» » » О нарушении антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в границах присоединенной сети, выразившемся в отказе от заключения договора энергоснабжения с организацией в связи с наличием у последней непогашенной задолженности за ранее оказанные ей коммунальные услуги хозяйствующим субъектом

- Консультации и защита в суде по гражданским и уголовным делам, помощь при ДТП, ведение бракоразводных процессов, раздела имущества и др. -

О нарушении антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в границах присоединенной сети, выразившемся в отказе от заключения договора энергоснабжения с организацией в связи с наличием у последней непогашенной задолженности за ранее оказанные ей коммунальные услуги хозяйствующим субъектом


Ярославская область
Решение Ярославского УФАС России от 04 апреля 2011 года № 03-03/139-10
О нарушении антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в границах присоединенной сети, выразившемся в отказе от заключения договора энергоснабжения с организацией в связи с наличием у последней непогашенной задолженности за ранее оказанные ей коммунальные услуги хозяйствующим субъектом
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
Решение изготовлено в полном объеме 18 апреля 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Балабаев С.А., члены Комиссии - специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Платин В.В., специалист 3 разряда отдела антимонопольного контроля Ганина А.А., рассмотрев 4 апреля 2011 года дело N 03-03/139-10 о нарушении муниципальным унитарным предприятием Рыбинского муниципального района Ярославской области "К" (далее - МУП "К") пункта 5 части 1 статьи 10, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с участием:
от МУП "К" - А.М.В. (представитель по доверенности);
представители ООО "У" на рассмотрение дела не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, Комиссия
Установила:
в Ярославское УФАС России поступило обращение ООО "У" (вх. N 6854 от 09.09.2010) на действия МУП "К", выразившиеся в отказе в заключении договора на оказание коммунальных услуг.
Представитель МУП "К" нарушения антимонопольного законодательства не признал и пояснил, что действовал по отношению ООО "У" в пределах действующего законодательства и не ущемлял его интересы.
В ходе рассмотрения настоящего дела антимонопольным органом установлено следующее.
На общем собрании собственников помещений многоквартирных домов: 42 п. Костино (протокол N 1 от 16.08.2010), дом 41 п. Костино (протокол N 1 от 16.08.2010), дом 39 п. Костино (протокол N 1 от 16.08.2010), дом 30 п. Костино (протокол N 1 от 16.08.2010), дом N 30 п. Костино (протокол от 16.08.2010), дом N 28 п. Костино (протокол N 1 от 16.08.2010), дом N 26 п. Костино (протокол N 1 от 16.08.2010), дом N 24 п. Костино (протокол N 1 от 16.08.2010), дом N 6 по ул. Молодежная в п. Никольское (протокол N 1 от 26.08.2010), дом N 20 п. Костино (протокол N 1 от 16.08.2010), дом N 2 по ул. Молодежная, с. Никольское (протокол N 1 от 26.08.2010), дом N 1 по ул. Молодежная с. Никольское (протокол N 1 от 26.08.2010), дом N 11 по ул. Воровского п. Кстово (протокол N 1 от 16.08.2010), дом N 12 по ул. Воровского п. Кстово (протокол N 1 от 16.08.2010), дом N 1 п. Якуники (протокол N 1 от 16.08.2010), д. 32 п. Костино (протокол N 1 от 31.08.2010), дом N 36 п. Костино (протокол N 1 от 31.08.2010), дом N 4 по ул. Молодежная с. Никольское (протокол N 1 от 26.08.2010), дом N 8 по ул. Воровского п. Кстово (протокол N 1 от 16.08.2010), дом N 18 п. Костино (протокол N 1 от 16.08.2010) приняты решения о выборе в качестве управляющей компании - ООО "У".
По результатам указанных собраний собственниками помещений многоквартирных домов: N 42 п. Костино; д. N 41 п. Костино; д. N 39 п. Костино; д. N 30 п. Костино; д. N 28 п. Костино; д. N 26 п. Костино; д. N 24 п. Костино; д. N 6 по ул. Молодежная в п. Никольское; д. N 20 п. Костино; д. N 2 по ул. Молодежная с. Никольское; д. N 1 по ул. Молодежная с. Никольское; д. N 11 по ул. Воровского п. Кстово; д. N 12 по ул. Воровского п. Кстово заключены договора управления многоквартирными домами с ООО "У" от 01.09.2010.
ООО "У" 23.08.2010 обратилось в адрес МУП "К" с письмом о заключении договора на поставку соответствующих коммунальных ресурсов по указанным выше многоквартирным домам (кроме домов N 32 и 36 в п. Костино).
На указанную просьбу МУП "К" письмом от 26.08.2010 N исх. 01-05/15-01 сообщило ООО "У", что у него перед МУП "К" имеется задолженность за ранее оказанные коммунальные услуги на общую сумму 37128,11 руб. Для заключения договоров на поставку коммунальных ресурсов в указанном письме МУП "К" выдвинуло ряд условий, а именно предоставить документы, подтверждающие право на управление жилищным фондом в поселках Костино, Кстово, Якуники, Никольское, а также погасить образовавшуюся задолженность. Как следует из указанного письма, невыполнение изложенных требований со стороны ООО "У" будет препятствовать заключению договоров.
Таким образом, МУП "К" поставило зависимость заключения договора на поставку коммунальных ресурсов от погашения задолженности.
01.09.2010 ООО "У" обратилось в адрес МУП "К" с письмом о заключении договоров на поставку коммунальных ресурсов по многоквартирным домам N 32 и 36 в п. Костино.
Указанная просьба ООО "У" со стороны МУП "К" осталась без ответа.
Принимая решение о нарушении МУП "К" антимонопольного законодательства, Комиссия исходит из следующего.
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства N 307 от 23.05.2006 ООО "У" является исполнителем, то есть юридическим лицом, предоставляющим коммунальные услуги, приобретающим коммунальные ресурсы и отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Следовательно, договор энергоснабжения, который пыталось заключить ООО "У" с МУП "К" заключался в целях обеспечения потребителей - граждан, проживающих в многоквартирных домах, коммунальными ресурсами.
В силу данного положения ООО "У" не может являться потребителем коммунальных ресурсов, поставляемых МУП "К" (ресурсоснабжающей организацией), однако как исполнитель, в соответствии с Правилами N 307 обязано предоставить потребителям (гражданам) возможность реализовать свои права при приостановлении либо ограничении в предоставлении коммунальных услуг в случае нарушения сроков оплаты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами - императивным нормам.
В соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса РФ предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса РФ правила применяются к отношениям ресурсоснабжения, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 3 Гражданского кодекса РФ к иным правовым актам относятся Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006.
Согласно пункту 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов (договор энергоснабжения), заключаемого (а соответственно и исполняемого) с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006, под коммунальными ресурсами понимаются: холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В связи с изложенным законодательно установлено только одно основание для отказа в заключении договора энергоснабжения - отсутствие технической возможности. Следовательно, действия МУП "К" по установлению зависимости при заключении договора энергоснабжения от погашения задолженности противоречат действующему законодательству и ущемляют интересы ООО "У".
В соответствии со статьей 445 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Таким образом, МУП "К" на предложение ООО "У" о заключении договоров на поставку коммунальных ресурсов по многоквартирным домам N 32 и 36 в п. Костино должно было дать ответ не позднее 01.10.2010.
Вместе с тем ответа на предложение ООО "У" со стороны МУП "К" не последовало, тем самым ущемило его интересы.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически необоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Принимая во внимание, что МУП "К" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в границах присоединенной сети, то действиями по установлению зависимости заключения договора энергоснабжения от погашения задолженности (письмо от 26.08.2010 N 01-05/15-01) нарушен запрет, установленный частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ, а также действиями, выразившимися в уклонении (неответе на предложение ООО "У" от 01.09.2010) от заключения договоров энергоснабжения, нарушен запрет, установленный пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
Решила:
1.Признать муниципальное унитарное предприятие "К" нарушившим часть 1 статьи 10, пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2.Выдать муниципальному унитарному предприятию "К" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3.Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
С.А.БАЛАБАЕВ
Члены Комиссии:
В.В.ПЛАТИН
А.А.ГАНИНА

