Ярославская область
Постановление от 05 октября 2012 года № 2174
Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизий и проверок
Принято
Мэрией г. Ярославля (Ярославская обл.)
Мэрией г. Ярославля (Ярославская обл.)
В соответствии с Положением о департаменте финансов мэрии города Ярославля, утвержденным решением муниципалитета города Ярославля от 20.03.2007 N 408, Положением о формах и порядке осуществления муниципального финансового контроля мэрией города Ярославля, утвержденным постановлением мэрии города Ярославля от 10.04.2012 N 830,
МЭРИЯ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1.Утвердить Инструкцию о порядке проведения ревизий и проверок (приложение).
2.Контроль за исполнением постановления возложить на департамент финансов мэрии города Ярославля.
3.Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Мэр
города Ярославля
Е.Р.УРЛАШОВ
Приложение
к Постановлению от 05 октября 2012 года № 2174 .
Инструкция
к Постановлению от 05 октября 2012 года № 2174 .
Инструкция
Инструкция о порядке проведения ревизий и проверок 1. общие положения
1.1.Инструкция о порядке проведения ревизий и проверок (далее - Инструкция) определяет порядок осуществления департаментом финансов мэрии города Ярославля (далее - департамент) последующего муниципального финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения по результатам исполнения бюджета, при проведении ревизий и проверок объектов муниципального финансового контроля.
1.2.Объектами муниципального финансового контроля (далее - объекты контроля, организации) являются:
- главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств бюджета города Ярославля;
- главные администраторы (администраторы) доходов бюджета города Ярославля;
- главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета города Ярославля;
- муниципальные учреждения (казенные, бюджетные, автономные);
- муниципальные унитарные предприятия;
- хозяйственные товарищества и общества с долей участия города Ярославля в их уставном капитале;
- индивидуальные предприниматели, физические лица - производители товаров, работ, услуг, а также юридические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета города Ярославля, договоров (соглашений) о предоставлении муниципальных гарантий.
1.3.Под ревизией понимается система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций, правильности их отражения в бюджетном (бухгалтерском) учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ярославской области, органов городского самоуправления возложена ответственность за их осуществление.
Под проверкой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных хозяйственных и финансовых операций на определенном участке деятельности объекта контроля или по определенному вопросу.
1.4.Цель ревизии (проверки): осуществление муниципального финансового контроля за операциями с бюджетными средствами получателей бюджетных средств бюджета города Ярославля, муниципальных бюджетных и автономных учреждений, средствами администраторов источников финансирования дефицита бюджета, целевым использованием и возвратом бюджетных средств, за соблюдением получателями субсидий, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий условий предоставления средств из бюджета города, за соблюдением финансовой дисциплины, полноты и достоверности бюджетной (бухгалтерской) отчетности; контроля за соблюдением бюджетного законодательства и иных актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
1.5.Ревизия (проверка) финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля проводится по следующим направлениям:
- выполнение функций главных администраторов (администраторов) доходов бюджета города Ярославля, главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета города Ярославля;
- соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;
- соответствие уставной деятельности организации полномочиям органов городского самоуправления по решению вопросов местного значения;
- правильность и обоснованность расчетов сметных назначений получателей бюджетных средств, нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными бюджетными (автономными) учреждениями;
- правильность и обоснованность расчетов к плану финансово-хозяйственной деятельности муниципального бюджетного (автономного) учреждения;
- исполнение бюджетных смет получателей бюджетных средств, планов финансово-хозяйственной деятельности муниципальных бюджетных (автономных) учреждений;
- использование бюджетных средств по целевому назначению;
- обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
- соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления отчетности;
- обоснованность операций с денежными средствами;
- эффективность использования муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении, хозяйственном ведении или сдаваемого в аренду, безвозмездное пользование, полнота и своевременность поступления доходов от операций с указанным имуществом;
- операции с основными средствами и нематериальными активами;
- операции, связанные с инвестициями;
- расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
- обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;
- формирование финансовых результатов и их распределение;
- поступление и расходование средств от приносящей доход деятельности;
- целевое, эффективное использование бюджетных средств, выделяемых на реализацию целевых программ;
- выполнение мероприятий по устранению нарушений и недостатков, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц по результатам предыдущих ревизий (проверок).
