» » » О нарушении антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке торговли электрической энергией в границах области, выразившемся в неправомерном прекращении поставки электрической энергии на тяговые подстанции организации, послужившем причиной остановки движения троллейбусного транспорта по установленным маршрутам, при отсутствии необходимого для такого прекращения размера задолженности данной организации

- Консультации и защита в суде по гражданским и уголовным делам, помощь при ДТП, ведение бракоразводных процессов, раздела имущества и др. -

О нарушении антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке торговли электрической энергией в границах области, выразившемся в неправомерном прекращении поставки электрической энергии на тяговые подстанции организации, послужившем причиной остановки движения троллейбусного транспорта по установленным маршрутам, при отсутствии необходимого для такого прекращения размера задолженности данной организации


Ярославская область
Решение Ярославского УФАС России от 21 апреля 2011 года № 03-03/15-11
О нарушении антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке торговли электрической энергией в границах области, выразившемся в неправомерном прекращении поставки электрической энергии на тяговые подстанции организации, послужившем причиной остановки движения троллейбусного транспорта по установленным маршрутам, при отсутствии необходимого для такого прекращения размера задолженности данной организации
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
Решение изготовлено в полном объеме 26.04.2011.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Балабаев С.А., члены Комиссии - главный специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля Завьялов М.Ф., специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Платин В.В., с участием
- от МУП городского округа г. Рыбинск З.Л.А.,
рассмотрев 21 апреля 2011 года дело N 03-03/15-11 о нарушении ОАО "Я" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
Установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее также - антимонопольный орган) из Рыбинской городской прокуратуры поступило заявление МУП городского округа г. Рыбинск "Т" от 12.11.2010 о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ОАО "Я". Нарушение, по мнению заявителя, выразилось в неправомерном прекращении поставки электрической энергии на тяговые подстанции, являющиеся точками поставки по договору, что привело к прекращению движения троллейбусного транспорта по установленным маршрутам.
Принимая решение о признании ОАО "Я" нарушившим антимонопольное законодательство, Ярославское УФАС России исходит из следующего.
ОАО "Я" приказом Ярославского УФАС N 87 от 26.12.2006 включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% в географических границах Ярославской области по виду деятельности "торговля электроэнергией" с долей на рынке более 65%.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Исходя из вышеизложенного, ОАО "Я" занимает доминирующее положение на рынке торговли электрической энергией в границах Ярославской области.
Кроме того, приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 28.12.2007 N 278 "О введении в действие постановления правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 7 декабря 2007 года N ППр-278-ГП "О деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ярославской области" ОАО "Я" присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Ярославской области.
Между ОАО "Я" и "Т" заключен договор N 924 от 01.11.2006, предметом которого является поставка электрической энергии со стороны гарантирующего поставщика в порядке, сроки и количестве, предусмотренные договором, покупатель в свою очередь ее принимает и оплачивает. Точки поставки согласованы сторонами в приложении N 4 к договору.
18.10.2010 со стороны ОАО "Я" было направлено уведомление о введении ограничения режима потребления электрической энергии N 12/3426. По сведениям ОАО "Я" задолженность МУП составляла 2550000 руб. Задолженность предлагалось погасить в срок до 25.10.2010, в противном случае с 27.10.2010 на объекты предполагалось ввести ограничение.
Размер задолженности со стороны ОАО "Я" подтверждается представленным в материалы дела расчету задолженности по договору по состоянию на 15.10.2010.
После получения уведомления МУП "Т" направило в ОАО "Я" письмо от 26.10.2010 N 1385, в котором указывало на то, что задолженность будет погашена в срок до 29.10.2010.
Как следует из представленного расчета на 27.10.2010 (день введения ограничения) у МУП "Т" был внесен аванс за потребление октября в сумме 1160000 руб. (платежные поручения на 710000, 50000, 400000).
Однако в указанные в уведомлении сроки поставка электрической энергии была прекращена.
МУП "Т" в заседании комиссии пояснило, что ограничение было введено не по всем точкам, указанным в уведомлении от 18.10.2010 N 12/3426, а только на п/ст. Веретье, фидеры 7, 16, что фактически привело к отключению электрической энергии на токопроводящей сети в центре города по маршрутам от остановки п. Веретье-2 до остановки НПО "Сатурн", что повлекло изменение маршрутов и прекращение движения троллейбусов, следующих по маршрутам N 1, 6, 8, 5.
Отношения в сфере электроэнергетики регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики".
Порядок ограничения (прекращения) поставки электрической энергии установлен п. 70, 78, 161 Правил функционирования розничного рынка.
В соответствии с п. 161 ограничение режима потребления может вводиться в следующих случаях - неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем.
Расшифровка ненадлежащего исполнения дается в п. 78 Правил функционирования, гарантирующий поставщик вправе в порядке, установленном разделом XIII настоящих Правил, инициировать частичное (полное) ограничение режима потребления электрической энергии (приостановить исполнение обязательств по договору энергоснабжения в случае неисполнения покупателем обязательств по оплате приобретенной им электрической энергии (мощности) и оказанных услуг и возникновения задолженности, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, с учетом особенностей процедуры ограничения отдельных категорий потребителей, установленных разделом XIII настоящих Правил.
Договором предусмотрен следующий порядок оплаты:
40% от планового объема в срок до 28 числа месяца, предшествующего расчетному;
20% от планового объема поставки электрической энергии до 5-го числа расчетного периода;
20% от планового объема поставки в срок до 15-го числа расчетного месяца;
20% от планового объема поставки в срок до 25-го числа расчетного месяца.
Окончательный расчет в срок до 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Однако правилами функционирования предусмотрен иной порядок оплаты. В соответствии с п. 70 покупатели оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику в следующем порядке:
30 процентов стоимости договорного объема потребления электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 10-го числа этого месяца;
40 процентов стоимости договорного объема потребления электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 25-го числа этого месяца;
фактически потребленная в истекшем месяце электрическая энергия (мощность) с учетом средств, ранее внесенных потребителями в качестве оплаты за электрическую энергию (мощность) в расчетном периоде, оплачивается в срок до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
В соответствии с п. 75 Правил функционирования договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора. Договоры энергоснабжения, заключенные до вступления в силу Правил, могут быть продлены при условии приведения их в соответствие с Правилами. Договор между ОАО "Я" и МУП "Т" был заключен до вступления в силу правил и на 2010 г. мог быть пролонгирован сторонами только при условии изменения порядка оплаты в соответствии с Постановлением Правительства от 17.10.2009 N 816, которое вступило в силу с 26 ноября 2009 г.
Таким образом, МУП "Т" должно было до 25.10.2010 внести 70% от планового потребления октября. В соответствии с п. 70 Правил стоимость договорного объема потребления электрической энергии (мощности) для расчета размера платежей, которые должны быть произведены гарантирующему поставщику потребителем 10-го и 25-го числа месяца, в котором осуществляется потребление электрической энергии (мощности), определяется исходя из договорных объемов потребления электрической энергии (мощности) и средневзвешенной цены за единицу электрической энергии (мощности) за предшествующий расчетный период.
Для целей настоящего пункта договорные объемы потребления электрической энергии (мощности) определяются как равные максимальному значению из фактического объема потребления электрической энергии (мощности) за прошлый месяц и договорного объема потребления электрической энергии (мощности) для соответствующего месяца, заявленного покупателем в соответствии с пунктом 67 настоящих Правил.
Договорное потребление на октябрь по сведениям ОАО "Я" составило 925610 кВт. ч, средневзвешенная цена за сентябрь 2,72615 руб./кВт. ч.
Таким образом, общая сумма за договорный объем (100%) = 925610 x 2,72615 = 2523351,7015 руб. МУП "Т" до 25.10.2010 обязано было внести 2523351,7015 x 0,7 = 1766346,19105 (70% от договорного потребления).
Таким образом, задолженность составляла 1766346,19105 - 1160000 = 606346,19105 руб.
Для того, чтобы ограничение было признано правомерным, сумма задолженности должна превышать один период между установленными договором сроками платежа. В данном случае это 40% от договорного объема = 2523351,7015 x 0,4 = 1009340,6806 руб.
Таким образом, задолженность МУП "Т" не достигла нужной суммы, у ОАО "Я" не имелось оснований для введения ограничения.
Действия ОАО "Я" по введению 27.10.2010 ограничения поставки электрической энергии потребителю МУП городского округа г. Рыбинск "Т" при отсутствии необходимого размера задолженности повлекло ущемление прав МУП городского округа г. Рыбинск "Т", граждан, проживающих в г. Рыбинске, является злоупотреблением правом на введение ограничения, образует нарушение части 1 ст. 10 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1 - 4 ст. 41, частью 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
Решила:
1.Признать ОАО "Я" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП.
Председатель Комиссии
С.А.БАЛАБАЕВ
Члены Комиссии:
М.Ф.ЗАВЬЯЛОВ
В.В.ПЛАТИН