Предыдущая новость - О нарушении антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению комплекса незадействованных технологических ресурсов в граница ...

Следующая новость - О нарушении антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке реализации природного газа населению, выразившемся в отказе от заключения договора о т ...


Свежие новости в Законодательстве РФ

Обобщена практика прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов власти в 2013 году
Так, прокурорами оспорено более 2,6 тыс. противоречащих федеральному законодательству региональных нормативных правовых актов и около 122 тыс. муниципальных нормативных правовых актов....подробнее

При Минэкономразвития России создан Экспертный совет по контрактным отношениям
Он призван усовершенствовать систему госзакупок....подробнее

С 1 апреля 2014 года увеличатся размеры социальных пенсий
Средний размер пенсий будет обеспечен на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в целом по России....подробнее

Букмекеров могут обязать направлять часть выручки на финансирование физической культуры и спорта
Предлагается установить целевые отчисления в размере до 10% от выручки организатора азартных игр в букмекерской конторе и тотализаторе....подробнее

Недельная инфляция в России составила 0,2%
Такие данные обнародованы Росстатом....подробнее

Разработаны требования к антитеррористической защищенности общественных мест
В частности, предлагается оборудовать все общественные места системой видеомониторинга и инженерными средствами, препятствующими несанкционированному въезду на их территорию транспортных средств....подробнее