2.ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ РЕВИЗИИ (ПРОВЕРКИ)
2.1.Ревизия (проверка) осуществляется как в плановом, так и внеплановом порядке.
План проведения плановых ревизий (проверок) на год разрабатывается департаментом с учетом предложений структурных подразделений мэрии города Ярославля и не позднее 15 декабря года, предшествующего планируемому периоду, утверждается директором департамента.
Внеплановые ревизии (проверки) проводятся на основании поручений мэра города Ярославля, заместителей мэра города Ярославля, запросов правоохранительных, контрольных и надзорных органов, в связи с обращениями граждан.
2.2.Для проведения ревизии (проверки) участвующим в ней работникам департамента выдается удостоверение на проведение ревизии (проверки) по форме, утвержденной муниципальным правовым актом директора департамента. В удостоверении на проведение ревизии (проверки) указывается: наименование проверяемой организации, проверяемый период, тема ревизии (проверки), основание проведения ревизии (проверки), персональный состав ревизионной группы, срок проведения ревизии (проверки).
Удостоверение на проведение ревизии (проверки) подписывается директором департамента.
2.3.Сроки проведения ревизии (проверки), состав ревизионной группы и ее руководитель или лицо, проводящее ревизию (проверку) единолично, определяются директором департамента с учетом объема предстоящих контрольных действий, вытекающих из конкретных задач ревизии (проверки), и особенностей финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации. Срок проведения ревизии (проверки), как правило, не должен превышать 45 календарных дней.
Датой начала ревизии (проверки) считается дата предъявления руководителем ревизионной группы удостоверения на проведение ревизии (проверки) руководителю (лицу, его замещающему) проверяемой организации (далее - руководитель организации) или лицу, им уполномоченному.
Датой окончания ревизии (проверки) считается день подписания акта ревизии (проверки) руководителем организации. В случае отказа руководителя организации подписать или получить акт ревизии (проверки) датой окончания ревизии (проверки) считается день направления акта ревизии (проверки) в проверенную организацию заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Ревизия (проверка) может быть завершена раньше срока, установленного в удостоверении на проведение ревизии (проверки).
Продление первоначально установленного срока ревизии (проверки) осуществляется директором департамента по мотивированному обращению начальника управления муниципального финансового контроля департамента, при этом в удостоверении на проведение ревизии (проверки) делается соответствующая отметка, которая заверяется подписью лица, принявшего решение о продлении срока ревизии (проверки), и печатью департамента.
2.4.По решению директора департамента ревизия (проверка) может быть приостановлена в случае:
- наличия причин, связанных с деятельностью департамента (отвлечение работников на выполнение срочных заданий, командировок и в других случаях);
- при выявлении отсутствия (запущенности) в ревизуемой организации бюджетного (бухгалтерского) учета;
- на основании письменного мотивированного обращения проверяемой организации по причинам, связанным с деятельностью ревизуемой организации (временное отсутствие или болезнь руководителя или главного бухгалтера при невозможности возложения их обязанностей на других лиц и т.п.).
В указанных случаях в удостоверении на проведение ревизии (проверки) делаются отметки о приостановлении и возобновлении проведения ревизии (проверки) с указанием нового срока ревизии (проверки).
2.5.Для проведения каждой отдельной ревизии (проверки), за исключением встречной проверки, составляется программа ревизии (проверки), где определены конкретные вопросы ревизии (проверки).
Программа ревизии (проверки) включает ее тему, наименование проверяемой организации, период, который должна охватить ревизия (проверка), перечень основных вопросов, подлежащих ревизии (проверке), и утверждается директором департамента.
Программа ревизии (проверки) с учетом изучения необходимых документов, отчетных и статистических данных, других материалов, характеризующих ревизуемую организацию, в ходе проведения ревизии (проверки) может быть изменена и дополнена утвердившим ее лицом.
2.6.Руководитель ревизионной группы, лицо, проводящее ревизию (проверку) единолично, наряду со своим служебным удостоверением должны предъявить руководителю организации удостоверение на проведение ревизии (проверки), ознакомить его с программой ревизии (проверки), решить организационно-технические вопросы проведения ревизии (проверки). Кроме того, руководитель ревизионной группы должен представить участвующих в ревизии (проверке) работников.
2.7.При проведении ревизии (проверки) участники ревизионной группы должны иметь служебные удостоверения.