Предыдущая новость - О признании ненадлежащей рекламы банковских услуг, размещенной на оборотной стороне счетов-квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг за один из месяцев, доставляемых в почтовые ящики жилых домов, ...

Следующая новость - О нарушении антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке производства и передачи тепловой энергии в границах присоединенной сети, выразившемся ...


Свежие новости в Законодательстве РФ

Обобщена практика прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов власти в 2013 году
Так, прокурорами оспорено более 2,6 тыс. противоречащих федеральному законодательству региональных нормативных правовых актов и около 122 тыс. муниципальных нормативных правовых актов....подробнее

При Минэкономразвития России создан Экспертный совет по контрактным отношениям
Он призван усовершенствовать систему госзакупок....подробнее

С 1 апреля 2014 года увеличатся размеры социальных пенсий
Средний размер пенсий будет обеспечен на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в целом по России....подробнее

Букмекеров могут обязать направлять часть выручки на финансирование физической культуры и спорта
Предлагается установить целевые отчисления в размере до 10% от выручки организатора азартных игр в букмекерской конторе и тотализаторе....подробнее

Недельная инфляция в России составила 0,2%
Такие данные обнародованы Росстатом....подробнее

Разработаны требования к антитеррористической защищенности общественных мест
В частности, предлагается оборудовать все общественные места системой видеомониторинга и инженерными средствами, препятствующими несанкционированному въезду на их территорию транспортных средств....подробнее