающих в сфере бытового обслуживания населения области, единиц0,4
2Задача 2. Защита прав сельских потребителей0,2
2.1Количество проведенных семинаров, конференций, "круглых столов" по вопросам обеспечения защиты прав потребителей1
3Задача 3. Организация подготовки и переподготовки кадров для предприятий потребительского рынка муниципальных районов области0,3
3.1Число работников потребительского рынка, прошедших повышение квалификации, человек0,6
3.2Количество проведенных конкурсов, фестивалей0,4
При значении показателя результативности (R) < 85 процентов результативность реализации ВЦП признается низкой;
при значении 85 процентов <= R < 95 процентов - средней;
при значении R >= 95 процентов - высокой.
При значении показателя эффективности (E) < 90 процентов результативность реализации ВЦП признается низкой;
при значении 90 процентов <= E < 100 процентов - средней;
при значении E >= 100 процентов - высокой.
Приложение
к Приказу от 06 сентября 2011 года № 135 .
Программа
План-график достижения значений результатов
N п/пНаименование результата2012 год
всегов том числе по кварталам
IIIIIIIV
1234567
1Задача 1. Обеспечение территориальной доступности товаров и услуг для сельского населения путем оказания государственной поддержки
1.1Количество сельских населенных пунктов, в которые организована доставка товаров и услуг10081008100810081008
1.2Численность работающих в сфере бытового обслуживания населения области9,599,559,579,589,59
2Задача 2. Защита прав сельских потребителей
2.1Количество проведенных семинаров, конференций, "круглых столов" по вопросам обеспечения защиты прав потребителей123234
3Задача 3. Организация повышения квалификации кадров для предприятий потребительского рынка муниципальных районов области
3.1Число работников потребительского рынка, прошедших повышение квалификации250501005050
3.2Количество проведенных конкурсов, фестивалей51121

Предыдущая новость - Об утверждении Регламента Контрольно-счетной палаты Некрасовского муниципального района

Следующая новость - Об утверждении Положения об информационной системе обеспечения градостроительной деятельности


Свежие новости в Законодательстве РФ

Обобщена практика прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов власти в 2013 году
Так, прокурорами оспорено более 2,6 тыс. противоречащих федеральному законодательству региональных нормативных правовых актов и около 122 тыс. муниципальных нормативных правовых актов....подробнее

При Минэкономразвития России создан Экспертный совет по контрактным отношениям
Он призван усовершенствовать систему госзакупок....подробнее

С 1 апреля 2014 года увеличатся размеры социальных пенсий
Средний размер пенсий будет обеспечен на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в целом по России....подробнее

Букмекеров могут обязать направлять часть выручки на финансирование физической культуры и спорта
Предлагается установить целевые отчисления в размере до 10% от выручки организатора азартных игр в букмекерской конторе и тотализаторе....подробнее

Недельная инфляция в России составила 0,2%
Такие данные обнародованы Росстатом....подробнее

Разработаны требования к антитеррористической защищенности общественных мест
В частности, предлагается оборудовать все общественные места системой видеомониторинга и инженерными средствами, препятствующими несанкционированному въезду на их территорию транспортных средств....подробнее