2.8.Руководитель и участники ревизионной группы знакомятся на месте с объектом ревизии (проверки), особенностями организации и ведения финансово-хозяйственной деятельности. На основании этого и исходя из программы ревизии (проверки) руководитель ревизионной группы распределяет вопросы программы ревизии (проверки) между участниками ревизионной группы и определяет объем и состав контрольных действий по каждому вопросу программы ревизии (проверки), а также методы, формы и способы проведения таких контрольных действий.
2.9.В ходе ревизии (проверки) проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных проверяемой организацией в проверяемый период.
Контрольные действия по документальному изучению проводятся по финансовым, бухгалтерским, отчетным и иным документам проверяемой и иных организаций, в том числе путем анализа и оценки полученной из них информации.
Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и т.п. Данные действия проводятся в присутствии представителей проверяемой организации и документально оформляются в установленном порядке.
Инвентаризация проводится инвентаризационной комиссией, созданной по распоряжению руководителя проверяемой организации. Один из членов ревизионной группы присутствует при инвентаризации, о чем делается соответствующая запись в инвентаризационных описях (сличительных ведомостях).
2.10.Контрольные действия могут проводиться сплошным или выборочным способом.
Сплошной способ заключается в проведении контрольного действия в отношении всей совокупности финансовых и хозяйственных операций, относящихся к одному вопросу программы ревизии (проверки).
Выборочный способ заключается в проведении контрольного действия в отношении части финансовых и хозяйственных операций, относящихся к одному вопросу программы ревизии (проверки). Объем выборки и ее состав определяются руководителем ревизионной группы таким образом, чтобы обеспечить возможность оценки всей совокупности финансовых и хозяйственных операций по изучаемому вопросу.
Вопрос о выборе сплошного или выборочного способа проверки по каждому конкретному вопросу решается руководителем ревизионной группы или лицом, проводящим ревизию (проверку) единолично, исходя из объема документов по данному вопросу, состояния бюджетного (бухгалтерского) учета, сроков проведения ревизии (проверки) и иных обстоятельств.
2.11.В ходе ревизии (проверки) могут проводиться контрольные действия по изучению:
- учредительных, регистрационных, плановых, бухгалтерских, отчетных и других документов (по форме и содержанию);
- достоверности отражения совершенных финансовых и хозяйственных операций в бюджетном (бухгалтерском) учете и отчетности, в том числе путем сопоставления записей в учетных регистрах с первичными учетными документами, показателей бюджетной (бухгалтерской) отчетности с данными аналитического учета;
- фактического наличия, сохранности и правильного использования материальных ценностей, находящихся в муниципальной собственности, денежных средств и ценных бумаг;
- достоверности расчетов, объемов поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, операций по формированию затрат и финансовых результатов;
- постановки и состояния бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в проверяемой организации;
- принятых проверяемой организацией мер по устранению нарушений, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц по результатам предыдущей ревизии (проверки).
2.12.Руководитель и участники ревизионной группы вправе получать от должностных, материально ответственных и иных лиц проверяемой организации необходимые письменные объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизии (проверки), документы и заверенные копии документов, необходимые для проведения контрольных действий.
2.13.В ходе ревизии (проверки) может проводиться встречная проверка. Встречная проверка проводится путем сличения записей, документов и данных в организациях, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации.
Встречная проверка назначается директором департамента на основании мотивированного обращения начальника управления муниципального финансового контроля департамента.
На проведение встречной проверки оформляется отдельное удостоверение.
2.14.В ходе ревизии (проверки) по решению руководителя ревизионной группы могут составляться справки по результатам проведения контрольных действий по отдельным вопросам программы ревизии (проверки).
Указанная справка составляется участником ревизионной группы, проводившим контрольное действие, подписывается им, согласовывается с руководителем ревизионной группы, подписывается должностным лицом проверяемой организации, ответственным за соответствующий участок работы проверяемой организации.
В случае отказа указанного должностного лица подписать справку в конце справки делается запись об отказе указанного лица от подписания справки. В этом случае к справке прилагаются возражения указанного должностного лица.
Справки прилагаются к акту ревизии (проверки), акту встречной проверки, а информация, изложенная в них, учитывается при составлении акта ревизии (проверки), акта встречной проверки.
3.ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ РЕВИЗИИ (ПРОВЕРКИ)
3.1.Результаты ревизии (проверки) оформляются актом ревизии (проверки).
