Об организации контроля качества и безопасности медицинской деятельности в Костромской области
- Принят
- Департаментом здравоохранения Костромской обл.
- В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об Основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ, Положением о департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденным постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 N 546 , в целях обеспечения контроля качества и безопасности медицинской деятельности в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность на территории Костромской области, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе индивидуальными предпринимателями, приказываю:
- 1. Утвердить примерное Положение о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности (далее - Положение), осуществляемом органами, организациями государственной и частной систем здравоохранения, индивидуальными предпринимателями.
- 2. Руководителям медицинских организаций государственной и частной систем здравоохранения, индивидуальным предпринимателям:
- 1) в соответствии с утвержденным Положением разработать Положение о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности, осуществляемом в своей медицинской организации;
- 2) обеспечить исполнение полномочий по проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
- 3. Признать утратившим силу с даты вступления в силу настоящего приказа:
- 1) приказ департамента здравоохранения Костромской области N 725, Костромского областного фонда обязательного медицинского страхования N 347 от 16.12.2008 "Об организации контроля качества медицинской помощи в Костромской области";
- 2) приказ департамента здравоохранения Костромской области N 247, Костромского областного фонда обязательного медицинского страхования N 87 от 03.04.2009 "О внесении изменений в Приказ департамента здравоохранения и Костромского областного фонда обязательного медицинского страхования от 16.12.2008 N 725/347".
- 4. Приказ вступает в силу с 1 мая 2012 года.
- 5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора департамента здравоохранения Костромской области В.С.Троицкую.
- Директор департамента
- здравоохранения
- Костромской области
- А.И.РОСЛОВ
Приложение
к Приказу от 09 апреля 2012 года № 226
к Приказу от 09 апреля 2012 года № 226
- Настоящее Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации "Об Основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ; Федеральным законом от 2 апреля 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"; Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; "Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств"; Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей"; Федеральным законом Российской Федерации от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"; Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 года N 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями"; Приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 сентября 2008 года N 513н "Об организации деятельности врачебных комиссий медицинских организаций" и от 22 мая 2009 года N 269н "О внесении изменений в порядок организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденный Приказом МЗ и СР РФ от 24.09.2008 N 513н "Об организации деятельности врачебных комиссий медицинских организаций" и иными нормативными правовыми актами.
- Положение устанавливает общие организационные и методические принципы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в учреждениях здравоохранения независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности на территории Костромской области.
- Медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
- Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
- Качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
- Лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий.
- Лекарственные препараты - лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности.
- Фальсифицированное лекарственное средство - лекарственное средство, сопровождаемое ложной информацией о его составе и (или) производителе.
- Недоброкачественное лекарственное средство - лекарственное средство, не соответствующее требованиям фармакопейной статьи либо в случае ее отсутствия требованиям нормативной документации или нормативного документа.
- Целью осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, приоритет охраны здоровья детей, доступность и качество медицинской помощи, недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
- Объектом контроля является порядок и качество медицинской помощи, оказываемой в медицинских организациях всех видов собственности, расположенных на территории Костромской области.
- Контроль качества и безопасности медицинской деятельности - определение соответствия качества и безопасности оказываемой медицинской деятельности установленным требованиям, порядкам, стандартам в сфере здравоохранения.
- Система контроля качества и безопасности медицинской деятельности - это совокупность взаимосвязанных структурных элементов и функциональных механизмов контроля, обеспечивающая получение необходимой информации в целях принятия управленческих решений, направленных на улучшение качества медицинской помощи.
