» » » О нарушении антимонопольного законодательства при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку медицинского и хирургического оборудования, выразившемся в неправомерном объединении в один лот товаров, имеющих различные функциональные свойства и не связанных технически между собой

- Консультации и защита в суде по гражданским и уголовным делам, помощь при ДТП, ведение бракоразводных процессов, раздела имущества и др. -

О нарушении антимонопольного законодательства при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку медицинского и хирургического оборудования, выразившемся в неправомерном объединении в один лот товаров, имеющих различные функциональные свойства и не связанных технически между собой


Ярославская область
Решение Ярославского УФАС России от 13 мая 2011 года № 06-03/03-11
О нарушении антимонопольного законодательства при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку медицинского и хирургического оборудования, выразившемся в неправомерном объединении в один лот товаров, имеющих различные функциональные свойства и не связанных технически между собой
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
Решение изготовлено в полном объеме 27 мая 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля органов власти Новиков Ю.К., главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Гаврилов С.В., специалист-эксперт отдела контроля органов власти Карамшук А.Г., при участии:
от муниципального учреждения здравоохранения "Г" города Рыбинска (далее - МУЗ "Г") - главный врач С.Н.Ю., юрисконсульт муниципального учреждения "Ц" Б.О.С. (по доверенности);
от ООО "Я" - Р.Л.А. (по доверенности);
рассмотрев дело N 06-03/03-11, возбужденное по признакам нарушения МУЗ "Г" части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
Установила:
основанием для возбуждения настоящего дела послужило обращение ООО "Я" о правомерности объединения Заказчиком товаров, входящих в общий класс, но относящихся к разным подклассам и разным видам Номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 01.12.2010 (далее - Номенклатура товаров, работ, услуг), в один лот при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на поставку медицинского и хирургического оборудования для нужд МУЗ "Г".
На заседании Комиссии представитель ООО "Я" пояснил, что впервые при проведении аукциона на приобретение товаров медицинского назначения Заказчик, пользуясь Номенклатурой товаров, работ, услуг, включил в состав одного лота весь ассортимент товара, предлагаемого к поставке.
Представители МУЗ "Г" не признали нарушения антимонопольного законодательства и пояснили следующее. При размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, в документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов). Анализ приведенных нормативных положений позволяет сделать вывод о том, что при размещении заказа заказчик наделен правом самостоятельного выделения отдельных лотов (по группам, классам, видам и иным единицам), правом выставления предмета торгов единым лотом, а также правом определения его содержания (с обязательным указанием отдельных условий оказания соответствующих услуг). Вместе с тем Закон о размещении заказов не содержит требований к порядку формирования лотов, что представляет заказчику дополнительную самостоятельность в решении данного вопроса. Предметом объявленного аукциона является право заключения муниципального контракта на товары, непосредственно связанные между собой, то есть предмет аукциона являлся комплексным, имеющим единую функциональную направленность - использование для оказания медицинской помощи. Продукция, которая предполагалась к поставке, относится к одному виду (классу) продукции - 311000 "Медицинское и хирургическое оборудование, ортопедические приспособления", в связи с чем федеральный орган исполнительной власти отнес их к одной группе товаров Номенклатуры. Объединение товаров в один лот позволит обеспечить не только своевременную поставку всего комплекса необходимых товаров, но и рациональное расходование бюджетных средств - чем крупнее партия товара, тем больше возможность снижения цены.
Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.
Законом о размещении заказов и Законом о защите конкуренции определены цели размещения заказов: обеспечение единства экономического пространства на территории России, эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развитие добросовестной конкуренции, совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В соответствии с частью 2.1 статьи 10 Закона о размещении заказов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении аукциона, в документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров.
Согласно частям 1, 2 статьи 22, статьи 34 Закона о размещении заказов заказчик самостоятельно принимает решение при формировании лотов, в том числе в отношении предмета размещаемого заказа, начальной (максимальной) цены контракта, сроков и иных условий поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) с учетом ограничений, установленных законодательством.
Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Объединение в один лот различных по функциональным и технологическим характеристикам товаров при проведении торгов приводит или может привести к сокращению числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в торгах по отдельным товарам или группам таких товаров, поскольку, исходя из положений конкурсной документации и требований Закона о размещении заказов, участник размещения заказа не допускается к участию в конкурсе в случае, если его заявка не соответствует требованиям конкурсной документации, при этом заключение контракта на поставку отдельных позиций лота не допускается.
Следовательно, формируя лоты, заказчику необходимо учитывать технологическую и функциональную связь включаемых в них товаров, работ и услуг, чтобы не допустить ограничения числа возможных участников размещения заказа.
Из материалов дела следует, что Заказчиком открытого аукциона в электронной форме является МУЗ "Г". Согласно Извещению о проведении открытого аукциона Заказчиком определен предмет контракта - поставка медицинского и хирургического оборудования для нужд МУЗ "Г". Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 10.05.2011. Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе - 13.05.2011. Дата проведения аукциона в электронной форме - 16.05.2011. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4652471,00 руб. Количество (объем) поставляемого товара - в соответствии со Спецификацией (приложение к информационной карте документации об аукционе в электронной форме). Согласно Спецификации к документации об аукционе в электронной форме несколько видов продукции объединены в один лот (всего 110 позиций).
Доводы представителей МУЗ "Г" о том, что основанием для объединения товаров в один лот явилось то, что предмет аукциона являлся комплексным, имеющим единую функциональную направленность - использование для оказания медицинской помощи, а также то, что все товары относятся к одному классу продукции - 3311000 "Медицинское и хирургическое оборудование; ортопедические приспособления" Номенклатуры товаров, работ, услуг, Комиссией не могут быть приняты по следующим основаниям.
В силу положений Закона о размещении заказов, по мнению Комиссии, предметом торгов являются товары, указанные в лоте, а не его направленность, указывающая на цель использования поставляемых товаров (для оказания медицинской помощи).
В данном случае, согласно Спецификации к открытому аукциону, предметом аукциона являются товары, указанные в лоте, а именно: шприц инъекционный с иглой, зонд силиконовый для остановки кровотечения из вен пищевода (по типу Блекмора), набор для пункции плевральной полости, система трансфузионная для переливания крови и кровезаменителей однократного применения, скальпель стерильный одноразовый, перчатки анатомические (хирургические), пластырь, устройство для регулирования направления инфузионных потоков, электроды одноразовые для ЭКГ, бинт марлевый медицинский, термометр медицинский, тонометр, стетофонендоскоп врачебный и др., всего 100 позиций.
Вместе с тем Комиссия считает, что товары, включенные в состав лота, имеют различные функциональные свойства (функция - значение, назначение чего-либо (Большой толковый словарь русского языка, Санкт-Петербург, "Норинт", 2000 г.)) и не связаны технологически между собой.
К примеру:
- перчатки анатомические (хирургические) используются для предотвращения попадания возбудителей инфекции в рану с кожи рук медперсонала при операциях и различных манипуляциях и от вредного воздействия на кожу рук при работе с дезинфицирующими свойствами, токсичными веществами (Малая медицинская энциклопедия. - М., http://dic.academic.ru/);
- шприцы являются хирургическим инструментом для инъекций - введения жидкостей подкожно, внутримышечно или в кровеносный сосуд (Научно-технический энциклопедический словарь, http://dic.academic.ru/);
- тонометр имеет совершенно иную функциональную направленность - прибор, служащий для измерения давления (крови, внутриглазного давления, тонического напряжения мышц) (Большой толковый словарь русского языка, Санкт-Петербург, "Норинт", 2000 г.).
Также согласно Спецификации к аукциону, самим Заказчиком определены технические, функциональные характеристики (потребительские свойства) поставляемого товара, в том числе:
- игла биопсийная 16G одноразовая, стерильная - игла для автоматической биопсийной системы Fast gun, гильотинного типа, предназначена для проведения биопсии мягких тканей с целью получения образца ткани для гистологических исследований...;
- набор для пункции плевральной полости - назначение: пункция плевральной полости с целью удаления различных жидкостей, воздуха при пневмотораксе или для введения медикаментов...;
- мини Спайк Плюс канюля или аналог - аспирационная фильтр-канюля для многократного забора медикаментов из флаконов...;
- зонд силиконовый для остановки кровотечения из вен пищевода (по типу Блекмора) - предназначен для лечения больных с кровотечением из варикозно-расширенных вен при портальной гипертензии в хирургических отделениях клиник и больниц.
Следовательно, данные товары не являются однородными по своему потребительскому назначению, не взаимозаменяемы и могут использоваться (функционировать) самостоятельно. Производство одних из вышеуказанных товаров не преследует цель обеспечить работоспособность, осуществление функций других товаров, включенных в лот.
По мнению Комиссии, Номенклатура товаров, работ, услуг не связана с формированием размещаемого заказа (лотов). Одноименность предназначена для целей ограничения количества размещаемых заказов в квартал (заключенных контрактов (договоров) по "малым закупкам до 100000 руб." и по результатам запросов котировок соответственно). То, что продукция включена в одну группу по одноименности, вовсе не означает, что ее можно объединять только в один лот. При формировании лотов необходимо обращать внимание на другой фактор - технологическую и функциональную взаимосвязь товаров, включаемых в состав лота, чтобы при проведении торгов не допустить ограничения конкуренции ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могли принять участие в торгах по отдельным товарам или группам таких товаров.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
С учетом имеющихся в деле материалов, пояснений участвующих в деле лиц Комиссия приходит к выводу о том, что действия МУЗ "Г", выразившиеся в объединении в один лот товаров, не связанных между собой технологически и функционально, привели или могли привести к ограничению конкуренции при проведении торгов, что является нарушением требований части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
Решила:
1.Признать муниципальное учреждение здравоохранения "Г" города Рыбинска нарушившим часть 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2.Выдать муниципальному учреждению здравоохранения "Г" города Рыбинска предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
И.Г.ПАУТОВ
Члены Комиссии:
Ю.К.НОВИКОВ
С.В.ГАВРИЛОВ
А.Г.КАРАМШУК