3.2.Акт ревизии (проверки) имеет сквозную нумерацию страниц. В акте ревизии (проверки) не допускаются помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления.
Показатели, выраженные в иностранной валюте, приводятся в акте ревизии (проверки), акте встречной проверки в этой иностранной валюте и в сумме в рублях, определенной по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, установленному Центральным банком Российской Федерации, на дату совершения соответствующих операций.
3.3.Акт ревизии (проверки) состоит из вводной, описательной и заключительной частей.
Вводная часть акта ревизии (проверки) должна содержать следующую информацию:
- тема ревизии (проверки);
- дата и место составления акта ревизии (проверки);
- основание проведения ревизии (проверки) (номер и дата удостоверения, а также указание на плановый характер ревизии или ссылку на задание);
- фамилии, инициалы и должности руководителя и всех участников ревизионной группы, лица, проводящего ревизию (проверку) единолично;
- проверяемый период и срок проведения ревизии (проверки);
- сведения о проверяемой организации (полное и краткое наименование; реквизиты организации, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учет (КПП), статистические данные, ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации; основные цели и виды деятельности организации; перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях и органах казначейства; фамилии, инициалы, должности лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность за ревизуемый период и в настоящее время);
- сведения о предыдущих ревизиях (проверках), об устранении выявленных нарушений и недостатков;
- иную необходимую информацию, относящуюся к предмету ревизии (проверки).
3.4.Описательная часть акта ревизии (проверки) должна содержать описание проведенной работы и выявленных нарушений по каждому вопросу программы ревизии (проверки).
При составлении акта ревизии (проверки) должна быть обеспечена объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность (без ущерба для содержания) изложения.
Нарушения, выявленные в ходе ревизии (проверки), встречной проверки, излагаемые в акте ревизии (проверки), акте встречной проверки, должны подтверждаться документами (копиями документов), результатами контрольных действий и встречных проверок, объяснениями должностных, материально ответственных и иных лиц проверенной организации, другими материалами.
Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. Указанные документы (копии) и материалы прилагаются к акту ревизии.
Копии документов, подтверждающие выявленные в ходе ревизии (проверки) финансовые нарушения, заверяются подписью руководителя проверенной организации или должностного лица, уполномоченного руководителем проверенной организации, и печатью проверенной организации.
В описании каждого нарушения, выявленного в ходе ревизии (проверки), должны быть указаны: положения законодательных и нормативных правовых актов, которые были нарушены, к какому периоду относится выявленное нарушение, в чем выразилось нарушение, документально подтвержденная сумма нарушения, должностное, материально ответственное или иное лицо проверенной организации, допустившее нарушение.
В акте ревизии (проверки) не допускаются:
- выводы, предположения, факты, не подтвержденные соответствующими документами;
- указания на материалы правоохранительных органов и показания, данные следственным органам должностными, материально ответственными и иными лицами проверенной организации;
- морально-этическая оценка действий должностных, материально ответственных и иных лиц проверенной организации.
3.5.Заключительная часть акта ревизии (проверки) должна содержать обобщенную информацию о результатах ревизии (проверки), в том числе выявленных нарушениях, сгруппированных по видам, с указанием по каждому виду финансовых нарушений общей суммы, на которую они выявлены. Суммы выявленного нецелевого использования бюджетных средств указываются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
3.6.Акт ревизии (проверки) составляется в двух экземплярах: один экземпляр для проверяемой организации; один экземпляр - для департамента. Каждый экземпляр акта ревизии (проверки) подписывается руководителем ревизионной группы (лицом, проводящим ревизию (проверку) единолично), руководителем и главным бухгалтером организации.
В случае если в ходе ревизии (проверки) участниками ревизионной группы не составлялись справки, то они подписывают каждый экземпляр акта ревизии (проверки) вместе с руководителем ревизионной группы.
К акту ревизии (проверки) прилагается справка о сумме выявленных финансовых нарушений.
3.7.Результаты встречной проверки оформляются в установленном Инструкцией порядке актом, который приобщается к материалам основной ревизии (проверки). Акт встречной проверки состоит из вводной и описательной частей и составляется в двух экземплярах: один экземпляр - для проверяемой организации, один экземпляр - для департамента.
Каждый экземпляр акта встречной проверки подписывается работником, проводившим встречную проверку, и руководителем организации.