- Основными задачам внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности являются:
- - изучение удовлетворенности пациентов оказанной медицинской помощью в конкретной медицинской организации;
- - проведение экспертизы процесса оказания медицинской помощи конкретным пациентам, соблюдение лицензионных требований и условий, порядков и стандартов оказания медицинской помощи и клинических протоколов, утвержденных в сфере здравоохранения;
- - выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказавших негативное воздействие и повлекших за собой снижение качества и эффективности медицинской помощи; оценка состояния и использования кадровых и материально-технических ресурсов медицинских организаций;
- - контроль обоснованности назначения и выписки лекарственных препаратов на основании нормативных документов, утвержденных в установленном порядке, в том числе лицам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;
- - предотвращение применения при оказании медицинской помощи недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных препаратов;
- - контроль за регистрацией, своевременным и правильным оформлением выявленных побочных действий, серьезных нежелательных реакций, непредвиденных нежелательных реакций при применении лекарственных препаратов, предоставлением информации в порядке, установленном уполномоченным органом;
- - соблюдение требований к качеству оформления медицинской документации;
- - расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи;
- - подготовка рекомендаций, способствующих повышению качества и эффективности медицинской помощи, направленных на предупреждение дефектов в работе, врачебных ошибок;
- - подготовка руководителями медицинских организаций совместно с департаментом здравоохранения области рекомендаций, способствующих повышению качества, направленных на предупреждение дефектов в работе, врачебных ошибок;
- - контроль реализации управленческих решений.
- 2. Организация и порядок проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в Костромской области
- Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется экспертным путем должностными лицами медицинских организаций, врачебными комиссиями (далее - ВК).
- На уровне медицинских организаций ответственным за обеспечение контроля качества безопасности медицинской деятельности является руководитель организации.
- Внутренняя экспертиза, как правило, проводится по первичной медицинской документации (медицинской карте стационарного больного, медицинской карте амбулаторного больного и т.п.). При необходимости может быть проведена очная экспертиза качества и безопасности медицинской деятельности.
- Экспертиза качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях проводится:
- 1. Контроль лечащего врача:
- - выявление дефектов в оказании медицинской помощи на предшествующем этапе (оказание доврачебной помощи в фельдшерско-акушерском пункте на участке обслуживания), в том числе дефектов ведения медицинской документации, обследования, диагностики, лечения, экспертизы нетрудоспособности и т.п.;
- - оценка состояния здоровья больного при обращении;
- - составление плана обследования и лечения больного (с учетом устранения выявленных дефектов предыдущего этапа, стандартов обследования и лечения);
- - при выявлении побочных действий, серьезных нежелательных реакций, непредвиденных нежелательных реакций при применении лекарственных препаратов информация об этом представляется заведующему отделением/поликлиникой в порядке, установленном в медицинской организации;
- - оформление медицинской документации в строгом соответствии с установленными требованиями.
- 2. Заведующий отделением (первая ступень контроля).
- Заведующий отделением несет персональную ответственность за организацию контроля в отделении. В должностной инструкции заведующего отделением должна быть предусмотрена функция обеспечения контроля качества и безопасности медицинской деятельности в отделении.
- Основными задачами первой ступени контроля являются:
- - выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказавших негативное воздействие и повлекших за собой снижение качества и эффективности медицинской помощи; оценка состояния и использования кадровых и материально-технических ресурсов отделения;
- - контроль обоснованности назначения и выписки лекарственных препаратов на основании нормативных документов, утвержденных в установленном порядке, в том числе лицам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;
- - контроль за регистрацией и оформлением выявленных побочных действий, серьезных нежелательных реакций, непредвиденных нежелательных реакций при применении лекарственных препаратов в порядке, установленном в медицинской организации;
- - соблюдение требований к качеству оформления документации;
- - расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи.
- Заведующий стационарным отделением в течение месяца обязан провести экспертизу всех законченных случаев лечения и оформить результаты не менее 30% проведенных.
- Заведующий амбулаторно-поликлиническим отделением в течение месяца обязан провести не менее 40 экспертиз (амбулаторных карт - законченных случаев лечения) с оформлением результатов всех проведенных экспертиз.
- Заведующими стационарными и амбулаторно-поликлиническими отделениями, оказывающими медицинскую помощь женщинам в период беременности, родов и послеродовый период, проводится внутренняя экспертиза не менее 50% случаев оказанной медицинской помощи данной категории больных ежемесячно с оформлением 15%.
- Выявленные недостатки в оказании медицинской помощи анализируются на первой ступени контроля заведующими отделениями по каждому врачу с ежемесячным обобщением и рассмотрением в отделении, с принятием мер к их устранению.
- 3. Заместитель главного врача медицинской организации по лечебной, амбулаторно-поликлинической, клинико-экспертной работе (вторая ступень контроля).
- Заместитель главного врача по медицинской части несет персональную ответственность за организацию контроля качества и безопасности медицинской деятельности в целом.