Предыдущая новость - О признании необоснованной жалобы организации на действия аукционной комиссии муниципального заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракт ...

Следующая новость - О нарушении антимонопольного законодательства аукционной комиссией государственного заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на мо ...


Свежие новости в Законодательстве РФ

Общественников не устраивают предлагаемые Правительством РФ поправки в закон об ОСАГО
Напомним, законопроект о внесении этих поправок находится на рассмотрении Госдумы с декабря 2012 года....подробнее

В 2014 году в России планируется ввести в эксплуатацию 115 км скоростных платных автодорог
Об этом заявил представитель Государственной компании "Автодор" Владимир Потапов....подробнее

Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд могут уточнить
В частности, предлагается закрепить механизм отчуждения такого участка в пользу другого лица....подробнее

В Совете Федерации обсудили вопросы развития государственной системы изготовления, оформления и контроля загранпаспортов нового поколения
По итогам обсуждения будет подготовлен законопроект, направленный на устранение выявленных недостатков в законодательстве....подробнее

Бюджетам Республики Крым и г. Севастополя будут предоставлены дотации в размере более 13 млрд руб.
Такая мера предусмотрена в целях обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов РФ....подробнее

Подведены итоги кампании 2013 года по переводу пенсионных накоплений в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды
Так, около 10 млн россиян изъявили желание сменить страховщика....подробнее