3.8.Руководитель ревизионной группы устанавливает по согласованию с руководителем проверяемой организации срок для ознакомления последнего с актом ревизии (проверки), актом встречной проверки и его подписания, но не более 5 рабочих дней со дня вручения ему акта.
3.9.При наличии у руководителя проверяемой организации возражений по акту ревизии (проверки), акту встречной проверки он делает об этом отметку перед своей подписью и вместе с подписанным актом представляет руководителю ревизионной группы письменные возражения. Письменные возражения по акту ревизии (проверки), акту встречной проверки приобщаются к материалам ревизии (проверки).
Руководитель ревизионной группы в срок до 10 рабочих дней со дня получения письменных возражений по акту ревизии (проверки), акту встречной проверки рассматривает обоснованность этих возражений и дает по ним письменное заключение. Заключение составляется в двух экземплярах и утверждается начальником управления муниципального финансового контроля департамента. Один экземпляр заключения направляется проверяемой организации, один экземпляр заключения приобщается к материалам ревизии (проверки), встречной проверки.
В случае признания обоснованности возражений проверяемой организации составителем заключения делается оговорка об изменении конкретных пунктов акта ревизии (проверки). При этом внесение изменений в текст акта не допускается.
Заключение направляется проверяемой организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручается руководителю организации или лицу, им уполномоченному, под роспись.
3.10.О получении одного экземпляра акта ревизии (проверки), акта встречной проверки руководитель организации или лицо, им уполномоченное, делает запись в экземпляре акта ревизии (проверки), акта встречной проверки, который остается в департаменте. Такая запись должна содержать в том числе дату получения акта ревизии (проверки), акта встречной проверки, подпись лица, которое получило акт, и расшифровку этой подписи.
3.11.В случае отказа руководителя организации подписать или получить акт ревизии (проверки), акт встречной проверки руководителем ревизионной группы в конце акта делается запись об отказе указанного лица от подписания или от получения акта. При этом акт ревизии (проверки), акт встречной проверки в тот же день направляется проверенной организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления проверенной организации.
Документ, подтверждающий факт направления акта ревизии (проверки), акта встречной проверки проверенной организации, приобщается к материалам ревизии (проверки), встречной проверки.
3.12.Акт ревизии (проверки) со всеми приложениями представляется начальнику управления муниципального финансового контроля департамента не позднее 2 рабочих дней после даты окончания ревизии (проверки).
4.ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ МАТЕРИАЛОВ РЕВИЗИИ (ПРОВЕРКИ)
4.1.По каждой проведенной ревизии (проверке) начальником управления муниципального финансового контроля департамента в срок до 5 рабочих дней со дня окончания ревизии (проверки) готовится и направляется директору департамента доклад о результатах ревизии (проверки).
4.2.В докладе в обобщенном виде приводятся сведения о проверенной организации, о проведенных документальных и фактических исследованиях, об основных видах и суммах выявленных нарушений законодательства Российской Федерации, а также приводятся предложения по принятию мер принуждения за выявленные нарушения, в том числе предложения об информировании соответствующих правоохранительных органов и органов прокуратуры Российской Федерации о выявленных в ходе проведения ревизии (проверки) правонарушениях.
4.3.На основании доклада директор департамента в течение 5 рабочих дней определяет порядок реализации материалов ревизии (проверки).
В случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, департаментом в установленном порядке принимаются меры принуждения.
4.4.Копия акта ревизии (проверки) направляется департаментом главному распорядителю бюджетных средств (учредителю) проверяемой организации для обеспечения принятия мер по устранению выявленных финансовых нарушений.
4.5.Департамент обеспечивает контроль за ходом реализации материалов ревизий (проверок) и, при необходимости, принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для устранения выявленных нарушений и возмещения причиненного ущерба.
4.6.Руководитель проверяемой организации в срок, указанный в акте ревизии (проверки), направляет в департамент план мероприятий по устранению выявленных нарушений, сведения о мерах ответственности виновных лиц, соответствующий приказ по результатам ревизии (проверки).
5.СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТНОСТИ
Департамент ежеквартально представляет мэру города Ярославля отчет о результатах ревизий (проверок). Квартальные отчеты и годовой отчет, с учетом итогов за 4 квартал, представляются не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
К отчету прилагаются:
- сводные данные о проведенных ревизиях и проверках;
- справка об итогах ревизий и проверок;
- справка о суммах возмещенных финансовых нарушений.