- Основными задачами второй ступени контроля являются:
- - изучение удовлетворенности пациентов оказанной медицинской помощью в конкретной медицинской организации;
- - выявление и анализ дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказавших негативное воздействие и повлекших за собой снижение качества и эффективности медицинской помощи; оценка состояния и использования кадровых и материально-технических ресурсов в конкретной медицинской организации;
- - контроль обоснованности назначения и выписки лекарственных препаратов на основании нормативных документов, утвержденных в установленном порядке, в том числе лицам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;
- - соблюдение требований к качеству оформления документации;
- - расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи;
- - контроль внедрения новых ресурсосберегающих технологий и методик лечения больных;
- - контроль реализации управленческих решений.
- В должностной инструкции заместителя главного врача по медицинской части (по лечебной, амбулаторно-поликлинической, клинико-экспертной работе) должна быть предусмотрена функция обеспечения контроля качества и безопасности медицинской деятельности в организации.
- Заместители руководителей медицинских организаций координируют работу в направлении повышения качества и безопасности медицинской деятельности, дают рекомендации и разъяснения по данному направлению работы.
- Заместители руководителей медицинских организаций в течение месяца проводят не менее 20 экспертиз медицинских карт амбулаторных больных и не менее 3% от всех выписавшихся из стационара пациентов с оформлением результатов всех проведенных экспертиз в карте экспертной оценки.
- 4. Врачебная комиссия (третья ступень контроля).
- Врачебная комиссия медицинской организации (далее - врачебная комиссия) создается в медицинской организации независимо от ее организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной принадлежности.
- Председателем врачебной комиссии является руководитель медицинской организации или его заместитель, имеющий высшее медицинское образование, соответствующий сертификат специалиста, в том числе по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье".
- Членами врачебной комиссии являются заведующие структурными подразделениями медицинской организации, врачи-специалисты из числа наиболее опытных штатных работников медицинской организации. К работе врачебной комиссии могут привлекаться врачи-специалисты других медицинских организаций.
- Персональный состав врачебной комиссии утверждается руководителем медицинской организации ежегодно.
- Основными задачами третьей ступени контроля являются:
- - изучение удовлетворенности пациентов оказанной медицинской помощью в конкретной медицинской организации;
- - выявление и анализ дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказавших негативное воздействие и повлекших за собой снижение качества и эффективности медицинской помощи; оценка состояния и использования кадровых и материально-технических ресурсов медицинской организации;
- - контроль обоснованности назначения и выписки лекарственных средств на основании нормативных документов, утвержденных в установленном порядке, в том числе лицам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;
- - соблюдение требований к качеству оформления документации;
- - расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи;
- - подготовка рекомендаций, способствующих повышению качества и направленных на предупреждение дефектов в работе, врачебных ошибок;
- - контроль реализации управленческих решений.
- Заседания врачебной комиссии проводятся в соответствии с утвержденным в медицинской организации графиком.
- При осуществлении контроля качества и безопасности медицинской деятельности врачебная комиссия:
- - проводит выборочную экспертную проверку качества и безопасности медицинской деятельности в отделениях медицинской организации;
- - организует контроль выполнения нормативных и методических документов в сфере контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации;
- - принимает решение по представлению лечащего врача и заведующего отделением, дает заключения в случаях, установленных законодательством;
- - принимает решения и дает заключения в решении сложных клинико-экспертных вопросов, возникающих при проведении контроля в отделениях;
- - рассматривает обращения физических и юридических лиц по вопросам качества и безопасности медицинской деятельности;
- - рассматривает план мероприятий по устранению причин снижения качества и безопасности медицинской деятельности;
- - представляет предложения руководителю организации о поощрении или взыскании специалистов медицинской организации в зависимости от качества оказываемой медицинской помощи;
- - проводит ежеквартальный анализ работы по контролю качества и безопасности медицинской деятельности в разрезе структурных подразделений.
- Врачебная комиссия медицинской организации проводит экспертизу всех представленных на рассмотрение случаев с оформлением результатов в Журнале учета клинико-экспертной работы медицинской организации (ф. 035/у-02) и заполнением карт экспертной оценки.
- 5. Аптечная организация.
- В рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности руководитель структурного подразделения медицинской организации, осуществляющего хранение лекарственных препаратов для медицинского применения, обеспечивает контроль за качеством применяемых в лечебном процессе лекарственных препаратов.
- Для обеспечения использования лекарственных препаратов, соответствующих требованиям к их качеству, и предупреждения поступления недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных препаратов проводятся следующие мероприятия:
- - все поставки товара должны сопровождаться документами, позволяющими установить дату отгрузки, наименование лекарственного препарата (включая лекарственную форму и дозировку), номер серии и партии, количество поставленного товара; документами, подтверждающими качество лекарственных препаратов;
- - каждая серия подвергается приемочному контролю, который заключается в проверке поступающих лекарственных препаратов на соответствие государственным стандартам по показателям "Описание", "Упаковка", "Маркировка", в проверке соответствия лекарственных препаратов сопроводительным документам, наличия документов, подтверждающих качество (декларация о соответствии или информация о ней в товарно-транспортной накладной, сертификат соответствия на медицинские иммунобиологические препараты);
- - обязательным условием допуска лекарственных препаратов к применению является проверка его регистрации в Государственном Реестре лекарственных препаратов и отсутствие в числе недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных препаратов;
- - поступившие лекарственные препараты размещаются по местам хранения с учетом их физико-химических свойств, фармакологической группы и способа применения;
- - хранение лекарственных препаратов осуществляется в соответствии с Приказом МЗСР РФ от 23 августа 2010 г. N 706н "Об утверждении правил хранения лекарственных средств".
- Экспертиза качества (эффективности) и безопасности медицинской деятельности проводится в соответствии с Методическими рекомендациями Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2002 N 2510/224-03-34 "Учет, оценка и анализ клинико-экспертной деятельности лечебно-профилактических учреждений".
- Информация по результатам внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях в соответствии с приложением 7 к Положению о внутреннем контроле предоставляется в отдел по лицензированию медицинской, фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ и контролю качества оказания медицинской помощи департамента здравоохранения области, ежеквартально до 2 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
- 3. Случаи, подлежащие обязательному внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности
- Внутреннему экспертному контролю обязательно подлежат:
- 1. случаи летальных исходов;
- 2. случаи развития внутрибольничных инфекций и осложнений;
- 3. случаи первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста;
- 4. случаи повторной госпитализации по поводу одного и того же заболевания в течение 30 дней со дня завершения лечения в стационаре;
- 5. случаи заболеваний с удлиненными или укороченными (свыше 30%) сроками лечения в соответствии со Стандартами (протоколами ведения больных);
- 6. случаи поздней диагностики и ошибок в установлении диагноза;
- 7. случаи, сопровождающиеся жалобами пациентов или их законных представителей;
- 8. запросы КОФОМС и СМО.
- 9. случаи осложнений, возникших у беременных женщин и родильниц во время беременности, родов и послеродовом периоде;
- 10. случаи нежелательных и неблагоприятных побочных реакций, возникших после применения лекарственных препаратов.
- На всех ступенях контроля качества и безопасности медицинской деятельности в первую очередь осуществляется экспертиза случаев, подлежащих обязательному внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности.
- Прочие случаи оказания медицинской помощи имеют одинаковую возможность быть подвергнутыми экспертной оценке, что обеспечивается статистическим методом "случайной" выборки.
- Результаты экспертизы оформляются в "Карте экспертной оценки качества и безопасности медицинской деятельности в стационаре" по профилям (приложения 1, 2, 3, 4, 5, 6 ).
- 4. Проведение внутреннего контроля назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания
- Внутренний контроль назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства.
- Целью осуществления внутреннего контроля за назначением лекарственных препаратов при амбулаторном лечении больных является:
- - обеспечение реализации Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об Основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
- - обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на получение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, больных фенилкетонурией при амбулаторном лечении;
- - рациональное использование финансовых средств бюджетов всех уровней;
- - внедрение новых ресурсосберегающих технологий и методик лечения больных;
- - обеспечение контроля за назначением и использованием наркотических средств, психотропных веществ, анаболических стероидов и иных лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету.
- Внутренний контроль за назначением лекарственных препаратов амбулаторным больным осуществляется должностными лицами медицинских организаций, а также департамента здравоохранения Костромской области в пределах своей компетенции.
- Уровни внутреннего контроля за назначением лекарственных препаратов амбулаторным больным:
- - заведующий отделением медицинской организации (при наличии в штатном расписании организации) (первый уровень);
- - заместитель главного врача по клинико-экспертной работе и/или по поликлинической службе или врачебная комиссия медицинской организации (второй уровень).
- Внутреннему контролю подлежат случаи назначения гражданам:
- - наркотических средств, психотропных веществ, анаболических стероидов и иных лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету;
- - пяти и более лекарственных препаратов одновременно одному больному;
- - льготных лекарственных препаратов на курс лечения больных, включенных в Федеральный регистр: гемофилией, болезнью Гоше, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, злокачественными заболеваниями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей;
- - лекарственных препаратов, не включенных в стандарты медицинской помощи при нетипичном течении болезни, наличии осложнений основного заболевания и (или) сочетанных заболеваний, при назначении опасных комбинаций лекарственных препаратов, а также индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов;
- - льготных лекарственных препаратов на курс лечения более одного месяца;
- - льготных лекарственных препаратов, входящих в раздел XXX "Средства, применяемые по решению врачебной комиссии, утвержденному главным врачом лечебно-профилактического учреждения" Приказа Минздравсоцразвития РФ от 18 сентября 2006 N 665 "Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи" (с изменениями и дополнениями к нему);
- а также:
- - обоснованность назначения лекарственных препаратов, их доз и кратность назначения, соответствие стандартам медицинской помощи (протоколам ведения больных);
- - соблюдение правил назначения и выписывания лекарственных препаратов в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.02.2007 N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания";
- - правильность подбора синонимической и аналоговой замены при назначении лекарственных препаратов в случаях отсутствия в аптечной организации лекарственных препаратов, включенных в стандарты медицинской помощи;
- - качество ведения учетной медицинской документации в соответствии с требованиями Приказа Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 255 "О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг" - медицинской карты амбулаторного больного (ф. 025/у-04 ), истории развития ребенка (ф. 112/у), паспорта врачебного участка граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг (ф. 030П/у ), сведения о лекарственных препаратах, выписанных и отпущенных гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг (ф. 030-Р/у );
- - качество и своевременность определения потребности в необходимых лекарственных препаратах для обеспечения льготных категорий граждан по рецептам врача (фельдшера) в соответствии с порядком ведения и актуализации персонифицированных данных для раздельного (по заболеваниям) учета федеральных и региональных льготников и их потребности в лекарственных препаратах, изделиях медицинского назначения и специализированных продуктах питания на территории Костромской области, утвержденным приказом департамента здравоохранения Костромской области;
- - соблюдение порядка хранения и выдачи рецептурных бланков;
- - соблюдение порядка приема, хранения и передачи на уничтожение неиспользованных наркотических средств, принятых от родственников онкологических больных.
- Плановые и целевые проверки обоснованности назначения и выписки гражданам лекарственных препаратов осуществляются на первом уровне контроля ежедневно. Экспертизе подвергается не менее 3% амбулаторных карт пациентов, получающих постоянное поддерживающее лечение, и не менее 5% амбулаторных карт пациентов, получающих курсовое лечение.
- Плановые и целевые проверки обоснованности назначения и выписки гражданам лекарственных препаратов осуществляются на втором уровне контроля не реже одного раза в неделю.
- При плановой и целевой проверке экспертному контролю подвергаются не менее 5% амбулаторных карт пациентов, из них не менее 10 амбулаторных карт пациентов, получивших льготные рецепты.
- Обязательному внутреннему контролю первого и второго уровня подлежат все случаи назначения и выписки:
- - наркотических средств, психотропных веществ, анаболических стероидов и иных лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету;
- - пяти и более лекарственных препаратов одновременно одному больному;
- - лекарственных препаратов, не включенных в стандарты медицинской помощи при нетипичном течении болезни, наличии осложнений основного заболевания и (или) сочетанных заболеваний, при назначении опасных комбинаций лекарственных препаратов, а также индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов;
- - нарушения порядка оформления рецептов и амбулаторных карт граждан;
- - претензии или жалобы граждан.
- Кратность проведения плановых проверок обоснованности назначения и выписки гражданам льготных лекарственных препаратов:
- - на третьем уровне - не реже 1 раза в квартал;
- - на четвертом уровне - не реже одного раза в 2 года.
- Результаты внутреннего контроля первого, второго уровней оформляются в виде записей в Журнале учета клинико-экспертной работы медицинской организации (ф. 035/у-02).
- Результаты проведения плановых и целевых внутренних экспертиз обоснованности назначения и выписки гражданам лекарственных препаратов оформляются в виде справки (акта).
- Контроль за рациональным назначением лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения в стационарах медицинских организаций осуществляется:
- - в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.02.2007 N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания";
- - в соответствии с утвержденными стандартами лечения;
- - в случае выписки лекарственных препаратов сверх утвержденного "Территориального базового перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов", применяемых при реализации территориальной программы ОМС и являющихся частью Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам РФ, проживающим на территории Костромской области.
Карта экспертной оценки качества и безопасности медицинской деятельности педиатрического профиля
Ф.И.О. пациентки _________________________________________________________ N истории болезни, (медицинской карты амбулаторного больного _____________ Ф.И.О. врача _____________________________________________________________ Диагноз и код по МКБ _____________________________________________________
N Дефект Эксперт (баллы) Реэксперт (баллы) 1. Дефекты в обследовании: 1.1. Обследована полностью (0) 1.2. Обследована не полностью (1) 1.3. Назначение необоснованного обследования (2) 2. Дефекты в лечении: 2.1. Нет (0) 2.2. Недостаточное лечение основного или сопутствующего заболеваний (2) 2.3. Полипрогмазия (2) 3. Решение вопросов врачебно-трудовой экспертизы: 3.1. Решены правильно (0) 3.2. Решены не полностью (1) 3.3. Несвоевременное направления на ВК (2) 3.4. Погрешности в оформлении листка нетрудоспособности (1) 4. Качество ведения истории болезни, амбулаторной карты (правильно оформленная карта первичного осмотра, предварительный и основной диагноз, ксерокопия предыдущего лечения, осмотр завотделением, правильное оформление листа назначений, этапный эпикриз, обходы завотделением, информированные согласия, проведение ВК, кратность и качество записей дневников, динамика ЭКГ, эпикриз): 4.1. Удовлетворительное (0) 4.2. Имеются дефекты (1) 4.3. Неудовлетворительное (3) 5. Сроки лечения: 5.1. Соответствуют стандарту, оправданно завышены или занижены (0) 5.2. Неоправданно завышены или занижены (2) 6. Оценка работы заведующего отделением: Удовлетворительная (1) Неудовлетворительная (2) ВСЕГО - Эксперт
- Реэксперт
Карта экспертной оценки качества и безопасности медицинской деятельности акушерско-гинекологического профиля в женской консультации, акушерско-гинекологическом кабинете
Ф.И.О пациентки __________________________________________________________ N медицинской карты амбулаторного больного (индивидуальной карты беременной и родильницы) _________________________________________________ Ф.И.О. врача _____________________________________________________________ Диагноз и код по МКБ _____________________________________________________
N Дефект Эксперт (баллы) Реэксперт (баллы) 1. Дефекты в обследовании: 1.1. Обследована полностью (0) 1.2. Обследована не полностью (1) 1.3. Назначение необоснованного обследования (2) 2. Дефекты в лечении: 2.1. Нет (0) 2.2. Недостаточное лечение основного или сопутствующего заболеваний (2) 2.3. Полипрогмазия (2) 3. Решение вопросов врачебно-трудовой экспертизы: 3.1. Решены правильно (0) 3.2. Решены не полностью (1) 3.3. Несвоевременное направления на ВК (2) 3.4. Погрешности в оформлении листка нетрудоспособности (1) 4. Качество ведения истории болезни (правильно оформленная карта первичного осмотра, предварительный и основной диагноз, ксерокопия предыдущего лечения, осмотр завотделением, правильное оформление листа назначений, этапный эпикриз, обходы завотделением, информированные согласия, проведение ВК, кратность и качество записей дневников, динамика ЭКГ, эпикриз): 4.1. Удовлетворительное (0) 4.2. Имеются дефекты (1) 4.3. Неудовлетворительное (3) 5. Оценка работы заведующей женской консультации: Удовлетворительная (1) Неудовлетворительная (2) ВСЕГО - Эксперт
- Реэксперт
Карта экспертной оценки качества и безопасности медицинской деятельности акушерско-гинекологического профиля в круглосуточном стационаре, дневном стационаре
Ф.И.О. больного __________________________________________________________ N истории болезни (истории родов)_________________________________________ Дата выписки _______________ Лечащий врач ________________________________ Диагноз и код по МКБ _____________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
N Дефект Эксперт (баллы) Реэксперт (баллы) 1. Дефекты в обследовании: 1.1. Обследована полностью (0) 1.2. Обследована не полностью (1) 1.3. Назначение необоснованного обследования (2) 2. Дефекты в лечении: 2.1. Нет (0) 2.2. Недостаточное лечение основного или сопутствующего заболевания (2) 2.3. Полипрогмазия (2) 3. Решение вопросов врачебно-трудовой экспертизы: 3.1. Решены правильно (0) 3.2. Решены не полностью (1) 3.3. Несвоевременное направления на ВК (2) 3.4. Погрешности в оформлении листка нетрудоспособности (1) 4. Качество ведения истории болезни (правильно оформленная карта первичного осмотра, предварительный и основной диагноз, ксерокопия предыдущего лечения, осмотр завотделением, правильное оформление листа назначений, этапный эпикриз, обходы завотделением, информированные согласия, проведение ВК, кратность и качество записей дневников, динамика ЭКГ, эпикриз): 4.1. Удовлетворительное (0) 4.2. Имеются дефекты (1) 4.3. Неудовлетворительное (3) 5. Сроки лечения: 5.1. Соответствуют стандарту, оправданно завышены или занижены (0) 5.2. Неоправданно завышены или занижены (2) 6. Дефекты оперативного лечения: Нет (0) Были (не повлиявшие на исход операции) (1) Были (оказавшие негативное влияние на течение заболевания) (2) 7. Дефекты анестезиологической службы: Нет (0) Были (не оказавшие негативного влияния на течение заболевания) (1) Были (2) 8. Дефекты работы отделения реанимации: Нет (0) Были (не оказавшие негативного влияния на течение заболевания) (1) Были (оказавшие негативное влияние на течение заболевания) (2) 9. Оценка работы заведующего отделением: Удовлетворительная (1) Неудовлетворительная (2) ВСЕГО - Эксперт
- Реэксперт
Карта экспертной оценки качества и безопасности медицинской деятельности хирургического профиля
Ф.И.О. больного __________________________________________________________ N истории болезни (амбулаторной карты) ___________________________________ Дата выписки _______________ Лечащий врач ________________________________ Диагноз и код по МКБ _____________________________________________________
N Дефект Эксперт (баллы) Реэксперт (баллы) 1. Дефекты в обследовании: 1.1. Обследована полностью (0) 1.2. Обследована не полностью (1) 1.3. Назначение необоснованного обследования (2) 2. Дефекты в лечении: 2.1. Нет (0) 2.2. Недостаточное лечение основного или сопутствующего заболевания (2) 2.3. Полипрогмазия (2) 3. Решение вопросов врачебно-трудовой экспертизы: 3.1. Решены правильно (0) 3.2. Решены не полностью (1) 3.3. Несвоевременное направления на ВК (2) 3.4. Погрешности в оформлении листка нетрудоспособности (1) 4. Качество ведения истории болезни, амбулаторной карты (правильно оформленная карта первичного осмотра, предварительный и основной диагноз, ксерокопия предыдущего лечения, осмотр завотделением, правильное оформление листа назначений, этапный эпикриз, обходы завотделением, информированные согласия, проведение ВК, кратность и качество записей дневников, динамика ЭКГ, эпикриз): 4.1. Удовлетворительное (0) 4.2. Имеются дефекты (1) 4.3. Неудовлетворительное (3) 5. Сроки лечения: 5.1. Соответствуют стандарту, оправданно завышены или занижены (0) 5.2. Неоправданно завышены или занижены (2) 6. Дефекты оперативного лечения: Нет (0) Были (не повлиявшие на исход операции) (1) Были (оказавшие негативное влияние на течение заболевания) (2) 7. Дефекты анестезиологической службы: Нет (0) Были (не оказавшие негативного влияния на течение заболевания) (1) Были (2) 8. Дефекты работы отделения реанимации: Нет (0) Были (не оказавшие негативного влияния на течение заболевания) (1) Были (оказавшие негативное влияние на течение заболевания) (2) 9. Оценка работы заведующего отделением: Удовлетворительная (1) Неудовлетворительная (2) ВСЕГО - Эксперт
- Реэксперт
Карта экспертной оценки качества и безопасности медицинской деятельности терапевтического профиля
Ф.И.О. больного __________________________________________________________ N истории болезни (амбулаторной карты) ___________________________________ Дата выписки _______________ Лечащий врач ________________________________ Диагноз и код по МКБ _____________________________________________________
N Дефект Эксперт (баллы) Реэксперт (баллы) 1. Дефекты в обследовании: 1.1. Обследована полностью (0) 1.2. Обследована не полностью (1) 1.3. Назначение необоснованного обследования (2) 2. Дефекты в лечении: 2.1. Нет (0) 2.2. Недостаточное лечение основного или сопутствующего заболевания (2) 2.3. Полипрогмазия (2) 3. Решение вопросов врачебно-трудовой экспертизы: 3.1. Решены правильно (0) 3.2. Решены не полностью (1) 3.3. Несвоевременное направления на ВК (2) 3.4. Погрешности в оформлении листка нетрудоспособности (1) 4. Качество ведения истории болезни, амбулаторной карты (правильно оформленная карта первичного осмотра, предварительный и основной диагноз, ксерокопия предыдущего лечения, осмотр завотделением, правильное оформление листа назначений, этапный эпикриз, обходы завотделением, информированные согласия, проведение ВК, кратность и качество записей дневников, динамика ЭКГ, эпикриз): 4.1. Удовлетворительное (0) 4.2. Имеются дефекты (1) 4.3. Неудовлетворительное (3) 5. Сроки лечения: 5.1. Соответствуют стандарту, оправданно завышены или занижены (0) 5.2. Неоправданно завышены или занижены (2) 6. Оценка работы заведующего отделением: Удовлетворительная (1) Неудовлетворительная (2) ВСЕГО - Эксперт
- Реэксперт
Карта экспертной оценки качества и безопасности медицинской деятельности стоматологическим больным
Учреждение _______________________________________________________________ Ф.И.О. больного __________________________________________________________ N медицинской карты амбулаторного больного _______________________________ Дата проведения экспертного контроля качества ____________________________ Лечащий врач _____________________ отд. __________________________________ Диагноз __________________________________________________________________
N Дефект Эксперт (баллы) Реэксперт (баллы) 1. Наличие информированного согласия: - есть (1) - нет (0) 2. Описание жалоб: - достаточное (2) - недостаточное (1) - отсутствует (0) 3. Сбор анамнеза: - полный (2) - неполный (1) - отсутствует (0) 4. Объективный осмотр: - удовлетворительный (2) - неудовлетворительный (1) - отсутствует (0) 5. Заполнение зубной формулы в карте при первичном осмотре: - заполнена (2) - не полностью (1) - отсутствует (0) 6. Дополнительное обследование: - проведено полностью (2) - проведено не полностью (1) - не проведено (0) 7. Диагноз выставлен: - правильно (1) - ошибочно (0) 8. Лечение: - проведено адекватно (1) - неадекватно (0) 9. Сроки лечения: - отсутствуют (2) - оправдано завышены или занижены (1) - не соответствуют (0) 10. Результат лечения (для реэкспертизы): - выздоровление (4) - улучшение (3) - без изменений (2) - ухудшены (1) - летальный исход (0) Всего: - Эксперт
- Реэксперт
_______________________________________________ (название медицинской организации) по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности за ________ квартал 20__ г.
1 ступень 2 ступень 3 ступень Количество проведенных экспертиз Количество выявленных отклонений от клинических протоколов (стандартов): в том числе: - оказавшие негативное влияние на течение и исход заболевания - не оказавшие негативного влияния на течение и исход заболевания - --------------------------------
- <*> Нарушения, оказавшие негативное влияние на течение и исход заболевания, предоставлять в подробном анализе (описание выявленных нарушений, их реальных и возможных последствий, причин их возникновения, проведенная работа, по предотвращению подобных нарушений в будущем).